Принципы критики. Искусство как познание. Интеллектуализм этой формулы. Критика теории образ- ности. Практические результаты этой теории. Непонимание психологии формы. Зависимость от ассоциатив- ной и сенсуалистической психологии.
В психологии было выдвинуто чрезвычайно много раз- личных теорий, из которых каждая по-своему разъясня- ла процессы художественного творчества или восприя- тия. Однако чрезвычайно немногие попытки были дове- дены до конца. Мы не имеем почти ни одной совершен- но законченной и сколько-нибудь общепризнанной си- стемы психологии искусства. Те авторы, которые пыта- ются свести воедино все наиболее ценное, созданное в этой области, как Мюллер-Фрейенфельс, по самому су- ществу дела обречены на эклектическую сводку самых раз- ных точек зрения и взглядов. Большей частью психоло- ги отрывочно и фрагментарно разрабатывали только от- дельные проблемы интересующей нас теории искусства, причем вели это исследование часто в совершенно раз- ных и непересекающихся плоскостях, так что без какой- либо объединяющей идеи или методологического прин- ципа было бы трудно подвергнуть систематической кри- тике все, что психология сделала в этом направлении.
42 Л. С. Выготский. Психология искусства
Предметом нашего рассмотрения могут служить только те психологические теории искусства, которые, во-первых, доведены до сколько-нибудь законченной си- стематической теории, а во-вторых, лежат в одной пло- скости с предпринимаемым нами исследованием. Иначе говоря, нам придется критически столкнуться только с теми психологическими теориями, которые оперируют при помощи объективно аналитического метода, то есть в центр своего внимания ставят объективный анализ са- мого художественного произведения и, исходя из этого анализа, воссоздают соответствующую ему психологию. Те системы, которые построены на других методах и при- емах исследования, оказываются в совершенно другой плоскости, и для того, чтобы проверить результаты на- шего исследования при помощи прежде установленных фактов и законов, нам придется подождать самых конеч- ных итогов нашего исследования, так как только край- ние выводы могут быть сопоставлены с выводами дру- гих исследований, которые шли другим путем.
Благодаря этому очень ограничивается и суживается круг подлежащих критическому рассмотрению теорий и становится возможным свести их к трем основным типи- ческим психологическим системам, из которых каждая объединяет вокруг себя множество отдельных частных исследований, несогласованных взглядов и т. п.
Остается еще прибавить, что самая критика, которую мы намерены развить ниже, по самому смыслу постав- ленной перед ней задачи должна исходить из чисто пси- хологической состоятельности и достоверности каждой теории. Заслуги каждой из рассматриваемых теорий и ее специальной области, например в языкознании, тео- рии литературы и т. п., остаются здесь вне учета.
Первая и наиболее распространенная формула, с ко- торой приходится встретиться психологу, когда он под- ходит к искусству, определяет искусство как познание. Восходя к В. Гумбольдту, эта точка зрения была бле- стяще развита в трудах Потебни и его школы и послу- жила основным принципом в целом ряде его плодотвор- ных исследований. Она же в несколько модифицирован- ном виде подходит чрезвычайно близко к общераспро- страненному и из далекой древности идущему учению о том, что искусство есть познание мудрости и что поуче- ние и наставление — одна из главных его задач. Основ-
Критика 43
ным взглядом этой теории является аналогия между дея- тельностью и развитием языка и искусством. В каждом слове, как показала это психологическая система языко- знания, мы различаем три основных элемента: во-пер- вых, внешнюю звуковую форму, во-вторых, образ или внутреннюю форму и, в-третьих, значение. Внутренней формой называется при этом ближайшее этимологическое значение слова, при помощи которого оно приобретает возможность означать вкладываемое в него содержание. Во многих случаях эта внутренняя форма забылась и вытеснилась под влиянием все расширяющегося значения слова. Однако в другой части слов эту внутреннюю форму обнаружить чрезвычайно легко, а этимологическое иссле- дование показывает, что даже в тех случаях, в которых сохранились только внешние формы и значение, внутрен- няя форма была и только забылась в процессе развития языка. Так, мышь когда-то обозначала — «вор» 14, и толь- ко через внутреннюю форму эти звуки сумели сделаться обозначением мыши. В таких словах, как «молокосос», «чернила», «конка», «летчик» и т. п., эта внутренняя форма еще до сих пор ясна и совершенно ясен процесс постепенного вытеснения образа все расширяющимся со- держанием слова, тот конфликт, который возникает меж- ду первоначальным, узким, и последующим, более широ- ким, его применением. Когда мы говорим «паровая кон- ка» или «красные чернила», мы ощущаем этот конфликт совершенно ясно. Чтобы понять значение внутренней формы, играющей самую существенную роль в аналогии с искусством, чрезвычайно полезно остановиться на та- ком явлении, как синонимы. Два синонима имеют разную звуковую форму при одном и том же содержании только благодаря тому, что внутренняя форма каждого из этих слов совершенно различна. Так, слова «луна» и «месяц» обозначают в русском языке одно и то же при помощи разных звуков, благодаря тому что этимологически слово «луна» обозначает нечто капризное15, изменчивое, непо- стоянное, прихотливое (намек на лунные фазы), а слово «месяц» означает нечто служащее для измерения (намек на измерение времени по фазам).
Таким образом, разница между обоими этими слова- ми оказывается чисто психологической. Они приводят к одному и тому же результату, но при помощи разных процессов мысли. Так точно мы при помощи двух раз-
44 Л. С. Выготский. Психология искусства
ных намеков догадываемся об одной и той же вещи, но путь догадки будет всякий раз отличным. Потебня формулирует это, когда говорит: «Внутренняя форма каж- дого из этих слов иначе направляет мысль...» (93, с. 146).
Те же самые три элемента, которые мы различаем в слове, эти психологи находят и в каждом произведении искусства, утверждая, следовательно, что и психологиче- ские процессы восприятия и творчества художественного произведения совпадают с такими же процессами при восприятии и творчестве отдельного слова. «Те же сти- хии,— говорит Потебня,— и в произведении искусства, и не трудно будет найти их, если будем рассуждать таким образом: «Это — мраморная статуя (внешняя форма) женщины с мечом и весами (внутренняя форма), пред- ставляющая правосудие (содержание)». Окажется, что в произведении искусства образ относится к содержанию, как в слове представление к чувственному образу или по- нятию 16. Вместо «содержание» художественного произве- дения можем употребить более обыкновенное выражение, именно «идея» (93, с. 146).
Таким образом, механизм психологических процессов, соответствующих произведению искусства, намечается из этой аналогии, причем устанавливается, что символич- ность или образность слова равняется его поэтичности, то есть основой художественного переживания становит- ся образность, а общим его характером — обычные свой- ства интеллектуального и познавательного процесса. Ре- бенок, впервые увидевший стеклянный шар, назвал его арбузиком, объясняя новое и неизвестное для него впе- чатление шара при помощи прежнего и известного пред- ставления об арбузе. Прежнее представление «арбузик» помогло ребенку апперципировать и новое. «Шекспир со- здал образ Отелло,— говорит Овсянико-Куликовский,— для апперцепции идеи ревности, подобно тому как ребе- нок вспомнил и сказал: «арбузик» для апперцепции ша- ра... «Стеклянный шар — да это арбузик»,— сказал ребе- нок. «Ревность — да это Отелло»,— сказал Шекспир. Ре- бенок — худо ли, хорошо ли — объяснил самому себе шар. Шекспир отлично объяснил ревность сначала самому се- бе, а потом уже — всему человечеству» (80, с. 18—20).
Таким образом, оказывается, что поэзия или искусст- во есть особый способ мышления 17, который в конце кон- цов приводит к тому же самому, к чему приводит и на-
Критика 45
учное познание (объяснение ревности у Шекспира), но только другим путем.. Искусство отличается от науки толь- ко своим методом, то есть способом переживания, то есть психологически. «Поэзия, как и проза,— говорит Потеб- ня,— есть прежде всего и главным образом «известный способ мышления и познания...» (91, с. 97). «Без образа нет искусства, в частности поэзии» (91, с. 83).
Чтобы до конца формулировать взгляд этой теории на процесс художественного понимания, следует указать, что всякое художественное произведение с этой точки зрения может применяться в качестве сказуемого к но- вым, непознанным явлениям или идеям и апперципиро- вать их, подобно тому как образ в слове помогает аппер- ципировать новое значение. То, чего мы не в состоянии понять прямо, мы можем понять окольным путем, путем иносказания, и все психологическое действие художест- венного произведения без остатка может быть сведено на эту окольность пути.
«В современном русском слове «мышь»,— говорит Овсянико-Куликовский,— мысль идет к цели, то есть к обозначению понятия, прямым путем и делает один шаг; в санскритском «муш» она шла как бы окольным путем, сперва в направлении к значению «вор», а оттуда уже к значению «мышь», и, таким образом, делала два шага. Это движение сравнительно с первым, прямолинейным, представляется более ритмическим... В психологии языка, то есть в мышлении фактическом, реальном (а не формаль- но логическом), вся суть не в том, что сказано, что по- думано, а в том, как сказано, как подумано, каким обра- зом представлено известное содержание» (80, с. 26, 28).
Таким образом, совершенно ясно, что мы имеем дело здесь с чисто интеллектуальной теорией. Искусство тре- бует только работы ума, работы мысли, все остальное есть случайное и побочное явление в психологии искус- ства. «Искусство есть известная работа мысли» (80, с. 63),— формулирует Овсянико-Куликовский. То же об- стоятельство, что искусство сопровождается известным и очень важным волнением, как в процессе творчества, так и в процессе восприятия, объясняется этими авторами как явление случайное и не заложенное в самом процес- се. Оно возникает как награда за труд, потому что об- раз, необходимый для понимания известной идеи, сказу- емое к этой идее «дано мне заранее художником, оно бы-
46 Л. С. Выготский. Психология искусства
ло даровое» (8, с. 36). И вот это даровое ощущение от- носительной легкости, паразитического удовольствия от бесплатного использования чужого труда и есть источник художественного наслаждения. Грубо говоря, Шекспир потрудился за нас, отыскивая к идее ревности соответст- вующий ей образ Отелло. Все наслаждение, которое мы испытываем, читая Отелло, без остатка сводится к при- ятному пользованию чужим трудом и к даровому упот- реблению чужого творческого труда. Чрезвычайно инте- ресно отметить, что этот односторонний интеллектуализм системы совершенно открыто признают и все виднейшие представители этой школы. Так, Горнфельд прямо гово- рит, что определение искусства как познания «захватыва- ет одну лишь сторону художественного процесса» (35, с. 9). Он же указывает на то, что при таком понимании психо- логии искусства стирается грань между процессом науч- ного и художественного познания, что в этом отношении «великие научные истины сходны с художественными об- разами» и что, следовательно, «данное определение поэзии нуждается в более тонкой differentia specifica, найти ко- торую не так легко» (35, с. 8).
Чрезвычайно интересно отметить, что в этом отноше- нии указанная теория идет вразрез со всей психологиче- ской традицией в этом вопросе. Обычно исследователи исключали почти вовсе интеллектуальные процессы из сферы эстетического анализа. «Многие теоретики так од- носторонне подчеркивали, что искусство — дело восприя- тия, или фантазии, пли чувства, искусство противопо- ставляли так резко науке, как области познания, что мо- жет показаться почти несовместимым с теорией искусства утверждением, если мы скажем, что и мыслительные акты составляют часть художественного наслаждения» (153, S. 180).
Так оправдывается один из авторов, включая в ана- лиз эстетического наслаждения мыслительные процессы. Здесь же мысль поставлена во главу угла при объясне- нии явлений искусства.
Этот односторонний интеллектуализм обнаружился чрезвычайно скоро, и уже второму поколению исследова- телей пришлось внести чрезвычайно существенные по- правки в теорию их учителя, поправки, которые, строго говоря, с психологической точки зрения сводят на пет это утверждение. Не кто иной, как Овсянико-Куликов-
Критика 47
ский, вынужден был выступить с учением о том, что ли- рика представляет собой совершенно особый вид творче- ства (см. 79), который обнаруживает «принципиальное психологическое различие» с эпосом. Оказывается, что сущность лирического искусства никак не может быть сведена к процессам познания, к работе мысли, но что определяющую роль в лирическом переживании играет эмоция, эмоция, которая может быть совершенно точно отделена от побочных эмоций, возникающих в процессе научного философского творчества. «Во всяком челове- ческом творчестве есть свои эмоции. При анализе психо- логии, например, математического творчества найдется непременно особая «математическая эмоция». Однако ни математик, ни философ, ни естествоиспытатель не согла- сятся с тем, чтобы их задача сводилась к созданию спе- цифических эмоций, связанных с их специальностью. Ни науку, ни философию мы не назовем деятельностями эмоциональными... Огромную роль играют эмоции в твор- честве художественном — образном. Они вызываются здесь самим содержанием и могут быть какие угодно: эмоциями скорби, грусти, жалости, негодования, собо- лезнования, умиления, ужаса и т. д. и т. д.,— только они сами по себе не являются лирическими. Но к ним мо- жет примешиваться лирическая эмоция — со стороны, именно со стороны формы, если данное художественное произведение облечено в ритмическую форму, например, в стихотворную или такую прозаическую, в которой со- блюден ритмический каданс речи. Вот сцена прощания Гектора с Андромахой. Вы можете испытать, читая ее, сильную эмоцию и прослезиться. Без всякого сомнения, эта эмоция, поскольку она вызвана трогательностью са- мой сцены, не заключает в себе ничего лирического. Но к этой эмоции, вызванной содержанием, присоединяется ритмическое воздействие плавных гекзаметров, и вы, в придачу, испытываете еще и легкую лирическую эмоцию. Эта последняя была гораздо сильнее в те времена, когда гомеровские поэмы не были книгою для чтения, когда слепые рапсоды пели эти песни, сопровождая пение иг- рою на кифаре. К ритму стиха присоединялся ритм пе- ния и музыки. Лирический элемент усугублялся, усили- вался, а может быть, иной раз и заслонял эмоцию, вы- зывавшуюся содержанием. Если хотите получить эту эмоцию в ее чистом виде, без всякой примеси лирической
48 Л. С, Выготский. Психология искусства
эмоции,— переложите сцену в прозу, лишенную ритмиче- ского каданса, представьте себе, например, прощание Гектора с Андромахой, рассказанное Писемским. Вы пе- реживете подлинную эмоцию сочувствия, сострадания, жалости и даже прольете слезу — но ничего по существу лирического тут не будет» (79, с. 173—175).
Таким образом, целая громадная область искусства — вся музыка, архитектура, поэзия — оказывается совер- шенно исключенной из теории, объясняющей искусство как работу мысли. Приходится выделить эти искусства не только в особый подвид внутри самих же искусств, но даже в особый совершенно вид творчества, столь же чуждый образным искусствам, как и научному и фило- софскому творчеству, и стоящий к ним в том же отно- шении. Однако оказывается, что крайне трудно провести границу между лирическим и между нелирическим внутри самого искусства. Иначе говоря, если признать, что ли- рические искусства требуют не работы мысли, а чего-то другого, приходится признать вслед за этим, что и во всяком другом искусстве есть громадные области, кото- рые никак не могут быть сведены к работе мысли. На- пример, оказывается, что такие вещи, как «Фауст» Гёте, «Каменный гость», «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери» Пушкина, мы должны будем отнести к синкретическому, или смешанному, искусству, полуобразному, полулириче- скому, и над ними не всегда можно сделать такую опера- цию, как со сценой прощания Гектора. По учению само- го же Овсянико-Куликовского нет никакой принципиаль- ной разницы между прозой и стихом, между речью раз- меренной и неразмеренной, и, следовательно, нельзя указать во внешней форме признака, который позволил бы отличить образное искусство от лирического. «Стих — это только педантическая проза, в которой соблюдено однообразие размера, а проза — это вольный стих, в ко- тором ямбы, хореи и т. д. чередуются свободно и произ- вольно, что отнюдь не мешает иной прозе (например, тургеневской) быть гармоничнее иных стихов» (80, с. 55).
Далее мы видели, что в сцене прощания Гектора с Андромахой наши эмоции протекают как бы в двух пла- нах: с одной стороны, эмоции, вызванные содержанием, те, которые остались бы и в том случае, если бы эту сцену переложил Писемский, и — другие, вызванные гекзамет- рами, которые у Писемского пропали бы невозвратно.
Критика 49
Спрашивается, есть ли хоть одно произведение искусст- ва, в котором этих добавочных эмоций формы не было бы? Иначе говоря, можно ли представить себе такое про- изведение, которое, будучи пересказано Писемским так, что от него сохранится только содержание и совершен- но исчезнет всякая форма, тем не менее ничего не по- теряет в этом. Напротив того, анализ и повседневное на- блюдение убеждают нас, что в образном произведении нерасторжимость формы совершенно совпадает с нерас- торжимортыо формы в любом лирическом стихотворении. Овсянико-Куликовский относит к чисто эпическим про- изведениям, например, «Анну Каренину» Толстого. Но вот что писал сам Толстой о своем романе и, в частности, о его формальной стороне: «Если же бы я хотел сказать словами все то, что имел в виду выразить романом, то я должен бы был написать роман тот самый, который я написал, сначала... И если критики теперь уже понимают и в фельетоне могут выразить то, что я хочу сказать, то я их поздравляю и смело могу уверить qu'ils en savent plus long que mol *. И если близорукие критики думают, что я хотел описывать только то, что мне правится, как обедает Облонский и какие плечи у Карениной, то они ошибаются. Во всем, почти во всем, что я писал, мною руководила потребность собрания мыслей, сцепленных между собою, для выражения себя, но каждая мысль, вы- раженная словами особо, теряет свой смысл, страшно по- нижается, когда берется одна из того сцепления, в кото- ром она находится. Само же сцепление составлено не мыслью (я думаю), а чем-то другим, и выразить основу этого сцепления непосредственно словами никак нельзя; а можно только посредственно — словами описывая обра- зы, действия, положения» (108, с. 268—269).
Здесь совершенно ясно Толстой указывает на служеб- ность мысли в художественном произведении и на совер- шенную невозможность той операции для «Анны Каре- ниной», которую Овсянико-Куликовский применяет к сцене прощания Гектора с Андромахой. Казалось бы, что, переложив «Анну Каренину» своими словами или слова- ми Писемского, мы сохраним все ее интеллектуальные достоинства, лирической же добавочной эмоции ей не по- лагается, так как она написана не плавными гекзамет-
* Что они знают об этом больше, чем я (франц.).
50 Л. С. Выготский. Психология искусства
рами и в результате она не должна ничего потерять от такой операции. Между тем оказывается, что нарушить сцепление мыслей и сцепление слов в этом романе, то есть разрушить его форму, значит так же убить самый роман, как переложить лирическое стихотворение по Пи- семскому. И другие произведения, называемые Овсянико- Куликовским, как «Капитанская дочка», «Война и мир», вероятно, не выдержали бы такой операции. Надо ска- зать, что в этом разрушении формы — действительном или воображаемом — и заключается основная операция психологического анализа. И отличие действия самого точного пересказа от самого произведения служит исход- ной точкой для анализа особой эмоции формы. В интел- лектуализме этой системы как нельзя ярче сказалось со- вершенное непонимание психологии формы художествен- ного произведения. Ни Потебня, ни его ученики ни разу не показали, чем объясняется совершенно особое и спе- цифическое действие художественной формы. Вот что говорит по этому поводу Потебня: «Каково бы ни было, в частности, решение вопроса, почему поэтическому мыш- лению более (в его менее сложных формах), чем прозаи- ческому, сродна музыкальность звуковой формы, то есть темп, размер, созвучие, сочетание с мелодией; оно не мо- жет подорвать верности положений, что поэтическое мыш- ление может обходиться без размера и пр., как, наоборот, прозаическое может быть искусственно, хотя и не без вреда, облечено в стихотворную форму» (91, с. 97). Что стихотворный размер не обязателен для поэтического про- изведения, это совершенно очевидно, как очевидно и то, что изложенное в стихах математическое правило или грамматическое исключение не составят еще предмет поэзии. Но это поэтическое мышление может быть совер- шенно независимо от всякой внешней формы, что именно и утверждает в приведенных строках Потебня,— это есть основное противоречие с первой аксиомой психологии художественной формы, утверждающей, что только в дан- ной своей форме художественное произведение оказывает свое психологическое воздействие. Интеллектуальные про- цессы оказываются только частичными и составными, служебными и вспомогательными в том сцеплении мыс- лей и слов, которое и есть художественная форма. Самое же это сцепление, то есть самая форма, как говорит Толстой, составлена не мыслью, а чем-то другим. Иначе
Критика 51
говоря, если в психологию искусства и входит мысль, то вся она в целом не есть все же работа мысли. Эту не- обычную психологическую силу художественной формы совершенно точно отметил Толстой, когда указывал на то, что нарушение этой формы в ее бесконечно малых эле- ментах немедленно ведет к уничтожению художественно- го эффекта. «Я уже приводил где-то,— говорит Толстой,— глубокое изречение русского живописца Брюллова об ис- кусстве, но не могу не привести его еще раз, потому что оно лучше всего показывает, чему можно и чему нельзя учить в школах. Поправляя этюд ученика, Брюллов в не- скольких местах чуть тронул его, и плохой, мертвый этюд вдруг ожил. «Вот, чуть-чуть тронули, и все изменилось»,— сказал один из учеников. «Искусство начинается там, где начинается чуть-чуть»,— сказал Брюллов, выразив эти- ми словами самую характерную черту искусства. Замеча- ние это верно для всех искусств, но справедливость его особенно заметна на исполнении музыки... Возьмем три главных условия — высоту, время и силу звука. Музы- кальное исполнение только тогда есть искусство и тогда заражает, когда звук будет ни выше, ни ниже того, кото- рый должен быть, то есть будет взята та бесконечно ма- лая середина той ноты, которая требуется, и когда про- тянута будет эта нота ровно столько, сколько нужно, и когда сила звука будет ни сильнее, ни слабее того, что нужно. Малейшее отступление в высоте звука в ту или другую сторону, малейшее увеличение или уменьшение времени и малейшее усиление или ослабление звука про- тив того, что требуется, уничтожает совершенство испол- нения и вследствие того заразительность произведения. Так что то заражение искусством музыки, которое, ка- жется, так просто и легко вызывается, мы получаем толь- ко тогда, когда исполняющий находит те бесконечно малые моменты, которые требуются для совершенства музыки. То же самое и во всех искусствах: чуть-чуть свет- лее, чуть-чуть темнее, чуть-чуть выше, ниже, правее, ле- вее — в живописи; чуть-чуть ослаблена или усилена ин- тонация — в драматическом искусстве, или сделана чуть- чуть раньше, чуть-чуть позже; чуть-чуть недосказано, пе- ресказано, преувеличено — в поэзии, и нет заражения. Заражение только тогда достигается и в той мере, в какой художник находит те бесконечно малые моменты, из ко- торых складывается произведение искусства. И научить
52 Л. С. Выготский. Психология искусства
внешним образом нахождению этих бесконечно малых моментов нет никакой возможности: они находятся толь- ко тогда, когда человек отдается чувству. Никакое обу- чение не может сделать того, чтобы пляшущий попадал в самый такт музыки и поющий или скрипач брал самую бесконечно малую середину ноты и чтобы рисовальщик проводил единственную из всех возможных нужную ли- нию и поэт находил единственно нужное размещение единственно нужных слов. Все это находит только чувст- во» (106, с. 127—128).
Совершенно ясно, что различие между гениальным дирижером и посредственным при исполнении одной и той же музыкальной вещи, различие между гениальным художником и совершенно точным копиистом его карти- ны всецело сводится на эти бесконечно малые элементы искусства, которые принадлежат к соотношению состав- ляющих его частей, то есть к элементам формальным, Искусство начинается там, где начинается чуть-чуть,— это все равно что сказать, что искусство начинается там, где начинается форма.
Таким образом, поскольку форма присуща всякому решительно художественному произведению, будь то ли- рическое или образное, особая эмоция формы есть необ- ходимое условие художественного выражения, и поэтому падает самое различение Овсянико-Куликовского, кото- рый считает, что в одних искусствах эстетическое на- слаждение «возникает скорее как результат процесса, как своего рода награда — за творчество — для худож- ника, за понимание и повторение чужого творчества для всякого, кто воспринимает художественное произведение. Другое дело — архитектура, лирика и музыка, где эти эмоции не только имеют значение «результата» или «на- грады», но прежде всего выступают в роли основного ду- шевного момента, в котором сосредоточен весь центр тя- жести произведения. Эти искусства могут быть названы эмоциональными — в отличие от других, которые назо- вем интеллектуальными или «образными»... В последних душевный процесс подводится под формулу: от образа к идее и от идеи к эмоции. В первых его формула иная: от эмоции, производимой внешней формою, к другой, усугубленной эмоции, которая возгорается в силу того что внешняя форма стала для субъекта символом идеи» (80, с. 70—71).
Критика 53
Обе эти формулы совершенно неверны. Правильней было бы сказать, что душевный процесс при восприятии и образного и лирического искусства подводится под фор- мулу: от эмоции формы к чему-то следующему за ней. Во всяком случае, начальный и отправной момент, без которого понимание искусства не осуществляется вовсе, есть эмоция формы. Это наглядным образом подтвержда- ется той самой психологической операцией, которую автор проделал над Гойером, а эта операция, в свою оче- редь, совершенно опровергает утверждение, что искусст- во есть работа мысли. Эмоция искусства никак не может быть сведена к эмоциям, сопровождающим «всякий акт предицирования и в особенности акт грамматического предицирования. Дан ответ на вопрос, найдено сказуемое,— субъект ощущает род умственного удовлетворения. Най- дена идея, создан образ,— и субъект чувствует своеобраз- ную интеллектуальную радость» (79, с. 199).
Этим, как уже было показано выше, совершенно сти- рается всякая психологическая разница между интеллек- туальной радостью от решения математической задачи и от прослушанного концерта. Совершенно прав Горнфельд, когда говорит, что «в этой насквозь познавательной тео- рии обойдены эмоциональные элементы искусства, и в этом — пробел теории Потебни, пробел, который он чувст- вовал и, верно, заполнил бы, если бы продолжал свою работу» (35, с. 63).
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление