И, наконец, самой существенной и сокрушительной критике подверглась в последнее десятилетие традицион-
3 Зак. 83
66 Л.С.Выготский. Психология искусства
ная теория воображения как комбинации образов. Школа Мейнонга и других исследователей с достаточной глуби- ной показала, что воображение и фантазия должны рас- сматриваться как функции, обслуживающие нашу эмо- циональную сферу, и что даже тогда, когда они обнару- живают внешнее сходство с мыслительными процессами, в корне этого мышления всегда лежит эмоция. Генрих Майер наметил важнейшие особенности этого эмоциональ- ного мышления, установив, что основная тенденция в фак- тах эмоционального мышления существенно иная, чем в мышлении дискурсивном. Здесь отодвинут на задний план, оттеснен и не опознан познавательный процесс. В созна- нии происходит «eine Vorstellungsgestaltung, nicht Auf- fassung». Основная цель процесса совершенно иная, хотя внешние формы часто совпадают. Деятельность воображе- ния представляет собой разряд аффектов, подобно тому как чувства разрешаются в выразительных движениях. Среди психологов существует два мнения по поводу того, усиливается или ослабляется эмоция под влиянием аф- фективных представлений. Вундт утверждал, что эмоция делается слабее, Леман полагал, что она усиливается. Если применить к этому вопросу принцип однополюсной траты энергии, введенный проф. Корниловым в толкова- ние интеллектуальных процессов, станет совершенно ясно, что и в чувствованиях, как и в актах мысли, всякое уси- ление разряда в центре приводит к ослаблению разряда в периферических органах. И там и здесь центральный и периферический разряды стоят в обратном отношении друг к другу, и, следовательно, всякое усиление от аф- фективных представлений, в сущности говоря, представ- ляет собою акт эмоции, аналогичный актам усложнения реакции путем привнесения в него интеллектуальных моментов выбора, различения и т. п. Подобно тому как интеллект есть только заторможенная воля, вероятно, следует представить себе фантазию как заторможенное чувство. Во всяком случае, видимое сходство с интеллек- туальными процессами не может затенить принципиаль- ного отличия, которое здесь существует. Даже чисто по- знавательные суждения, которые относятся к произведе- нию искусства и составляют Verstandis-Urteile, являются не суждениями, но эмоционально аффективными актами мысли. Так, если при взгляде на картину Леонардо да Винчи «Тайная вечеря» у меня возникает мысль: «Вон
Критика 67
этот там — это Иуда; он, очевидно, в испуге, опрокинул солонку» — это есть по Майеру не что иное, как следую- щее: «То, что я вижу, есть для меня Иуда только в силу аффективно эстетического способа представления» (см. 151). Все это согласно указывает на то, что теория образности, как и утверждение об интеллектуальном ха- рактере эстетической реакции, встречает сильнейшие воз- ражения со стороны психологии. Там же, где образность имеет место как результат деятельности фантазии, она оказывается подчиненной совершенно другим законам, нежели законы обычного воспроизводящего воображения и обычного логически-дискурсивного мышления. Искусст- во есть работа мысли, но совершенно особенного эмоцио- нального мышления, и, даже введя эти поправки, мы еще не решили стоящей перед нами задачи. Нужно не только выяснить совершенно точно, чем отличаются законы эмо- ционального мышления от прочих типов этого процесса, нужно еще дальше показать, чем отличается психология искусства от других видов того же эмоционального мыш- ления.
Ни на чем бессилие интеллектуалистической теории не обнаруживается с такой исчерпывающей полнотой и леностью, как на тех практических результатах, к кото- рым она привела. В конечном счете, всякую теорию легче всего проверить по рождаемой ею же самой практике. Лучшим свидетельством того, насколько та или иная те- ория правильно познает и понимает изучаемые ею явле- ния, служит та мера, в которой она овладевает этими яв- лениями. И если мы обратимся к практической стороне дела, мы увидим наглядную манифестацию совершенно- го бессилия этой теории в деле овладения фактами ис- кусства. Ни в области литературы, ни в области ее пре- подавания, ни в области общественной критики, ни, на- конец, в области теории и психологии творчества она не создала ничего такого, что бы могло свидетельствовать о том, что она овладела тем или иным законом психологии искусства. Вместо истории литературы она создавала историю русской интеллигенции (Овсянико-Куликовский), историю общественной мысли (Иванов-Разумник) и исто- рию общественного движения (Пыпин). И в этих поверх- ностных и методологически ложных трудах она в оди- наковой мере искажала и литературу, которая слу- жила ей материалом, и ту общественную историю, кото-
3*
68 Л. G. Выготский. Психология искусства
рую она пыталась познать при помощи литературных яв- лений. Когда интеллигенцию 20-х годов пытались вычи- тать из «Евгения Онегина», тем самым одинаково ложно создавали впечатление и о «Евгении Онегине» и об ин- теллигенции 20-х годов. Конечно, в «Евгении Онегине» есть известные черты интеллигенции 20-х годов прошлого века, но эти черты до такой степени изменены, преоб- ражены, дополнены другими, приведены в совершенно новую связь со всем сцеплением мыслей, что по ним так же точно нельзя составить себе верного представления об интеллигенции 20-х годов, как по стихотворному язы- ку Пушкина нельзя написать правил и законов русской грамматики.
Плох был бы тот исследователь, который, исходя из тех фактов, что в «Евгении Онегине» «отразился русский язык», вывел бы заключение, что в русском языке сло- ва располагаются в размере четырехстопного ямба и риф- муются так, как рифмуются строфы у Пушкина. До тех пор, пока мы не научились отделять добавочные приемы искусства, при помощи которых поэт перерабатывает взятый им из жизни материал, остается методологически ложной всякая попытка познать что-либо через произве- дение искусства.
Остается показать последнее: что всеобщая предпо- сылка такого практического применения теории — типич- ность художественного произведения — должна быть взя- та под величайшее критическое сомнение. Художник во- все не дает коллективной фотографии жизни, и типич- ность вовсе не есть обязательно преследуемое им качест- во. И поэтому тот, кто, ожидая найти повсюду в литера- туре эту типичность, будет пытаться изучать историю русской интеллигенции по Чацким и Печориным, риску- ет остаться при совершенно ложном понимании изуча- емых явлений. При такой установке научного исследова- ния мы рискуем попасть в цель только один раз из тыся- чи. А это лучше всяких теоретических соображений го- ворит о неосновательности той теории, по расчетам кото- рой мы наметили свой прицел.
Критика 69
Реакция на интеллектуализм. Ис- кусство как прием. Психология сюжета, героя, литературных идей, чувств. Психологическое противоре- чие формализма. Непонимание психологии материала. Практика формализма. Элементарный гедонизм
Глава III
ИСКУССТВО КАК ПРИЕМ
Уже из предыдущего мы видели, что непонимание пси- хологии формы было основным грехом господствовавшей у нас психологической теории искусства и что ложные в своей основе интеллектуализм и теория образности по- родили целый ряд очень далеких от истины и запутан- ных представлений. Как здоровая реакция против этого интеллектуализма возникло у нас формальное течение, которое начало создаваться и осознавать себя только из оппозиции к прежней системе. Это новое направление допыталось в центр своего внимания поставить находив- шуюся раньше в пренебрежении художественную форму; оно исходило при этом не только из неудач прежних по- пыток понять искусство, отбросивши его форму, но и из основного психологического факта, который, как увидим ниже, лежит в основе всех психологических теорий ис- кусства. Этот факт заключается в том, что художествен- ное произведение, если разрушить его форму, теряет свое эстетическое действие. Отсюда соблазнительно было за- ключить, что вся сила его действия связана исключитель- но с его формой. Новые теоретики так и формулировали свой взгляд па искусство, что оно есть чистая форма, со- вершенно не зависящая ни от какого содержания. Искус- ство было объявлено приемом, который служит сам себе целью, и там, где прежние исследователи видели слож- ность мысли, там новые увидели просто игру художест- венной формы. Искусство при этом повернулось к иссле- дователям совсем не той стороной, которой оно было об- ращено к науке прежде. Шкловский формулировал этот новый взгляд, когда заявил: «Литературное произведе- ние есть чистая форма, оно есть не вещь, не материал, а отношение материалов. И как всякое отношение, и это — отношение пулевого измерения. Поэтому безразличен
70 Л. С. Выготский. Психология искусства
масштаб произведения, арифметическое значение его чис- лителя и знаменателя, важно их отношение. Шутливые, трагические, мировые, комнатные произведения, противо- поставления мира миру или кошки камню — равны меж- ду собой» (134, с. 4).
В зависимости от этой перемены взгляда формалисты должны были отказаться от обычных категорий формы и содержания и заменить их двумя новыми понятиями — формы и материала. Все то, что художник находит гото- вым, будь то слова, звуки, ходячие фабулы, обычные об- разы и т. п.,— все это составляет материал художествен- ного произведения вплоть до тех мыслей, которые заклю- чены в произведении. Способ расположения и построения этого материала обозначается как форма этого произве- дения, опять-таки независимо от того, прилагается ли это понятие к расположению звуков в стихе или к располо- жению событий в рассказе или мысли в монологе. Таким образом, чрезвычайно плодотворно и с психологической точки зрения существенно было расширено обычное по- нятие формы. В то время как прежде под формой в нау- ке понимали нечто весьма близкое к обывательскому употреблению этого слова, то есть исключительно внеш- шш, чувственно воспринимаемый облик произведения, как бы его внешнюю оболочку, относя за счет формы чисто звуковые элементы поэзии, красочные сочетания в живописи и т. п.,— новое понимание расширяет это сло- во до универсального принципа художественного твор- чества. Под формой оно понимает всякое художественное расположение готового материала, сделанное с таким расчетом, чтобы вызвать известный эстетический эффект. Это и называется художественным приемом. Таким об- разом, всякое отношение материала в художественном произведении будет формой или приемом. Так, с этой точки зрения, стих есть не совокупность составляющих его звуков, а есть последовательность или чередование их соотношения. Стоит переставить слова в стихе, сумма составляющих его звуков, то есть материал его, останется ненарушенной, но исчезнет его форма, стих. Точно так же, как в музыке сумма звуков не составляет мелодии, а последняя является результатом соотношения звуков, так же и всякий прием искусства есть в конечном сче- те построение готового материала или его формирование.
С этой точки зрения формалисты подходят к сюжету
Критика 71
художественного произведения, который прежними ис- следователями обозначался как содержание. Поэт боль- шей частью находит готовым тот материал событий, дей- ствии, положений, которые составляют материал его рас- сказа, и его творчество заключается только в формиро- вании этого материала, придании ему художественного расположения, совершенно аналогично тому, как поэт неизобретает слова, только располагает их в стих. «Ме- тоды и приемы сюжетосложения сходны и в принципе одинаковы с приемами хотя бы звуковой инструментов- ки. Произведения словесности представляют собой спле- тение звуков, артикуляционных движении и мыслей. Мысль в литературном произведении пли такой же мате- риал, как произносительная и звуковая сторона морфе- мы, пли же инородное тело» (132, с. 143). И дальше: «Сказка, новелла, роман — комбинация мотивов; песня — комбинация стилистических мотивов; поэтому сюжет и сюжетность являются такой же формой, как и рифма. В понятии «содержание» при анализе произведения ис- кусства с точки зрения сюжетности надобности не встре- чается» (132, с. 144).
Таким образом, сюжет определяется новой школой в отношении к фабуле так, как стих в отношении к со- ставляющим его словам, как мелодия в отношении к со- ставляющим ее нотам, как форма к материалу. «Фабу- ле противостоит сюжет: те же события, но в их изложе- нии, в том порядке, в каком они сообщены в произведе- нии, в той связи, в какой даны в произведении сообще- ния о них...». Кратко выражаясь, фабула — это то, «что было на самом деле», сюжет — то, «как узнал об этом чи- татель» (110, с. 137).
«...Фабула есть лишь материал для сюжетного офор- мления, — говорит Шкловский. — Таким образом, сюжет «Евгения Онегина» не роман героя с Татьяной, а сюжет- ная обработка этой фабулы, произведенная введением пе- ребивающих отступлений» (133, с. 39).
С этой же точки зрения подходят формалисты и к психологии действующих лиц. И эту психологию мы должны понимать только как прием художника, который заключается в том, что заранее данный психологический материал искусственно и художественно перерабатывает- ся и оформляется художником в соотношении с его эсте- тическим заданием. Таким образом, объяснение психоло-
72 Л. С. Выготский. Психология искусства
гии действующих лиц и их поступков мы должны искать не в законах психологии, а в эстетической обусловлен- ности заданиями автора. Если Гамлет медлит убить ко- роля, то причину этого надо искать не в психологии не- решительности и безволия, а в законах художественного построения. Медлительность Гамлета есть только худо- жественный прием трагедии, и Гамлет не убивает коро- ля сразу только потому, что Шекспиру нужно было за- тянуть трагическое действие по чисто формальным зако- нам, как поэту нужно подобрать слова под рифму не по- тому, что таковы законы фонетики, но потому, что тако- вы задания искусства. «Не потому задерживается тра- гедия, что Шиллеру надо разработать психологию медли- тельности, а как раз наоборот — потому Валленштейн медлит, что трагедию надо задерживать, а задержание это скрыть. То же самое — и в «Гамлете» (138, с. 81).
Таким образом, ходячее представление о том, что по «Скупому рыцарю» можно изучить психологию скупо- сти, а по «Сальери» — психологию зависти, окончательно дискредитируется, как и другие столь же популярные и гласящие, будто задачей Пушкина было изобразить ску- пость и зависть, а задачей читателя — познать их. И ску- пость и зависть с новой точки зрения есть только такой же материал для художественного построения, как звуки в стихе и как гамма рояля.
«Зачем король Лир не узнает Кента? Почему Кент и Лир не узнают Эдгара?.. Почему мы в танце видим просьбу после согласия. Что развело и разбросало по све- ту Глана и Эдварду в «Пане» Гамсуна, хотя они люби- ли друг друга?» (132, с. 115). На все эти вопросы было бы нелепо искать ответ в законах психологии, потому что все это имеет одну мотивировку — мотивировку худо- жественного приема, и кто не понимает этого, тот рав- ным образом не понимает, для чего слова в стихе рас- полагаются не в том порядке, как в обычной речи, и ка- кой совершенно новый эффект дает это искусственное расположение материала.
Такое же изменение претерпевает и обычное воззрение на чувство, якобы заключенное в произведении искус- ства. И чувства оказываются только материалом или приемом изображения. «Сентиментальность не может быть содержанием искусства, хотя бы потому уже, что в искусстве нет содержания. Изображение вещей с «сен-
Критика 73
тиментальной точки зрения» есть особый метод изобра- жения, такой же, например, как изображение их с точки зрения лошади (Толстой, «Холстомер») или великана (Свифт).
По существу своему искусство внеэмоционально... Искусство безжалостно или внежалостно, кроме тех слу- чаев, когда чувство сострадания взято как материал для построения. Но и тут, говоря о нем, нужно рассматри- вать его с точки зрения композиции, точно так же, как нужно, если вы желаете понять машину, смотреть на приводной ремень как на деталь машины, а не рассматри- вать его с точки зрения вегетарианца» (133, с. 22—23).
Таким образом, и чувство оказывается только деталью художественной машины, приводным ремнем художест- венной формы.
Совершенно ясно, что при такой перемене крайнего взгляда на искусство «вопрос идет не о методах изучения литературы, а о принципах построения литературной нау- ки», как говорит Эйхенбаум (137, с. 2). Речь идет не об изменении способа изучения, а об изменении самого основ- ного объяснительного принципа. При этом сами формали- сты исходят из того факта, что они покончили с дешевой и популярной психологической доктриной искусства, а по- тому склонны рассматривать свой принцип как принцип антипсихологический по существу. Одна из их методоло- гических основ в том и заключается, чтобы отказаться от всякого психологизма при построении теории искусства. Они пытаются изучать художественную форму как нечто совершенно объективное и независимое от входящих в ее состав мыслей и чувств и всякого другого психологи- ческого материала. «Художественное творчество,— гово- рит Эйхенбаум, — по самому существу своему сверхпси- хологично — оно выходит из ряда обыкновенных душев- ных явлений и характеризуется преодолением душевной эмпирики. В этом смысле душевное, как нечто пассив- ное, данное, необходимо надо отличать от духовного, лич- ное — от индивидуального» (136, с. 11).
Однако с формалистами происходит то же самое, что и со всеми теоретиками искусства, которые мыслят по- строить свою науку вне социологических и психологиче- ских основ. О таких же критиках Г. Лансон совершенно правильно говорит: «Мы, критики, делаем то же, что гос- подин Журден. Мы «говорим прозой», то есть, сами то-
74 Л. С. Выготский. Психология искусства
го не ведая, занимаемся социологией», и так же как зна- менитый герой Мольера только от учителя должен был узнать, что он всю жизнь говорил прозой, так всякий ис- следователь искусства узнает от критика, что он, сам то- го не подозревая, фактически занимался социологией и психологией, потому что слова Лансона с совершенной точностью могут быть отнесены и к психологии.
Показать, что в основе формального принципа так же точно, как в основе всяких других построений искусства, лежат известные психологические предпосылки и что формалисты на деле вынуждены быть психологами и го- ворить подчас запутанной, но совершенно психологиче- ской прозой, чрезвычайно легко. Так, исследование То- машевского, основанное на этом принципе, начинается следующими словами: «Невозможно дать точное объек- тивное определение стиха. Невозможно наметить основ- ные признаки, отделяющие стих от прозы. Стихи мы узнаем по непосредственному восприятию. Признак «сти- хотворности» рождается не только из объективных свойств поэтической речи, но и из условий ее художественного восприятия, из вкусового суждения о ней слушателя» (109, с. 7).
Что это означает, как не признание, что без психоло- гического объяснения у формальной теории нет никаких объективных данных для основного определения природы стиха и прозы — этих наиболее отчетливых и ясных фор- мальных приемов. То же самое становится совершенно ясно и из самого поверхностного анализа выдвигаемой формалистами формулы. Формула формалистов «искусст- во как прием» естественно вызывает вопрос: «прием че- го?» Как совершенно правильно указывал в свое время Жирмунский, прием ради приема, прием, взятый сам для себя, ни на что не направленный,— есть не прием, а фокус. И сколько формалисты ни стараются оставить этот вопрос без ответа, они опять, как Журден, дают на пего ответ, хотя сами и не сознают его. Этот ответ за- ключается в том, что у приема искусства оказывается своя цель, которой он всецело определяется и которая не мо- жет быть определена иначе, как в психологических по- нятиях. Основой этой психологической теории оказывает- ся учение об автоматизме всех наших привычных пере- живаний. «Если мы станем разбираться в общих законах восприятия, то увидим, что, становясь привычными, дей-
Критика 75
ствия делаются автоматическими. Так уходят, например, в среду бессознательно-автоматического все наши навы- ки; если кто вспомнит ощущение, которое он имел, держа в первый раз перо в руках или говоря в первый раз на чужом языке, и сравнит это ощущение с тем, которое он испытывает, проделывая это в десятитысячный раз, то согласится с нами. Процессом обавтоматизации объясня- ются законы нашей прозаической речи, с ее недостроен- ной фразой и с ее полувыговоренным словом... При такой алгебраическом методе мышления вещи берутся счетом и пространством, они не видятся нами, а узнаются по пер- вым чертам. Вещь проходит мимо нас как бы запакован- ной, мы знаем, что она есть, по месту, которое она зани- мает, но видим только ее поверхность... И вот для того, чтобы вернуть ощущение жизни, почувствовать вещи, для того, чтобы делать камень каменным, существует то, что называется искусством. Целью искусства является дать ощущение вещи, как видение, а не как узнавание: при- емом искусства является прием «остранения» вещей и прием затрудненной формы, увеличивающий трудность и долготу восприятия, так как воспринимательный про- цесс в искусстве самоцелен и должен быть продлен; ис- кусство есть способ пережить деланье вещи, а сделанное в искусстве не важно» (129, с. 104—105).
Оказывается, следовательно, что у того приема, из ко- торого слагается художественная форма, есть своя цель, и при определении этой цели теория формалистов впа- дает в удивительное противоречие сама с собой, когда она начинает с утверждения, что в искусстве важны не вещи, не материал, не содержание, а кончает тем, что утверждает: целью художественной формы является «прочувствовать вещь», «сделать камень каменным», то есть сильнее и острее пережить тот самый материал, с отрицания которого мы начали. Благодаря этому проти- воречию теряется все истинное значение найденных фор- малистами законов остранения20 и т. п., так как целью этого остранения в конце концов оказывается то же вос- приятие вещи, и этот основной недостаток формализма — непонимание психологического значения материала — приводит его к такой жесенсуалистической односторон- ности, как непонимание формы привело потебнианцев к односторонности интеллектуалистической. Формалисты полагают, что в искусстве материал не играет никакой
76 Л. С. Выготский. Психология искусства
роли и что поэма разрушения мира и поэма о кошке и камне совершенно равны с точки зрения их поэтического действия. Вслед за Гейне они думают, что «в искусст- ве форма все, а материал не имеет никакого значения: «Штауб (портной) считает за фрак, который он шьет из своего сукна, ровно столько же, сколько за фрак, который он шьет из сукна заказчика. Он просит оплатить ему только форму, а материал отдает даром». Однако сами же исследователи должны были убедиться, что не только все портные не похожи на Штауба, но и в том, что в ху- дожественном произведении мы оплачиваем не только форму, но и материал. Сам же Шкловский утверждает, что подбор материала далеко не безразличен. Он гово- рит: «Выбирают величины значимые, ощутимые. Каж- дая эпоха имеет свой индекс, свой список запрещенных за устарелостью тем» (134, с. 8—9). Однако легко убе- диться, что каждая эпоха имеет список не только запре- щенных, но и разрабатываемых ею тем и что, следова- тельно, самая тема или материал построения оказываются далеко не безразличными в смысле психологического дей- ствия целого художественного произведения.
Жирмунский совершенно правильно различает два смысла формулы «искусство как прием». Ее первый смысл заключается в том, что она предписывает рассмат- ривать произведение «как эстетическую систему, обуслов- ленную единством художественного задания, то есть как систему приемов» (52, с. 158).
Но совершенно ясно, что в таком случае всякий при- ем есть не самоцель, а получает смысл и значение в за- висимости от того общего задания, которому он подчи- нен. Если же под этой формулой, как гласит ее второй смысл, мы будем понимать не метод, а конечную задачу исследования, и будем утверждать: «Все в искусстве есть только художественный прием, в искусстве на самом деле нет ничего, кроме совокупности приемов» (52, с. 159), мы, конечно, впадем в противоречие с самыми очевидными фактами, гласящими, что и в процессе творчества, и в процессе восприятия есть много заданий внеэстетическо- го порядка и что все так называемое «прикладное» ис- кусство одной стороной представляет прием, а другой — практическую деятельность. Вместо формальной теории мы рискуем здесь получить «формалистические принци- пы» и совершенно ложное представление о том, что тема,
Критика 77
материал и содержание не играют роли в художествен- ном произведении. Совершенно правильно отмечает Жир- мунский, что самое понятие о поэтическом жанре, как об особом композиционном единстве, связано с тематически- ми определениями. Ода, поэма и трагедия — каждая име- ет свой характерный круг тем.
К таким выводам могли прийти формалисты, только исходя в своих построениях из искусств неизобразитель- ных, беспредметных, как музыка или декоративный ор- намент, толкуя по аналогии с узором все решительно ху- дожественные произведения. Как в орнаменте у линии нет другой задачи, кроме формальной, так и во всех остальных произведениях отрицается формалистами вся- кая внеформальная реальность. «Отсюда,— говорит Жир- мунский,— отождествление сюжета «Евгения Онегина» с любовью Ринальдо и Анджелики во «Влюбленном Ролан- де» Боярдо: все различие в том, что у Пушкина «причи- ны неодновременности увлечения их друг другом даны в сложной психологической мотивировке», а у Боярдо «тот же прием мотивирован чарами»... Мы могли бы присо- единить сюда же известную басню о журавле и цапле, где осуществляется та же сюжетная схема в «обнажен- ной» форме: «А любит Б, Б не любит А; когда же Б по- любил А, то А уже не любит Б». Думается, однако, что для художественного впечатления «Евгения Онегина» это сродство с басней является весьма второстепенным и что гораздо существеннее то глубокое качественное различие, которое создается благодаря различию темы («арифмети- ческого значения числителя и знаменателя»), в одном слу- чае — Онегина и Татьяны, в другом случае — журавля и цапли» (124, с. 171 — 172).
Исследования Христиансена показали, что «материал художественного произведения участвует в синтезе эсте- тического объекта» (52, с. 58) и что он отнюдь не подчи- няется закону геометрического отношения, совершенно не зависящего от абсолютной величины входящих в него членов. Это легко заметить при сохранении одной и той же формы и изменении абсолютной величины материала. «Музыкальное произведение кажется независимым от вы- соты тона, скульптура — от абсолютной величины; лишь тогда, когда изменения достигают крайних пределов, де- формация эстетического объекта становится заметной всем» (124, с. 176).
78 Л. С. Выготский. Психология искусства
Операция, которую надо проделать, чтобы убедиться в значимости материала, совершенно аналогична с той, посредством которой мы убеждаемся в значимости фор- мы. Там мы разрушаем форму и убеждаемся в уничто- жении художественного впечатления; если мы, сохранив форму, перенесем ее на совершенно другой материал, мы опять убедимся в искажении психологического действия произведения. Христиансен показал, как важно это иска- жение, если мы ту же самую гравюру отпечатаем на шел- ку, японской или голландской бумаге, если ту же статую высечем из мрамора или отольем из бронзы, тот же ро- ман переведем с одного языка на другой. Больше того, если мы уменьшим или увеличим сколько-нибудь значи- тельно абсолютную величину картины или высоту тона мелодии, мы получим совершенно явную деформацию. Это станет еще яснее, если мы примем во внимание, что под материалом Христиансен разумеет материал в узком смысле слова, самое вещество, из которого сделано про- изведение, и отдельно выделяет предметное содержание искусства, относительно которого приходит к такому же точно выводу. Это, однако, не значит, что материал или предметное содержание имеет значение благодаря своим внеэстетическим качествам, например, благодаря стоимо- сти бронзы или мрамора и т. п. «Хотя влияние предмета не зависит от его внеэстетических ценностей, он все же может оказаться важной составной частью синтезирован- ного объекта... Хорошо нарисованный пучок редьки выше скверно нарисованной мадонны, стало быть, предмет со- вершенно не важен... Тот самый художник, который пи- шет хорошую картину на тему «пучок редьки», может быть, не сумеет справиться с темой мадонны... Будь пред- мет совершенно безразличен, что могло бы помешать художнику на одну тему создать столь же прекрасную картину, как и на другую» (124, с. 67).
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление