Первым является ее желание свести во что бы то ни стало все решительно проявления человеческой психики к одному сексуальному влечению. Этот пансексуализм кажется совершенно необоснованным в особенности тог- да, когда он применяется к искусству. Может быть, это было бы и верно для человека, рассматриваемого вне общества, когда он замкнут в узком круге своих собст- венных инстинктов. Но как можно согласиться с тем,
104 Л. С. Выготский. Психология искусства
что у общественного человека, участвующего в очень сложных формах социальной деятельности, не могут воз- никать и существовать всевозможного рода другие вле- чения и стремления, которые не менее, чем сексуальные, могут определять его поведение и даже господствовать над ним? Чрезмерное преувеличение роли полового чув- ства кажется особенно очевидным, как только мы от масштаба индивидуальной психологии переходим к пси- хологии социальной. Но даже для личной психики ка- жутся чрезмерной натяжкой те допущения, которые де- лает психоанализ. «По утверждению некоторых психо- аналитиков, там, где художник рисует прекрасный портрет своей матери или в поэтическом образе вопло- щает любовь к матери, скрыто исполненное страха ин- цестуозное желание (комплекс Эдипа). Когда скульптор создает фигуры мальчиков или поэт воспевает горячую юношескую дружбу, психоаналитик сейчас же готов усмотреть в этом гомосексуализм в самых крайних фор- мах... При чтении таких аналитиков создается впечат- ление, будто вся душевная жизнь состоит только из до- человеческих страшных влечений, как будто все пред- ставления, волевые движения, сознание только мертвые куклы, которые тянут за ниточки ужасные инстинкты» (154, S. 183).
И в самом деле, психоаналитики, указывая на чрез- мерно важную роль бессознательного, сводят совершен- но на нет всякое сознание, которое, по выражению Маркса, составляет единственное отличие человека от животного: «Человек отличается от барана лишь тем, что сознание заменяет ему инстинкт, или же — что его инстинкт осознан» (3, с. 30). Если прежние психологи чрезмерно преувеличивали роль сознания, утверждая его всемогущество, то психоаналитики перегибают палку в другой конец, сводя роль сознания к пулю и утверж- дая за ним только способность служить слепым орудием в руках бессознательного. Между тем элементарнейшие исследования показывают, что и в сознании могут про- исходить совершенно такие же процессы. Так, экспери- ментальные исследования Лазурского о влиянии раз- личного чтения на ход ассоциаций показали, что «уже тотчас после прочтения рассуждения наступает в уме распадение прочитанного отрывка, комбинации различ- ных его частей с находившимся ранее в уме запасом
Критика 105
мыслей, понятий и представлений» (66, с. 108). Здесь мы имеем совершенно аналогичный процесс распадения и ассоциативного комбинирования прочитанного с преж- ним душевным запасом. Неучет сознательных моментов в переживании искусства стирает совершенно грань между искусством как осмысленной социальной дея- тельностью и бессмысленным образованием болезнен- ных симптомов у невротиков пли беспорядочным нагро- мождением образов во сне.
Легче и проще всего обнаружить все эти коренные недостатки рассматриваемой теории на тех практиче- ских применениях психоаналитического метода, которые сделаны исследователями в иностранной и русской ли- тературе. Здесь сейчас же открывается необычайная бедность этого метода и его полная несостоятельность с точки зрения социальной психологии. В исследовании о Леонардо да Винчи Фрейд пытается вывести всю его судьбу и все его творчество из его основных детских переживаний, относящихся к самым ранним годам его жизни. Он говорит, что ему хотелось показать, «каким образом художественная деятельность проистекает из первоначальных душевных влечений» (118, с. 111). И когда он заканчивает это исследование, он говорит, что боится услышать приговор, что он просто написал психологический роман, и сам должен сознаться, что он не переоценивает достоверности своих выводов. Для чи- тателя достоверность эта положительно приближается к нулю, поскольку от начала и до самого конца ему приходится иметь дело с догадками, с толкованиями, с сопоставлениями фактов творчества и фактов биогра- фии, между которыми прямой связи установить нельзя. Создается такое впечатление, что психоанализ распола- гает каким-то каталогом сексуальных символов, что символы эти всегда — во все века и для всех народов — остаются одни и те же и что стоит на манер снотолко- вателя найти соответствующие символы в творчестве того или другого художника, чтобы по ним восстановить Эдипов комплекс, страсть к разглядывайте и т. п. По- лучается дальше впечатление, что каждый человек при- кован к своему Эдипову комплексу и что в самых слож- ных и высоких формах нашей деятельности мы вынуж- дены только вновь и вновь переживать свою инфан- тильность, и, таким образом, все самое высокое творче-
106 Л. С. Выготский. Психология искусства
ство оказывается фиксированным на далеком прошлом. Человек как бы раб своего раннего детства, он всю жизнь разрешает и изживает те конфликты, которые создались в первые месяцы его жизни. Когда Фрейд утверждает, что у Леонардо «ключ ко всей разнообраз- ной деятельности духа и неудачливости таился в дет- ской фантазии о коршуне» (118, с. 118) и что эта фан- тазия в свою очередь раскрывает в переводе на эроти- ческий язык символику полового акта,— против такого упрощенного толкования восстает всякий исследова- тель, который видит, как мало в творчестве Леонардо эта история с коршуном способна раскрыть. Правда, и Фрейд должен признать «известную долю произвольно- сти, которую психоанализом нельзя раскрыть» (118, с. 116). Но если исключить эту известную долю, вся осталь- ная жизнь и все остальное творчество окажутся всецело закабаленными детской половой жизнью. С исчерпываю- щей ясностью этот недостаток обнаруживается в исследо- вании о Достоевском Нейфельда: «Как жизнь, так и творчество Достоевского,— говорит он,— загадочны... Но волшебный ключ психоанализа раскрывает эти загадки... Точка зрения психоанализа разъясняет все противоре- чия и загадки: вечный Эдип жил в этом человеке и соз- давал эти произведения» (76; с. 12). Поистине гени- ально! Не волшебный ключ, а какая-то психоаналити- ческая отмычка, которой можно раскрыть все реши- тельно тайны и загадки творчества. В Достоевском жил и творил вечный Эдип, но ведь основным законом пси- хоанализа считается утверждение, что Эдип живет в каждом решительно человеке. Значит ли это, что, на- звав Эдипа, мы разрешили загадку Достоевского? По- чему должны мы допустить, что конфликты детской сек- суальности, столкновения ребенка с отцом оказались более влиятельными в жизни Достоевского, чем все позднейшие травмы и переживания? Почему не могли мы допустить, что такие, например, переживания, как ожидание казни, как каторга и т. п., не могли служить источником новых и сложных мучительных пережива- ний? Если мы даже допустим вместе с Нейфельдом, «что писатель ничего иного и не может изобразить, как свои собственные бессознательные конфликты» (76, с. 28), то все же мы никак не поймем, почему эти бес- сознательные конфликты могут образоваться только из
Критика 107
конфликтов раннего детства. «Рассматривая жизнь это- го большого писателя в свете психоанализа, мы видим, что его характер, сложившийся под влиянием его отно- шений к родителям, его жизнь и судьба зависели и це- ликом определялись его комплексом Эдипа. Извращен- ность и невроз, болезнь и творческая сила — качество и особенность его характера, все можем мы свести на ро- дительский комплекс и только на пего» (76, с. 71— 72). Нельзя представить себе более яркого опроверже- ния защищаемой Нейфельдом теории, чем сказанное только что. Вся жизнь оказывается нулем по сравнению с ранним детством, и из комплекса Эдипа исследова- тель берется вывести все решительно романы Достоев- ского. Но беда в том, что при этом один писатель ока- жется роковым образом похожим на другого, потому что тот же Фрейд учит, что Эдипов комплекс есть все- общее достояние. Только совершенно отвернувшись от социальной психологии и закрыв глаза па действитель- ность, можно решиться утверждать, что писатель в творчестве преследует исключительно бессознательные конфликты, что всякие сознательные социальные зада- ния не выполняются автором в его творчестве вовсе. Удивительный пробел окажется тогда в психологической теории, когда она захочет подойти с этим методом и с этими взглядами ко всей области неизобразительного искусства. Как будет она толковать музыку, декоратив- ную живопись, архитектуру, все то, где простого и пря- мого эротического перевода с языка формы на язык сек- суальности сделать нельзя? Эта громадная зияющая пу- стота самым наглядным образом отвергает психоанали- тический подход к искусству и заставляет думать, что настоящая психологическая теория сумеет объединить те общие элементы, которые, несомненно, существуют у поэзии и музыки, и что этими элементами окажутся эле- менты художественной формы, которую психоанализ счи- тал только масками и вспомогательными средствами ис- кусства. Но нигде чудовищные натяжки психоанализа не бросаются в глаза так, как в русских работах по ис- кусству. Когда профессор Ермаков поясняет, что «Домик в Коломне» надо понимать, как домик колом мне (50, с. 27), или что александрийский стих означает Алек- сандра (50, с. 33), а Мавруша означает самого Пуш- кина, который происходит от мавра (50, с. 26),— то во
108 Л. С. Выготский. Психология искусства
всем этом ничего, кроме нелепой натяжки и ничего не объясняющей претензии, при всем желании увидеть нельзя. Вот для примера сопоставление, делаемое авто- ром между пророком и домиком. «Как труп в пустыне лежал пророк; вдова, увидев бреющуюся Маврушу,— «ах, ах» и шлепнулась.
Упал измученный пророк — и нет серафима, упала вдова — и простыл след Мавруши...
Бога глас взывает к пророку, заставляя его действо- вать: «Глаголом жги сердца людей!» Глас вдовы — «ах, ах» — вызывает постыдное бегство Мавруши.
После своего преображения пророк обходит моря и земли и идет к людям; после того как открылся обман, Мавруше не остается ничего другого, как бежать за три- девять земель от людей» (50, с. 162).
Совершенная произвольность и очевидная бесплод- ность таких сопоставлений, конечно, способна только по- дорвать доверие к тому методу, которым пользуется профессор Ермаков. И когда он поясняет, что «Иван Никифорович близок к природе: — как велит природа — он Довгочхун, то есть долго чихает, Иван Иванович ис- кусственен, он Перерепенко, он, может быть, вырос сверх репы» (49, с. 111),— он окончательно подрывает доверие к тому методу, который не может избавить нас от совершенно абсурдного истолкования двух фами- лий, одной — в смысле близости к природе, другой — в смысле искусственности. Так изо всего можно вывести решительно все. Классическим образцом таких толкова- ний останется навсегда толкование пушкинского стиха Передоновым в классе на уроке словесности: «С своей волчицею голодной выходит на дорогу волк...» Постойте, это надо хорошенько попять. Тут аллегория скрывается. Волки попарно ходят. Волк с волчицею голодной: волк сытый, а она голодная. Жена всегда после мужа должна есть, жена во всем должна подчиняться мужу». Психоло- гических оснований для такого толкования есть ровно столько же, сколько и у толкований Ермакова. Но не- брежность к анализу формы составляет почти всеобщий недостаток всех психоаналитических исследований, и мы знаем только одно исследование, близкое к совершенст- ву в этом отношении: это исследование — «Остроумие» Фрейда, которое тоже исходит из сближения остроты со сновидением. Это исследование, к сожалению, стоит
Критика 109
только на грани психологии искусства, потому что сами по себе комический юмор и остроумие, в сущности гово- ря, принадлежат скорей к общей психологии, чем к спе- циальной психологии искусства. Однако произведение это может считаться классическим образцом всякого аналитического исследования. Фрейд исходит из чрезвы- чайно тщательного анализа техники остроумия и уже от этой техники, то есть от формы, восходит к соответст- вующей этой остроте безличной психологии, при этом он отмечает, что при всем сходстве острота для психолога коренным образом отличается от сновидения. «Важней- шее отличие заключается в их социальном соотношении. Сновидение является совершенно асоциальным душев- ным продуктом; оно не может ничего сказать другому человеку... Острота является, наоборот, самым социаль- ным из всех душевных механизмов, направленных на получение удовольствия» (120, с. 241). Этот тонкий точный анализ позволяет Фрейду не валить в одну ку- чу все решительно произведения искусства, по даже для таких трех близко стоящих форм, как остроумие, комизм и юмор, указать, три совершенно разных источника удо- вольствия. Единственной погрешностью самого Фрейда является попытка толковать сновидения вымышленные, которые видят герои литературного произведения как действительные. В этом сказывается тот же наивный подход к произведению искусства, который обнаружи- вает исследователь, когда по «Скупому рыцарю» хочет изучить действительную скупость.
Так, практическое применение психоаналитического метода ждет еще своего осуществления, и мы можем только сказать, что оно должно реализовать на деле и в практике те громадные теоретические ценности, кото- рые заложены в самой теории. Эти ценности в общем сводятся к одному: к привлечению бессознательного, к расширению сферы исследования, к указанию па то, как бессознательное в искусстве становится социальным33.
Нам придется еще иметь дело с положительными сторонами психоанализа при попытке наметить систему воззрений, которые должны лечь в основу психологии искусства. Однако практическое применение сможет при- нести какую-либо реальную пользу только в том случае, если оно откажется от некоторых основных и первород- ных грехов самой теории, если наряду с бессознателъ-
110 Л. С. Выготский. Психология искусства
ным оно станет учитывать и сознание не как чисто пас- сивный, но и как самостоятельно активный фактор, если оно сумеет разъяснить действие художественной формы, разглядевши в ней не только фасад, но и важнейший механизм искусства; если, наконец, отказавшись от пан- сексуализма и инфантильности, оно сможет внести в круг своего исследования всю человеческую жизнь, а не только ее первичные и схематические конфликты.
И, наконец, последнее: если оно сможет дать пра- вильное, социально-психологическое истолкование и сим- волике искусства и его историческому развитию и пой- мет, что искусство никогда не может быть объяснено до конца из малого круга личной жизни, но непременно тре- бует объяснения из большого круга жизни социальной.
Искусство как бессознательное есть только проблема; искусство как социальное разрешение бессознательного — вот ее наиболее вероятный ответ.
Глава V Анализ басни
Басня, новелла, трагедия. Теория бас- ни Лессинга и Потебни. Прозаиче- ская и поэтическая басня. Элементы построения басни: аллегория, упо- требление зверей, мораль, рассказ, поэтический стиль и приемы.
При переходе от критической к положительной части нашего исследования вам казалось более уместным вынести вперед некоторые частные исследования с тем, чтобы наметить важнейшие точки для подведения буду- щей теоретической линии. Нам казалось нужным подго- товить психологический материал для последующих обобщений, поэтому наиболее удобным было расположить исследование от простого к более сложному, и мы на- мерены предварительно рассмотреть басню, новеллу и трагедию как три постепенно усложняющиеся и возвы- шающиеся одна над другой литературные формы. Начи- нать приходится именно с басни, потому что она стоит именно на грани поэзии и всегда выдвигалась исследо- вателями как самая элементарная литературная форма, на которой легче и ярче всего могут быть обнаружены все особенности поэзии. Не боясь преувеличения, можно сказать, что большинство теоретиков во всех своих истолкованиях поэзии исходило из определенного пони- мания басни. Разъяснив басню, они затем всякое выше- стоящее произведение рассматривали уже как более
112 Л. С. Выготский. Психология искусства
усложненную, но в основе совершенно сходную с бас- ней форму. Поэтому, если познакомиться с тем, как ис- следователь толкует басню, можно легче всего составить себе представление о его общей концепции искусства.
В сущности, мы имеем только две законченные пси- хологические системы басни: теорию Лессинга и Потеб- ни. Оба эти автора смотрят на басню как на самый элементарный случай и из понимания басни исходят при объяснении всей литературы. Для Лессинга басня определяется следующим образом: если низвести всеоб- щее нравственное утверждение к частному случаю и рассказать этот случай как действительный, то есть не как пример или сравнение, притом так, чтобы этот рас- сказ служил наглядному познанию общего утверждения, то это сочинение будет басней.
Очень легко заметить, что именно такой взгляд па художественное произведение как на иллюстрацию изве- стной общей идеи и составляет чрезвычайно распростра- ненное до сих пор отношение к искусству, когда в каж- дом романе, в каждой картине читатель и зритель хо- тят разыскать раньше всего главную мысль художника, то, что хотел автор этим сказать, то, что это выражает, и т. п. Басня при таком понимании является только на- иболее наглядной формой иллюстрации общей идеи.
Потебня, который исходит из критики этого взгляда и, в частности, системы Лессинга, в согласии с общей своей теорией приходит к выводу, что басня обладает способностью быть «постоянным сказуемым к переменчи- вым подлежащим, взятым из области человеческой жиз- ни» (92, с. 11). Басня для Потебни является быстрым ответом на вопрос, подходящей схемой для сложных житейских отношений, средством познания или уясне- нпя каких-нибудь запутанных житейских, политических или других отношений. При этом Потебня опять видит в басне ключ к разгадке всей поэзии и утверждает, что «всякое поэтическое произведение и даже всякое слово, в известный момент его существования, состоит из ча- стей, соответственных тем, которые мы замечали в бас- не. Я постараюсь показать после, что иносказательность есть непременная принадлежность поэтического произве- дения» (92, с. 12). «...Басня есть один из способов по- знатшя житейских отношений, характера человека, од- ним словом, всего, что относится к нравственной стороне
Анализ эстетической реакция 113
жизни людей» (92, с. 73). Любопытно, что при всем резком различии, которое подчеркивают сторонники формальной теории между своими взглядами и взгляда- ми Потебни, они все же легко соглашаются с формулой Потебни и, критикуя его во всех остальных областях, признают его полнейшую правоту в этой области. Уже это одно делает басню исключительно интересным пред- метом для формально психологического анализа, как объект, как будто находящийся на самой границе поэзии и для одних представляющий прототип всякого поэтиче- ского произведения, а для других — разительное исклю- чение из всего царства искусства. «Теория Потебни,— говорит Шкловский,— меньше всего противоречила са- ма себе при разборе басни, которая и была исследована Потебней с его точки зрения до конца. К художествен- ным, «вещным» произведениям теория не подошла, а по- тому и книга Потебни не могла быть дописана...» (129, с. 106). «Система Потебни оказалась состоятельной только в очень узкой области поэзии: в басне и в посло- вице. Поэтому эта часть труда Потебни была им разра- ботана до конца. Басня и пословица оказались действи- тельно «быстрым ответом на вопрос». Их образы в са- мом деле оказались «способом мышления». Но понятия басни и пословицы весьма мало совпадают с понятием поэзии» (131, с. 5—6). На такой же точке зрения сто- ит, видимо, и Томашевский: «Басня развилась из аполо- га — системы доказательств общего положения на при- мерах (анекдоте или сказке)... Басня, будучи построена на фабуле, дает повествование как некоторую аллего- рию, из которой извлекается общий вывод — мораль басни...» (110, с. 195).
Такое определение возвращает нас назад к Лессии- гу и даже к теориям еще более архаическим, к опреде- лениям басни Де-ля-Моттом и другими. Любопытно, что и теоретическая эстетика смотрит па басню с той же точки зрения и охотно сопоставляет басню с рекламным искусством. «К рекламной поэзии,— говорит Гаман,— нужно отнести все басни, в которых эстетический инте- рес к захватывающей истории так искусно использован для морали этой истории; ведению эстетики рекламы подлежит вообще вся тенденциозная поэзия; сюда от- носится далее вся область риторики...» (30, с. 80—81).
За теоретиками и философами следуют критики и
114 Л. С. Выготский. Психология искусства
широкое общественное мнение, расценивающее басню весьма низко, как произведение неполноправное в поэ- зии. Так издавна за Крыловым установилась репутация моралиста, выразителя идей среднего человека, певца житейской практичности и здравого смысла. Отсюда оценка переносится и на самую басню, и многие вслед за Айхенвальдом полагают, что, начитавшись этих ба- сен, «можно хорошо приспособить себя к действительно- сти. Не этому учат великие учителя. Этому учить и во- обще не приходится... Отсюда басня поневоле мелка... Басня только приблизительна. Она скользит по поверх- ности» (6, с. 7). И только Гоголь как-то вскользь и не- взначай, сам не вполне сознавая, что это означает, об- молвился о невыразимой духовности басен Крылова, хо- тя в целом истолковал его в согласии с общим мнением, как здоровый и крепкий практический ум и пр.
Чрезвычайно поучительно обратиться к теории бас- ни, которая понимает ее таким образом, и на деле уви- деть, что же отличает басню от поэзии и в чем же за- ключаются эти особенности поэзии, явно отсутствующие в басне. Однако мы напрасно стали бы с этой целью рассматривать теорию Лессинга или Потебни, потому что основная тенденция того и другого направлена со- вершенно в другую сторону. Можно с неоспоримой ясно- стью показать, что тот и другой имеют все время в ви- ду два совершенно различных по происхождению и по художественной функции рода басни. История и психо- логия учат нас тому, что следует строго различать бас- ню поэтическую и прозаическую.
Начнем с Лессинга. Он прямо говорит, что басня от- носилась древними к области философии, а не к области поэзии, и что именно эту философскую басню он и из- брал предметом своего исследования. «У древних басня принадлежала к области философии, и отсюда ее заим- ствовали учителя риторики. Аристотель разбирает ее не в своей «Поэтике», а в своей «Риторике». И то, что Аф- тониус и Теон говорят о ней, они равным образом гово- рят в риторике. Также и у новых авторов вплоть до вре- мен Лафонтена следует искать в риторике все, что нуж- но узнать об эзоповской басне. Лафонтену удалось сде- лать басни приятной поэтической игрушкой... Все начали трактовать басню, как детскую игру... Кто-либо, при- надлежащий к школам древних, где все время внуша-
Анализ эстетической реакции 115
лось безыскусственное изображение в басне, не поймет, в чем дело, когда, к примеру, у Батте он прочитает длин- ный список украшений, которые должны быть присущи басенному рассказу. Полный удивления, он спросит: не- ужели у новых авторов совершенно изменилось сущест- во вещей? Потому что все эти украшения противоречат действительному существу басни» (150, S. 73—74). Та- ким образом, Лессинг совершенно откровенно имеет в виду басню до Лафонтена, басню как предмет филосо- фии и риторики, а не искусства.
Совершенно сходную позицию занимает и Потебня. Он говорит: «Для того чтобы заметить, из чего состоит басня, нужно рассматривать ее не так, как она являет- ся на бумаге, в сборнике басен, и даже не в том виде, когда она из сборника переходит в уста, причем самое появление ее недостаточно мотивировано, когда, напри- мер, прочитывает ее актер, чтобы показать свое умение декламировать; или, что бывает очень комично, когда она является в устах ребенка, который важно выступает и говорит: «Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна...» Отрешенная от действительной жизни, басня может оказаться совершенным празднословием. Но эта поэтическая форма является и там, где дело идет о вещах вовсе не шуточных — о судьбе человека, челове- ческих обществ, где не до шуток и не до праздносло- вия» (91, с. 4).
Потебня прямо ссылается на приведенное место из Лессинга и говорит, что «все прикрасы, которые введе- ны Лафонтеном, произошли именно оттого, что люди не хотели, не умели пользоваться басней. И в самом деле — басня, бывшая некогда могущественным политическим памфлетом, во всяком случае сильным публицистическим орудием, и которая, несмотря на свою цель, благодари даже своей цели, оставалась вполне поэтическим произ- ведением, басня, которая играла такую видную роль к мысли, сведена на ничто, на негодную игрушку» (91, с. 25—26). В подтверждение своей мысли Потебня ссы- лается на Крылова для того, чтобы показать, как не следует писать басню.
Из этого совершенно ясно, что и Потебня, и Лессинг одинаково отвергают поэтическую басню, басню в сбор- пике, которая кажется им только детской игрушкой, и все время имеют дело не с басней, а с апологом, почему
116 Л.С. Выготский. Психология искусства
их анализы и относятся больше к психологии логическо- го мышления, чем к психологии искусства. Уже благода- ря установлению этого можно было бы произвести фор- мальный отвод одного и другого мнения, поскольку они сознательно и умышленно рассматривают не поэтиче- скую, а прозаическую басню. Мы вправе были бы ска- зать обоим авторам: «Все, что вы говорите, совершенно справедливо, но только все это относится не к поэтиче- ской, а к риторической и прозаической басне». Уже один тот факт, что высший расцвет басенного искусства у Ла- фонтена и Крылова кажется обоим нашим авторам ве- личайшим упадком басенного искусства, наглядным образом свидетельствует о том, что их теория относится никак не к басне как к явлению в истории искусства, а к басне как к системе доказательств. И в самом деле, мы знаем, что басня по происхождению своему несом- ненно двойственна, что ее дидактическая и описатель- ная часть, иначе говоря, поэтическая и прозаическая, часто боролись друг с другом и в историческом разви- тии побеждала то одна, то другая. Так главным образом па византийской почве басня почти совершенно утеряла свой художественный характер и превратилась почти исключительно в морально-дидактическое произведение. Наоборот, на латинской почве она произрастила из себя басню поэтическую, стихотворную, хотя надо сказать, что все время мы имеем в басне два параллельных те- чения и басня прозаическая и поэтическая продолжают существовать все время как два разных литературных жанра.
К прозаическим басням следует отнести басни Эзопа, Лессинга, Толстого и других. К басням поэтическим — Лафонтена, Крылова и их школы. Одним этим указани- ем можно было бы опровергнуть теорию Потебни и Лес- спнга, но это было бы аргументом чисто формальным, а не по существу, и скорее напоминало бы юридический отвод, чем психологическое исследование. Для нас со- блазнительно, напротив того, вникнуть в обе эти системы и в ходы их доказательств. Может быть, те самые дово- ды, которые они приводят против искажения басни, окажутся в состоянии пролить свет на самую природу поэтической басни, если мы те же самые соображения с измененным знаком с минуса на плюс приложим к бас- не поэтической. Основной психологический тезис, объе-
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление