Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Национально-культурная специфика лексических средств и барьеры, возникающие в процессе переводческой деятельности




Национальная специфичность языковых средств, выражающих национальный колорит культуры того или иного народа связана с тем, что слова каждого языка обладают признаком этнографичности, так как языковые значения, по мысли А.Вежбицкой, «насквозь прагматичны. Они являются ингерентно субъективными, антропоцентричными и этноцентричными» [Вежбицкая, 1996, 6]. В таких словах имеются национально-культурные компоненты содержащие фоновые знания и фоновую информацию. Такие слова

выполняют кумулятивную функцию, т.е. накапливают культурные, фоновые знания о каком-либо культурном артефакте, явлении, обозначением которых выступают данные слова.

Национально-культурная специфика слов различных языков и их идиоэтничность обусловлены следующими факторами: «селективной направленностью сознания отражательной деятельности; языки различаются избирательностью признаков отражения; 1. один и тот же объект «схватывается» по разным признакам; 2. особенностью географических, климатических условий жизни народа; 3. особенностью социального, хозяйственного развития народа; 4. особенностью культурного, эстетического развития народа; 5. особенностью эмоционального, психического склада народа, национальной психики, национального характера, темперамента, самосознания» [Комаров, 1991, 57-58].

Слова с идиосемантическим компонентом проявляются в языке вследствие культурной и когнитивной релятивности. Когнитивная релятивность проявляется в различном восприятии мира представителями различных лингвокультурных сообществ в результате лингвокреативной деятельности в процессе освоения мира и концептуализации его в ходе опредмечивания в слове. Лингвистическая относительность проявляется в неадекватном структурировании объективного мира в разных языках. Культурный релятивизм проявляется в относительности культур разных народов, когда лингвокультурные общности по-разному описывают «свой опыт» и «свой мир», подразделяют культуру и язык на «свой» и «чужой».

Идиоэтничность значений слов обусловлена также универсальностью и относительностью способов представления действительности в процессе структурации и концептуализации его в разных языках. Структурация мира в процессе членения и концептуализации может быть общей, одинаковой, когда выделяются только родовые понятия. Но она может быть и более дробной, когда в языках имеется система родо-видовых отношений, представляющих дробные фрагменты мира, более дробные фрагменты классификации соответствуют более важным аспектам данной культуры. Согласно точке зрения Г.Хойера, «народы, занимающиеся охотой и собирательством, как, например, племена апачей на юго-западе Америки, обладают обширным словарем названий животных и растений, а также явлений окружающего мира. Народы же, основным источником существования которых является рыбная ловля (в частности, индейцы северного побережья Тихого океана), имеют в своем словаре детальный набор названий рыб, а также орудий и приемов рыбной ловли» [Хойер, 1996, 157].

Этноцентричность значений слов проявляется и в неадекватности коннотативных значений слов-этноконнотатов, особых экспрессивно окрашенных значениях, способных передавать внутреннюю форму слова в образном виде, сигнализировать о ценностном отношении говорящего к миру, к объекту высказывания. О.И.Быкова указывает, что этноконнотации выступают как признак, детерминируемый спецификой этноментальной деятельности, дает такое определение, рассматривая их «как макрокомпонент, включающий образную составляющую, маркированную ингерентными признаками-спецификаторами культурно-исторического характера (локус), (темпус); этномотив (ээ), а также признаками, связанными с функционированием (социолект) в определенном социуме носителей языка и в определенной сфере употребления (функциолект)» [Быкова, 2005, 34].

В разных языках слова, совпадающие по денотату (с одинаковой предметной соотнесенностью), могут отличаться этноконнотативной семантикой, т.е. своими эмоциональными и оценочными оттенками, поэтому в силу фоновых различий не до конца переводимо большинство слов, так как даже если слова языка совпадают по денотативным значениям, различие может быть по коннотатам. И в этом случае можно говорить о «лакунах» или денотативных ямах.

В ходе вторичной репродуктивной переводческой деятельности имеют место различного рода барьеры лингвоэтнического плана, не позволяющие адресату – получателю текста непосредственно воспринять текст на исходном языке точно так же, как и носитель исходного языка. Такой барьер складывается из ряда разнородных факторов. Фактором номер один являются расхождения культурных систем вследствие незнания национальных культурных стереотипов того или иного народа, когда переводчик, приспосабливая содержание исходного текста к нормам языка перевода, может ошибочно пояснить суть той или иной культурной традиции в языке оригинала, неправильно подобрать «компенсирующее» понятие. И это приведет к появлению переводческих ошибок в случаях отождествления культурных стереотипов разных народов, так как, несмотря на наличие одной и той же традиции или одного и того же обряда у разных этносов, сценарии проведения их будут различными, например, «рождество» празднуют многие народы, но церемонии их проведения разнообразны:

Для того, чтобы достигнуть адекватности перевода, следует знать традиции и обычаи других народов, церемонии их проведения. Незнание традиций бытовой культуры также является препятствием для понимания исходного текста. Лингвоэтнический барьер - барьер культурных стереотипов возникает в этом случае, например, вследствие недопонимания переводчиком правил почитания старших, правил уважительного отношения к девушке, правил почитания родственников мужа, согласно обычаю «ат тергеу» в казахской бытовой традиции: «Мына кісіні танымадым, - деп сұрады. – Біздің басқарманың жаңа бастығы, Өміржан Оразов деген кісі, - деді Әділбек. – Қандай көрікті, жарасымды жігіт! Келіншегі бар шығар, салт адам болса Ақзада екеуі бір-біріне арнағандай екен, - дегені. – Қойыңызшы! - Әділбек ыңғайсызданып қалды. – Жай айтамын да. Қой, шығарып салмай неғып тұрмын, - деп ол киіне бастады. “ Осы шешейдің орыс мінезі қалмайды. Ойына келгені тіліне шығады”, - деп күлді сосын іштей Әділбек» (М.Сергалиев. Замандастар, 18б.); «Пәлимің не? – деп болмайт... Жақып пен Настя кіріп жатыр. Кемпір өзі де күле отырып: Молымқан десем ұқпайт әлгі пірканшігі құрғыр. – Бәсе, не деген меңіреу десеңші! Толымқан деген атасының атын атауға келіннің тілі оралмай тұрғанын ұқпас болар ма, ол орыс, - деп Жақып мысқыл етті» (М.Әуезов. Таңдамалы шығармалар, т.1, 312б.).

Следующий фактор – недостаточный уровень культурно-исторических сведений. Это приводит и проявлению барьера преинформационных знаний. Отсутствие преинформационных запасов знаний носителей исходного языка и языка перевода, т.е. отсутствие необходимых знаний о мире, используемых при восприятии и интерпретации текста, незнание лексического фона, фоновой информации, необходимой для понятия или объяснения культурного артефакта, условий его функционирования в рамках той или иной культуры приводит также к лингвокультурологической интерференции, например, незнание культурных реалий, прецедентных фактов также приводит к появлению лингвокультурной интерференции.

Расхождение языковых систем вследствие наличия в различных языках лексем с национально-семантическими компонентами значения - этноконнотативными значениями, вследствие актуализации денотативных ям также способствуют возникновению интерференционных ошибок. И в этом случае в процессе перевода возникают такие барьеры, как этноконнотативный барьер, когда в структуре универсальных понятий, общих для разных языков, присутствуют этноконнотаты, например, понятия «қара» «черный» по-разному воспринимаются интепретаторами исходного и переводного текста. В казахском слове «қара» имеются негативные этноконнотаты – қара бауыр (жестокий), қара жүрек (немилосердный), қара бет (человек, совершивший неблаговидный поступок), қара күш (слепая необузданная сила) и др., ср.: “Әттең, қандай ғана қара бауыр екен?” (М.Әуезов. Құм мен Асқар, 402б.); “Жаның – арыңның садағасы. Жетпіске келгенде қара бет болып, жер шұқып отырғанша, өліп кеткеннің өзі жақсы” (Қ.Жұмаділов. Сәйгүліктер, 117б.); “Мына біздің қара жүрек Әбен соққан алдымен конфискеге жатар деп Тәтті бала жайлана отырды” (С.Бегалин. Замана белестері, 336б.). В русском и английском языках метафоры со слово черный: черная душа (злодей), черная весть (плохая весть), черный день (траурный день), черный глаз (сглаз), черный враг (кровный враг) совпадают, но таких метафорических сочетаний нет в казахском языке. Русские берегут запасы на «черный день», а англичане «на дождливый день». Словосочетания black sheep (черная овца), black market (черный рынок), blackmail (черная почта), black sone (черная душа) ассоциируются со злом.

Следующий барьер – понятийный - барьер неполной – дробной фрагментации объективной действительности, когда понятия о предмете объективной представляются в нерасчлененном и в расчлененном виде. Так, универсальные семантические примитивы «ат – лошадь» имеются в русском и в казахском языках, однако понятие «ат» в культуре народов, основным занятием которых было кочевое животноводство представлено более дробно. Идеографическая конкретизация понятия «ат» проводится по масти, по цвету, по особенностям повадки, степени выносливости, скаковых качеств и т.д., например: ақ боз ат, бұрыл ат, бәйге ат, дара ат, жарау ат, киіт ат, жирек ат, кер ат, көк ат, көз боз ат, қара торы ат, құла ат, құла нер ат, сары ат, сүндет ат, шабдар ат, қызыл ат, торы ат, құр ат, қара ат, қара торы ат, ұшқыр ат, салт ат, суын ат, қос ат, көлік ат и др.

Барьер лакунарности, возникающий в случаях проявления пробелов в знаниях переводчика и интерпретатора переводного текста, когда понятия, имеющиеся в исходном тексте, отсутствуют в языке перевода, например, субъектно-менталитетные лакуны (бәйбіше, тоқал, бай, төре), понятийные лакуны (нағашы, бөле, жиен, свояк, деверь, шурин и др.), интеркультурные (рождество, пасха, масленица), этнографические (қымыз, шұбат, жент, саумал), кинесические (бетін шымшу, жағасын ұстау, ернін бұртылдату), идиоматические (темная лошадка, скелет в шкафу, синий чулок, белая ворона) и др.

Барьер неадекватности слов в ИЯ и ПЯ. Возникает в ходе переводческой деятельности, когда слова в языке перевода не имеют эквивалентных слов в другом языке, например, Comstook Lode (комстокская жила), “The Chicago Tribune”, “Political Affars”, shoo-in (верный “победитель”), charisma candidate (“с искрой божьей” – привлекательный), pop-music (поп-музыка), Hatch Act – закон Хэтча, witch hunt – «охота на ведьм», cowboy и др. Это реалии, обозначаюбщие предметы быта, реалии образа жизни, политической деятельности, прозвища, культурные артефакты, характерные для Соединенных Штатов. Они не имеют аналогов и эквивалентов в других языках.

Таким образом, анализ культурных компонентов и лексических единиц, характеризующихся национально-культурной спецификой показал, что данные элементы культуры обеспечивают своеобразие своей культурной системы, придавая ей национальный колорит.

Выводы

 

1. Анализ признаков культуры – категорий, а также единиц языка, выражающих национальный колорит, показывает, что специфическими средствами культуры, в том числе и языка, являются такие элементы языка и культуры, как: традиции, обычаи, ритуалы, обряды, бытовая культура (тесно связанная с традициями), повседневное поведение (привычки представителей некоторой культуры), национальные картины мира, художественная культура, отражающая культурные традиции того или иного этноса, средства языка концепты – ключевые слова, выражающие внутреннюю специфику национального колорита (топонимы, ономастика, реалии, слова, обозначающие родственные отношения, национальные и религиозные обряды, слова, отражающие признаки эпохи, национальной манеры, облика, поступков, идиомы, пословицы, поговорки, вульгаризмы, жаргонизмы, диалектизмы, междометия, сравнения, эпитеты.

2. Категории культуры рассматриваются как синонимы понятия «концепт», а совокупность категорий культуры как концептосфера – совокупность ключевых слов. Традиции, обряды, ритуалы, обычаи можно рассматривать как ключевые слова культуры – ценностные концепты, передающие народные знания и ценностную информацию, нормы поведения из поколения в поколение в ритуально-копировальной форме по образцу «делая, как я». Эти ключевые слова культуры реализуют информацию в невербальной форме. Языковая картина мира – это совокупность концептов, имеющих культурно-ментальную структуру и формы экспликации в языке. Концепты – компоненты концептосферы, являются сгустками культуры в форме ментальных структур, представленные в сознании. Овнешнение их происходит при помощи языковых средств, поэтому они имеют как культурно-ментальные, так и языковые компоненты в структуре. Структура их сложная. Она включает в себя пять составляющих (понятийную, значимостную, образную, культурно-ментальную, языковую).

3. Национально-культурная специфика языка проявляется также в лакунарности языковых средств в системе разных языков, когда при сопоставлении их обнаруживаются пробелы на семантической карте языка, обусловленные отсутствием тех или иных родовых или видовых понятий в языках. Это так называемые денотативные ямы. Причинами их возникновения являются, во-первых, отсутствие вообще того или иного понятия в языке; во-вторых, неполное или полное (дробное) представление, идеографическая конкретизация понятия в языке.

4. Национально-культурная специфика ключевых слов культуры – концептов, слов, выражающих внутреннюю специфику национального колорита, наличие лакун в процессе сопоставления языков способствуют появлению различного рода лингвоэтнических барьеров, к которым относятся: 1) барьер культурных стереотипов; 2) барьер преинформационных запасов; 3) этноконнотативный барьер; 4) барьер неполной – полной фрагментации действительности; 5) барьер лакунарности; 6) барьер неадекватности слов в ИЯ и ПЯ.

7.2. Иллюстративный подмодуль. Иллюстративные кадры. «Графика». «Примеры».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 1643; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.