Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Факторы, влияющие на инвестиционную политику предприятия




На инвестиционную политику предприятия, т.е. на при­нятие решений, определяющих объем, структуру и направ­ления инвестиций, влияют внешние и внутренние факторы. Внешние факторы связаны с макроэкономической ситуаци­ей в стране.

За период с 1997 по 2002 гг. 35% промышленных пред­приятий в России вообще не осуществляли инвестиций и только 33% делали это регулярно. Низкий уровень инвести­ционной активности определяется тем, что основным ис­точником финансирования инвестиционной деятельности для большинства предприятий остаются собственные фи­нансовые средства.

Банковский кредит считает возможным источником ин­вестиционных ресурсов только каждое седьмое инвестиру­ющее предприятие. Вместе с тем значительная степень из­ношенности основного капитала и практически полная ут­рата предприятиями за годы реформ фондов амортизацион­ных отчислений и накоплений означают, что рост произ­водства за счет более полного задействования имеющихся в наличии производственных мощностей может быть исклю­чительно краткосрочным.

Большая часть действующего производственного аппара­та по-прежнему продолжает прогрессирующе физически и морально устаревать, не позволяя снижать издержки произ­водства и повышать производительность труда. В подобной ситуации обеспечить расширение производства, в том чис­ле за счет повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции, только за счет собственных средств, весьма про­блематично. Поэтому, несмотря на наличие избыточных по отношению к спросу производственных мощностей, про­блема привлечения дополнительных инвестиций по-прежне­му остается чрезвычайно острой для российской промыш­ленности.

Анализ финансового потенциала российских предприя­тий позволяет сделать вывод о значительных сложностях в изыскании ресурсов инвестирования на микроэкономичес­ком уровне (финансовых источников для целей обновле­ния основного капитала, технического перевооружения и развития производства у многих предприятий либо нет со­всем, либо их совершенно недостаточно для обеспечения не только расширенного, но даже простого воспроизвод­ства).

Известно, что основным финансовым источником инве­стиций в экономике страны являются валовые (нацио­нальные) сбережения, представляющие собой ту часть рас­полагаемого дохода, которая не была израсходована на ко­нечное потребление товаров и услуг.

Как показывает соотношение валового накопления ос­новного капитала к валовым сбережениям, в России значи­тельная часть сбережений не трансформируется в инвести­ции. Так, если в предкризисный период на цели инвестиро­вания в основной капитал использовались свыше 86% всех ресурсов национальных сбережений, то к 2000 г. это доля снизилась на 30%. Сравнение с аналогичными показателями развитых стран свидетельствует о том, что для экономики это крайне низкий уровень капитализации сбережений. Во многих странах обеспечиваются большие масштабы исполь­зования сбережений на нужды инвестирования. В результате отношение объемов накоплений и сбережений у таких стран превышает уровень 100%. Например, в США он составляет 110,7%.

Развитие российского рынка ценных бумаг, также как и в развитых странах, должно способствовать:

• привлечению временно свободных денежных средств
широкого круга инвесторов;

• обеспечению гибкого межотраслевого перераспределе­ния инвестиционных ресурсов и максимально возможному притоку национальных и зарубежных инвестиций на рос­сийские предприятия;

• формированию необходимых условий для стимулирования накоплений на предприятиях всех форм собственности и трансформации сбережений всех участников экономичес­кой системы в инвестиции.

Из-за того, что новый бизнес на те деньги, которые инвесторы готовы платить за российские компании, не­возможно создать, акции становятся не средством привле­чения инвестиций, а спекулятивным инструментом, спо­собом передела собственности. Поскольку акции почти не связаны со стоящим за ним бизнесом, для российского рынка характерна следующая закономерность: любой спи­сок, составленный на основе стоимости акций, сам по себе никак не может претендовать на список крупнейших ком­паний.

Следующую закономерность российского рынка акций можно назвать «правило 10:9»: на 10% наиболее активно торгующихся на рынке акций приходится 90% капитализа­ции всего рынка.

Такая обособленность фондового рынка привела к тому, что два года промышленного роста в России не внесли се­рьезных изменений в предпочтения инвесторов; по-прежнему их интерес прикован к компаниям нефтегазового сектора, электроэнергетики и телекоммуникаций.

В последние годы одним из способов привлечения инвестиций с фондового рынка стало размещение заемных бумаг, прежде всего облигаций. Подготовка и размещение облигационного займа — процесс сложный, длительный и дорогостоящий. Мелкие займы поэтому не выгодны — гораздо эффективней получить банковский кредит. Вместе с тем кредиты реально­му сектору составляют лишь треть банковских активов. Ка­питализация банковской системы в настоящее время на уров­не 4% ВВП.

Банковская система ограниченно инвестирует реальный сектор экономики из-за кредитного риска. Несмотря на то, что финансирование промышленности надежно, выгодно, подкреплено активами, которые есть у предприятий, бан­ки неохотно соглашаются работать с товаропроизводите­лями — проще заниматься финансовыми инструментами. Институциональные реформы, которые в значительной мере уже осуществлены, не могут считаться завершенными без создания конкурентоспособного финансового сектора, призван­ного мобилизовать и предоставить реформируемой экономи­ке инвестиционные ресурсы (источники) для ее модернизации и развития.

Инвестиционная деятельность на микро- и макроуровнях в условиях рыночных отношений неизбежно сопряжена с неопределенностью и риском, что обусловлено субъектив­ными и объективными факторами. На макроуровне к числу основополагающих, объективных факторов следует отнести цикличность в развитии экономики, которая сопровожда­ется периодическими подъемами и спадами. В результате воз­никает так называемый страновой риск. Продолжительность той или иной фазы, особенно кризиса, депрессии, опреде­ляются структурой отрасли экономики, сформировавшимися технологическими укладами и т.д.

Поэтому не случайно при инвестировании страны перво­очередное внимание уделяется тому, на какой стадии эко­номического цикла она находится. При этом учитываются: состояния экономики, валютной и кредитной системы, сто­имости рабочей силы, производительности труда и т. д., а затем проводится оценка субъективных факторов. Тем са­мым снижается степень риска инвестирования.

Аналогичный подход используется при инвестировании предприятий. Его жизненный цикл включает следующие ста­дии: «зарождение — стабилизация — рост — нестабильность — спад — выживание». Поэтому для инвестиционных решений необходимо выявить, в какой фазе цикла находится предприя­тие. В фазе спада, к примеру, предприниматель, не видя возможностей для роста продаж, не будет осуществлять ка­питаловложения, связанные с риском.

В рыночной экономике инвестиционные решения при­нимаются на основании субъективных оценок предпринимателем реально совершившихся событий. Для того чтобы снизить стихийность и разнонаправленность принятых та­ким образом решений, в западных странах проводятся про­гнозные исследования развития экономики, действуют мно­гочисленные консультативные службы. При этом разнооб­разие экономических прогнозов позволяет предпринимате­лям получать наиболее правильную информацию путем со­поставления.

К сожалению, на сегодняшний день состояние российс­кого инвестиционного климата оценивается как рисковое. Причина такого состояния не в отсутствии средств для вло­жения в новые проекты, а в непредсказуемости и неопреде­ленности экономического риска любых форм инвестирова­ния. Вплоть до недавнего времени весь набор рисков и про­блем оставался практически без изменений. Однако, многие специалисты считают, что сейчас ситуация улучшилась ра­дикально. До недавнего времени в России действовала сис­тема, которую можно назвать олигархической. Хозяйствен­ная жизнь в стране контролировалась несколькими группа­ми так называемых олигархов, и для инвестора, который не входит ни в одну из этих групп, было очень тяжело. Во всем мире сначала устанавливаются твердые правила игры, а рынок потом сам подстраивается под эти правила, главное, чтобы эти правила были четко определены. Для инвестора становится огромным препятствием постоянная смена этих правил, а в России в последние три года происходило именно это. Страх неизвестности самым отрицательным образом вли­яет на рынок. Неизвестность и отсутствие правил — хуже, чем плохие правила. Потенциальные инвесторы прежде все­го обращают внимание на оценку признанных международ­ных экспертов привлекательности и степени рисковости тех или иных стран с точки зрения возможностей вложения ка­питалов.

Частные инвесторы принимают решения об инвестиро­вании, ориентируясь на два параметра: доходность и риск. Россия рассматривается иностранными инвесторами как страна с высокими инвестиционными рисками по следую­щим причинам:

наличие в течение длительного времени инвестицион­ного кризиса;

недостаточное развитие банковской системы, неразви­тость финансовых рынков, проблемы с обслуживаем внеш­него долга;

• несовершенство законодательной базы, недостаточность правовых норм прямого действия при значительном числе подзаконных актов; нестабильность и противоречивость за­конодательства (налогового и таможенного), неоднозначное его толкование органами исполнительной власти;

• дефицит квалифицированного персонала, коррупция, различия в региональных требованиях к инвесторам;

• недостаточный уровень развития инфраструктуры, что значительно увеличивает издержки производства и реализа­ции товаров и услуг.

Эти и другие факторы снижают инвестиционный рейтинг России и не позволяют эффективно конкурировать с други­ми странами за привлечение иностранных инвестиций на мировых рынках капиталов.

Оценка инвестиционного климата инвесторами осуще­ствляется не только с точки зрения развития национально­го законодательства, его комплексности, полноты охвата основных направлений привлечения иностранных инвести­ций, практики его исполнения, но и соответствия российского инвестиционного законодательства международному.

К настоящему моменту созданы правовые основы регу­лирования инвестиций: Федеральный закон «Об иностран­ных инвестициях в Российской Федерации», «Об инвести­ционной деятельности в Российской Федерации, осуществ­ляемой в форме капитальных вложений», законодательство, регулирующее реализацию соглашений о разделе продукции.

Однако Федеральный закон «Об иностранных инвести­циях в Российской Федерации» за время своего действия не обеспечил существенного улучшения инвестиционного кли­мата и значительных объемов иностранных инвестиций. Указанный закон непрямого действия, имеет отсылочный ха­рактер, не содержит принципиальных положений, направ­ленных на улучшение инвестиционного климата; он не уст­ранил многочисленные преграды на пути привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику.

Состояние инвестиционного климата предопределяется также наличием весьма сложной процедуры согласования технико-экономических обоснований и проектов строитель­ства и получения разрешительной документации на их реа­лизацию. В этой связи в Федеральный закон «Об инвестици­онной деятельности в Российской Федерации, осуществля­емой форме капитальных вложений» внесены положения, упрощающие процедуру согласования и получения разрешительной документации на реализацию инвестиционных проектов и вводящие правило «одного окна».

С этой целью разработан законопроект «О государствен­ной регистрации юридических лиц», в котором предусмот­рен единый порядок регистрации субъектов хозяйственной деятельности независимо от их организационно-правовой формы и отраслевой принадлежности.

На инвестиционную политику предприятий оказывает непосредственное влияние государственная налоговая поли­тика, которая путем предоставления налоговых льгот, гиб­кой амортизационной политики и прочих мероприятий нацеливает предприятия на долгосрочные задачи.

Кредитная политика государства, разнообразные льготы, субсидии, система государственных заказов, правовое регулиро­вание бизнеса, уровень развития инфраструктуры в регионе — все эти факторы влияют на инвестиционную политику пред­приятий. Степень их проработанности и направленность регулируют процесс капиталовложений промышленных ком­паний.

Практика, однако, показывает: для предпринимателей, инвестирующих средства в предприятия, более важными, нежели предоставляемые конкретные льготы и региональ­ные гарантии, являются общая для страны стабильность правовых и хозяйственных условий и прозрачность эконо­мических процессов, в решающей мере обусловливающая надежность вложений. Не случайно зарубежные инвесторы начинают протестовать против чрезмерной конкуренции между регионами при предоставлении льгот; их резкий раз­брос дробит единое инвестиционное пространство, затруд­няет получение объективных оценок и стандартизацию про­цедур принятия решений об инвестициях.

Многие регионы России за короткий срок сформировали более цельную и последовательную, чем на федеральном Уровне, инвестиционную политику. Вместе с тем, качественного перелома не происходит. Масштабного притока инвести­ций нет, при том, что развивается довольно напряженная кон­курентная борьба между регионами за инвестора путем предо­ставления все новых льгот и гарантий. Для изменения ситуа­ции необходимо снизить суверенный российский риск, т. е. сломать представление о России как о ненадежном партнере. Опыт функционирования западных фирм показывает, что инвестиционная политика отдельных предприятий суще­ственно варьируется в зависимости от таких внутренних фак­торов, как:

• тип предприятия (специализированное или диверсифи­цированное);

• форма собственности;

• отраслевая принадлежность;

• размер предприятия (крупное, среднее или малое).

В условиях рыночной экономики инвестиционная полити­ка специализированных и диверсифицированных предприятий может существенно различаться. Специализированные пред­приятия характеризуются тем, что их продукция носит в основном однотипный, взаимодополняющий характер, а управление относительно централизовано. Диверсифициро­ванное предприятие, напротив, характеризуется многоот­раслевым профилем продукции; управление таким предпри­ятием относительно децентрализовано, а общее руководство осуществляется преимущественно за счет перераспределе­ния финансовых средств. Инвестиционная политика специ­ализированных предприятий направлена на поддержание конкурентоспособности производимого изделия; главным ориентиром является рост объема продаж, сохранение и увеличение доли рынка.

Оценка потенциала развития специализированного пред­приятия основывается на внутренних возможностях роста. При этом динамика развития отрасли, к которой принадле­жит предприятие, оказывает на него определяющее воздей­ствие. Специализированная компания может обеспечить бо­лее производительное использование ресурсов путем массо­вого производства, решая вопросы сбыта продукции с по­мощью расширения географических границ рынка.

Инвестиционная политика диверсифицированных ком­паний ориентирована на поиск возможностей развития фирмы с помощью разработки новых сфер бизнеса. Диверсифи­цированные предприятия делают упор на прибыль, которая выступает в качестве общего измерителя эффективности всех направлений деятельности.

Следуя стратегии диверсификации, предприятия, как правило, не стремятся к завоеванию значительной доли рынка по каждому производимому продукту. Развитие про­изводств в разных отраслях, каждая из которых имеет свою динамику, делает предприятие более устойчивым и в доста­точной степени независимым от внешней среды, что позво­ляет проводить гибкую инвестиционную политику. Диверси­фицированный портфель проектов капиталовложений по­зволяет проводить активную политику в отношении пред­приятия риска, направляя средства в наиболее прибыльные и в то же время наиболее рискованные сферы.

Инвестиционная политика диверсифицированных ком­паний имеет целью:

1) достижение ускоренного роста предприятия при огра­ниченных возможностях внутреннего развития в сфере традиционного бизнеса;

2) достижение более стабильного развития с помощью ограничения влияния негативных тенденций отдельных отраслей;

3) стремление к получению большей прибыльности за
счет более полного и эффективного использования финан­совых ресурсов.

Диверсифицированное предприятие имеет больше воз­можностей для развития внутри региона путем разработки новых продуктов, изучения и удовлетворения новых потреб­ностей. Поэтому значительную часть издержек таких пред­приятий составляют инвестиции в исследование потребнос­тей, разработку новых сфер вложения капитала, новых про­дуктов и т.д. У специализированных фирм эти затраты, как правило, меньше. В целом стратегия, направленная на ди­версификацию, является предпочтительной для предприя­тий в условиях большой неопределенности экономической системы.

На инвестиционную политику промышленного предпри­ятия оказывают влияние форма собственности, его организа­ционно-правовой статус. Так, акционерная форма является наиболее привлекательной для инвесторов в силу следую­щих своих особенностей:

• обеспечивает возможность свободного отчуждения пая, воплощаемого акцией, и массовость участников, позволяю­щую концентрировать финансовые ресурсы;

• позволяет свободно перемещать капитал из одной сфе­ры деятельности в другую в соответствии со складывающейся конъюнктурой рынка;

• обеспечивает дополнительные источники накопления для развития производства;

• формирует более тесные хозяйственные связи между производителями и потребителями продукции, которые так­же могут быть акционерами.

Влияние на инвестиционную политику размера предприя­тия обусловлено прежде всего тем, что на крупных пред­приятиях создаются лучшие предпосылки для масштабного внедрения достижений научно-технического прогресса. Круп­ное предприятие располагает более мощным капиталом, финансовыми ресурсами как для производственного, так и социального развития, предпосылками для повышения своей конкурентоспособности.

К числу важнейших факторов, отрицательно влияющих на формирование инвестиционной политики предприятий, можно отнести:

• низкую доходность производственных инвестиций по сравнению со спекулятивным бизнесом. Высокий риск ин­вестирования в реальные активы не компенсируется их до­ходностью;

• российские предприятия на сегодняшний день в основ­ной своей массе не способны эффективно использовать ин­вестиции из-за отсутствия перспективных проектов разви­тия и нехватки квалифицированного персонала;

• неразвитость информационной инфраструктуры инвестиционного рынка, необходимой для осуществления стра­тегического планирования инвестиционного бизнеса, ин­вестиционной деятельности предприятий.

Тем не менее, осознавая огромную значимость стратеги­ческого планирования, некоторые российские предприятия, в частности предприятия Краснодарского края, делают по­пытки прогнозирования и планирования инвестиционной деятельности на достаточно отдаленную перспективу, обо­снованно формируют инвестиционную политику.

 

Контрольные вопросы:

1.Понятия инвестиционной политики в широком и узком смысле слова.

2.Содержание государственной, региональной и муниципальной политики.

3.Понятие инвестиционной политики предприятия.

4.Классификация видов инвестиционной политики.

5.Внешние факторы, влияющие на инвестиционную политику пред­
приятия.

6.Внутренние факторы, определяющие инвестиционную политику фирмы.

 

Глава 5 ФОРМИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ

 

• Этапы формирования инвестиционной политики

• Алгоритм формирования инвестиционной политики

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 1304; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.053 сек.