Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие инвестиционной стратегии, ее место в общей стратегии предприятия




 

Потребность в разработке инвестиционной стратегии на предприятиях возникла с развитием рыночных отноше­ний. Однако единого мнения по теоретическим аспектам этого вопроса до сих пор не достигнуто. Одни авторы пи­шут, что инвестиционная стратегия представляет решение, принимаемое предприятием на долгосрочный период отно­сительно инвестиционной деятельности, другие под инвес­тиционной стратегией понимают процедуру формирования системы долгосрочных целей инвестиционной деятельнос­ти и выбор наиболее эффективных путей их достижения.

Под инвестиционной стратегией также подразумевают совокупность мер по регулированию и распределению ка­питальных вложений.

Можно выделить две трактовки содержания инвестици­онной стратегии: как основные направления инвестицион­ной деятельности на перспективу и как механизм стратеги­ческого управления источниками инвестиций, при этом нередко происходит смешение понятий инвестиционной стратегии и инвестиционной политики.

Инвестиционная стратегия, на наш взгляд, тесно связа­на с инвестиционной политикой, она определяет цели и задачи, распределение ресурсов по направлениям, является одной из функциональных стратегий развития предприятия.

Разработка инвестиционной стратегии и ее всесторон­няя оценка — важнейшая составляющая механизма форми­рования инвестиционной политики предприятия.

При выборе инвестиционных решений исходят из того, что существует большое число различных инвестиционных возможностей, которые должны финансироваться из ограниченного фонда средств. Это означает, что, выбирая инве­стиционную стратегию предприятия необходимо четко пред­ставлять:

— какие проекты целесообразно принять;

— каков возможный объем капитальных затрат;

— из каких источников может финансироваться инвести­ционный портфель фирмы.

Каждая конкретная стратегия предприятия — это приня­тые её высшим руководством направления и способы дея­тельности для достижения важного результата, имеющего долгосрочное последствие.

Технология формирования стратегии — одномоментное удержание в сознании менеджера в динамике семи систе­мообразующих элементов:

— текущее состояние предприятия;

— текущая характеристика внешней среды;

— модель прообраза предприятия в будущей моделируемой менеджером внешней среде;

— характер стратегической ценности предприятия в привязке к будущему временному периоду;

— стратегический план, т.е. перечень действий, которые позволяют трансформировать предприятия из его текущего состояния в желаемое состояние прообраза.

Формирование инвестиционной стратегии предприятия является довольно сложным творческим процессом, требу­ющим высокой квалификации исполнителей. Прежде всего, формирование стратегии базируется на прогнозировании отдельных условий осуществления инвестиционной деятельности (инвестиционного климата) и конъюнктуры инвес­тиционного рынка как в целом, так и в разрезе отдельных его сегментов.

Сложность этого процесса заключается в том, что при формировании инвестиционной стратегии идет обширный поиск и оценка альтернативных вариантов инвестиционных решений, наиболее полно соответствующих имиджу пред­приятия и задачам его развития. Определенная сложность формирования инвестиционной стратегии заключается так­же в том, что она не является неизменной, а требует пери­одической корректировки с учетом меняющихся внешних условий и новых возможностей роста предприятия.

Исходной предпосылкой формирования инвестиционной стратегии является общая стратегия экономического разви­тия предприятия. По отношению к ней инвестиционная стра­тегия носит подчиненный характер и должна согласовываться по целям и этапам реализации. Инвестиционная стратегия при этом рассматривается как один из главных факторов обеспечения эффективного развития предприятия в соответствии с избранной им общей экономической стратегией.

На рисунке 7.1 показаны основные составляющие стра­тегии развития предприятия.

Рисунок 7.1 — Основные составляющие стратегии развития предприятия

 

В числе обеспечивающих об­щую стратегию развития выделены функциональные, ре­сурсные и частные стратегии. Инвестиционная стратегия, отнесенная к функциональному блоку, непосредственно связана с финансовой стратегией, относящейся к ресурс­ному блоку.

Общая инвестиционная стратегия предприятия (форми­рование долгосрочных инвестиционных целей и ориенти­ров инвестиционной деятельности и выбор наиболее эф­фективных путей их достижения) охватывает всех участни­ков, все объекты инвестиционной деятельности и источни­ки инвестиций.

Развитие общей инвестиционной стратегии осуществля­ется посредством разработки комплекса частных и обеспе­чивающих стратегий.

Они по своему назначению адекватны понятиям «пути» и «способы» достижения целей стратегии.

Частные стратегии — финансовые, технологические, организационные, кадровые и т.д.

Финансовая стратегия формирует финансовые цели ин­вестиционных проектов (объем получаемой прибыли, де­нежные потоки по годам долгосрочного периода), механизм формирования прибыли и направления ее распределения.

Технологическая стратегия определяет научно-техничес­кие цели (технический уровень производства, продукции) и пути их достижения.

Организационная стратегия нацелена на организацион­ный уровень (уровень специализации, кооперирования, орга­низационную структуру) и пути его достижения.

Обеспечивающие стратегии представляют собой — спо­собы осуществления определенной деятельности. К ним от­носятся:

маркетинговая стратегия — способы проведения маркетинговых исследований сбора и обработки информа­ции; проведение в жизнь маркетинговых мероприятий;

стратегия материального обеспечения — способы обеспечения производственного процесса (строительных работ, монтажа, основной деятельности) всеми видами матери­альных ресурсов;

— инновационная стратегия — способы проведения на­учно- исследовательских работ, формы взаимодействия на­уки и производства.

Инновационный и инвестиционный процессы тесно свя­заны. Серьезные инновации немыслимы без крупных инве­стиций, а эффективные инвестиции — без инноваций. В ряде случаев на предприятиях имеются денежные средства, но нет инвестиций, потому что нет инновационных объектов их приложения. В свою очередь эффективность и риск произ­водственно-технических инвестиций тесно связаны со струк­турой инноваций.

Разрабатывая инвестиционную политику, предприятие дол­жно определить пропорции распределения инвестиций меж­ду инновационными и не инновационными направлениями. Внедрение инноваций оказывает влияние на продуктово-технологические и рыночные возможности фирмы. Иннова­ции могут сохранять или разрушать эти возможности.

Не менее тесно инвестиционная стратегия взаимодейству­ет с финансовой. Без соответствующего финансирования реализация инвестиционных стратегий невозможна.

Финансовая стратегия — это стратегия формирования и использования фондов (рис. 7.2).

 

Рисунок 7.2 — Состав финансовых и инвестиционных стратегий

 

Денежные фонды на пред­приятии создаются за счет внутренних и внешних источни­ков. Внутренние источники — прибыль и амортизация; вне­шние — эмиссия акций, облигаций, использование инстру­ментов денежного рынка. В части формирования финансо­вых ресурсов стратегия определяет общие правила, концеп­цию, на основе которых складываются пропорции участия разных источников в создании денежных фондов. В аспекте использования ресурсов речь должна идти о выборе соотно­шений источников финансирования и частей актива, на создание которых те или иные источники будут ориентиро­ваны. Кроме того, финансовая стратегия — это стратегия формирования прибыли, ее использования. Для того, чтобы реализовать стратегию, провести ее в жизнь, используется та или иная политика, которая представляет собой комп­лекс взаимосвязанных инструментов, механизмов и орга­низационных форм.

Конкретные механизмы, которыми оперирует политика, зависят от ряда факторов, среди которых в качестве основ­ных выделяются следующие: уровень конкуренции в отрас­ли, сила конкурентной позиции предприятий производствен­ного комплекса, долгосрочные цели развития отдельных производственных единиц и комплекса в целом. Под воз­действием данных факторов происходит формирование ин­вестиционной и финансовой политики.

В рамках финансовой деятельности субъектов финансо­вого рынка, как правило, возникают две равнозначные за­дачи. Первая задача — привлечение ресурсов для осуществ­ления хозяйственной деятельности. Привлекаемые ресурсы состоят из акционерного капитала (ресурсов, получаемых на относительно неопределенный срок с условием выпла­ты вознаграждения инвестору в виде дивидендов), ссудного капитала (ресурсов, получаемых у специализированных кре­дитно-финансовых институтов на основе срочности, воз­вратности и платности), кредиторской задолженности (ре­сурсов, получаемых у партнеров по бизнесу и государства в виде отсрочек по платежам и авансов) и реинвестируемой прибыли и фондов (ресурсов, получаемых в результате ус­пешной коммерческой деятельности самого хозяйствую­щего общества, амортизационных отчислений).

Хозяйствующий субъект для привлечения ресурсов выхо­дит на ссудный рынок капиталов, на котором происходит кругооборот предлагаемых к размещению ресурсов. Поскольку объем предлагаемых ресурсов существенно меньше, чем спрос на них, неизбежно возникает конкурентная борьба за наиболее дешевые ресурсы; потенциальные вкладчики срав­нивают потенциальные объекты вложения средств, изучают их инвестиционную привлекательность и т.д.

В результате возникают проблемы улучшения инвестици­онной привлекательности предприятия, как в краткосроч­ном, так и в долгосрочном периоде. В этой связи, высшему руководству предприятия необходимо сформировать кредит­ную стратегию, нацеленную на оптимизацию показателей инвестиционной привлекательности.

В непосредственной связи с первой задачей перед пред­приятием возникает вторая задача — распределение полу­ченных ресурсов по направлениям инвестирования: производственные процессы, на приобретение финансовых ин­струментов (эмиссионных и производных ценных бумаг, объектов тезаврации, банковских депозитов, на подготовку специалистов на курсах, передачу опыта, вложения в разработку технологий). Таким образом, в рамках реализации ин­вестиционной стратегии можно выделить три инвестицион­ных подстратегии: формирования инвестиционной програм­мы, привлечения инвестиционных ресурсов и инвестирова­ния ресурсов.

Стратегия формирования инвестиционной программы име­ет внутреннюю структуру. Эта структура базируется на раз­делении общей и стратегической цели организации на ло­кальные, но взаимосвязанные задачи.

Стратегия привлечения инвестиционных ресурсов включает разработку принципов формирования основного и оборот­ного капитала (на основе анализа внешних и внутренних источников финансирования). Поскольку каждый источник средств имеет свою цену, несет определенные риски, воз­никает задача оптимизации структуры источников инвести­ционных ресурсов.

Под стратегией инвестирования ресурсов понимается ком­плекс принципов и мер по размещению временно свобод­ных средств предприятия в финансовые инструменты или иные инвестиционные ценности с целью получения макси­мальной доходности и снижения риска.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 633; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.