КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие инвестиционной стратегии, ее место в общей стратегии предприятия
Потребность в разработке инвестиционной стратегии на предприятиях возникла с развитием рыночных отношений. Однако единого мнения по теоретическим аспектам этого вопроса до сих пор не достигнуто. Одни авторы пишут, что инвестиционная стратегия представляет решение, принимаемое предприятием на долгосрочный период относительно инвестиционной деятельности, другие под инвестиционной стратегией понимают процедуру формирования системы долгосрочных целей инвестиционной деятельности и выбор наиболее эффективных путей их достижения. Под инвестиционной стратегией также подразумевают совокупность мер по регулированию и распределению капитальных вложений. Можно выделить две трактовки содержания инвестиционной стратегии: как основные направления инвестиционной деятельности на перспективу и как механизм стратегического управления источниками инвестиций, при этом нередко происходит смешение понятий инвестиционной стратегии и инвестиционной политики. Инвестиционная стратегия, на наш взгляд, тесно связана с инвестиционной политикой, она определяет цели и задачи, распределение ресурсов по направлениям, является одной из функциональных стратегий развития предприятия. Разработка инвестиционной стратегии и ее всесторонняя оценка — важнейшая составляющая механизма формирования инвестиционной политики предприятия. При выборе инвестиционных решений исходят из того, что существует большое число различных инвестиционных возможностей, которые должны финансироваться из ограниченного фонда средств. Это означает, что, выбирая инвестиционную стратегию предприятия необходимо четко представлять:
— какие проекты целесообразно принять; — каков возможный объем капитальных затрат; — из каких источников может финансироваться инвестиционный портфель фирмы. Каждая конкретная стратегия предприятия — это принятые её высшим руководством направления и способы деятельности для достижения важного результата, имеющего долгосрочное последствие. Технология формирования стратегии — одномоментное удержание в сознании менеджера в динамике семи системообразующих элементов: — текущее состояние предприятия; — текущая характеристика внешней среды; — модель прообраза предприятия в будущей моделируемой менеджером внешней среде; — характер стратегической ценности предприятия в привязке к будущему временному периоду; — стратегический план, т.е. перечень действий, которые позволяют трансформировать предприятия из его текущего состояния в желаемое состояние прообраза. Формирование инвестиционной стратегии предприятия является довольно сложным творческим процессом, требующим высокой квалификации исполнителей. Прежде всего, формирование стратегии базируется на прогнозировании отдельных условий осуществления инвестиционной деятельности (инвестиционного климата) и конъюнктуры инвестиционного рынка как в целом, так и в разрезе отдельных его сегментов. Сложность этого процесса заключается в том, что при формировании инвестиционной стратегии идет обширный поиск и оценка альтернативных вариантов инвестиционных решений, наиболее полно соответствующих имиджу предприятия и задачам его развития. Определенная сложность формирования инвестиционной стратегии заключается также в том, что она не является неизменной, а требует периодической корректировки с учетом меняющихся внешних условий и новых возможностей роста предприятия. Исходной предпосылкой формирования инвестиционной стратегии является общая стратегия экономического развития предприятия. По отношению к ней инвестиционная стратегия носит подчиненный характер и должна согласовываться по целям и этапам реализации. Инвестиционная стратегия при этом рассматривается как один из главных факторов обеспечения эффективного развития предприятия в соответствии с избранной им общей экономической стратегией.
На рисунке 7.1 показаны основные составляющие стратегии развития предприятия. Рисунок 7.1 — Основные составляющие стратегии развития предприятия
В числе обеспечивающих общую стратегию развития выделены функциональные, ресурсные и частные стратегии. Инвестиционная стратегия, отнесенная к функциональному блоку, непосредственно связана с финансовой стратегией, относящейся к ресурсному блоку. Общая инвестиционная стратегия предприятия (формирование долгосрочных инвестиционных целей и ориентиров инвестиционной деятельности и выбор наиболее эффективных путей их достижения) охватывает всех участников, все объекты инвестиционной деятельности и источники инвестиций. Развитие общей инвестиционной стратегии осуществляется посредством разработки комплекса частных и обеспечивающих стратегий. Они по своему назначению адекватны понятиям «пути» и «способы» достижения целей стратегии. Частные стратегии — финансовые, технологические, организационные, кадровые и т.д. Финансовая стратегия формирует финансовые цели инвестиционных проектов (объем получаемой прибыли, денежные потоки по годам долгосрочного периода), механизм формирования прибыли и направления ее распределения. Технологическая стратегия определяет научно-технические цели (технический уровень производства, продукции) и пути их достижения. Организационная стратегия нацелена на организационный уровень (уровень специализации, кооперирования, организационную структуру) и пути его достижения. Обеспечивающие стратегии представляют собой — способы осуществления определенной деятельности. К ним относятся: — маркетинговая стратегия — способы проведения маркетинговых исследований сбора и обработки информации; проведение в жизнь маркетинговых мероприятий;
— стратегия материального обеспечения — способы обеспечения производственного процесса (строительных работ, монтажа, основной деятельности) всеми видами материальных ресурсов; — инновационная стратегия — способы проведения научно- исследовательских работ, формы взаимодействия науки и производства. Инновационный и инвестиционный процессы тесно связаны. Серьезные инновации немыслимы без крупных инвестиций, а эффективные инвестиции — без инноваций. В ряде случаев на предприятиях имеются денежные средства, но нет инвестиций, потому что нет инновационных объектов их приложения. В свою очередь эффективность и риск производственно-технических инвестиций тесно связаны со структурой инноваций. Разрабатывая инвестиционную политику, предприятие должно определить пропорции распределения инвестиций между инновационными и не инновационными направлениями. Внедрение инноваций оказывает влияние на продуктово-технологические и рыночные возможности фирмы. Инновации могут сохранять или разрушать эти возможности. Не менее тесно инвестиционная стратегия взаимодействует с финансовой. Без соответствующего финансирования реализация инвестиционных стратегий невозможна. Финансовая стратегия — это стратегия формирования и использования фондов (рис. 7.2).
Рисунок 7.2 — Состав финансовых и инвестиционных стратегий
Денежные фонды на предприятии создаются за счет внутренних и внешних источников. Внутренние источники — прибыль и амортизация; внешние — эмиссия акций, облигаций, использование инструментов денежного рынка. В части формирования финансовых ресурсов стратегия определяет общие правила, концепцию, на основе которых складываются пропорции участия разных источников в создании денежных фондов. В аспекте использования ресурсов речь должна идти о выборе соотношений источников финансирования и частей актива, на создание которых те или иные источники будут ориентированы. Кроме того, финансовая стратегия — это стратегия формирования прибыли, ее использования. Для того, чтобы реализовать стратегию, провести ее в жизнь, используется та или иная политика, которая представляет собой комплекс взаимосвязанных инструментов, механизмов и организационных форм.
Конкретные механизмы, которыми оперирует политика, зависят от ряда факторов, среди которых в качестве основных выделяются следующие: уровень конкуренции в отрасли, сила конкурентной позиции предприятий производственного комплекса, долгосрочные цели развития отдельных производственных единиц и комплекса в целом. Под воздействием данных факторов происходит формирование инвестиционной и финансовой политики. В рамках финансовой деятельности субъектов финансового рынка, как правило, возникают две равнозначные задачи. Первая задача — привлечение ресурсов для осуществления хозяйственной деятельности. Привлекаемые ресурсы состоят из акционерного капитала (ресурсов, получаемых на относительно неопределенный срок с условием выплаты вознаграждения инвестору в виде дивидендов), ссудного капитала (ресурсов, получаемых у специализированных кредитно-финансовых институтов на основе срочности, возвратности и платности), кредиторской задолженности (ресурсов, получаемых у партнеров по бизнесу и государства в виде отсрочек по платежам и авансов) и реинвестируемой прибыли и фондов (ресурсов, получаемых в результате успешной коммерческой деятельности самого хозяйствующего общества, амортизационных отчислений). Хозяйствующий субъект для привлечения ресурсов выходит на ссудный рынок капиталов, на котором происходит кругооборот предлагаемых к размещению ресурсов. Поскольку объем предлагаемых ресурсов существенно меньше, чем спрос на них, неизбежно возникает конкурентная борьба за наиболее дешевые ресурсы; потенциальные вкладчики сравнивают потенциальные объекты вложения средств, изучают их инвестиционную привлекательность и т.д. В результате возникают проблемы улучшения инвестиционной привлекательности предприятия, как в краткосрочном, так и в долгосрочном периоде. В этой связи, высшему руководству предприятия необходимо сформировать кредитную стратегию, нацеленную на оптимизацию показателей инвестиционной привлекательности. В непосредственной связи с первой задачей перед предприятием возникает вторая задача — распределение полученных ресурсов по направлениям инвестирования: производственные процессы, на приобретение финансовых инструментов (эмиссионных и производных ценных бумаг, объектов тезаврации, банковских депозитов, на подготовку специалистов на курсах, передачу опыта, вложения в разработку технологий). Таким образом, в рамках реализации инвестиционной стратегии можно выделить три инвестиционных подстратегии: формирования инвестиционной программы, привлечения инвестиционных ресурсов и инвестирования ресурсов. Стратегия формирования инвестиционной программы имеет внутреннюю структуру. Эта структура базируется на разделении общей и стратегической цели организации на локальные, но взаимосвязанные задачи. Стратегия привлечения инвестиционных ресурсов включает разработку принципов формирования основного и оборотного капитала (на основе анализа внешних и внутренних источников финансирования). Поскольку каждый источник средств имеет свою цену, несет определенные риски, возникает задача оптимизации структуры источников инвестиционных ресурсов. Под стратегией инвестирования ресурсов понимается комплекс принципов и мер по размещению временно свободных средств предприятия в финансовые инструменты или иные инвестиционные ценности с целью получения максимальной доходности и снижения риска.
Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 633; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |