КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Финансовый план и эффективность инвестиций
Финансовый план. Он готовится после того как подготовлены план маркетинга и производственный план. При его разработке учитываются различия интересов участников инвестиционного проекта. Финансовый план должен включать краткий обзор условий, в которых планируется действовать; сведения об объеме продаж, валовой прибыли, затратах на оборудование, оплате труда и других ключевых расходов; данные подробного оперативного анализа доходов и расходов, формирования чистой прибыли предприятия. Финансовый план составляется в несколько этапов: • Прогноз объемов реализации. Определяются приблизительные объемы реализации продукции на соответствующих рынках, стоимость продукции для рынков; рассчитывается полный объем реализации в денежном выражении, общий объем реализации для всех рынков для каждого года. • Расчет затрат на реализацию товаров или услуг. Эти затраты определяются в соответствии с действующими нормативами, ценовой политикой предприятия и условиями реализации услуг. • Составление плана денежных поступлений и выплат, доходов и расходов. Для составления финансового плана необходим тщательный отбор источников информации. Оценка реальности составленного проекта должна осуществляться при участии руководителей структур всех уровней. Аспекты, относящиеся к планированию, подлежат глубокому изучению и должны быть выражены количественными показателями для осуществления финансового анализа. Период реализации проекта, как правило, более двенадцати месяцев и обычно составляет три-пять лет. Анализ проекта должен быть произведен с учетом того, что: • исследования в области организации сбыта продукции (маркетинга) являются наиболее важными в области капитальных затрат. Рыночные прогнозы — составная часть комплексного плана маркетинга. План маркетинга важен для разработки реалистических прогнозов объемов продаж, а также для оценки затрат на организацию сбыта и осуществление продаж; • производственная информация проекта должна включать спецификации по основным производственным средствам, оборудованию и сооружениям. Необходимо провести расчет затрат на сырье, упаковочные и другие материалы, расчет прямых и косвенных производственных затрат и т.п. Для этого требуется знание проектируемых процессов. Составление бюджета направлено на решение основных задач планирования: • Определение количественных результатов деятельности и реализации фирмы во времени; • Оптимизацию в распределении ресурсов, в т.ч. денежных; • Обеспечение контроля над затратами. Составление бюджета должно непосредственно следовать за планированием. Это позволит обеспечить достаточную для осуществления целей финансовую поддержку и определить целесообразность задач, стоящих перед фирмой. Первым шагом в процессе составления бюджета является разработка прогнозируемых показателей объема продаж, поскольку от объема продаж зависит деятельность всех структур фирмы. Прогноз объема продаж должен основываться на экономической и демографической информации, а также на информации о конкретном рынке. Прогноз должен содержать детальную информацию об объемах продаж, ассортименте продукции, динамике цен и прочее. Непосредственно после разработки прогноза объема продаж можно приступать к планированию производственных затрат. Сырье, трудовые ресурсы, технологическое оборудование и другие компоненты, относящиеся к сфере производства, должны быть спланированы задолго до реализации производственного плана. Дополнительного рассмотрения требуют вопросы вместимости складских помещений, транспортные затраты, стоимость упаковочного и других материалов. Для формирования прогноза необходимо определить административные расходы, учитывая масштабы расширения деятельности фирмы. Перспективными и расширяющимися являются информационные и бухгалтерские службы и т п. Проверкой реальности разработанного прогноза является его сравнение с фактическими результатами. Необходимо периодически (ежемесячно) сверять выполнение бюджетов и проводить анализ с целью выявления имеющихся расхождений для внесения корректив, которые обеспечат решение задач фирмы. По оценкам специалистов из-за того, что предприятия не формируют годовые бюджеты, они теряют за год до 20% доходов. Чтобы избежать эти потери, необходимо формировать бюджеты и осуществлять контроль над его исполнением, анализировать отклонения, усиливать благоприятные и уменьшать неблагоприятные тенденции, совершенствовать методологию планирования. Внедрение системы бюджетирования позволяет провести запланированные мероприятия, существенно снизить дебиторскую задолженность и увеличить годовой денежный поток. Составление и анализ бюджета позволяют точно определить размеры реальной потребности в кредитах. Правильно спланированный бюджет координирует своевременные поставки сырья и отгрузки продукции, дает множество преимуществ не только в финансовых вопросах, но и в вопросах производства. Основной бюджет состоит из трех обязательных финансовых документов: — прогноза отчета прибылей и убытков; — прогноза отчета о движении денежных средств; — прогноза баланса. Процесс бюджетирования можно условно разделить на две составляющие: — подготовку операционного бюджета; — подготовку финансового бюджета. Операционный бюджет состоит из: — бюджета продаж; — бюджета производства; — бюджета производственных запасов; — бюджета прямых затрат на материалы; — бюджета производственных накладных расходов; — бюджета прямых затрат на оплату труда; — бюджета коммерческих расходов; — бюджета управленческих расходов. Методы оценки эффективности инвестиций. Инвестиционные проекты, анализируемые в процессе составления бюджета капитальных вложений, имеют определенную логику. С каждым инвестиционным проектом принято связывать денежный поток (Net Cash F ow), элементы которого представляют собой либо чистые оттоки (Net Cash Outf ow), либо чистые притоки денежных средств (Net Cash Inf ow). Под чистым оттоком в k -м году понимается превышение текущих денежных расходов по проекту над текущими денежными поступлениями (при обратном соотношении имеет место чистый приток). Денежный поток, в котором притоки следуют за оттоками, называется ординарным. Если притоки и оттоки чередуются, денежный поток называется неординарным. Чаще всего анализ ведется по годам, хотя это ограничение не является обязательным. Анализ можно проводить по равным периодам любой продолжительности (месяц, квартал, год и др.). При этом, однако, необходимо помнить о сопоставимости величин элементов денежного потока, процентной ставки и длины периода. Предполагается, что все вложения осуществляются в конце года, предшествующего первому году реализации проекта, хотя в принципе они могут осуществляться в течение ряда последующих лет. Приток (отток) денежных средств относится к концу очередного года. Коэффициент дисконтирования, используемый для оценки проектов с помощью методов, основанных на дисконтированных оценках, должен соответствовать длине периода, заложенного в основу инвестиционного проекта (например, годовая ставка берется только в том случае, если длина периода — год). Необходимо особо подчеркнуть, что применение методов оценки и анализа проектов предполагает множественность используемых прогнозных оценок и расчетов. Множественность определяется как возможность применения ряда критериев, так и безусловной целесообразностью варьирования основными параметрами. Это достигается использованием имитационных моделей в среде электронных таблиц. Критерии, используемые в анализе инвестиционной деятельности, можно разделить на две группы в зависимости от того, учитывается или нет временной параметр: Основанные на дисконтированных оценках («динамические» методы): — чистая приведенная стоимость — NPV (Net Present Value); — индекс рентабельности инвестиций — PI (Profitabi iti Index); — внутренняя норма прибыли — IRR (Interna Rate of Return); — модифицированная внутренняя норма прибыли — MIRR (Modified Interna Rate of Return); — дисконтированный срок окупаемости инвестиций — DPP (Discounted Payback Period). Основанные на учетных оценках («статистические» методы): — срок окупаемости инвестиций — РР (Рауbаск Period); — коэффициент эффективности инвестиций — ARR (Accounted Rate of Return). До самого последнего времени расчет эффективности капиталовложений производился преимущественно с «производственной» точки зрения и мало отвечал требованиям, предъявляемым финансовыми инвесторами: — во-первых, использовались статические методы расчета эффективности вложений, не учитывающие фактор времени, имеющий принципиальное значение для финансовогоинвестора; — во-вторых, использовавшиеся показатели были ориентированы на выявление производственного эффекта инвестиций, т.е. повышения производительности труда, снижения себестоимости в результате инвестиций, финансовая эффективность которых отходила при этом на второй план. Во-первых, требуется верно оценить не только объем первоначальных капиталовложений, но и текущие расходы и поступления на весь период реализации проекта. Вся условность подобных данных очевидна даже в условиях стабильной экономики с предсказуемым уровнем и структурой цен и высокой степенью изученности рынков. В российской же экономике объем допущений, которые приходится делать при расчетах денежных потоков, неизмеримо выше (точность прогноза есть функция от степени систематического риска). Во-вторых, для проведения расчетов с использованием динамических методов используется предпосылка стабильности валюты, в которой оцениваются денежные потоки. На практике эта предпосылка реализуется с помощью применения сопоставимых цен (с возможной последующей корректировкой результатов с учетом прогнозных темпов инфляции) либо использования для расчетов стабильной иностранной валюты. Второй способ более целесообразен в случае реализации инвестиционного проекта совместно с зарубежными инвесторами. Безусловно, оба эти способа далеки от совершенства: в первом случае вне поля зрения остаются возможные изменения структуры цен; во втором, помимо этого, на конечный результат оказывают влияние также изменение структуры валютных и рублевых цен, инфляция самой иностранной валюты, колебания курса и т.п. В этой связи возникает вопрос о целесообразности применения динамических методов анализа производственных инвестиций вообще: ведь в условиях высокой неопределенности и при принятии разного рода допущений и упрощений результаты соответствующих вычислений могут оказаться еще более далеки от истины. Следует отметить, однако, что целью количественных методов оценки эффективности является не идеальный прогноз величины ожидаемой прибыли, а, в первую очередь, обеспечение сопоставимости рассматриваемых проектов с точки зрения эффективности, исходя из неких объективных и перепроверяемых критериев, и подготовка тем самым основы для принятия окончательного решения. Главный недостаток простых методов оценки эффективности инвестиций заключается в игнорировании факта неравноценности одинаковых сумм поступлений или платежей, относящихся к разным периодам времени. Понимание и учет этого фактора имеют важное значение для корректной оценки проектов, связанных с долгосрочным вложением капитала. С учетом этого фактора следует выделить два главных положения: • с точки зрения продавца, сумма денег, получаемая сегодня, больше суммы, получаемой в будущем; • с точки зрения покупателя, сумма платежей, производимых в будущем, эквивалентна меньшей сумме, выплачиваемой сегодня. При этом надо особо подчеркнуть тот факт, что изменение ценности денежных сумм происходит не только в связи с инфляцией. Проблема адекватной оценки привлекательности проекта, связанного с вложением капитала, заключается в определении того, насколько будущие поступления оправдают сегодняшние затраты. Поскольку принимать решение приходится «сегодня», все показатели будущей деятельности инвестиционного проекта должны быть откорректированы с учетом снижения ценности (значимости) денежных ресурсов по мере отдаления операций, связанных с их расходованием или получением. Практически корректировка заключается в приведении всех величин, характеризующих финансовую сторону осуществления проекта, в масштаб цен, сопоставимый с имеющимся «сегодня». Операция такого пересчета называется «дисконтированием» (уценкой). Расчет коэффициентов приведения в практике оценки инвестиционных проектов производится на основании, так называемой, «ставки сравнения» (дисконтирования или нормы дисконта) – СС. Смысл этого показателя заключается в изменении темпа снижения ценности денежных ресурсов с течением времени. Соответственно значения коэффициентов пересчета всегда должны быть меньше единицы. Сама величина ставки сравнения складывается из трех составляющих:
СС = И + ПР + Р (2) где И - темп инфляции; ПР - минимальная реальная норма прибыли; Р — коэффициент, учитывающий степень риска.
Под минимальной нормой прибыли, на которую может согласиться предприниматель (ставка отказа, отсечения), понимается наименьший гарантированный уровень доходности, сложившийся на рынке капиталов, т.е. нижняя граница стоимости капитала. В качестве эталона здесь часто выступают абсолютно рыночные, безрисковые и не зависящие от условий конкуренции облигации 30-летнего государственного займа правительства США, приносящие стабильный доход в пределах 4—5 реальных процентов годовых. Более точный расчет ставки сравнения может потребовать учета не только существующего темпа инфляции (И), но и возможного его изменения в течение рассматриваемого периода (срока жизни проекта). Для этого в формулу должен быть введен поправочный коэффициент Ип, который в случае ожидаемого роста темпов инфляции, будет иметь положительное значение. В случае предполагаемого их снижения такая поправка приведет к уменьшению общей величины ставки сравнения. В качестве приближенного значения ставки сравнения могут быть использованы существующие усредненные процентные ставки по долгосрочным ставкам рефинансирования, устанавливаемые Банком России. Для действующих предприятий, осуществляющих инвестиции, в качестве коэффициентов дисконтирования рекомендуется использовать средневзвешенную стоимость постоянного (акционерного или долгосрочного заемного) капитала, определяемую на основании величины дивидендных или процентных выплат. Методы дисконтирования с наибольшим основанием могут быть отнесены к стандартным методам анализа инвестиционных проектов, фиксации, однако наибольшее распространение получили расчеты показателей чистой текущей стоимости проекта и внутренней нормы прибыли. Наконец, отметим, что применение методов дисконтирования чистых потоков денежных средств позволяет более корректно, с учетом фактора времени, определить срок окупаемости проекта.
Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 453; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |