Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Финансовый план и эффективность инвестиций




Финансовый план. Он готовится после того как подготов­лены план маркетинга и производственный план. При его разработке учитываются различия интересов участников инвестиционного проекта. Финансовый план должен вклю­чать краткий обзор условий, в которых планируется дей­ствовать; сведения об объеме продаж, валовой прибыли, затратах на оборудование, оплате труда и других ключевых расходов; данные подробного оперативного анализа дохо­дов и расходов, формирования чистой прибыли предприя­тия.

Финансовый план составляется в несколько этапов:

Прогноз объемов реализации. Определяются приблизитель­ные объемы реализации продукции на соответствующих рынках, стоимость продукции для рынков; рассчитывается полный объем реализации в денежном выражении, общий объем реализации для всех рынков для каждого года.

Расчет затрат на реализацию товаров или услуг. Эти затраты определяются в соответствии с действующими норма­тивами, ценовой политикой предприятия и условиями реа­лизации услуг.

• Составление плана денежных поступлений и выплат, до­ходов и расходов.

Для составления финансового плана необходим тщатель­ный отбор источников информации. Оценка реальности со­ставленного проекта должна осуществляться при участии руководителей структур всех уровней.

Аспекты, относящиеся к планированию, подлежат глу­бокому изучению и должны быть выражены количествен­ными показателями для осуществления финансового ана­лиза. Период реализации проекта, как правило, более две­надцати месяцев и обычно составляет три-пять лет.

Анализ проекта должен быть произведен с учетом того, что:

исследования в области организации сбыта продукции (маркетинга) являются наиболее важными в области капитальных затрат. Рыночные прогнозы — составная часть ком­плексного плана маркетинга. План маркетинга важен для разработки реалистических прогнозов объемов продаж, а также для оценки затрат на организацию сбыта и осуществ­ление продаж;

производственная информация проекта должна включать спецификации по основным производственным средствам, оборудованию и сооружениям. Необходимо провести расчет затрат на сырье, упаковочные и другие материалы, расчет прямых и косвенных производственных затрат и т.п. Для этого требуется знание проектируемых процессов.

Со­ставление бюджета направлено на решение основных задач планирования:

• Определение количественных результатов деятельности и реализации фирмы во времени;

• Оптимизацию в распределении ресурсов, в т.ч. денежных;

Обеспечение контроля над затратами.

Составление бюджета должно непосредственно следовать за планированием. Это позволит обеспечить достаточную для осуществления целей финансовую поддержку и определить целесообразность задач, стоящих перед фирмой.

Первым шагом в процессе составления бюджета является разработка прогнозируемых показателей объема продаж, поскольку от объема продаж зависит деятельность всех струк­тур фирмы. Прогноз объема продаж должен основываться на экономической и демографической информации, а так­же на информации о конкретном рынке. Прогноз должен содержать детальную информацию об объемах продаж, ас­сортименте продукции, динамике цен и прочее.

Непосредственно после разработки прогноза объема продаж можно приступать к планированию производственных затрат. Сырье, трудовые ресурсы, технологическое оборудование и другие компоненты, относящиеся к сфере производства, должны быть спланированы задолго до реализации произ­водственного плана. Дополнительного рассмотрения требу­ют вопросы вместимости складских помещений, транспор­тные затраты, стоимость упаковочного и других материалов.

Для формирования прогноза необходимо определить ад­министративные расходы, учитывая масштабы расширения деятельности фирмы. Перспективными и расширяющимися являются информационные и бухгалтерские службы и т п.

Проверкой реальности разработанного прогноза являет­ся его сравнение с фактическими результатами. Необходимо периодически (ежемесячно) сверять выполнение бюджетов и проводить анализ с целью выявления имеющихся расхож­дений для внесения корректив, которые обеспечат решение задач фирмы.

По оценкам специалистов из-за того, что предприятия не формируют годовые бюджеты, они теряют за год до 20% доходов. Чтобы избежать эти потери, необходимо формиро­вать бюджеты и осуществлять контроль над его исполнением, анализировать отклонения, усиливать благоприятные и умень­шать неблагоприятные тенденции, совершенствовать мето­дологию планирования.

Внедрение системы бюджетирования позволяет провести запланированные мероприятия, существенно снизить деби­торскую задолженность и увеличить годовой денежный по­ток. Составление и анализ бюджета позволяют точно опре­делить размеры реальной потребности в кредитах. Правиль­но спланированный бюджет координирует своевременные поставки сырья и отгрузки продукции, дает множество пре­имуществ не только в финансовых вопросах, но и в вопро­сах производства.

Основной бюджет состоит из трех обязательных финан­совых документов:

— прогноза отчета прибылей и убытков;

— прогноза отчета о движении денежных средств;

— прогноза баланса.

Процесс бюджетирования можно условно разделить на две составляющие:

— подготовку операционного бюджета;

— подготовку финансового бюджета.

Операционный бюджет состоит из:

— бюджета продаж;

— бюджета производства;

— бюджета производственных запасов;

— бюджета прямых затрат на материалы;

— бюджета производственных накладных расходов;

— бюджета прямых затрат на оплату труда;

— бюджета коммерческих расходов;

— бюджета управленческих расходов.

Методы оценки эффективности инвестиций. Инвестицион­ные проекты, анализируемые в процессе составления бюд­жета капитальных вложений, имеют определенную логику.

С каждым инвестиционным проектом принято связывать денежный поток (Net Cash F ow), элементы которого пред­ставляют собой либо чистые оттоки (Net Cash Outf ow), либо чистые притоки денежных средств (Net Cash Inf ow). Под чистым оттоком в k -м году понимается превышение текущих денежных расходов по проекту над текущими де­нежными поступлениями (при обратном соотношении име­ет место чистый приток). Денежный поток, в котором при­токи следуют за оттоками, называется ординарным. Если притоки и оттоки чередуются, денежный поток называется неординарным.

Чаще всего анализ ведется по годам, хотя это ограниче­ние не является обязательным. Анализ можно проводить по равным периодам любой продолжительности (месяц, квар­тал, год и др.). При этом, однако, необходимо помнить о сопоставимости величин элементов денежного потока, про­центной ставки и длины периода.

Предполагается, что все вложения осуществляются в кон­це года, предшествующего первому году реализации проек­та, хотя в принципе они могут осуществляться в течение ряда последующих лет.

Приток (отток) денежных средств относится к концу оче­редного года. Коэффициент дисконтирования, используемый для оценки проектов с помощью методов, основанных на дисконтированных оценках, должен соответствовать длине периода, заложенного в основу инвестиционного проекта (например, годовая ставка берется только в том случае, если длина периода — год).

Необходимо особо подчеркнуть, что применение методов оценки и анализа проектов предполагает множественность используемых прогнозных оценок и расчетов. Множествен­ность определяется как возможность применения ряда кри­териев, так и безусловной целесообразностью варьирования основными параметрами. Это достигается использованием имитационных моделей в среде электронных таблиц.

Критерии, используемые в анализе инвестиционной дея­тельности, можно разделить на две группы в зависимости от того, учитывается или нет временной параметр:

Основанные на дисконтированных оценках («динамические» методы):

— чистая приведенная стоимость — NPV (Net Present Value);

— индекс рентабельности инвестиций — PI (Profitabi iti Index);

— внутренняя норма прибыли — IRR (Interna Rate of Return);

— модифицированная внутренняя норма прибыли — MIRR (Modified Interna Rate of Return);

— дисконтированный срок окупаемости инвестиций — DPP (Discounted Payback Period).

Основанные на учетных оценках («статистические» методы):

— срок окупаемости инвестиций — РР (Рауbаск Period);

— коэффициент эффективности инвестиций — ARR (Accounted Rate of Return).

До самого последнего времени расчет эффективности капиталовложений производился преимущественно с «про­изводственной» точки зрения и мало отвечал требованиям, предъявляемым финансовыми инвесторами:

— во-первых, использовались статические методы расче­та эффективности вложений, не учитывающие фактор време­ни, имеющий принципиальное значение для финансовогоинвестора;

— во-вторых, использовавшиеся показатели были ориен­тированы на выявление производственного эффекта инвес­тиций, т.е. повышения производительности труда, сниже­ния себестоимости в результате инвестиций, финансовая эффективность которых отходила при этом на второй план.
Поэтому для оценки финансовой эффективности проекта целесообразно применять так называемые «динамические» методы, основанные преимущественно на дисконтировании образующихся в ходе реализации проекта денежных потоков. Применение дисконтирования позволяет отразить ос­новополагающий принцип «завтрашние деньги дешевле се­годняшних» и учесть тем самым возможность альтернатив­ных вложений по ставке дисконта. Общая схема всех дина­мических методов оценки эффективности в принципе оди­накова и основывается на прогнозировании положительных и отрицательных денежных потоков (грубо говоря, расходов и доходов, связанных с реализацией проекта) на плановый период и сопоставлении полученного сальдо денежных по­
токов, дисконтированного по соответствующей ставке, с ин­вестиционными затратами. Очевидно, что такой подход со­пряжен с необходимостью принятия ряда допущений, выполнить которые на практике (в особенности в российских условиях) достаточно сложно. Рассмотрим два наиболее оче­видных препятствия.

Во-первых, требуется верно оценить не только объем пер­воначальных капиталовложений, но и текущие расходы и поступления на весь период реализации проекта. Вся услов­ность подобных данных очевидна даже в условиях стабиль­ной экономики с предсказуемым уровнем и структурой цен и высокой степенью изученности рынков. В российской же экономике объем допущений, которые приходится делать при расчетах денежных потоков, неизмеримо выше (точность прогноза есть функция от степени систематического риска).

Во-вторых, для проведения расчетов с использованием динамических методов используется предпосылка стабиль­ности валюты, в которой оцениваются денежные потоки. На практике эта предпосылка реализуется с помощью приме­нения сопоставимых цен (с возможной последующей кор­ректировкой результатов с учетом прогнозных темпов инф­ляции) либо использования для расчетов стабильной ино­странной валюты. Второй способ более целесообразен в слу­чае реализации инвестиционного проекта совместно с зару­бежными инвесторами.

Безусловно, оба эти способа далеки от совершенства: в первом случае вне поля зрения остаются возможные изме­нения структуры цен; во втором, помимо этого, на конеч­ный результат оказывают влияние также изменение струк­туры валютных и рублевых цен, инфляция самой иностран­ной валюты, колебания курса и т.п.

В этой связи возникает вопрос о целесообразности при­менения динамических методов анализа производственных инвестиций вообще: ведь в условиях высокой неопределен­ности и при принятии разного рода допущений и упроще­ний результаты соответствующих вычислений могут оказаться еще более далеки от истины. Следует отметить, однако, что целью количественных методов оценки эффективности яв­ляется не идеальный прогноз величины ожидаемой прибы­ли, а, в первую очередь, обеспечение сопоставимости рас­сматриваемых проектов с точки зрения эффективности, исходя из неких объективных и перепроверяемых критери­ев, и подготовка тем самым основы для принятия оконча­тельного решения. Главный недостаток простых методов оценки эффектив­ности инвестиций заключается в игнорировании факта не­равноценности одинаковых сумм поступлений или плате­жей, относящихся к разным периодам времени. Понимание и учет этого фактора имеют важное значение для коррект­ной оценки проектов, связанных с долгосрочным вложени­ем капитала.

С учетом этого фактора следует выделить два главных по­ложения:

• с точки зрения продавца, сумма денег, получаемая се­годня, больше суммы, получаемой в будущем;

• с точки зрения покупателя, сумма платежей, произво­димых в будущем, эквивалентна меньшей сумме, выплачи­ваемой сегодня.

При этом надо особо подчеркнуть тот факт, что измене­ние ценности денежных сумм происходит не только в связи с инфляцией.

Проблема адекватной оценки привлекательности проек­та, связанного с вложением капитала, заключается в опре­делении того, насколько будущие поступления оправдают сегодняшние затраты. Поскольку принимать решение при­ходится «сегодня», все показатели будущей деятельности инвестиционного проекта должны быть откорректированы с учетом снижения ценности (значимости) денежных ре­сурсов по мере отдаления операций, связанных с их расхо­дованием или получением. Практически корректировка зак­лючается в приведении всех величин, характеризующих фи­нансовую сторону осуществления проекта, в масштаб цен, сопоставимый с имеющимся «сегодня». Операция такого пересчета называется «дисконтированием» (уценкой).

Расчет коэффициентов приведения в практике оценки ин­вестиционных проектов производится на основании, так на­зываемой, «ставки сравнения» (дисконтирова­ния или нормы дисконта) – СС. Смысл этого показателя заключает­ся в изменении темпа снижения ценности денежных ресурсов с течением времени. Соответственно значения коэффициен­тов пересчета всегда должны быть меньше единицы.

Сама величина ставки сравнения складыва­ется из трех составляющих:

 

СС = И + ПР + Р (2)

где И - темп инфляции;

ПР - минимальная реальная норма прибыли;

Р — коэффициент, учитывающий степень риска.

 

Под минимальной нормой прибыли, на которую может согласиться предприниматель (ставка отказа, отсечения), понимается наименьший гарантированный уровень доход­ности, сложившийся на рынке капиталов, т.е. нижняя гра­ница стоимости капитала. В качестве эталона здесь часто вы­ступают абсолютно рыночные, безрисковые и не зависящие от условий конкуренции облигации 30-летнего государствен­ного займа правительства США, приносящие стабильный доход в пределах 4—5 реальных процентов годовых.

Более точный расчет ставки сравнения может потребо­вать учета не только существующего темпа инфляции (И), но и возможного его изменения в течение рассматриваемо­го периода (срока жизни проекта). Для этого в формулу дол­жен быть введен поправочный коэффициент Ип, который в случае ожидаемого роста темпов инфляции, будет иметь положительное значение. В случае предполагаемого их сни­жения такая поправка приведет к уменьшению общей вели­чины ставки сравнения.

В качестве приближенного значения ставки сравнения могут быть использованы существующие усредненные про­центные ставки по долгосрочным ставкам рефинансирова­ния, устанавливаемые Банком России.

Для действующих предприятий, осуществляющих инвести­ции, в качестве коэффициентов дисконтирования рекоменду­ется использовать средневзвешенную стоимость постоянного (акционерного или долгосрочного заемного) капитала, опре­деляемую на основании величины дивидендных или процент­ных выплат. Методы дисконтирования с наибольшим основа­нием могут быть отнесены к стандартным методам анализа инвестиционных проектов, фиксации, однако наибольшее распространение получили расчеты показателей чистой теку­щей стоимости проекта и внутренней нормы прибыли.

Наконец, отметим, что применение методов дисконти­рования чистых потоков денежных средств позволяет более корректно, с учетом фактора времени, определить срок оку­паемости проекта.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 431; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.042 сек.