Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Финансирование инновационной деятельности




 

Развитие инновационной деятельности как на уровне от­дельного предприятия, так и на уровне интегрированных структур и государства в целом предполагает создание строй­ной и хорошо обоснованной системы финансирования. Толь­ко в этом случае могут быть созданы необходимые условия для накопления и маневра финансовыми средствами и воз­можность их концентрации на ключевых направлениях ин­новационной политики.

В условиях регулируемых рыночных отношений система финансирования инновационной деятельности имеет свою специфику и выступает как составной элемент финансовой политики государства.

Эта система призвана обеспечивать решение следующих важнейших задач:

— создание необходимых предпосылок для быстрого и эффективного внедрения технических новинок во всех зве­ньях народнохозяйственного комплекса страны, обеспече­ния ее структурно-технологической перестройки;

— сохранение и развитие стратегического научно-техни­ческого потенциала в приоритетных направлениях развития;

— создание необходимых материальных условий для со­хранения кадрового потенциала науки и техники, предотв­ращения его утечки за рубеж.

Элементами финансовой системы выступают: совокуп­ность источников поступления денежных средств, механизм аккумуляции денежных поступлений и их вложения в инве­стиционные проекты и целевые программы, механизм кон­троля за инвестициями, включая систему возвратности и оценки эффективности использования собственного и за­емного капиталов.

Следует подчеркнуть, что система финансового контро­ля призвана обеспечивать сбалансированность между потреб­ностью в финансовых ресурсах и реальными возможностя­ми их получения по одному или нескольким возможным каналам; своевременность и полноту выполнения финансовых обязательств предприятия перед государственным и ме­стным бюджетами; рациональность расходования материаль­ных ценностей и денежных ресурсов предприятия; решение других задач, вытекающих из практики экономических от­ношений с заказчиками, контрагентами и поставщиками.

Система финансирования научно-технического развития представляет собой весьма сложный и постоянно развиваю­щийся механизм. До 1991 г. он в основном базировался на бюджетных ассигнованиях, а также децентрализованных источниках целевого назначения, которые образовывались в структурах управления по соответствующим жестким нор­мативам. После 1991 года с переходом на рыночную эконо­мику в нашей стране начались реорганизационные мероп­риятия, связанные с финансированием научно-техничес­кого прогресса. Было отменено регламентированное рас­пределение прибыли по фондам экономического стимули­рования, ликвидировано большинство отраслевых центра­лизованных фондов, заметно упрощена система контроля за оплатой труда, либерализованы цены. Естественно, что все эти перемены имели весьма важное значение. В настоя­щее время в качестве основных источников средств, ис­пользуемых для финансирования инновационной деятель­ности, выступают:

— бюджетные ассигнования, выделяемые на федераль­ном и региональном уровнях;

— средства специальных внебюджетных фондов финан­сирования НИОКР, которые образуются инновационными предприятиями (ИП), предприятиями, региональными орга­нами управления;

— собственные средства предприятий (промышленные инвестиции из прибыли и в составе издержек производства);

— финансовые ресурсы различных типов коммерческих структур (инвестиционных компаний, коммерческих банков, страховых обществ, ФПГ и т. п.);

— кредитные ресурсы специально уполномоченных пра­вительством инвестиционных банков;

— конверсионные кредиты для научно-технических и производственных предприятий оборонного комплекса;

— иностранные инвестиции промышленных и коммерческих фирм и компаний;

— средства национальных и зарубежных научных фондов;

— частные накопления физических лиц.

Порядок финансирования инновационных проектов в каж­дом конкретном случае имеет свою специфику и непосред­ственно связан с характером внедряемых новшеств.

Важнейшим финансовым источником, обеспечивающим решение крупномасштабных научно-технических проблем, являются средства государственного бюджета.

Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере призван оказывать финансовую поддержку и способствовать созданию малых наукоемких фирм, инкубаторов бизнеса, инновационных инжинирин­говых центров и других аналогичных предприятий. Средства фонда могут расходоваться и на поощрение конкуренции в научно-технической сфере путем оказания финансовой под­держки высокоэффективным наукоемким проектам, кото­рые разрабатываются малыми инновационными предприя­тиями

Данный фонд является государственной некоммерческой организацией, осуществляющей свою деятельность совмес­тно с Министерством образования и науки РФ и Федераль­ным фондом поддержки малого предпринимательства.

Основными задачами фонда выступают:

• содействие проведению государственной политики фор­мирования рыночных отношений в научно-технической сфе­ре путем поддержки создания и развития инфраструктуры малого инновационного предпринимательства;

• участие в реализации федеральных, отраслевых и реги­ональных программ и проектов, обеспечивающих демоно­полизацию процесса создания и освоения новых технологий, насыщение рынка произведенными на их основе кон­курентоспособными товарами;

• содействие созданию новых рабочих мест для эффек­тивного использования имеющегося в стране научно-технического потенциала;

• поддержка внедрения новых технологий и ноу-хау с ис­пользованием патентов и лицензий;

• привлечение субъектов малого предпринимательства к реализации государственных научно-технических программ и заказов. Основными источниками формирования средств этого фонда являются бюджетные ассигнования, добровольные взносы предприятий, учреждений, организаций и граждан, в том числе иностранных юридических и физических лиц, иные поступления от деятельности фонда.

В 1995 г. приступила к своей деятельности еще одна госу­дарственная структура — Федеральный фонд производствен­ных инноваций. Этот фонд был создан постановлением Пра­вительства РФ в целях государственной поддержки важней­ших инновационных проектов по приоритетным направле­ниям НТП, освоения конкурентоспособных технологий и производств, а также мероприятий по освоению новых ви­дов продукций. Основными задачами данного фонда явля­ются:

> содействие государственной структурной, научно-тех­нической и промышленной политике на основе поддержки инновационных проектов по приоритетным направлениям НТП;

> отбор и реализация инновационных проектов, направленных на структурную перестройку экономики России;

> поддержка инновационной деятельности, подготовки и освоения производства принципиально новых видов про­дукции и технологий путем финансирования строительства, реконструкции и технического перевооружения объектов, создания уникальных научно-исследовательских и испыта­тельных установок;

> содействие строительству и реконструкции наукоемких производств.

В постановлении Правительства о создании этого фонда говорится, что финансовые средства, предназначенные для фонда, будут выделяться отдельной строкой в Федеральной инвестиционной программе в размере 1,5% государствен­ных централизованных капитальных вложений.

Создание специализированных некоммерческих государ­ственных фондов — дело относительно новое и сейчас еще рано говорить об их реальной отдаче. Можно лишь надеяться, что их работа окажется полезной в деле скорейшего внедре­ния в производство новой конкурентоспособной продукции.

В целях обеспечения финансирования общеотраслевых, межотраслевых и региональных научно-технических проблем, а также мероприятий по освоению новых видов промыш­ленной продукции в настоящее время допускается создание внебюджетных фондов финансирования НИОКР и поддерж­ки инноваций. Такие фонды могут создаваться в министер­ствах, в крупных городах и регионах, а также в рамках кон­цернов, холдингов, ФПГ. Важнейшими источниками него­сударственной системы финансирования инновационных проектов в настоящее время выступают:

— собственные средства предприятий;

— средства, мобилизуемые путем эмиссии ценных бумаг:

— кредиты коммерческих банков;

— специализированные и благотворительные фонды,

— средства инвестиционных компаний, других предпри­ятий и организаций, заинтересованных в скорейшем вы­пуске новой продукции.

В целом ряде случаев (особенно если речь идет о крупных ИП) внедрение конструктивных и технологических нови­нок осуществляется за счет собственных средств (фонда раз­вития производства и фонда амортизационных отчислений). Как правило, уставом предприятия предусматривается от­числение в фонд развития производства части прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты на­логов, других обязательных платежей и формирования ре­зервного фонда. Средства фонда развития могут использо­ваться на обновление и расширение производства, осуще­ствление научно-исследовательских, опытно-конструктор­ских и технологических проектов и программ освоения но­вых видов конкурентоспособной продукции, увеличение собственных оборотных средств, а также на другие цели, содействующие укреплению материально-технической базы предприятия. Если собственных средств предприятия не до­статочно, а в потенциале организации имеется солидный научно-технический задел, можно прибегнуть к дополни­тельной эмиссии ценных бумаг (вторичному выпуску акций). Естественно, что этот путь доступен лишь предприятиям, которые организованы в форме закрытых или открытых ак­ционерных обществ.

Акционерные предприятия по своей природе имеют наи­лучшие потенциальные возможности для аккумулирования крупных финансовых ресурсов, поскольку обладают возмож ностью размещать свои акции среди неограниченного круга инвесторов (как юридических, так и физических лиц).

Проведение крупных эмиссий акций представляет собой достаточно сложный и ответственный комплекс работ, тре­бующий хороших профессиональных знаний. Естественно, что все моменты и обстоятельства, связанные с дополни­тельным размещением ценных бумаг, должны быть тщатель­но продуманы. Как показывает практика, к числу факторов, обусловливающих необходимость проведения вторичной эмиссии акций, чаще всего относятся:

— необходимость финансирования перспективных инно­вационных проектов;

— необходимость развития материально-технической базы инновационных проектов и создания оптимальных условий для работы его структурных подразделений;

— необходимость финансирования перспективных поис­ковых исследований, выполняемых научными и конструк­торскими подразделениями предприятия;

— необходимость пополнения оборотных средств, исполь­зуемых как в основной, так и во вспомогательных сферах деятельности предприятия;

— возможность повышения финансовой устойчивости предприятия и получения банковских кредитов;

— возможность получения дополнительных заказов, обус­ловленная требованиями заказчиков к надежности и ста­бильности предприятия.

Могут быть и другие, достаточно весомые, доводы в пользу нового выпуска акций. Важно, однако, чтобы средства, по­лученные в ходе размещения акций нового выпуска, ис­пользовались эффективно и позволили акционерному об­ществу по окончании эмиссии увеличить отдачу на капитал и размер дивиденда на одну акцию.

Организация и проведение эмиссии акций, определение ее основных параметров — сложная и ответственная задача для руководства акционерного предприятия. Результатом проведения эмиссии с ошибочно установленными условия­ми выпуска может стать не укрепление конкурентных пози­ций предприятия, а напротив, их существенный подрыв, что в конечном счете может привести к угрозе банкротства. Рациональные способы определения основных параметров эмиссии акций зависят от того, какие конкретные цели она преследует.

Весьма важное место в финансовом обеспечении инно­вационной деятельности отводится сегодня и коммерческо­му кредиту. Этот вид экономических отношений постоянно развивается и все шире использует новые, нетрадиционные формы. Речь в данном случае идет о порядке выдачи креди­та, способах его погашения, организации банковского кон­троля за соблюдением договорных условий.

При решении вопроса о выдаче долгосрочного иннова­ционного кредита банк анализирует перспективы экономи­ческого роста кредитуемого предприятия, возможности ре­ализации продукции и ожидаемый рост доходов. Эта инфор­мация содержится в бизнес-планах, которые подготавлива­ются по каждому инновационному проекту.

Как правило, коммерческий банк кредитует только такие мероприятия, которые имеют реальные сроки окупаемости и наличие источников возврата кредита, обеспечивают оку­паемость финансируемых вложений в более короткие сро­ки, чем среднеотраслевые сроки окупаемости. Практика по­казывает, что банковский кредит в отличие от бюджетного финансирования позволяет повысить эффективность инве­стиционных мероприятий и в целом ряде случаев может оказаться более приемлемым и удобным методом мобили­зации денежных средств на длительные сроки, чем выпуск корпоративных акций или размещение облигационных зай­мов.

Когда решается задача быстрого промышленного освое­ния крупных технических инноваций, требующих приобре­тения дорогостоящих станков, оборудования, уникальной контрольно-измерительной техники, ЭВМ, энергетических установок, транспортных средств и т. п. находит применение финансовый лизинг. Именно здесь получили развитие прин­ципиально новые виды связей между производителем и по­требителем сложной продукции, основанные на долгосроч­ной аренде или лизинге.

Главное преимущество лизинга состоит в данном случае в том, что при наличии рентабельного проекта предприни­матель имеет возможность получить оборудование и начать новое производство без крупных единовременных затрат. Это особенно актуально для начинающих и средних предприни­мателей.

 

Контрольные вопросы:

1. В каких формах осуществляется финансирование инвестиционных проектов?

2. В чем заключается привлекательность акционерной формы финанси­рования проектов?

3. Каковы основные цели конкурсного размещения централизованных
инвестиционных ресурсов Бюджета развития РФ?

4. Формы государственной финансовой поддержки инвесторов.

5. Преимущества лизингового финансирования инвестиционных проектов.

6. Специфика финансирования инновационной деятельности.

7. Источники финансирования инновационной деятельности.

 

Глава 15 СТРАТЕГИИ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННЫХ РЕСУРСОВ

• Типы стратегий привлечения инвестиционных ресурсов

• Лизинг как форма финансирования инвестиционного проекта

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 633; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.