КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Финансирование инновационной деятельности
Развитие инновационной деятельности как на уровне отдельного предприятия, так и на уровне интегрированных структур и государства в целом предполагает создание стройной и хорошо обоснованной системы финансирования. Только в этом случае могут быть созданы необходимые условия для накопления и маневра финансовыми средствами и возможность их концентрации на ключевых направлениях инновационной политики. В условиях регулируемых рыночных отношений система финансирования инновационной деятельности имеет свою специфику и выступает как составной элемент финансовой политики государства. Эта система призвана обеспечивать решение следующих важнейших задач: — создание необходимых предпосылок для быстрого и эффективного внедрения технических новинок во всех звеньях народнохозяйственного комплекса страны, обеспечения ее структурно-технологической перестройки; — сохранение и развитие стратегического научно-технического потенциала в приоритетных направлениях развития; — создание необходимых материальных условий для сохранения кадрового потенциала науки и техники, предотвращения его утечки за рубеж. Элементами финансовой системы выступают: совокупность источников поступления денежных средств, механизм аккумуляции денежных поступлений и их вложения в инвестиционные проекты и целевые программы, механизм контроля за инвестициями, включая систему возвратности и оценки эффективности использования собственного и заемного капиталов. Следует подчеркнуть, что система финансового контроля призвана обеспечивать сбалансированность между потребностью в финансовых ресурсах и реальными возможностями их получения по одному или нескольким возможным каналам; своевременность и полноту выполнения финансовых обязательств предприятия перед государственным и местным бюджетами; рациональность расходования материальных ценностей и денежных ресурсов предприятия; решение других задач, вытекающих из практики экономических отношений с заказчиками, контрагентами и поставщиками. Система финансирования научно-технического развития представляет собой весьма сложный и постоянно развивающийся механизм. До 1991 г. он в основном базировался на бюджетных ассигнованиях, а также децентрализованных источниках целевого назначения, которые образовывались в структурах управления по соответствующим жестким нормативам. После 1991 года с переходом на рыночную экономику в нашей стране начались реорганизационные мероприятия, связанные с финансированием научно-технического прогресса. Было отменено регламентированное распределение прибыли по фондам экономического стимулирования, ликвидировано большинство отраслевых централизованных фондов, заметно упрощена система контроля за оплатой труда, либерализованы цены. Естественно, что все эти перемены имели весьма важное значение. В настоящее время в качестве основных источников средств, используемых для финансирования инновационной деятельности, выступают: — бюджетные ассигнования, выделяемые на федеральном и региональном уровнях; — средства специальных внебюджетных фондов финансирования НИОКР, которые образуются инновационными предприятиями (ИП), предприятиями, региональными органами управления; — собственные средства предприятий (промышленные инвестиции из прибыли и в составе издержек производства); — финансовые ресурсы различных типов коммерческих структур (инвестиционных компаний, коммерческих банков, страховых обществ, ФПГ и т. п.); — кредитные ресурсы специально уполномоченных правительством инвестиционных банков; — конверсионные кредиты для научно-технических и производственных предприятий оборонного комплекса; — иностранные инвестиции промышленных и коммерческих фирм и компаний; — средства национальных и зарубежных научных фондов; — частные накопления физических лиц. Порядок финансирования инновационных проектов в каждом конкретном случае имеет свою специфику и непосредственно связан с характером внедряемых новшеств. Важнейшим финансовым источником, обеспечивающим решение крупномасштабных научно-технических проблем, являются средства государственного бюджета. Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере призван оказывать финансовую поддержку и способствовать созданию малых наукоемких фирм, инкубаторов бизнеса, инновационных инжиниринговых центров и других аналогичных предприятий. Средства фонда могут расходоваться и на поощрение конкуренции в научно-технической сфере путем оказания финансовой поддержки высокоэффективным наукоемким проектам, которые разрабатываются малыми инновационными предприятиями Данный фонд является государственной некоммерческой организацией, осуществляющей свою деятельность совместно с Министерством образования и науки РФ и Федеральным фондом поддержки малого предпринимательства. Основными задачами фонда выступают: • содействие проведению государственной политики формирования рыночных отношений в научно-технической сфере путем поддержки создания и развития инфраструктуры малого инновационного предпринимательства; • участие в реализации федеральных, отраслевых и региональных программ и проектов, обеспечивающих демонополизацию процесса создания и освоения новых технологий, насыщение рынка произведенными на их основе конкурентоспособными товарами; • содействие созданию новых рабочих мест для эффективного использования имеющегося в стране научно-технического потенциала; • поддержка внедрения новых технологий и ноу-хау с использованием патентов и лицензий; • привлечение субъектов малого предпринимательства к реализации государственных научно-технических программ и заказов. Основными источниками формирования средств этого фонда являются бюджетные ассигнования, добровольные взносы предприятий, учреждений, организаций и граждан, в том числе иностранных юридических и физических лиц, иные поступления от деятельности фонда. В 1995 г. приступила к своей деятельности еще одна государственная структура — Федеральный фонд производственных инноваций. Этот фонд был создан постановлением Правительства РФ в целях государственной поддержки важнейших инновационных проектов по приоритетным направлениям НТП, освоения конкурентоспособных технологий и производств, а также мероприятий по освоению новых видов продукций. Основными задачами данного фонда являются: > содействие государственной структурной, научно-технической и промышленной политике на основе поддержки инновационных проектов по приоритетным направлениям НТП; > отбор и реализация инновационных проектов, направленных на структурную перестройку экономики России; > поддержка инновационной деятельности, подготовки и освоения производства принципиально новых видов продукции и технологий путем финансирования строительства, реконструкции и технического перевооружения объектов, создания уникальных научно-исследовательских и испытательных установок; > содействие строительству и реконструкции наукоемких производств. В постановлении Правительства о создании этого фонда говорится, что финансовые средства, предназначенные для фонда, будут выделяться отдельной строкой в Федеральной инвестиционной программе в размере 1,5% государственных централизованных капитальных вложений. Создание специализированных некоммерческих государственных фондов — дело относительно новое и сейчас еще рано говорить об их реальной отдаче. Можно лишь надеяться, что их работа окажется полезной в деле скорейшего внедрения в производство новой конкурентоспособной продукции. В целях обеспечения финансирования общеотраслевых, межотраслевых и региональных научно-технических проблем, а также мероприятий по освоению новых видов промышленной продукции в настоящее время допускается создание внебюджетных фондов финансирования НИОКР и поддержки инноваций. Такие фонды могут создаваться в министерствах, в крупных городах и регионах, а также в рамках концернов, холдингов, ФПГ. Важнейшими источниками негосударственной системы финансирования инновационных проектов в настоящее время выступают: — собственные средства предприятий; — средства, мобилизуемые путем эмиссии ценных бумаг: — кредиты коммерческих банков; — специализированные и благотворительные фонды, — средства инвестиционных компаний, других предприятий и организаций, заинтересованных в скорейшем выпуске новой продукции. В целом ряде случаев (особенно если речь идет о крупных ИП) внедрение конструктивных и технологических новинок осуществляется за счет собственных средств (фонда развития производства и фонда амортизационных отчислений). Как правило, уставом предприятия предусматривается отчисление в фонд развития производства части прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов, других обязательных платежей и формирования резервного фонда. Средства фонда развития могут использоваться на обновление и расширение производства, осуществление научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических проектов и программ освоения новых видов конкурентоспособной продукции, увеличение собственных оборотных средств, а также на другие цели, содействующие укреплению материально-технической базы предприятия. Если собственных средств предприятия не достаточно, а в потенциале организации имеется солидный научно-технический задел, можно прибегнуть к дополнительной эмиссии ценных бумаг (вторичному выпуску акций). Естественно, что этот путь доступен лишь предприятиям, которые организованы в форме закрытых или открытых акционерных обществ. Акционерные предприятия по своей природе имеют наилучшие потенциальные возможности для аккумулирования крупных финансовых ресурсов, поскольку обладают возмож ностью размещать свои акции среди неограниченного круга инвесторов (как юридических, так и физических лиц). Проведение крупных эмиссий акций представляет собой достаточно сложный и ответственный комплекс работ, требующий хороших профессиональных знаний. Естественно, что все моменты и обстоятельства, связанные с дополнительным размещением ценных бумаг, должны быть тщательно продуманы. Как показывает практика, к числу факторов, обусловливающих необходимость проведения вторичной эмиссии акций, чаще всего относятся: — необходимость финансирования перспективных инновационных проектов; — необходимость развития материально-технической базы инновационных проектов и создания оптимальных условий для работы его структурных подразделений; — необходимость финансирования перспективных поисковых исследований, выполняемых научными и конструкторскими подразделениями предприятия; — необходимость пополнения оборотных средств, используемых как в основной, так и во вспомогательных сферах деятельности предприятия; — возможность повышения финансовой устойчивости предприятия и получения банковских кредитов; — возможность получения дополнительных заказов, обусловленная требованиями заказчиков к надежности и стабильности предприятия. Могут быть и другие, достаточно весомые, доводы в пользу нового выпуска акций. Важно, однако, чтобы средства, полученные в ходе размещения акций нового выпуска, использовались эффективно и позволили акционерному обществу по окончании эмиссии увеличить отдачу на капитал и размер дивиденда на одну акцию. Организация и проведение эмиссии акций, определение ее основных параметров — сложная и ответственная задача для руководства акционерного предприятия. Результатом проведения эмиссии с ошибочно установленными условиями выпуска может стать не укрепление конкурентных позиций предприятия, а напротив, их существенный подрыв, что в конечном счете может привести к угрозе банкротства. Рациональные способы определения основных параметров эмиссии акций зависят от того, какие конкретные цели она преследует. Весьма важное место в финансовом обеспечении инновационной деятельности отводится сегодня и коммерческому кредиту. Этот вид экономических отношений постоянно развивается и все шире использует новые, нетрадиционные формы. Речь в данном случае идет о порядке выдачи кредита, способах его погашения, организации банковского контроля за соблюдением договорных условий. При решении вопроса о выдаче долгосрочного инновационного кредита банк анализирует перспективы экономического роста кредитуемого предприятия, возможности реализации продукции и ожидаемый рост доходов. Эта информация содержится в бизнес-планах, которые подготавливаются по каждому инновационному проекту. Как правило, коммерческий банк кредитует только такие мероприятия, которые имеют реальные сроки окупаемости и наличие источников возврата кредита, обеспечивают окупаемость финансируемых вложений в более короткие сроки, чем среднеотраслевые сроки окупаемости. Практика показывает, что банковский кредит в отличие от бюджетного финансирования позволяет повысить эффективность инвестиционных мероприятий и в целом ряде случаев может оказаться более приемлемым и удобным методом мобилизации денежных средств на длительные сроки, чем выпуск корпоративных акций или размещение облигационных займов. Когда решается задача быстрого промышленного освоения крупных технических инноваций, требующих приобретения дорогостоящих станков, оборудования, уникальной контрольно-измерительной техники, ЭВМ, энергетических установок, транспортных средств и т. п. находит применение финансовый лизинг. Именно здесь получили развитие принципиально новые виды связей между производителем и потребителем сложной продукции, основанные на долгосрочной аренде или лизинге. Главное преимущество лизинга состоит в данном случае в том, что при наличии рентабельного проекта предприниматель имеет возможность получить оборудование и начать новое производство без крупных единовременных затрат. Это особенно актуально для начинающих и средних предпринимателей.
Контрольные вопросы: 1. В каких формах осуществляется финансирование инвестиционных проектов? 2. В чем заключается привлекательность акционерной формы финансирования проектов? 3. Каковы основные цели конкурсного размещения централизованных 4. Формы государственной финансовой поддержки инвесторов. 5. Преимущества лизингового финансирования инвестиционных проектов. 6. Специфика финансирования инновационной деятельности. 7. Источники финансирования инновационной деятельности.
Глава 15 СТРАТЕГИИ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННЫХ РЕСУРСОВ • Типы стратегий привлечения инвестиционных ресурсов • Лизинг как форма финансирования инвестиционного проекта
Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 633; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |