Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Региональной политики




Социальные аспекты государственной бюджетной

На региональном уровне

Особенности социальной политики

НА РЕГИОНАЛЬНОМ И МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

Т е м а 8

 

 

Социальная политика является важнейшей составляющей внутренней политики государства по отношению к формированию жизненного уровня населения, воспроизводству человеческого капитала, оказанию социальных услуг и развитию социальной инфраструктуры на федеральном, региональном и местном уровнях. В ее основе лежит гармонизация общественных отношений, обеспечение расширенного воспроизводства населения, политической стабильности, гражданского согласия. Во многом именно это и делает необходимой разработку региональной и муниципальной социальной политики, направленной на решение социальных проблем региона, развитие его социальной сферы, создание условий для жизни людей, обеспечение их социальных потребностей, интересов, прав и гарантий, предоставление социальных услуг.

Региональная социальная политика в отличие от федеральной нуждается в региональной адаптации, что объясняется объективно имею-щимися социально-экономическими различиями административно-тер-риториальных единиц (регионов) любого государства. Здесь следует отметить, что региональная социальная политика формируется центром, однако уже на стадии разработки концепции она должна представлять собой двусторонний процесс взаимодействия федеральных и региональных структур.

Особенностью развития социальной сферы является то, что здравоохранение, образование, жилищно-коммунальное хозяйство, культура и другие отрасли имеют территориальный характер, то есть социальные вопросы решаются в основном на уровне органов власти регионов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

В регионе социальная политика вырабатывается региональными органами власти с участием органов местного самоуправления, а также с учетом уже сформированной концепции развития региона.

Суть социальной политики состоит в поддержании отношений между социальными группами и внутри этих групп, в обеспечении условий для повышения благосостояния, уровня жизни членов общества, в создании социальных гарантий, формировании благоприятной окружающей среды.

 

Главным измерителем государственной социальной политики, приоритетов и возможностей регионов является бюджетная политика. За последние годы она стала более социально ориентированной. Источником финансирования социальной политики в регионах служит консолидированный бюджет. В настоящее время важными задачами для регионов являются решение проблем, возникших в результате финансово-экономического кризиса, оптимизация расходов на реализацию социальной политики и создание условий для социального развития.

Одно из основных направлений такой политики – обеспечение достаточного наполнения соответствующих бюджетов для выполнения расходных обязательств.

Из федерального центра для решения социальных проблем регионы могут получать дотации, а также субвенции. Субвенции предназначены: для оплаты жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан; обеспечения мер социальной поддержки для лиц, награжденных знаком «Почетный донор СССР» и «Почетный донор России»;
обеспечения полномочий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, государственной регистрации актов гражданского состояния, перевозке несовершеннолетних детей между субъектами РФ и в пределах государств-участников СНГ; и т. д.

Бюджеты субъектов РФ получают также субсидии, предназначенные для финансирования: мероприятий по проведению оздоровительной кампании детей; вознаграждения за классное руководство в образовательных школах; внедрения инновационных образовательных программ в школах; внедрения современных образовательных технологий; предоставления постоянно проживающим в сельской местности гражданам, в том числе специалистам здравоохранения, образования, сельского хозяйства, субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг; мер социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, ветеранов труда, тружеников тыла; выплат государственных пособий гражданам, имеющим детей.

За счет федерального бюджета также осуществляется финансирование федеральных целевых программ развития регионов. В настоящее время активно реализуются, к примеру, следующие программы: «Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2007–2015 годы», «Социально-экономическое развитие социальной сферы Чеченской Республики» и пр. Перечень Программ постоянно обновляется.

Наряду с этим, внебюджетные государственные социальные фонды выделяют средства субъектам Федерации для финансирования региональной социальной политики.

Например, Пенсионный фонд России финансирует расходы на социальные программы регионов, включая оказание адресной социальной помощи неработающим пенсионерам.

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования выделяет дотации и субсидии территориальным фондам на выполнение территориальных программ в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования. Для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования как составной части государственного социального страхования в регионах существуют аналогичные территориальные фонды. Они представляют собой самостоятельные государственные некоммерческие финансово-кредитные учреждения, подотчетные соответствующим органам представительной и исполнительной власти субъектов РФ. Средства территориальных фондов предназначены для финансирования территориальных программ обязательного медицинского страхования и мероприятий в области здравоохранения.

Несмотря на повышенное внимание со стороны государства на региональную социальную политику и выделение значительных средств на ее реализацию, существуют определенные проблемы, без решения которых говорить об эффективности государственной социальной политики в целом не приходится, что и отмечается в проекте Концепции совершенствования региональной политики в Российской Федерации до 2020 года, разработанном Министерством регионального развития России.

Развитие Российской Федерации в 90-х годах XX века в условиях перехода к рыночным отношениям породило много серьезных проблем, а отсутствие эффективных форм и методов проведения региональной политики привело к резкой региональной дифференциации. В связи с этим важнейшей задачей остается сглаживание дифференциации социального развития субъектов Российской Федерации, основную роль в которой играет социальная политика, проводимая на региональном и муниципальном уровнях управления.

Под региональной дифференциацией понимаются различия регионов в уровнях социально-экономического развития. Такая дифференциация существует постоянно, и невозможно найти идентичные по этому показателю регионы. Территория России в настоящее время не представляет собой однородного экономического пространства. Более того, различия в уровне экономического развития регионов нарастают. Регионы, располагающие значительными топливно-энергетическими и сырьевыми ресурсами, экспортируя их, получают достаточные средства для обеспечения своего социально-экономического развития. Регионы, в которых сосредоточены в основном обрабатывающие отрасли промышленности, а также аграрное производство, оказались в значительно худших условиях.

В наиболее тяжелую ситуацию попали регионы, получавшие в условиях планово-централизованной экономики значительную финансовую поддержку федерального центра. Прежде всего, это районы Севера, Дальнего Востока, Нечерноземного Центра. Вместе с тем в особо благоприятных условиях оказались город Москва и Московская область, в которых в настоящее время сосредоточено более 80 процентов банковского капитала России.

Наряду с этим существуют значительные различия между регионами по обеспечению населения объектами социальной инфраструктуры, социальными услугами и пособиями, по качеству образования, медицинского и социального обслуживания, уровню развития культуры, физической культуры и спорта, санаторно-курортной сферы и т. п.

Таким образом, сократить значительные различия и уменьшить разрыв между регионами по уровню социального развития можно, если проводить единую социальную политику государства на всей территории России с учетом интересов и специфики регионов. Такая политика должна учитывать как общенациональные, так и региональные потребности и интересы.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 663; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.