КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Федеральные налоги 12 страница
буется информация о той финансовой отдаче, которую он получит от вложения своих средств в бизнес-проект, причем данная информация должна быть как можно более точно до- казана. Бизнес-план и есть тот документ, в котором инвестор найдет всю необходимую обоснованную информацию; • реализация внутренних задач организации, заключающихся в определении стратегии компании и способов ее осуществле ния, повышении эффективности финансового менеджмента и планировании реструктуризации бизнеса. Этим целям соответствуют разные виды бизнес-планов: • бизнес-план коммерческой идеи или инвестиционного проек та, в котором излагаются для потенциального партнера или инвестора результаты маркетинговых исследований, обосно вывается стратегия освоения рынка, предполагаемые финан совые результаты. В результате его составления формируется основа для переговоров с потенциальными инвестором и партнером для выяснения степени их заинтересованности или возможной вовлеченности в проект; • бизнес-план организации, где определяется стратегия развития организации на предстоящий плановый период с указанием основных финансовых показателей для обоснования объемов инвестиций, производственных и трудовых ресурсов; • бизнес-план для получения кредитных ресурсов на коммерче ской основе, снижающий кредитные риски. Кредитуя проект организации кредитному учреждению необходимо получить гарантии в возврате кредита и процентов по нему. Одной из форм такой гарантии является профессионально составлен ный бизнес-план. Бизнес-планирование в организации должно быть постоянным процессом. Предприятия должны ясно представлять себе потреб- ность на перспективу в финансовых, материальных, трудовых и ин- теллектуальных ресурсах, источники их получения, а также уметь четко рассчитывать эффективность использования ресурсов в про- цессе работы. Бизнес-план должен обеспечивать все данные, необходимые для принятия решения об инвестировании. Коммерческие, техниче- ские, финансовые, экономические предпосылки и условия окру- жающей среды по отношению к деловому бизнес-проекту должны быть определены и тщательно проверены на основе рассмотрения альтернативных решений, изученных в предварительном технико- экономическом обосновании. Результатом этих решений является бизнес-план, фоновые условия и цели которого были четко опреде- лены по отношению к главной цели и возможным маркетинговым стратегиям, возможной достижимой доли рынка, соответствующим производственным мощностям, расположению предприятия, суще- 210. Организация финансовой работы в организации (на предприятии) 7. Финансовое планирование в коммерческих организациях 811
ствующим сырьевым материалам, подходящей технологии и обору- дованию, оценке влияния на окружающую среду. Финансовая сто- рона исследования при составлении бизнес-плана охватывает мас- штаб инвестирования, включая оборотный капитал, производствен- ные и маркетинговые затраты, доходы от продаж и прибыль на вложенный капитал. Особенность бизнес-плаиа как стратегического документа за- ключается в сбалансированности в нем поставленных задач с уче- том реальных финансовых возможностей фирмы. Чтобы бизнес- план был принят, он должен быть обеспечен необходимыми фи- нансовыми ресурсами. Это в значительной мере определяет харак- тер проектов, которые изучаются при разработке бизнес-плана. Любая организация при осуществлении бизнес-планирования может не достичь желаемого результата, так как большинство работ по составлению бизнес-плана содержат немало ошибок и недостат- ков. Поэтому, приступая к разработке бизнес-плана, следует учесть некоторые основные аспекты: • четко обозначить выгоды, которые получит инвестор. В биз нес-плане должна быть четко изложена рыночная и финансо вая отдача от проекта. Самая важная для инвестора информа- ' ция должна быть сформулирована в начале бизнес-плана — в резюме; ■ рассмотреть разные варианты развития проекта. Если вариант реализации проекта не обоснован, инвестор не может быть уверен, что составитель детально проработал проект и таким образом предоставил ему возможность выбрать приемлемый объем финансовых вложений; • провести анализ рынка и разработать маркетинговую страте гию. Очень часто анализу рынка сбыта уделяют недостаточно внимания. Уровень маркетинговых исследований остается на низком уровне. Все это приводит к неверным расчетам фи нансового результата проекта; • разработать структуру бизнес-плана. Типовой структуры не существует. Структура бизнес-плана должна подчеркивать силь ные стороны проекта, его особенности, уникальность бизнес- идеи. Но большинство пытаются подогнать структуру бизнес- плана к определенному стандарту; • тщательно оформить бизнес-план. Оформление и стиль из ложения бизнес-плана не будут играть определяющей роли при принятии инвестором окончательного решения о финан сировании проекта. Однако первое впечатление, безусловно, зависит от того, насколько понятно он изложен. Тем не менее при разработке бизнес-плана могут возникнуть следующие проблемы: • непонимание, например, между кредитным инспектором и разработчиком (заказчиком) продукта из-за отсутствия стан дартного формата бизнес-плана; ■ недостаток информационного обеспечения, особенно того, что касается внутренних финансовых норм и нормативов; • гарантии будущих инвесторов; • высокая стоимость разработки бизнес-плана. Разработка биз нес-плана в консалтинговой фирме стоит не менее 2000 долл.; • отсутствие гарантий в получении финансирования под бизнес- план, даже если в основе его лежит очень перспективная идея.
Рис. 7.3. Процесс бизнес-планирования На рис.7.3 показан процесс планирования бизнес-идей, в кото- рых в обобщенном виде может быть представлена совокупность знаний или способов уменьшения расходов или получения доходов. По своей сути бизнес-план представляет собой концепцию предла- гаемого бизнеса или идею нового продукта, услуги, которые пред- приятие будет осуществлять. I. Организация финансовой работы в организации (на предприятии) Состав и структура бизнес-плана зависят от целей и задач, по- ставленных перед ним. Оптимальная структура бизнес-плана, наи- более широко используемая в РФ, следующая: • резюме (представление бизнес-плана); • план маркетинга; • план производства; • организационный план; • план страхования; • правовое обоснование; • план управления инвестициями; • финансовый план. При разработке отдельных разделов плана разработчики стремят- ся к тому, чтобы в бизнес-плане была сконцентрирована не только информация, необходимая руководителю для управления организа- цией, но и те данные, которые требуются заинтересованным специа- листам. Степень детализации разделов плана зависит от целей и за- дач, решаемых организацией в плановом периоде. Значительная часть бизнес-плана раскрывает организационные и производственные факторы предлагаемой бизнес-идеи. В этих раз- делах бизнес-плана в обобщенном виде дается представление о рас- сматриваемой бизнес-идее (производство новых видов продукции, выход на новые рынки, освоение новых производств и технологий). В основной части бизнес-плана обосновываются затраты на реализацию и конкретизируется цена готовой продукции. В состав бизнес-плана входит и детально рассчитанный производственный план, маркетинговые исследования рынка сбыта продукции, оцени- вается степень конкуренции на рынке и насыщенность его анало- гичными видами продукции и определяется стоимость проведения рекламной кампании. Большое значение для решения способов привлечения капитала имеет раздел правового обоснования, который определяет и обос- новывает организационно-правовую форму будущего хозяйствую- щего субъекта. В плане по страхованию приводится оценка рисков будущего проекта с использованием большого набора специальных методик по оценке рисков, а также экспертных оценок специалистов. Кре- дитные, валютные и другие виды финансовых рисков всесторонне анализируются с учетом их вероятности и источников возникнове- ния. Таким образом, проводится своего рода профилактика рисков и разрабатывается программа их страхования. Заключительный раздел бизнес-плана — финансовый план, ко- торый разрабатывается в виде прогнозных финансовых документов, 7. Финансовое планирование в коммерческих организациях__________________ обобщающие материалы всех предыдущих разделов бизнес-плана в стоимостном выражении. Он посвящен планированию финансового обеспечения деятельности общества в целях наиболее эффективно- го использования имеющихся финансовых ресурсов. Финансовый план включает: • прогноз объема реализации продукции; • план доходов и расходов; • направления использования чистой прибыли; • план по налогам; • прогноз движения денежных средств; • прогноз бухгалтерского баланса организации. Перечень перечисленных плановых документов соответствует требованиям мировой практики бизнес-планирования, в которых отражаются все важнейшие количественные и качественные фи- нансовые показатели (объем продаж, общая прибыль, объем необ- ходимых инвестиций, потребность в капитале с указанием собст- венных и заемных средств, источников их привлечения, сроков по- гашения задолженности, сроков окупаемости вложений, издержках производства и обращения). Необходим прогноз бухгалтерского ба- ланса, так как на его основе выполняются расчеты всех показателей финансового состояния организации и дается финансовая оценка результатов запланированных в бизнес-плане действий. Балансовый план подводит итог экономической и финансовой деятельности компании и позволяет проверить прогноз прибылей (убытков) и движения наличных средств. 7.4. Стратегическое финансовое планирование Стратегическое планирование — процесс выбора долговременных целей организации и наилучшего способа их достижения. Стратеги- ческое финансовое планирование определяет важнейшие показатели, пропорции и темпы расширенного воспроизводства, это главная фор- ма реализации целей предприятия. Необходимость стратегического планирования любого хозяйст- вующего субъекта состоит в таком выборе целей организации, при котором достигается увеличение стоимости предприятия, макси- мизируется прибыль и оптимизируется его финансовая структура. С помощью стратегического финансового планирования можно достигнуть: • оптимального распределения и использования производствен ных, финансовых и трудовых ресурсов; 312 214 I. Организация финансовой работы в организации [на предприятии) 7 Финансовое планирование в коммерческих организациях 215
• господствующего положения на рынке; • адаптации к внешней рыночной среде посредством анализа сильных и слабых сторон организации, использования ее пре имуществ, оценки потенциальных рисков. В современных условиях стратегическое финансовое планиро- вание охватывает период от одного года до трех лет. Однако такой временной интервал условен, поскольку зависит от экономической стабильности и возможности прогнозирования объемов финансовых ресурсов и направлений их использования. Стратегическое планирование включает разработку финансовой стратегии предприятия и прогнозирование финансовой деятельности. Разработка финансовой стратегии представляет собой особую область финансового планирования, так как будучи составной ча- стью общей стратегии экономического развития, она должна быть согласована с целями и направлениями, сформулированными об- щей стратегией. В свою очередь, финансовая стратегия оказывает влияние на общую стратегию предприятия. Изменение ситуации на финансовом рынке влечет за собой корректировку финансовой, а затем и общей стратегии развития хозяйствующего субъекта. Другими словами, в рамках стратегического планирования оп- ределяются долгосрочные ориентиры развития и цели предприятия, долгосрочный курс действий по достижению цели и распределению ресурсов. В ходе стратегического планирования ведется активный поиск альтернативных вариантов, осуществляется выбор лучшего из них и построение на этой основе стратегии развития предприятия. Финансовая стратегия включает определение долгосрочных це- лей финансовой деятельности и выбор наиболее эффективных спо- собов их достижения. Цели финансовой стратегии должны быть подчинены общей стратегии развития и направлены на максимизацию рыночной стои- мости предприятия. При разработке финансовой стратегии важно определить пери- од ее реализации, который зависит от ряда факторов: • динамики макроэкономических процессов; • тенденции развития отечественного финансового рынка (с уче том зависимости от мировых финансовых рынков); • отраслевой принадлежности предприятия и специфики его производственной деятельности. На основе финансовой стратегии определяется финансовая поли- тика, которая служит общим ориентиром при принятии всех финан- совых решений организации по конкретным направлениям деятель- ности: налоговой, амортизационной, дивидендной, эмиссионной и т.д. Принятая финансовая политика определяет и все управленче- ские решения. Например, политика финансирования создания но- вого продукта за счет использования собственного капитала должна базироваться на реинвестировании всей полученной чистой прибы- ли только в данную разработку. Тактические решения носят конкретный характер и рассчитаны на реализацию стратегических планов в краткосрочной перспекти- ве. Например, в целях увеличения оборотного капитала использу- ются только краткосрочные кредиты, товарные кредиты и кратко- срочные коммерческие бумаги. Важное значение при формировании финансовой стратегии имеет учет факторов риска. Основу стратегического планирования составляет прогнозирова- ние, которое воплощает стратегию компании на рынке. Прогнозиро- вание состоит в изучении возможного финансового состояния пред- приятия на длителыгую перспективу. В отличие от планирования в задачи прогнозирования не входит реализация разработанных про- гнозов на практике, так как они представляют собой лишь предвиде- нье возможных изменений. Прогнозирование включает разработку альтернативных финансовых показателей и параметров, использование которых при наметившихся (но заранее спрогнозированных) тенден- циях изменения ситуации на рынке, позволяет определить один из ва- риантов развития финансового положения предприятия. Круг показателей прогноза может значительно отличаться от круга показателей будущего плана. В чем-то прогноз может казать- ся менее подробным, чем расчеты плановых заданий, а в чем-то он будет проработан более детально. Основу прогнозирования составляют обобщение и анализ имею- щейся информации с последующим моделированием возможных вариантов развития ситуаций и финансовых показателей. Методы и способы прогнозирования должны быть достаточно динамичными, чтобы позволить своевременно учесть эти изменения. Отправным моментом прогнозирования служит признание фак- та стабильности изменений основных показателей деятельности хо- зяйствующего субъекта от одного отчетного периода к другому. Это положение тем более верно, что информационную базу прогнозов дает бухгалтерская и статистическая отчетность предприятия. Стратегическое финансовое планирование включает разработки грех основных прогнозных финансовых документов: • отчета о прибылях и убытках; • движения денежных средств; • бухгалтерского баланса. Основная цель разработки этих документов заключается в оцен- ке финансового положения предприятия на конец планируемого периода. 316 I. Организация финансовой работы в организации (на предприятии) 7. Финансовое планирование в коммерческих организациях 317
Для составления прогнозных финансовых документов важно правильно определить объем будущих продаж (объем реализованной продукции). Это необходимо для организации производственного процесса, эффективного распределения средств, контроля над запа- сами. Прогноз объемов продаж дает представление о той доле рын- ка, которую предполагают завоевать своей продукцией. Как правило, прогнозы объемов продаж составляются на три года. Годовые прогнозы объемов продаж разбиты по кварталам и месяцам. Чем короче прогнозы продаж, тем точнее и конкретнее должна быть содержащаяся в них информация. Это связано с тем, что в первый год производства уже известны покупатели продук- ции, расчеты на второй и третий годы носят характер прогнозов, которые составлены на основе маркетинговых исследований. Прогнозы продаж выражаются как в денежных, так и в физиче- ских единицах. В любом случае они помогают определить влияние цены, объема производства и инфляции на потоки наличных де- нежных средств предприятия (табл. 7.1). Таблица 7.1. Прогноз объемов продаж
Прогнозируемые значения 2006 г. (по месяцам) 2007 г. (по кварталам) 2008 Г. Показатель Факти- ческое значение, 2005 г. 1 2 12 I II III ГУ О&ьем продаж в нату- ральном выражении
Цена за единицу про- даж, руб.
Индекс цен, % О&ьем реализации в денежном выражении
Объем будущих продаж можно рассчитать используя следующие методы. 1. Эвристические. Они основаны на усреднении сведений, полу- ченных при интервьюировании различных участников рынка: ра- ботников торговли, специалистов маркетинговых служб, покупате- лей. Этот метод представляет достаточно точную информацию о нуждах потребителя, однако не учитывает высокую вероятность из- менения рыночной коньюктуры. 2. Анализ временных рядов. Используется для учета временных колебаний объема продаж продукции (работ, услуг), включает ме- тод экстраполяции, анализ сезонности, анализ цикличности. Метод экстраполяции заключается в распространении выводов, получен- ных из наблюдений за объемом продаж в течение выбранного пе- риода времени, на будущее. Например, анализ тенденции измене- ния продаж с 2000 по 2005 г. будет базой для определения объема продаж на прогнозируемый период. Большое влияние на объемы продаж оказывает фактор сезонно- сти, например, продажа бытовой отопительной аппаратуры нерав- номерно распределяется в течение года, увеличиваясь в осенне-зим- ний период. Метод анализа цикличности позволяет выявить изменения в объеме продаж, связанные с временем потребления продукции. На- пример, объемы продаж кирпича и цемента тесно увязываются с планами строительства. И поэтому этот метод широко используется преимущественно в отраслях с ярко выраженной цикличностью. 3. Эконометрические модели. С помощью этих моделей опреде- ляется корреляция размера продаж от изменений внешней среды предприятия, в том числе макроэкономических переменных (темпы роста ВВП, изменение учетной ставки ЦБ РФ. темпа инфляции и т.п.), а также от отраслевых показателей (состояние отрасли, уро- вень конкуренции в ней, емкость отраслевого рынка). Сочетание результатов, полученных с помощью исследования этих методов, позволяет учесть факторы внешней и внутренней среды в их динамике. Прогнозный отчет о прибылях и убытках. С помощью этого от- чета определяется сумма прибыли в предстоящем периоде. Прогноз отчета о прибылях и убытках содержит следующие статьи: 7. Выручка от реализации продукции (за минусом НДС и ак цизов). 7. Себестоимость реализации продукции. 7. Коммерческие расходы. 7. Управленческие расходы. 7. Прибыль (убыток) от реализации (ст. 1 - ст. 2 - ст. 3 - ст. 4). 7. Проценты к получению. 7. Проценты к уплате. 7. Доходы от участия в других организациях. 7. Прочие операционные доходы.
10. Прочие операционные расходы. 10. Прибыль (убыток) от финансово-хозяйственной деятельно сти (ст. 5 + ст. 6 - ст. 7 + ст. 8 + ст. 9 - ст. 10). 12. Прочие внереализационные доходы. 13. Прочие внереализационные расходы. 14. Прибыль (убыток) планового периода (ст. 11 + ст. 12 — ст. 13). 15, Налог на прибыль. 218 II. Организация финансовой работы в организации (на предприятии) 7, Финансовое планирование в коммерческих организациях 219
480.Отвлеченные средства. 481.Нераспределенная прибыль (убытки) планового периода (ст. 14 — ст. 15 - ст. 16). При проведении прогнозного анализа прибыли на практике широко используется метод «издержки — объем — прибыль», кото- рый позволяет • определить объемы производства и продаж продукции в целях обеспечения их безубыточности; • установить размер желаемой прибыли; ■ увеличить гибкость финансовых планов путем учета различ- ных вариантов изменения ситуации (ценовых факторов, ди- намики объемов продаж). Метод «издержки — объем — прибыль* называют анализом без- убыточности. Сущность метода заключается в нахождении точки, в которой прибыль равна нулю, или точки безубыточности. Действи- тельно, для предприятия, функционирующего на рынке, необходимо знать не только, что оно получит прибыль, но и когда оно ее получит. Дня этого проводится специальный анализ соотношений между объемом производства, затратами и доходом. Процесс нахождения точки безубыточности можно проследить по рис. 7.4. Валовой доход (Total Revenue, 77?) Q Объем производства, ед- прод. Рис. 7.4. Точка безубыяютосяш На оси OQ графика представлен объем производства продук- ции, на оси ON — выручка от реализации и издержки производства. Точка безупречности К показывает тот момент, когда доход равня- ется издержкам, т.е. убытки и прибыль равны нулю, и определяется пересечением кривых TR и ТС. Таким образом, точка безупречности отделяет объем производ- ства, при котором могут быть получены убытки (треугольник OAK), от объема производства, приносящего прибыль (треугольник КВС>. Точка безубыточности может быть определена как отношение постоянных издержек (FQ к разнице между ценой (Р) и перемен- ной составляющей себестоимости единицы продукции (КС):
P-VC Это соотношение позволяет определить максимальную сумму из- держек производства, если известны значения остальных величин: FC= К • (Р- VQ. Можно также рассчитать и минимальную цену реализации про- дукции, исходя из заданного объема продаж, суммы постоянных и удельных переменных издержек производства:
К На точку безубыточности большое влияние оказывают измене- ние цен на продукцию, динамика постоянных и переменных затрат. При этом будет действовать следующая закономерность. С ростом цен на производимую продукцию минимальный объем производст- ва (Йф). соответствующий точке безубыточности (Ж), уменьшается, а при снижении цены — возрастает. При увеличении постоянных расходов минимальный объем производства, соответствующий точ- ке безубыточности, повышается. При росте переменных издержек сохранить безубыточность производства можно за счет увеличения минимального объема производства. Прогноз баланса входит в состав основных документов стратеги- ческого финансового планирования. Понятие «баланс* означает рав- новесие, равенство активов и пассивов, т.е. то, что используемые предприятием средства по своей стоимости должны быть равны де- нежным суммам, поступающим из разных источников. Баланс представляет собой сводную таблицу, в которой отража- ются источники капитала (пассив) и средства его размещения (ак- тив). Баланс активов и пассивов необходим для того, чтобы оце- нить, в какие виды активов направляются денежные средства и за счет каких видов пассивов предполагается финансировать создание этих активов. В активе баланса можно выделить наиболее активную часть средств: текущие активы (счет в банке, касса, дебиторская за- долженность), запасы и фиксированные активы. В пассиве отража- ются собственные и заемные средства предприятия, их структура и прогнозы их изменения средств на планируемый трехлетний период. Валовые издержки (Total Cost, ГС) Переменные издержки (Viriable Cost, ГС) Постоянные издержки (Fixed 220 I. Организация финансовой работы в организации (на предприятии) 7. финансовое планирование в коммерческих организациях 22Т
В отличие от прогноза отчета о прибылях и убытках, который показывает динамику финансовых операций предприятия, прогноз баланса отражает фиксированную, статистическую картину финан- сового равновесия предприятия. Структура прогнозируемого баланса соответствует общеприня- той структуре отчетного баланса предприятия, так как в качестве исходного используется отчетный баланс на последнюю дату. При планируемом росте объема продаж (объема реализации) ак- тивы предприятия должны быть пропорционально увеличены, так как для наращивания производства и сбыта требуются дополни- тельные денежные средства на приобретение оборудования, сырья, материалов и т.п. Рост объема реализации продукции, как правило, приводит к увеличению дебиторской задолженности, так как пред- приятия предоставляют покупателям более долгие отсрочки платежей, расширяют практику продажи товаров на условиях консигнации. Рост активов предприятия должен сопровождаться соответст- вующим увеличением пассивов, так как растет кредиторская задол- женность (обязательства по оплате поставок сырья, энергии, раз- личных услуг), увеличивается потребность в заемных и привлечен- ных средствах. Прогноз движения денежных средств — финансовый документ, получающий в российской практике в последние годы все большее распространение. Он отражает движение денежных потоков по те- кущей, инвестиционной и финансовой деятельности. Разграниче- ния направлений деятельности при разработке прогноза позволяют повысить результативность управления денежными потоками. Прогноз движения денежных средств помогает финансовому менеджеру в оценке использования предприятием денежных средств и в определении их источников. В дополнение к изучению отчет- ной информации прогнозные данные позволяют оценить будущие потоки и, следовательно, перспективы роста предприятия и его бу- дущие финансовые потребности. Финансирование инвестиций включается в прогноз после тща- тельного технико-экономического обоснования и анализа произ- водственных и финансовых инвестиций. При планировании долго- срочных инвестиций и источников их финансирования будущие денежные потоки рассматриваются с позиции временной ценности денег на основе методов дисконтирования для получения соизме- римых результатов. С помощью прогноза движения денежных средств можно оце- нить, сколько денежных средств необходимо вложить в хозяйствен- ную деятельность предприятия, синхронность поступления и расхо- дование денежных средств, а значит — проверить будущую ликвид- ность предприятия. Прогноз движения денежных средств оформляется в виде ба- ланса, укрупненная его форма представлена в табл. 7.2. Таблица 7.2. Укрупненная форма прогноза движения
Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 312; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |