Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Федеральные налоги 17 страница




венных мощностей и др.

Полученная предприятием балансовая прибыль распределяется

между государством и предприятием. После внесения в федеральный,

региональные и местные бюджеты налога на прибыль в распоряже-

нии предприятий остается чистая прибыль, которая направляется в

фонды накопления, потребления и резервный.

Исходя из порядка формирования прибыли предприятия ведет-

ся ее факторный анализ, цель которого — оценка динамики показа-

телей балансовой и чистой прибыли, выявление степени влияния

на финансовые результаты предприятия ряда факторов, в том числе

роста (снижения) себестоимости продукции; роста (снижения) объ-

ема ее реализации; повышения ее качества и расширения ассорти-

мента; анализ показателей рентабельности; выявление резервов уве-

личения прибыли и др.

Анализ финансовых результатов предприятия начинается с оцен-

ки динамики показателей балансовой и чистой прибыли за отчетный

период (табл. 8.3). При этом сравниваются основные финансовые

показатели за прошлый и отчетный периоды, рассчитываются откло-

нения от базовой величины показателя и выясняется, какие показа-

тели оказали наибольшее влияние на балансовую и чистую прибыль.

Таблица 8.3. Показатели балансовой и чистой прибыли, тыс. руб.

 

Показатель На начало

периода

На конец

периода

% к началу

периода

Выручка от реализации (без НДС

и акцизов)

312 478 153,2

Затраты на производство реализо-

ванной продукции

169 196 115,9

Прибыль от реализации продукции 143 282 197,2

Прибыль от прочей реализации 6 8 133,3

Прибыль от внереализационных

результатов

12 16 133,3

Балансовая прибыль 161 306 190,0

Чистая прибыль 105 199 189,5

По данным таблицы видно, что балансовая и чистая прибыль

предприятия за отчетный период выросли. Увеличение прибыли дос-

тигнуто в основном за счет роста выручки от реализации продукции

и роста прибыли от реализации продукции.

Затем проводится количественная оценка влияния на изме-

нение прибыли от реализации продукции следующих основных

факторов.

II. Организации финансовой работы в организации (на предприятий

1. Влияние на прибыль изменений отпускных цен на реализо

ванную ПРОДУКЦИЮ ±И]!

±И, = Pj -?2,

где Р| — реализация в отчетном году в ценах отчетного периода;

?2 — реализация в отчетном году в ценах базисного периода.

2. Влияние на прибыль изменений в объеме продукции ±И2:

±и2 = ад - п0,

где По — прибыль базисного периода;

К] — коэффициент роста объема реализованной продукции.

А", = С| о: Со, где Со — себестоимость

реализованной продукции базисного периода;

С].о — себестоимость реализованной продукции за отчетный период в

ценах базисного периода.

3. Влияние на прибыль изменений в объеме продукции, обу

словленных изменениями в структуре продукции ±И3:

±И3 - П0(*2 - К{),

где Аэ — коэффициент роста объема реализации в оценке по отпускным

ценам:

Щ.

=

Pi.o: Р(ь где

Ра — реализация в базисном периоде;

Л.О — реализация в отчетном периоде по пенам базисного периода.

4. Влияние на прибыль экономии от снижения себестоимости

продукции ±И4:

 

где С] о — себестоимость реализованной продукции за отчетный период в

ценах базисного периода;

' С| — фактическая себестоимость реализованной продукции за отчет-

* ный период.

5. Влияние на прибыль изменений себестоимости за счет струк-

турных сдвигов в составе продукции +.И5:

Кроме того, рассчитывается влияние на прибыль изменений

цен на материалы, тарифы и услуги (±И6).

Сложив значения показателей влияния на прибыль всех изме

нений, получим суммарное выражение влияния всех факторов на

прибыль от реализации продукции (±И): ■ ' ■ (■ • '■■

]

- '. ' > ' ■ • '

•| (!» ■ (■ и;

3, Оценка финансового состояния организации (предприятия! _______________

Рассчитаем влияние на прибыль указанных факторов примени-

тельно к данным рассматриваемого выше предприятия (табл. 8.4).

Таблица 8.4. Финансовые показатели предприятия, тыс. руб.

 

Показатель На начало По базису На конец Фактические

периода на фактиче- периода данные

(по базису) ски реализо- (фактические с корректиров-

ванную данные) кой на измене-

продукцию ние цен

Выручка от реали-

зации в отпускных

иенах предприятия 312 410 478 410

Затраты на произ-

водство (полная се-

бестоимость) 169 183 196 182

Прибыль от реали-

зации продукции 14.1 227 282 228

1. Влияние на прибыль изменений отпускных цен на реализо

ванную продукцию ±Ир

±И[ = 478 млн — 410 млн = +68,0 млн руб.

2. Влияние на прибыль изменений в объеме продукции ±И2.

Рассчитаем коэффициент роста объема реализованной продукции:

AT, = 183: 169- 1,083, ±Н2 = 143 млн

■ 1,083 - 143 млн = +11,9 млн руб.

3. Влияние на прибыль изменений в объеме продукции за счет

структурных сдвигов в составе продукции ±Из-

Рассчитаем коэффициент роста объема продукции в оценке по

отпускным ценам:

*-3 = 410:312= 1,314, ±И3 = 143 млн

■ (1,314 - 1,083) = +33,0 млн руб.

4. Влияние на прибыль экономии от снижения себестоимости

продукции ±И4:

±И4>

=

183 млн — 182 млн = 1,0 млн руб.

5. Влияние на прибыль изменений себестоимости за счет струк

турных сдвигов в составе продукции ±И5:

±И5 = 169 млн • 1,314 - 183 = +39,0 млн руб.

6. Влияние изменения отпускных цен на материалы и тарифов

±ИЙ. В нашем примере цены на материалы, электроэнергию и та

рифы на оплату труда были повышены на 32 млн руб., что привело

к снижению на эту сумму прибыли, т.е. ±11^ = —32,0 млн руб.

278 II. Организация финансовой работы в организации (на предприятии)

8. Оценка финансового состояния организации (предприятия) 879

 

Таким образом, влияние всех факторов на сумму прибыли от

реализации продукции составило:

±И6 = +68,0 + 11,9 + 33,0 + 1,0 + 39,0 + <-32,0) = +120,9 млн руб.

Важнейшим показателем, отражающим конечные финансовые

результаты деятельности предприятия, служит рентабельность. Рен-

табельность характеризует прибыль, получаемую с каждого рубля

средств, вложенных в предприятие или иные финансовые операции.

На составе имущества предприятия, в которое вкладываются ка-

питалы, и проводимых предпринимателем хозяйственных и финан-

совых операциях основывается система показателей рентабельности.

. Рентабельность имущества _ Чистая прибыль. „„

{активов) предприятия ~ Средняя величина

активов (имущества)

,- Рентабельность Плата за пользование кредитом

О.. = ----------- -z--------------------------------------------- ' 1UU.

заемных средств Сумма долгосрочных

и краткосрочных кредитов

Плата за пользование кредитами включает проценты за пользо-

вание кредитами; расходы по уплате процентов, возникающие у

предприятия при расчетах с поставщиками; средства, перечисляе-

мые в бюджет за несвоевременную уплату налогов.

Рентабельность Шата т „ОЛЬЗОвание. Чистая

совокупного кредитами

+

прибыль

 

С помощью перечисленных показателей рентабельности можно

проанализировать эффективность использования активов предпри-

ятия, т.е. финансовую отдачу от вложенных капиталов.

8.8. Оценка потенциального

банкротства организации

Одна из целей финансового анализа — своевременное выявление

признаков банкротства предприятия. Банкротство связано с непла-

тежеспособностью организации.

Во всех странах процесс банкротства, т.е. признания предпри-

ятия неплатежеспособным, регулируется государством специально

издаваемыми законодательными актами и правительственными до-

кументами. В Российской Федерации основной такой акт — Закон

Российской Федерации от 26 октября 2002 г. «О несостоятельности

(банкротстве) предприятий».

В соответствии с действующим в России законодательством ос-

нованием для признания предприятия, организации банкротом явля-

ется невыполнение им своих обязательств по оплате товаров, работ и

услуг по истечении трех месяцев со дня наступления сроков оплаты.

Эти установленные условия и сроки дают основание поставщикам,

исполнителям работ (услуг), кредиторам предъявлять через суд иски

предприятиям-неплательщикам всех форм собственности. В отноше-

нии государственных предприятий, кроме того, действует порядок,

утвержденный Постановлением Правительства РФ от 20 мая 1994 г.

N° 498 «О некоторых мерах по реализации законодательства о несо-

стоятельности (банкротстве) предприятия», в соответствии с кото-

рым они подпадают под действие Закона о банкротстве, если у них

имеется неудовлетворительная структура баланса.

Финансовому менеджеру предприятия необходимо постоянно

держать под контролем неудовлетворительное финансовое состоя-

ние предприятия, признаки приближения банкротства.

Финансовый менеджер должен обратить внимание на следующие

моменты, свидетельствующие о неблагоприятном финансовом состоя-

нии предприятия:

• убытки от основной хозяйственной деятельности; недостаток

оборотных средств;

• затруднения в получении коммерческих кредитов;

• уменьшение поступления денежных средств от хозяйственных

операций;

• падение рыночной цены ценных бумаг, выпущенных этим

предприятием;

• неспособность погасить срочные обязательства и др. 280 I. Организация финансовой работы в организации (на предприятии) я Оценка финансового состояния организации [предприятия! 281

 

Для определения количественных параметров финансового со-

стояния предприятия и выявления признаков банкротства следует сра-

зу же после составления очередного бухгалтерского баланса рассчитать

и проанализировать соотношения таких финансовых показателей:

• чистой прибыли к сумме всех активов предприятия (внеобо

ротных и оборотных);

• оборотных активов к сумме всех активов;

• всех пассивов (обязательства) к сумме активов (средства);

• поступления денежной наличности от операций по основной

деятельности ко всем обязательствам;

• чистой прибыли плюс проценты по кредиту к процентам по

кредиту;

• заемных средств к сумме собственных средств;

• собственных оборотных средств к стоимости запасов.

В международной практике для определения признаков бан-

кротства предприятий используется формула Z-счета Э. Альтмана:

Если в результате расчетов окажется, что Z-счет равен или

меньше 1,8, то вероятность банкротства этого предприятия очень

высока, при значении Z-счета от 1,8 до 2,7 вероятность высокая; от

2,8 до 2,9 — банкротство возможно; от 3,0 и выше — вероятность

банкротства очень низкая.

В Российской Федерации для выявления государственных пред-

приятий с неудовлетворительным финансовым состоянием и для вы-

явления признаков их банкротства используется методика «О неко-

торых мерах по реализации законодательства о несостоятельности

(банкротстве) предприятий», утвержденная Постановлением Пра-

вительства РФ от 20 мая 1994 г. № 498. К этому Постановлению

имеется Приложение № 1 «Система критериев для определения

неудовлетворительной структуры баланса неплатежеспособных

предприятий*. В соответствии с этим приложением определяются

следующие три финансовых коэффициента и устанавливаются их

критерии (нормативы).

1. Коэффициент текущей ликвидности Ктл — отношение оборот-

ных активов (за вычетом расходов будущих периодов) к сумме

срочных обязательств:

 

где Л° — оборотные активы;

Н — кредиторская задолженность; М —

краткосрочные кредиты и займы.

2. Коэффициент обеспеченности собственными оборотными сред

ствами Kfl — отношение величины собственных оборотных средств

к общей величине оборотных средств:

К0=^>0,1,

где Ес

— величина собственных оборотных средств; А°

— общая величина оборотных средств.

3.

Коэффициент восстановл

ения (утраты) платежеспособности КВ1|

 

где K[j,t2, Ku,t\ — коэффициент текущей ликвидности соответственно на

коней и на начало отчетного периода;

У — период восстановления (утраты) платежеспособности;

Т — продолжительность отчетного периода.

Если у государственного предприятия после составления бухгал-

терского баланса значения указанных расчетных коэффициентов

ниже установленных, то это предприятие попадает под действие

Закона о банкротстве со всеми вытекающими последствиями.

Вопросы для самоконтроля

3. Какова роль финансового анализа в деятельности финансового

менеджера?

4. Какое предприятие считается платежеспособным?

5. Как проводится анализ кредитоспособности предприятия?

6. Как проводится анализ оборачиваемости оборотных активов пред

приятия?

7. Как проводится анализ финансовых результатов предприятия?

8. Охарактеризуйте систему показателей рентабельности.

9. Как оценивается потенциальное банкротство предприятия?

 

 

9. Управление финансовыми рисками 283

 

Глава

УПРАВЛЕНИЕ

ФИНАНСОВЫМИ РИСКАМИ

9.1. Риск: понятие и виды

Цель предпринимательства заключается в получении максималь-

ных доходов при минимальных затратах капитала в условиях конку-

рентной борьбы. Реализация этой цели требует соизмерения разме-

ров вложенного (авансированного) в производственно-торговую дея-

тельность капитала с финансовыми результатами этой деятельности.

Вместе с тем при осуществлении любого вида хозяйственной

деятельности объективно существует опасность (риск) потерь, объем

которых обусловлен спецификой конкретного бизнеса. Риск — это

вероятность потерь, убытков, недопоступлений планируемых дохо-

дов, прибыли. Потери, понесенные в предпринимательской деятель-

ности, можно разделить на материальные, трудовые, финансовые.

Классификацию рисков финансовых потерь можно осуществить

по разным признакам:

• по виду хозяйственной деятельности риск делят на предприни

мательский (производственный, коммерческий, финансовый)

и потребительский;

• по признаку проявления — на спекулятивный, простой (чистый);

• по виду финансового посредничества — на инвестиционный,

страховой, банковский.

Производственный риск возникает в процессе производственной

деятельности. К причинам производственного риска относятся сни-

жение планируемого объема производства, рост материальных, тру-

довых затрат и др.

Коммерческий риск связан с реализацией продукции (услуг), закуп-

кой сырья, материалов и т.д. Причины такого риска — уменьшение

планируемого объема реализации, повышение закупочных цен, рост

издержек обращения, потери продукции в процессе обращения и др.

Финансовый риск возникает в процессе отношений предприятия

с финансовыми институтами (банками, финансовыми, инвестицион-

ными, страховыми компаниями, биржами и др.). Причины финансо-

вого риска — инфляционные факторы, рост учетных ставок банка,

снижение стоимости ценных бумаг и др.

Финансовых менеджеров интересуют в первую очередь предпри-

нимательские риски. Понятно, что производственное и финансовое

предпринимательство — разные по своей сути понятия. Поэтому

многое зависит от того, является ли предприятие профессиональным

участником финансового рынка.

Рассмотрим чистые (простые) и спекулятивные предприниматель-

ские риски.

Чистыми называют риски, которые определяют возможность по-

лучения убытка или нулевого результата. Такой риск рассчитан толь-

ко на проигрыш.

Спекулятивные же риски выражают возможность получения как

положительного, так и отрицательного результата.

Денежные расходы, убытки и потери чаще всего бывают резуль-

татом финансового предпринимательства (предпринимательства на

финансовом рынке). Следовательно, финансовое предприниматель-

ство — это то же коммерческое предпринимательство, но товаром

становятся денежные средства. Поэтому финансовые риски — это

риски спекулятивные.

Для предприятий, основная деятельность которых не связана с

финансовым рынком, финансовый риск — это разновидность пред-

принимательского риска, означающая угрозу денежных потерь вооб-

ще. Их финансовый риск по типу объекта подразделяется на имуще-

ственный риск и риск, связанный с обязательствами. Имущественный

риск — это угроза потери любой части собственного имущества (при

этом весь ущерб пересчитывается в денежном выражении). Риск,

связанный с обязательствами — это риск финансовых убытков, ес-

ли действиями данной фирмы или ее отдельным служащим будет

нанесен ущерб юридическому или физическому лицу.

Для предприятий — профессиональных участников кредитного

рынка финансовый риск это одна из разновидностей соответствен-

но банковских (в банковской системе), страховых (для страховой и

пенсионной систем) или инвестиционных рисков (для бирж, инве-

стиционных фондов и т.д.). Например, банковские -риски представ-

ляют собой опасность потерь, вытекающих из специфики банков-

ских операций. Они имеют достаточно сложную структуру и обыч-

но делятся на внешние (страновой, валютный и т.д.) и внутренние

(риски пассивных и активных операций, риски, связанные со спе-

цификой клиента, и т.д.).

Финансовый риск обязывает предприятия кредитного рынка

учитывать такие специфические факторы, как неплатежеспособность

клиента финансовой сделки, угроза невозврата кредита, общее ухуд-

шение финансового положения клиента. Таким образом, под финан-

совым риском на рынке ссудных капиталов обычно подразумевается

та разновидность их общих рисков, которая связана с угрозой невы-

полнения обязательств клиентами по причине их несостоятельности.

Рассмотрим подробную классификацию финансовых рисков

предприятий, занимающихся производственной и торговой деятель-

9 284 Организации финансовой работы в организации (на предприятии)

 

9. Управление финансовыми рисками 283

 

ностью. Принято различать следующие разновидности их финансо-

вого риска: кредитный, процентный, валютный, упущенной выгоды,

инвестиционный, налоговый.

Кредитный риск — опасность неуплаты предприятием основного

долга и процентов по нему.

Процентный риск — опасность потерь, связанная с ростом стои-

мости кредита.

Валютные риски представляют собой опасность изменения курса

валюты, что приведет к реальным потерям при совершении бирже-

вых спекуляций и различных внешнеэкономических операций.

Риск упущенной выгоды — вероятность наступления косвенного

ущерба или недополучения прибыли в результате неосуществления

какого-либо мероприятия или остановки хозяйственной деятельности.

Инвестиционный риск — это вероятность того, что отвлечение

финансовых ресурсов из текущего оборота в будущем принесет

убытки или меньшую прибыль, чем ожидалось. Он присущ практи-

чески всем типам предприятий и неизбежен, поскольку, инвестируя

сбережения сегодня, покупатель того или иного вида актива отка-

зывается от какой-то части материальных благ в надежде укрепить

благополучие в будущем. Предприятие-инвестор, осуществляя вен-

чурное вложение капитала, знает заранее, что возможны два вида

результатов: доход или убыток.

Налоговый риск включает следующие опасности: невозможность

получения налогового кредита; изменение налогового законода-

тельства; индивидуальные решения сотрудников налоговой службы

о возможности использования определенных льгот или применения

конкретных санкций.

9.2. Методы управления

финансовым риском

Залогом выживаемости и основой стабильного положения пред-

приятия служит его устойчивость. Различают общую, ценовую, фи-

нансовую устойчивость и т.п. Финансовая устойчивость — это глав-

ный компонент его общей устойчивости. Финансовая устойчивость

предприятия — это такое состояние его финансовых ресурсов, их

перераспределения и использования, когда обеспечиваются разви-

тие предприятия на основе собственной прибыли и рост капитала

при сохранении его платежеспособности и кредитоспособности в

условиях допустимого финансового риска.

Таким образом, задача финансового менеджера заключается в

том, чтобы привести в соответствие различные параметры финан-

совой устойчивости предприятия и общий уровень риска.

Цель управления финансовым риском заключается в снижении

потерь, связанных с данным риском, до минимума. Потери могут

быть оценены в денежном выражении, оцениваются также шаги по

их предотвращению. Финансовый менеджер должен уравновесить

эти две оценки и спланировать, как лучше заключить сделку с по-

зиции минимизации риска.

В целом от финансовых рисков существует физическая и эко-

номическая защита.

физическая защита заключается в использовании сигнализации,

приобретении сейфов, системы контроля качества продукции, защите

данных от несанкционированного доступа, найме охраны и т.д.

Экономическая защита заключается в прогнозировании уровня

дополнительных затрат, оценке тяжести возможного ущерба, ис-

пользовании всего финансового механизма для ликвидации угрозы

риска или его последствий.

Общеизвестны четыре метода управления риском: упразднение,

предотвращение потерь и контроль, страхование, поглощение.

17. Упразднение заключается в отказе от совершения рискового

мероприятия. Но для финансового предпринимательства упраздне

ние риска обычно упраздняет и прибыль.

17. Предотвращение потерь и контроль как метод управления фи

нансовым риском означает определенный набор превентивных и по

следующих действий, которые обусловлены необходимостью предот

вратить негативные последствия, уберечься от случайностей, контро

лировать их размер, если потери уже понесены или неизбежны.

17. Сущность страхования выражается в том, что инвестор готов

отказаться от части доходов, лишь бы избежать риска, т.е. он готов

заплатить за снижение риска до нуля.

Для страхования характерны целевое назначение создаваемого

денежного фонда, расходование его ресурсов лишь на покрытие по-

терь в заранее оговоренных случаях; вероятностный характер отно-

шений; возвратность средств. Страхование как метод управления

риском означает два вида действий: 1) перераспределение потерь

среди группы предпринимателей, подвергшихся однотипному риску

(самострахование); 2) обращение за помощью к страховой фирме.

Крупные фирмы обычно прибегают к самострахованию, т.е. про-

цессу, при котором организация, часто подвергающаяся однотип-

ному риску, заранее откладывает средства, из которых в результате

покрывает убытки. Тем самым можно избежать дорогостоящей сделки

со страховой фирмой.

Когда же используют страхование как услугу кредитного рынка, то

это обязывает финансового менеджера определить приемлемое для не-

го соотношение между страховой премией и страховой суммой. Стра-

ховая премия — это плата за страховой риск страхователя страховщи- 286 I. Организации финансовой работы в организации (на предприятии)

9. Управление финансовыми рисками 287

 

ку. Страховая сумма — это денежная сумма, на которую застрахованы

материальные ценности или ответственность страхователя.

4. Поглощение состоит в признании ущерба и отказе от его стра-

хования. К поглощению прибегают, когда сумма предполагаемого

ущерба незначительно мала и ей можно пренебречь.

При выборе конкретного средства разрешения финансового

риска инвестор должен исходить из следующих принципов:

• нельзя рисковать больше, чем это может позволить собствен

ный капитал;

• нельзя рисковать многим ради малого;

• следует предугадывать последствия риска.

Применение на практике этих принципов означает, что всегда

необходимо рассчитать максимально возможный убыток по конкрет-

ному виду риска, сопоставить его с объемом капитала предприятия,

подвергаемого данному риску, и затем сопоставить весь возможный

убыток с общим объемом собственных финансовых ресурсов. И толь-

ко сделав последний шаг, можно определить, не приведет ли данный

риск к банкротству предприятия.

9.3. Процесс управления риском

Процесс управления риском может быть разбит на шесть ста-

дий: определение цели, выяснение риска, оценка риска, выбор ме-

тодов управления риском, применение выбранного метода, оценка

результатов.

1. С точки зрения финансового риска определение цели сводится к

обеспечению существования фирмы в случае существенных убытков.

Целью могут быть защита работы предприятия от условий внеш-

ней среды или оптимизация внутренней среды.

В качестве внешней среды предприятия рассматривают две

группы факторов: прямого и косвенного воздействия. К факторам

прямого воздействия относят поставщиков, покупателей, конкурен-

тов, государство. К факторам косвенного воздействия относят со-

стояние экономики, социокультурные факторы, политические фак-

торы, достижения НТР, международные события.

Положительными факторами внутренней среды считают нали-

чие специальной службы экономической безопасности, системы

экономического предупреждения, которая способна предотвратить

непредусмотренные расходы-

2. Для выяснения риска проводят сбор различной информации с

использованием официальных и неофициальных каналов. Кроме

данных финансовой отчетности и бизнес-планов к официальным

источникам информации относят информацию, полученную из пе

риодической печати, радио, телевидения и т.п. К неофициальной

информации относят данные, полученные при помощи промыш-

ленного шпионажа.

9. Анализ (оценка) риска. После того, как убыток уже понесен,

следующим шагом будет определение его серьезности.

9. Выбор методов управления риском. В соответствии с результа

тами предыдущих исследовании осуществляется выбор того или ино

го метода управления риском. Возможна также комбинация из не

скольких методов.

9. Применение выбранного метода. Если избранным методом ста

ло страхование, то следует покупать страховой полис. При этом вы

бираются разные страховые компании в зависимости от их специа

лизации в области страховых рисков, и далее выбирается оптималь

ная по времени и цене, и обеспечению форма страхового полиса.

Кроме страхования стратегия управления любым риском вклю-

чает программу ггредотвращения и контроля убытков. В этом участ-

вуют все функции финансового менеджмента: планирование, орга-

низация, руководство и контроль.

Одним из элементов внутрифирменного планирования является

бизнес-план, в структуре которого имеется раздел «Оценка рисков».

Этот раздел бизнес-плана представляет инструмент управления

рисками предприятия. Важно предугадать все возможные типы

рисков, с которыми может столкнуться предприниматель, обосно-

вать источники этих рисков и все возможные моменты их возник-

новения. Раздел нацелен на исследование не только финансовых,

но и других рисков (например, политических, законодательных,

природных (стихийные бедствия) и др.). Все риски, представленные

в разделе «Оценка рисков», находят в финансовом плане свое де-

нежное выражение и влияют на общую степень финансового риска.

Ниже приведем некоторые типичные расчеты, которые осуществ-

ляются при составлении этого раздела бизнес-плана.

Применение лимитирования показателей финансовых ресурсов

бюджета предприятия — конкретное выражение результатов плани-




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 297; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.252 сек.