Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эксперт, экспертная организация (п. 15). 11 страница




В соответствии с ч. 2 ст. 114 комментируемого Закона лишь с 1 января 2015 г., т.е. по истечении одного года с момента вступления в силу основной массы норм данного Закона вступают в силу положения п. п. 1 и 2 ч. 4 комментируемой статьи, предусматривающие, что контрактная служба, контрактный управляющий осуществляют следующие функции и полномочия: разрабатывают план закупок, осуществляют подготовку изменений для внесения в план закупок, размещают в ЕИС план закупок и внесенные в него изменения (п. 1); разрабатывают план-график, осуществляют подготовку изменений для внесения в план-график, размещают в ЕИС план-график и внесенные в него изменения (п. 2).

5. Положения ч. 5 комментируемой статьи определяют особенности статуса контрактной службы, контрактного управляющего при централизации закупок в соответствии с ч. 1 ст. 26 комментируемого Закона, т.е. в случаях создания государственного органа, муниципального органа, казенного учреждения, уполномоченных на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков, или возложения данных полномочий на государственный орган, муниципальный орган, казенное учреждение.

В указанных случаях контрактная служба, контрактный управляющий согласно рассматриваемой части осуществляют полномочия, предусмотренные комментируемым Законом и не переданные соответствующим уполномоченному органу, уполномоченному учреждению, которые осуществляют полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей). При этом, как установлено в рассматриваемой части, контрактная служба, контрактный управляющий несут ответственность в пределах осуществляемых ими полномочий.

6. Часть 6 комментируемой статьи, устанавливая требование к работникам контрактной службы, контрактному управляющему, предусматривает, что данные лица должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.

В части 7 ст. 60 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" <1> наряду с прочим предусмотрено, что документ об образовании и о квалификации, выдаваемый лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, подтверждает получение профессионального образования следующих уровня и квалификации по профессии, специальности или направлению подготовки, относящимся к соответствующему уровню профессионального образования: высшее образование - бакалавриат (подтверждается дипломом бакалавра); высшее образование - специалитет (подтверждается дипломом специалиста); высшее образование - магистратура (подтверждается дипломом магистра); высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации, осуществляемая по результатам освоения программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программ ординатуры, ассистентуры-стажировки (подтверждается дипломом об окончании соответственно аспирантуры (адъюнктуры), ординатуры, ассистентуры-стажировки). Согласно п. 1 ч. 10 указанной статьи документ о квалификации подтверждает повышение или присвоение квалификации по результатам дополнительного профессионального образования (подтверждается удостоверением о повышении квалификации или дипломом о профессиональной переподготовке).

--------------------------------

<1> www.pravo.gov.ru. 2012. 30 декабря.

 

Статья 39. Комиссия по осуществлению закупок

 

Комментарий к статье 39

 

1. Комментируемая статья посвящена комиссии по осуществлению закупок (при этом в юридико-технических целях для ее обозначения по тексту данной статьи введено сокращенное обозначение "комиссия"), которую в соответствии с ч. 1 данной статьи заказчик обязан создавать для определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), за исключением осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Соответственно, комиссии создаются при осуществлении закупок с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), т.е. при проведении конкурсов, аукционов, запросов котировок и запросов предложений (см. комментарий к ст. 24 Закона).

Подобным образом ранее в ч. 1 ст. 7 Закона о размещении заказов устанавливалось, что при размещении заказа путем проведения конкурса, аукциона и запроса котировок создается конкурсная, аукционная или котировочная комиссия (при этом также вводилось сокращенное обозначение "комиссия"). Такой способ размещения заказов, как запрос предложений, в названном Законе не предусматривался (см. комментарий к ст. 24 Закона).

Назначение организатором торгов конкурсной комиссии при проведении торгов в форме конкурса прямо предусмотрено в п. 4 ст. 447 части первой ГК РФ, предусматривающем, что выигравшим торги по конкурсу признается лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия.

2. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает, что решение о создании комиссии принимается заказчиком до начала проведения закупки. Также установлено, что при принятии данного решения определяются состав комиссии и порядок ее работы, назначается председатель комиссии. Такие правила прежде содержались в ч. 2 ст. 7 Закона о размещении заказов, но в ней говорилось о принятии решения о создании комиссии до опубликования или до размещения на официальном сайте извещения о проведении открытого конкурса или открытого аукциона, о проведении запроса котировок, о предварительном отборе либо направления приглашений принять участие в закрытом конкурсе или в закрытом аукционе. Рассматриваемые положения согласуются с приведенным выше положением п. 4 ст. 447 ГК РФ, в котором говорится о конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов.

3. В части 3 комментируемой статьи предусмотрены возможности создания заказчиком следующих комиссий по осуществлению закупок:

конкурсная комиссия с числом членов не менее чем пять человек;

аукционная комиссия с числом членов не менее чем пять человек;

котировочная комиссия с числом членов не менее чем три человека;

комиссия по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений с числом членов не менее чем три человека;

единая комиссия, осуществляющая функции по осуществлению закупок путем проведения конкурсов, аукционов, запросов котировок, запросов предложений. Число членов такой комиссии должно быть не менее чем пять человек.

Ранее ст. 7 Закона о размещении заказов предусматривала возможность создания конкурсной, аукционной и котировочной комиссии (ч. 1, об этом говорилось выше), устанавливая, что число членов комиссии должно быть не менее чем пять человек (ч. 3). Соответственно, минимальное число членов котировочной комиссии снижено в ч. 3 комментируемой статьи до трех человек. О комиссии по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений в Законе о размещении заказов речь не шла, поскольку названный Закон не предусматривал такой способ размещения заказов, о чем говорилось выше.

Статья 7 Закона о размещении заказов (ч. 9) предусматривала и возможность создания единой комиссии, осуществляющей функции конкурсной, аукционной и котировочной комиссий. При этом устанавливалось, что на указанную комиссию и ее членов распространяются положения настоящего Федерального закона о конкурсной, об аукционной и о котировочной комиссиях и о членах конкурсной, аукционной и котировочной комиссий. Следует также отметить, что непосредственно положениями ч. ч. 6 - 8 ст. 7 Закона о размещении заказов предусматривались функции соответственно конкурсной, аукционной и котировочной комиссий.

4. Часть 4 комментируемой статьи предусматривает особенности формирования конкурсной комиссии при проведении конкурсов для заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения (как результата интеллектуальной деятельности), на финансирование проката или показа национальных фильмов: во-первых, в состав таких конкурсных комиссий должны включаться лица творческих профессий в соответствующей области литературы или искусства; во-вторых, число таких лиц должно составлять не менее чем 50% от общего числа членов конкурсной комиссии. Такие же особенности прежде предусматривались в ч. 3.1 ст. 7 Закона о размещении заказов для случаев проведения открытого конкурса на право заключить контракт на создание произведения литературы или искусства (за исключением программ для электронных вычислительных машин (далее - ЭВМ), баз данных), исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма.

5. В части 5 комментируемой статьи содержится адресованное заказчику предписание включать в состав комиссии преимущественно лиц, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок, а также лиц, обладающих специальными знаниями, относящимися к объекту закупки. Ранее подобное предписание содержалось в ч. 2 ст. 7 Закона о размещении заказов, но в указанном положении не упоминались лица, обладающие специальными знаниями, относящимися к объекту закупки. Переходное положение ч. 20 ст. 65 названного Закона устанавливало, что с 1 января 2009 г. в состав комиссии по размещению заказов должно было включаться не менее чем одно лицо, прошедшее профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере размещения заказов для нужд заказчиков.

В части 2 ст. 9 комментируемого Закона в рамках определения содержания принципа профессионализма заказчика установлено, что заказчики, специализированные организации принимают меры по поддержанию и повышению уровня квалификации и профессионального образования должностных лиц, занятых в сфере закупок, в том числе путем повышения квалификации или профессиональной переподготовки в сфере закупок в соответствии с законодательством РФ. Иных положений, касающихся повышения квалификации или профессиональной переподготовки в сфере закупок, данный Закон не содержит.

6. Часть 6 комментируемой статьи включает положения, направленные на недопущение конфликта интересов при осуществлении комиссией своей деятельности. Прежде такие положения содержались в ч. 4 ст. 7 Закона о размещении заказов. Исходя из общетеоретических положений под конфликтом интересов применительно к работе комиссии следует понимать ситуацию, при которой личная заинтересованность члена комиссии влияет или может повлиять на объективное исполнение им своих обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью члена комиссии и законными интересами заказчика, участника закупки.

В части 6 комментируемой статьи перечислены лица, которые имеют или могут иметь прямую или косвенную заинтересованность и которые в силу этого не могут быть членами комиссии. Ранее в ч. 4 ст. 7 Закона о размещении заказов устанавливалось, что членами комиссии не могут быть физические лица, лично заинтересованные в результатах размещения заказа (в том числе физические лица, подавшие заявки на участие в конкурсе, заявки на участие в аукционе или котировочные заявки) либо состоящие в штате организаций, подавших указанные заявки), либо физические лица, на которых способны оказывать влияние участники размещения заказа (в том числе физические лица, являющиеся участниками (акционерами) этих организаций, членами их органов управления, кредиторами участников размещения заказа), а также непосредственно осуществляющие контроль в сфере размещения заказов должностные лица органов, уполномоченных на осуществление контроля в сфере размещения заказов.

Часть 6 комментируемой статьи также определяет правовые последствия выявления в составе комиссии лиц, которые не могут быть членами комиссии. В этом случае заказчик, принявший решение о создании комиссии, обязан незамедлительно заменить их другими физическими лицами, которые лично не заинтересованы в результатах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и на которых не способны оказывать влияние участники закупок, а также физическими лицами, которые не являются непосредственно осуществляющими контроль в сфере закупок должностными лицами контрольных органов в сфере закупок. Иначе говоря, заказчик, принявший решение о создании комиссии, обязан незамедлительно заменить их иными физическими лицами, которые соответствуют установленным требованиям.

7. В части 7 комментируемой статьи, воспроизводящей часть 5 ст. 7 Закона о размещении заказов, установлено, что замену члена комиссии вправе произвести только заказчик, принявший решение о создании комиссии. Иное лицо или иной орган замену члена комиссии произвести не вправе. Рассматриваемое положение подлежит применению как в случае невозможности исполнения членом комиссии своих обязанностей (в случае смерти, по состоянию здоровья, по причине длительного отсутствия и т.д.), так и в предусмотренных в ч. 6 комментируемой статьи случаях, когда заказчик обязан заменить члена комиссии.

8. В соответствии с ч. 8 комментируемой статьи, воспроизводящей положения ч. 10 ст. 7 Закона о размещении заказов, определяется кворум для проведения заседания комиссии. Заседание является правомочным, т.е. комиссия вправе осуществлять свои функции, при одновременном выполнении следующих условий: 1) все члены комиссии своевременно уведомлены председателем комиссии о месте, дате и времени проведения заседания комиссии (ранее не было определено, кто обязан осуществлять такое информирование); 2) на заседании комиссии присутствует не менее чем 50% общего числа ее членов (3 при количественном составе комиссии 5 или 6 человек, 4 при количественном составе комиссии 7 или 8 человек и т.д.). Представляется очевидным, что в случае отсутствия кворума для проведения заседания комиссии должен быть осуществлен повторный созыв заседания комиссии.

В части 8 комментируемой статьи также установлены запреты, во-первых, принятия решения членами комиссии путем проведения заочного голосования, и, во-вторых, делегирования членами комиссии своих полномочий иным лицам (в силу данного запрета член комиссии не вправе передавать свои полномочия и другому члену комиссии). Таким образом, обязательным требованием является необходимость личного присутствия членов комиссии на ее заседании.

9. Часть 9 комментируемой статьи указывает на возможность обжалования любым участником закупки в порядке, установленном комментируемым Законом, решение комиссии, принятое в нарушение требований данного Закона. Упоминаемая выше ст. 7 Закона о размещении заказов такого указания не содержала, но сам названный Закон (гл. 8) предусматривал и регламентировал обжалование действий (бездействия) конкурсной, аукционной или котировочной комиссии.

Обжалование действий (бездействия) комиссии по осуществлению закупок предусмотрено и регламентировано положениями гл. 6 комментируемого Закона, но в ч. 8 ее ст. 106 указано на возможность выдачи контрольным органом в сфере закупок предписаний об устранении допущенных нарушений или о совершении иных действий, а не о признании решения комиссии недействительным, как это предусмотрено в ч. 9 комментируемой статьи.

 

Статья 40. Специализированная организация

 

Комментарий к статье 40

 

1 - 2. В комментируемой статье предусмотрена возможность привлечения заказчиком самостоятельного субъекта - юридического лица для выполнения отдельных функций по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения конкурса или аукциона, а также регламентированы порядок привлечения и деятельность такого юридического лица. Ранее такая регламентация содержалась в ст. 6 Закона о размещении заказов, в которой шла речь о привлечении данного субъекта не только заказчиком, но и уполномоченным органом, в случае если такое право предусмотрено решением о создании уполномоченного органа.

В комментируемом Законе такое юридическое лицо обозначается понятием "специализированная организация". Согласно определению, данному в п. 11 ст. 3 комментируемого Закона, специализированная организация - это юридическое лицо, привлекаемое заказчиком в соответствии с комментируемой статьей. Специализированная организация прямо названа в п. 2 ст. 447 части первой ГК РФ наряду с собственником вещи или обладателем имущественного права в качестве возможного организатора торгов, путем проведения которых может быть заключен договор.

Отдельные функции по определению поставщика (подрядчика, исполнителя), для осуществления которых может привлекаться специализированная организация, перечислены непосредственно в ч. 1 комментируемой статьи: разработка конкурсной документации, документации об аукционе, размещение в ЕИС извещения о проведении открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса или электронного аукциона, направление приглашений принять участие в закрытом конкурсе, закрытом конкурсе с ограниченным участием, закрытом двухэтапном конкурсе или в закрытом аукционе, выполнение иных функций, связанных с обеспечением проведения определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Часть 1 комментируемой статьи также определяет функции, осуществление которых специализированной организации передаваться не может: создание комиссии по осуществлению закупок, определение начальной (максимальной) цены контракта, предмета и существенных условий контракта, утверждение проекта контракта, конкурсной документации, документации об аукционе и подписание контракта. Эти функции осуществляются исключительно заказчиком.

Как установлено в ч. 1 комментируемой статьи, привлечение заказчиком специализированной организации для осуществления отдельных функций по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) производится на основе контракта. Данное положение предопределено п. 2 ст. 447 части первой ГК РФ, в соответствии с которым специализированная организация действует на основании договора с собственником вещи или обладателем имущественного права.

Рассматриваемое положение ч. 1 комментируемой статьи означает, что специализированная организация может привлекаться только в порядке, установленном комментируемым Законом. Именно на это и указывает норма ч. 2 данной статьи. Прежде такое положение содержалось в ч. 2 ст. 6 Закона о размещении заказов.

3. Специализированная организация привлекается для выполнения отдельных функций по определению поставщика (подрядчика, исполнителя). Однако это не означает того, что специализированная организация наделяется полномочиями на осуществление этих функций от своего имени. Данные функции специализированная организация в силу прямого указания в ч. 3 комментируемой статьи осуществляет от имени заказчика. Это положение не противоречит п. 2 ст. 447 части первой ГК РФ, согласно которому специализированная организация действует на основании договора с собственником вещи или обладателем имущественного права и выступает от их имени или от своего имени. В части 3 комментируемой статьи также прямо установлено, что при осуществлении специализированной организацией отдельных функций по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) права и обязанности возникают у заказчика. Такие положения ранее содержались в ч. 3 ст. 6 Закона о размещении заказов.

Предусмотренные ч. 3 комментируемой статьи особенности регулирования деятельности специализированной организации предопределяют наличие в заключаемом с ней контракте на оказание услуг элементов договора поручения, регулируемого положениями гл. 49 "Поручение" части второй ГК РФ. Как определено в п. 1 ст. 971 данного Кодекса, по договору поручения одна сторона (поверенный) обязуется совершить от имени и за счет другой стороны (доверителя) определенные юридические действия. Там же установлено, что права и обязанности по сделке, совершенной поверенным, возникают непосредственно у доверителя. К договору поручения близки такие договоры, связанные с деятельностью в чужом интересе на основе поручения, как договор комиссии (гл. 51 "Комиссия" части второй ГК РФ) и агентский договор (гл. 52 "Агентирование" части второй ГК РФ). Однако, как следует из положений части второй ГК РФ, названные договоры не вполне соответствуют характеру взаимоотношений между заказчиком и специализированной организацией.

4. В части 4 комментируемой статьи, воспроизводящей положение ч. 4 ст. 6 Закона о размещении заказов, предусмотрена солидарная ответственность заказчика за вред, причиненный физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) специализированной организации, совершенных в пределах полномочий, переданных ей заказчиком на основе контракта и связанных с определением поставщика (подрядчика, исполнителя), при осуществлении ею указанных в ч. 1 данной статьи функций от имени заказчика.

Такая ответственность установлена соответственно изъятию из общего правила п. 1 ст. 1064 части второй ГК РФ, согласно которому вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Там же предусмотрено, что законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.

Следует подчеркнуть, что ответственность, предусмотренная ч. 4 комментируемой статьи, не наступает в случае, если специализированная организация действовала за пределами полномочий, переданных ей заказчиком на основе контракта, или если действия специализированной организации не были связаны с определением поставщика (подрядчика, исполнителя).

Права кредитора при солидарной обязанности должников определены в ст. 323 части первой ГК РФ: при солидарной обязанности должников кредитор вправе требовать исполнения как от всех должников совместно, так и от любого из них в отдельности, притом как полностью, так и в части долга (п. 1); кредитор, не получивший полного удовлетворения от одного из солидарных должников, имеет право требовать недополученное от остальных солидарных должников; солидарные должники остаются обязанными до тех пор, пока обязательство не исполнено полностью (п. 2).

5. Часть 5 комментируемой статьи, воспроизводя положение ч. 5 ст. 6 Закона о размещении заказов, запрещает специализированной организации выступать участником закупки, в рамках которой эта организация осуществляет функции, указанные в ч. 1 данной статьи. Иначе говоря, специализированной организации запрещено принимать участие в закупках, для проведения которых она привлекается, и претендовать на заключение контракта по результатам этих закупок.

Рассматриваемый запрет соответствует общим антимонопольным требованиям к торгам, запросу котировок цен на товары, установленным в ч. 1 ст. 17 Федерального закона "О защите конкуренции". Последствия нарушения рассматриваемого запрета предусмотрены в ст. 47 комментируемого Закона: в случае нарушения положений комментируемой главы, регламентирующих определение поставщика (подрядчика, исполнителя), такое определение может быть признано недействительным по иску заинтересованного лица.

 

Статья 41. Эксперты, экспертные организации

 

Комментарий к статье 41

 

1. Комментируемая статья посвящена эксперту, экспертной организации, в рамках определения понятий которых в п. 15 ст. 3 комментируемого Закона указано, что это обладающее специальными познаниями, опытом, квалификацией в области науки, техники, искусства или ремесла физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, либо юридическое лицо (работники юридического лица должны обладать специальными познаниями, опытом, квалификацией в области науки, техники, искусства или ремесла), которые осуществляют на основе договора деятельность по изучению и оценке предмета экспертизы, а также по подготовке экспертных заключений по поставленным заказчиком, участником закупки вопросам в случаях, предусмотренных комментируемым Законом.

Положения, касающиеся эксперта, экспертной организации, в подавляющей своей части являются нововведениями комментируемого Закона. В Законе о размещении заказов (ч. 12 ст. 9) предусматривалось лишь то, что для проверки соответствия качества поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг требованиям, установленным контрактом, заказчик вправе привлекать независимых экспертов, выбор которых осуществляется в соответствии с названным Законом.

Часть 1 комментируемой статьи, дублируя приведенное выше положение п. 15 ст. 3 комментируемого Закона, устанавливает, что заказчики привлекают экспертов, экспертные организации в случаях, предусмотренных данным Законом.

Так, в соответствии со ст. 58 комментируемого Закона при проведении конкурсов в целях обеспечения экспертной оценки конкурсной документации, заявок на участие в конкурсах, осуществляемой в ходе проведения предквалификационного отбора участников конкурса, оценки соответствия участников конкурсов дополнительным требованиям заказчик вправе привлекать экспертов, экспертные организации.

В части 3 ст. 94 данного Закона установлено, что для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу. Там же предусмотрено, что экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с комментируемым Законом.

Согласно части 4 указанной статьи заказчик обязан привлекать экспертов, экспертные организации к проведению экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, в случае если закупка осуществляется у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), за исключением случаев, предусмотренных п. п. 1, 4 - 6, 8, 15, 17, 18, 22, 23, 26 и 27 ч. 1 ст. 93 данного Закона. Как установлено там же, Правительство РФ вправе определить иные случаи обязательного проведения экспертами, экспертными организациями экспертизы поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, предусмотренных контрактом.

Следует также упомянуть о том, что существует Федеральный закон от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" <1>, но он согласно его преамбуле определяет правовую основу, принципы организации и основные направления государственной судебно-экспертной деятельности в России в гражданском, административном и уголовном судопроизводстве.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2001. N 23. Ст. 2291.

 

2 - 4. В положениях ч. 2 комментируемой статьи перечислены физические и юридические лица, которые не могут быть допущены к проведению экспертизы в случаях, предусмотренных комментируемым Законом. Часть 3 данной статьи возлагает на эксперта, экспертную организацию обязанность уведомить в письменной форме заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) о допустимости своего участия в проведении экспертизы, в том числе об отсутствии оснований для недопуска к проведению экспертизы в соответствии с ч. 2 данной статьи. На случай выявления в составе экспертов, экспертных организаций лиц, указанных в ч. 2 комментируемой статьи, часть 4 данной статьи обязывает заказчика принять незамедлительные меры, направленные на привлечение для проведения экспертизы иного эксперта, иной экспертной организации.

Положения ч. ч. 2 - 4 комментируемой статьи направлены на обеспечение принципа независимости эксперта, экспертной организации. В этом отношении следует упомянуть, что в рамках определения содержания принципа независимости эксперта в ч. 1 ст. 7 Федерального закона "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" установлено, что при производстве судебной экспертизы эксперт независим, он не может находиться в какой-либо зависимости от органа или лица, назначивших судебную экспертизу, сторон и других лиц, заинтересованных в исходе дела.

5. Часть 5 комментируемой статьи соответственно положению ч. 3 ст. 1 комментируемого Закона предусматривает, что Федеральным законом "О государственном оборонном заказе" могут быть установлены, во-первых, дополнительные к указанным в комментируемой статье требования к экспертам, экспертным организациям, привлекаемым для проведения экспертизы поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги по государственному оборонному заказу, и, во-вторых, особенности проведения такой экспертизы. Однако названный Закон на момент принятия комментируемого Закона не устанавливал ни такие дополнительные требования, ни особенности проведения такой экспертизы. Более того, Федеральный закон "О государственном оборонном заказе" вообще не содержит норм, регламентирующих привлечение экспертов, экспертных организаций при размещении государственного оборонного заказа.

6. В части 6 комментируемой статьи предусмотрено право экспертов, экспертных организаций запрашивать у заказчика, поставщика (подрядчика, исполнителя) для проведения экспертизы дополнительные материалы, относящиеся к предмету экспертизы. Соответственно данному положению в ч. 5 ст. 94 комментируемого Закона установлено, что для проведения экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги эксперты, экспертные организации имеют право запрашивать у заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) дополнительные материалы, относящиеся к условиям исполнения контракта и отдельным этапам исполнения контракта.

7. Часть 7 комментируемой статьи указывает на ответственность эксперта, экспертной организации, должностных лиц экспертной организации, во-первых, за предоставление недостоверных результатов экспертизы, экспертного заключения или заведомо ложного экспертного заключения, и, во-вторых, за невыполнение экспертом, экспертной организацией требования ч. 3 данной статьи. Соответственно, следует ожидать внесения дополнений в КоАП РФ, устанавливающих такую ответственность. Статья 17.9 данного Кодекса в действующей редакции (т.е. в ред. Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 225-ФЗ <1>) предусматривает ответственность за заведомо ложное заключение эксперта, но при производстве по делу об административном правонарушении или в исполнительном производстве.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 511; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.043 сек.