Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы расчета налоговой нагрузки предприятия 1 страница




В настоящее время в отечественной экономической литературе основными на­правлениями экономической дискуссии о методике расчета налогового бремени на уровне хозяйствующего субъекта являются следующие:

1) включать ли в расчет налогового бремени хозяйствующего субъекта налог на доходы физических лиц. Мы считаем, что утяжеление налогового бремени за счет данного налога будет являться эле­ментом двойного счета, так как бремя несут и работник, и организация;

2) учитывать или нет в расчете косвенные налоги, исходя из их «перелагаемости» на конечного потребителя. Считаем обязательным учет данных на­логов.

3) принципиальное значение имеет решение вопроса по определению базы, с чем сравнивать сумму уплаченных хозяйствующим субъектом налогов при расчете налогового бремени.

Разработанные в настоящее время методики определения налоговой нагрузки на хозяйствующие субъекты различаются по двум направлениям:

1) по структуре налогов, включаемых в расчет при определении налогового бремени;

2) по показателю, с которым сравнивают уплачиваемые налоги. Общепринятой методикой определения налогового бремени на организации является порядок расчета, разработанный Минфином России, согласно которому уровень налоговой нагрузки - это отношение всех уплаченных организацией налогов к выручке, включая выручку от прочей реализации:

 

где НН - налоговая нагрузка на организацию;

НП - общая сумма всех уплаченных налогов;

В - выручка от реализации продукции (работ, услуг);

ВД - внереализационные доходы.

Существенный недостаток такого расчета состоит в том, что он не позволяет определить влияние изменения структуры налогов на показатель налогового бремени. Рассчитанная по данной методике налоговая нагрузка характеризует только налогоемкость продукции (работ или услуг), произведенной хозяйствующим субъектом, и не дает реальной картины налогового бремени, которое несет налогоплательщик.

Е.А. Кирова предложила еще одну методику расчета налоговой нагрузки, согласно которой:

- сумма уплаченных налогов и платежей во внебюджетные фонды увеличивается на сумму недоимки по налоговым платежам. Иными словами, налоговая нагрузка определяется не уплаченными организацией налогами, а суммой налогов, которая должна быть уплачена, то есть суммой начисленных платежей;

- в сумму налогов не включается налог на доходы физических лиц, поскольку он уплачивается работниками организации, а сама организация только перечисляет платежи;

- сумма косвенных налогов, подлежащих перечислению в бюджет, включается в состав налоговых платежей при расчете, поскольку они оказывают существенное влияние на финансовую устойчивость организации;

- сумма налогов соотносится с вновь созданной организацией стоимостью продукции, которая определяется как разность добавленной стоимости и амортизации.

Согласно данной методике налоговая нагрузка подразделяется на абсолютную и относительную. Абсолютная налоговая нагрузка представляет собой сумму налоговых платежей и платежей во внебюджетные фонды, подлежащих перечислению организацией. Она может быть исчислена следующим образом:

АНН = НП + ВП + НД,

где АНН - абсолютная налоговая нагрузка;

НП - налоговые платежи, уплаченные организацией;

ВП - уплаченные платежи во внебюджетные фонды;

НД - недоимка по платежам.

Однако абсолютная налоговая нагрузка отражает лишь сумму налоговых обязательств субъекта хозяйственной деятельности и не учитывает тяжесть налогового бремени. Для определения уровня налоговой нагрузки Е.А. Кирова предлагает использовать показатель относительной налоговой нагрузки, который рассчитывается как отношение абсолютной налоговой нагрузки к вновь созданной стоимости, иными словами, сумма налоговых платежей соотносится с источниками их уплаты.

Вновь созданная стоимость продукции организации определяется следующим образом:

ВСС = В-МЗ-А + ВД-ВР или ВСС = ОТ + НП + ВП + П

где ВСС - вновь созданная стоимость;

В - выручка от реализации продукции, работ или услуг (с учетом НДС);

МЗ - материальные затраты;

А - амортизация;

ВД - внереализационные доходы;

ВР - внереализационные расходы (без налоговых платежей); ОТ - оплата труда; НП - налоговые платежи; ВП - платежи во внебюджетные фонды; П - прибыль организации.

В этом случае относительная налоговая нагрузка определяется по следующей формуле:

Достоинства данной методики заключаются в том, что на величину вновь созданной стоимости не влияют уплачиваемые налоги; в расчет включаются все налоговые платежи, уплачиваемые непосредственно организацией; на объективность расчета не влияет принадлежность к той или иной отрасли, а также масштабы организации. Таким образом, методика, предложенная Е.А. Кировой, применима к конкретному хозяйствующему субъекту.

Главным недостатком этой методики является отсутствие возможности прогнозирования изменения показателя в зависимости от изменения количества налогов, их ставок и льгот.

Иной подход определения налоговой нагрузки предложен М.И. Литвиным, согласно этому подходу понятие «налоговая нагрузка» включает:

- количество налоговых платежей;

- структуру платежей;

- механизм взимания налогов.

Согласно методике М.И. Литвина показатель налоговой нагрузки определяется как отношение всех налогов к сумме источника средств для их уплаты:

где сумма (НП + ВД) - сумма начисленных налоговых платежей и платежей во внебюджетные фонды;

Сумма ИС - сумма источника средств для уплаты налогов. В сумму налоговых платежей включаются все налоги, уплачиваемые организацией, с учетом налога на доходы физических лиц.

М.И. Литвин предлагает рассчитывать налоговую нагрузку по вышеперечисленным группам налогов в соотношении со соответствующим источником уплаты. Общим показателем для всех налогов является добавленная стоимость, которая исчисляется следующим образом:

ДС = В - МЗ или ДС = ОТ + НП + ВП + П + А

где ДС - добавленная стоимость.

В отличие от Е.А. Кировой М.И. Литвин не исключает из добавленной стоимости амортизационные отчисления.

Предложенная М.И. Литвиным методика исчисления налогового бремени имеет практическую значимость, поскольку она позволяет определить долю налогов в выручке организации, прибыли и долю заработной платы, амортизации, налогов и чистой прибыли в каждом рубле созданной продукции. Отрицательным моментом является то, что в состав налогов включен налог на доходы физических лиц, хотя организация выступает в роли налогового агента.

Способ расчета, предложенный А. Кадушкиным и Н. Михайловой, позволяет определять налоговую нагрузку как функцию типа производства, изменяющуюся в зависимости от колебаний затрат на материальные ресурсы, оплату труда или амортизацию.

Таким образом, предложенные методики позволяют рассчитать оптимальную налоговую нагрузку.

 

РОЛЬ И ЗАДАЧИ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА В ПРИВЛЕЧЕНИИ РЕСУРСОВ

1. УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ КРЕДИТОВАНИЯ

Кредитование предприятий представляет собой одну их форм финан­сового обеспечения предпринимательской деятельности. Оно осуществ­ляется на основе установления финансовых взаимоотношений между предприятием и кредитной организацией при заключении между ними соответствующих договоров. Основным договором является кредитный договор, который создает юридические предпосылки обеспеченности ссуд, их своевременного возврата и уплаты процентов. Банки предлагают сво­им клиентам, как правило, типовые кредитные договоры. Предметом соглашения являются сумма и сроки кредитования, процентные ставки за пользование ссудой, формы материального обеспечения.

Для предприятия использование заемного капитала в течение корот­кого отрезка времени вызвано в основном временным недостатком обо­ротных средств, хотя речь может идти и об открытии кредитной линии, позволяющей практически постоянно применять в денежном обороте кредитные ресурсы банка. Для финансирования инвестиций привлекает­ся долгосрочный банковский кредит.

Поскольку банки предлагают различные условия кредитования, за­дачей финансового менеджера является выбор банка, предоставляющего кредиты на наиболее приемлемых для предприятия условиях.

Основу кредитования предприятий образуют следующие принципы: срочности, целевого характера, возвратности, платности и материаль­ной обеспеченности.

Принцип срочности означает, что все кредиты делятся на краткосроч­ные, среднесрочные и долгосрочные в зависимости от срока, на кото­рый они предоставляются. В российской финансовой практике разгра­ничиваются лишь краткосрочные ссуды на срок до одного года, а сред­несрочные и долгосрочные рассматриваются как ссуды на срок более одного года.

Целевой характер кредита означает, что для получения кредита заем­щик должен четко определить объект кредитования и цель его получе­ния. Формулирование цели кредита необходимо для того, чтобы креди­тор мог оценить кредитный риск, а в случае нецелевого использования кредита потребовать его досрочного погашения.

Принцип возвратности означает, что кредит подлежит возврату или погашению заемщиком в полном объеме. Заемщик отвечает перед креди­тором за полноту погашения кредита.

Принцип платности означает, что кредит предоставляется заемщику с условием его возврата с процентами, которые формируют прибыль кре­дитной организации. Обязательный характер платности вытекает из того, что для кредитной организации предоставление ссуды заемщику являет­ся предпринимательской деятельностью, приносящей доход.

Принцип материальной обеспеченности кредита означает, что по усло­виям кредитования заемщик обязан гарантировать кредитору возврат кредита, а при отказе в выполнении этого требования кредитор должен иметь основание для изъятия из оборота заемщика незаконно удержива­емых средств в форме заемного капитала. Кредит может не иметь матери­ального обеспечения, если кредитор абсолютно уверен в платежеспо­собности и обязательности заемщика.

Рассмотрим содержание кредитного договора. По кредитному догово­ру кредитная организация обязуется предоставить денежные средства заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заем­щик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить про­центы на нее.

Кредитный договор заключается только в письменной форме. Несоб­людение письменной формы влечет недействительность кредитного до­говора. Такой договор считается ничтожным.

Кредитор имеет право на получение с заемщика процентов на сумму кредита в размерах и в порядке, определенных договором. При отсут­ствии в договоре условия о размере процентов их размер определяется существующей ставкой рефинансирования Банка России на день пога­шения заемщиком всей суммы кредита или его части. Проценты могут выплачиваться ежемесячно до дня возврата суммы кредита или с перио­дичностью, предусмотренной договором.

Финансовый менеджер обязан обеспечить возврат кредитору полу­ченной суммы кредита в срок и в порядке, который предусмотрен кре­дитным договором. В случаях, когда срок возврата договором не установ­лен или определен моментом востребования, сумма кредита должна быть возвращена заемщиком в течение тридцати дней со дня предъявления кредитором требования. Сумма кредита может быть возвращена досроч­но, но только с согласия кредитора.

В случаях, когда предприятие не возвращает в срок сумму кредита, на нее начисляются проценты по повышенным ставкам. Проценты за просроченную ссуду определяются в договоре, а если их размер не опре­делен, то начисляются в размере ставки рефинансирования Банка Рос­сии на день исполнения денежного обязательства или его соответствую­щей части, со дня, когда она должна была быть возвращена, до дня ее возврата кредитору независимо от уплаты процентов по срочному кре­диту. Если взыскание долга производится в судебном порядке, то суд может удовлетворить требования кредитора исходя из ставки рефинан­сирования на день предъявления иска или вынесения решения. Если кре­дитор понес убытки в результате неправомерного пользования его де­нежными средствами, превышающие сумму процентов, он может тре­бовать от заемщика возмещения дополнительных убытков.

Финансовый менеджер обеспечивает возможность осуществления кре­дитором контроля целевого использования суммы кредита. При невы­полнении предприятием условия кредитного договора о целевом исполь­зовании суммы кредита кредитор может потребовать от заемщика дос­рочного возврата суммы кредита и уплаты причитающихся процентов.

Кредитным договором может быть предусмотрена возможность изме­нения ранее определенного срока погашения кредита. Тогда при наступ­лении первоначально установленного срока погашения кредита договор пролонгируется или заключается дополнительное соглашение к основ­ному кредитному договору. Задолженность по этому кредиту рассматри­вается как срочная.

Финансовый менеджер руководствуется в процессе управления кре­дитованием тем, что использование заемного капитала возможно в том случае, когда получаемая прибыль покрывает расходы по уплате про­центов за кредит, хотя и существует зависимость между процентными ставками и ценами на товары и услуги.

Для банка важно иметь гарантию возврата выданной ссуды. Обеспе­ченность ссуд предполагает, что предприятие-заемщик имеет в наличии товарно-материальные ценности, имущество, под которые она выдает­ся, или производит затраты, кредитуемые банком. Так создается зависи­мость кредита от движения материальных ценностей. Обеспечением ссу­ды служат залог и гарантии или Залогом пользуются так­же при заключении договоров и, имущественного найма, перевозки грузов.

Кредитование предприятий осуществляется под обеспечение реаль­нымими ценностями, которое оформляется дого­вором залога. Залог может быть предусмотрен в кредитном договоре или оформлен в виде отдельного договора. Рассмотрим содержание залого­вых операций и задачи финансового менеджера.

В залог передается, как правило, имущество, включая бумаги и валюту, либо имущественные права, включая лицензии, патенты, права пользования или владения имуществом. По условиям залога заложенное имущество может оставаться у залогодателя либо передаваться во владение залогодержателю. Банк — залогодержатель обычно принимает ценные бу­маги и иностранную валюту, а другие предметы оставляет у залогодателя. В кредитный договор могут быть внесены включая вид залога, су­щество обеспеченного залогом требования, его размер, сроки исполнения обязательства, состав и стоимость заложенного имущества.

Предметом залога могут быть только имущество или имущественные права, принадлежащие залогодателю на праве собственности или хозяй­ственного ведения. Имущество, переданное в оперативное управление филиалу или структурному подразделению предприятия, не может слу­жить предметом залога. Использование заложенного имущества для удов­летворения требований залогодержателя осуществляется в полном объе­ме, определяемом к моменту исполнения обязательств, включая про­центы, убытки, причиненные просрочкой ссуд. При этом важно, что залогодержатель приобретает право обратить взыскание на предмет за­лога, если при наступлении срока погашения ссуды, обеспеченной за­логом, у заемщика не окажется необходимых средств. Кроме того, тре­бования залогодержателя могут быть удовлетворены третьим лицом, тог­да к нему вместе с правом требования переходит право залога, которое это требование обеспечивает.

Если заложенное имущество остается у залогодержателя, то пробле­мой является проверка наличия, состояния и величины предмета зало­га, условий его хранения. Залогодатель обязан страховать предмет залога за свой счет на его полную стоимость, принимать меры для сохранения предмета залога, включая проведение капитального и текущего ремон­та, ставить залогодержателя в известность о сдаче предмета залога в аренду. Страхование предмета залога применяется довольно редко, что приво­дит к снижению ответственности залогодателя и нередко нарушает права залогодержателя. Залогодержатель вправе требовать от залогодателя со­блюдения требования страхования заложенного имущества.

Залог предприятия, строения, здания, сооружения и других объек­тов, непосредственно связанных с землей, является ипотекой. Предме­том залога в этом случае является объект вместе с соответствующим зе­мельным участком или правом пользования им. Особенность ипотеки в том, что она распространяется на все имущество предприятия. Договор ипотеки заключается, как правило, в том случае, когда залогодержатель считает необходимым оказывать влияние на финансовое положение за­логодателя. Это происходит при его неплатежеспособности. Тогда залого­держатель принимает меры по оздоровлению денежного оборота, назна­чает своих представителей в руководящие органы предприятия, ограни­чивает права распоряжения имуществом. Если меры финансового воздействия не дают результатов, то залогодержатель может обратить взыскание на предприятие, находящееся в ипотеке. В этом случае пред­приятие продается с аукциона как единый имущественный комплекс, а вырученные средства направляются на погашение ссуды и других обяза­тельств.

Использование договоров залога является необходимым инструмен­том управления финансовым обеспечением предпринимательской дея­тельности в рыночной экономике, позволяющим финансовому менед­жеру поддерживать конкурентоспособность предприятия и стимулирую­щим высокую эффективность и производительность труда.

Принятие от граждан в залог движимого имущества, предназначен­ного для личного потребления, в обеспечение краткосрочных кредитов может осуществляться в качестве предпринимательской деятельности специализированными организациями — ломбардами, имеющими спе­

циальную лицензию. Договор о залоге в ломбарде оформляется

выдачей ломбардом залогового билета. Закладываемые вещи передаются ломбарду. Ломбард в обязательном порядке страхует в пользу залогодате­ля за свой счет принятые в залог вещи в полной сумме их оценки, уста­навливаемой в соответствии с ценами на вещи такого рода и качества, обычно устанавливаемыми в торговле на момент их принятия в залог. Ломбард не вправе пользоваться и распоряжаться заложенными вещами. Он несет ответственность за утрату и повреждение заложенных вещей, если не докажет, что утрата или повреждение произошли вследствие не­преодолимой силы.

В случае невозвращения в установленный срок суммы кредита, обес­печенного залогом вещей в ломбарде, ломбард вправе на основании ис­полнительной надписи нотариуса по истечении льготного месячного срока продать это имущество. После этого требования ломбарда к должнику погашаются, даже если сумма, вырученная при реализации заложенного имущества, недостаточна для их полного удовлетворения.

Обеспечением ссуды может служить гарантийное обязательство или поручительство. В силу договора поручитель обязывается перед кредито­ром другого лица отвечать за исполнение последним его обязательства полностью или в определенной части.

При неисполнении или исполнении должником обес­печенного поручительством обязательства поручитель и должник отве­чают перед кредитором солидарно, однако законом или договором мо­жет предусматриваться субсидиарная ответственность Пору­читель отвечает перед кредитором в том же объеме, как и должник, включая уплату процентов, возмещение судебных издержек по взыска­нию долга и других убытков кредитора, вызванных неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства должником.

К поручителю, исполнившему переходят права кре­дитора по этому обязательству и права, принадлежавшие кредитору как залогодержателю, в том в котором поручитель удовлетво­рил требование кредитора. Поручитель также вправе требовать от дол­жника уплаты процентов на сумму, выплаченную кредитору, и возме­щения других убытков, понесенных в связи с ответственностью за должника.

Банковская гарантия — это письменное обязательство кредитной или страховой организации, выданное по просьбе другого лица — принципа­ла, уплатить кредитору принципала

бенефициару в соответствии с ус­ловиями даваемого гарантом обязательства денежную сумму по пред­ставлении бенефициаром письменного требования об ее уплате.

Банковская гарантия обеспечивает исполнение принципалом его обя­зательства перед бенефициаром — основного обязательства. За выдачу банковской гарантии принципал уплачивает гаранту вознаграждение.

Предусмотренное банковской гарантией обязательство гаранта перед бенефициаром не зависит в отношениях между ними от основного обя­зательства, в обеспечение исполнения которого она выдана, даже если в гарантии содержится ссылка на это обязательство. Банковская гарантия может быть отозвана гарантом только в случае, если в ней такое право предусмотрено. В гарантии может быть предусмотрена передача принад­лежащего бенефициару по банковской гарантии права требования к ранту другому лицу.

Банковская гарантия вступает в силу со дня ее выдачи либо в соот­ветствии с указанным в гарантии сроком.

Требование бенефициара об уплате денежной суммы по банковской гарантии представляется гаранту в письменной форме с приложением указанных в гарантии документов. В требовании или в приложении к нему бенефициар указывает, в чем состоит нарушение принципалом ос­новного обязательства, в обеспечение которого выдана гарантия.

Требование бенефициара представляется гаранту после окончания определенного в гарантии срока, на который она выдана.

Гарант отказывает бенефициару в удовлетворении его требования, если это требование или приложенные к нему документы не соответ­ствуют условиям гарантии либо представлены гаранту по окончании оп­ределенного в гарантии срока. При этом гарант немедленно уведомляет бенефициара об отказе удовлетворить его требование.

Предусмотренное банковской гарантией обязательство гаранта перед бенефициаром ограничивается уплатой суммы, на которую выдана га­рантия. Ответственность гаранта перед бенефициаром за невыполнение или ненадлежащее выполнение гарантом обязательства по гарантии не ограничивается суммой, на которую выдана гарантия. Однако в гарантии может быть предусмотрено такое ограничение.

Управление процессом кредитования предприятия требует от финан­сового менеджера определенных знаний в области банковского дела, а также установления контактов с банками в целях создания наиболее бла­гоприятных условий кредитования.

 

2. УПРАВЛЕНИЕ ВЕКСЕЛЬНЫМ ОБОРОТОМ

 

В процессе осуществления финансово-хозяйственной деятельности предприятия могут осуществлять взаимное кредитование. Это происхо­дит в связи с разницей во времени между отгрузкой продукции, това­ров, выполнением работ, услуг и их фактической оплатой. Поэтому в денежном обороте предприятий наряду со ссудами банка присутствуют средства и других кредиторов, включая предприятия-поставщики, фи­зических лиц, постоянных деловых партнеров по производственным и коммерческим сделкам. Для оформления долга используется вексель, яв­ляющийся платежным документом, ценной бумагой, свидетельствую­щей о предоставлении коммерческого кредита, обслуживающего движе­ние товаров.

Начало развитию вексельного оборота в международных расчетах по­ложила Женевская конвенция 1930 г., установившая «Единообразный закон о переводном и простом векселе».

Переводный вексель, или тратта — это ценная бумага, содержащая простое и ничем не обусловленное предложение векселедателя по отно­шению к плательщику об уплате в установленный срок указанной в век­селе суммы денег третьему лицу или по его приказу любому другому лицу. Так как вексель является ценной бумагой, к нему предъявляются жесткие требования относительно формы и содержания.

Переводный вексель может быть выдан по приказу самого векселеда­теля и на самого векселедателя, а также за счет третьего лица. Оплата переводного векселя возможна: в месте жительства третьего лица; в мес­те жительства плательщика; в любом другом месте.

Важной особенностью переводного векселя является возможность начисления процентов на вексельную сумму. Однако это допускается толь­ко в случае, если вексель подлежит оплате сроком по предъявлении или во столько-то времени от предъявления. Процентная ставка указывается в векселе. Проценты начисляются со дня составления переводного вексе­ля, если в нем не указана другая дата.

Каждый, кто подписал переводный вексель в качестве представителя лица, от имени которого он не был уполномочен действовать, сам обя­зан по векселю и, если он уплатил, имеет те же права, которые имел бы тот, кто был указан в качестве представляемого. В таком же положении находится представитель, который превысил свои полномочия.

Векселедатель отвечает за акцепт и за платеж по векселю. Если ак­цепт не обязателен, то платеж должен быть совершен при всех условиях.

Переводный вексель может быть передан третьему лицу посредством индоссамента. Лицо, передающее вексель по индоссаменту, называется индоссантом. Лицо, получающее вексель по индоссаменту, индосса­том или индоссатором. Действие передачи векселя называется индоссиро­ванием или векселя. Если векселедатель указал в векселе сло­ва «не приказу» или другое аналогичное выражение, то документ может быть передан только с соблюдением формы и с последствиями обыкно­венной цессии. Цессия представляет собой уступку требования в обяза­тельстве друтому лицу, передачу кому-либо своих прав на что-либо. Переуступающий свое право называется приобретающий это право цессионарием.

Индоссамент может быть совершен в пользу плательщика, независи­мо от акцептовал он вексель или нет в пользу а также другого обязанного по векселю лица. Эти лица могут в свою оче­редь индоссировать вексель. Индоссамент является простым и ничем не обусловленным, а частичный индоссамент недействителен.

Индоссамент пишется на переводном векселе или на присоединен­ном к нему листе аллонже. Он подписывается индоссантом. Индосса­мент может не содержать указания лица, в пользу которого он сделан, может состоять из одной подписи индоссанта. Такой индоссамент явля­ется бланковым. Чтобы бланковый индоссамент имел силу, он должен быть написан на обороте переводного векселя или на аллонже. Индосса­мент переносит все права, вытекающие из переводного векселя.

Индоссант отвечает за акцепт и за платеж. При этом он может нало­жить запрет на новый индоссамент, в таком случае он не несет ответ­ственности перед теми лицами, в пользу которых вексель был после это­го индоссирован.

Переводный вексель до наступления срока платежа может быть предъявлен векселедержателем или у которого вексель находит­ся, для акцепта плательщику в месте его жительства. Каждый индоссант может определить, что вексель должен быть предъявлен к акцепту, с назначением срока или без его назначения, если вексель не объявлен векселедателем не подлежащим акцепту.

Переводные векселя, подлежащие оплате в определенный срок по предъявлении, предъявляются к акцепту в течение одного года со дня их выдачи. Векселедатель может сократить этот срок или установить более продолжительный срок. Эти сроки могут быть сокращены индоссантами.

Плательщик может потребовать, чтобы вексель был вторично ему предъявлен на следующий день после первого предъявления, а заинте­ресованные лица могут ссылаться на то, что это требование не было выполнено только в том случае, если об этом требовании было упомяну­то в протесте.

Протест векселя собой действия уполномоченного го­сударственного органа — нотариуса, судебного исполнителя, официаль­но подтверждающего факты, с которыми законодательство связывает на­ступление определенных правовых последствий. Протест оформляется актом. Актом протеста могут быть удостоверены:

• отказ плательщика от акцепта или оплаты векселя — протест в неакцепте или неплатеже;

отказ акцептанта проставить дату акцепта — протест в недати­ровании акцепта;

отказ депозитария векселя от его выдачи собственнику — про­тест о невручении.

 

Наиболее распространены факты протеста в неакцепте и неплатеже векселей. Векселедержатель не обязан передавать плательщику вексель, предъявленный к акцепту.

Акцепт отмечается на переводном векселе. Он выражается словом «ак­цептован» или другим аналогичным по смыслу словом и подписывается плательщиком. При этом простая подпись плательщика, сделанная на лицевой стороне векселя, имеет силу акцепта.

Посредством акцепта плательщик принимает на себя обязательство оплатить переводный вексель в срок. В случае неплатежа векселедержа­тель, даже если он является векселедателем, имеет против акцептанта прямой иск, основанный на переводном векселе, в отношении всего того, к чему может быть предъявлено требование.

Особую роль в вексельном обороте имеет аваль — вексельное поручи­тельство. С помощью аваля платеж по переводному векселю может быть обеспечен полностью или в части вексельной суммы. Это обеспечение дается третьим лицом или одним из лиц, подписавших вексель. Авалист отвечает так же, как и тот, за кого он дал аваль. Его обязательство дей­ствительно даже в том случае, если то обязательство, которое он гаран­тировал, окажется недействительным по любым причинам, кроме несо­ответствия формы векселя установленным параметрам.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 1318; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.079 сек.