КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Немного о мистике или экстатический характер искусства
Вместо предисловия. Жанр как машина эмоций (начальные главы большой книги) I Что такое жизнь и что такое человек? Наверное, России - одно из немногих мест на географической карте мира, где еще 'задаются подобным вопросом. Но мне трудно себе представить молодого человека в любой стране, собирающегося посвятить себя служению нашей капризной киномузе и начисто лишенного философской рефлексии. I Из глубины памяти всплывают тысячи ответов. И среди них - учение Георгия Гурджиева[1], который был не только авантюристом международного масштаба, но и крупным философом-мистиком, основавшим в 20-х годах прошлого века под Парижем свою школу. Школу в учебном значении этого слова: в ней находились дети «среднего класса», которых Гурджиев не столько образовывал, сколько подвергал различным психологическим экспериментам, часто очень жестоким. Но если учесть, что из этого •-. заведения вышли такие известные люди, как Джон Лили и Ив Кусто [2], то следует признать, что труды мистика оказались не напрасными. Ч Георгий Гурджиев отвечал на вопрос, что такое человек, , ьма радикально: по его мнению, венец творения не имеет ни ^Дивидуальности, ни души. У него нет единого внутреннего «я», - Весь разбит на некие мелкие «я»-осколки, каждый из которых себя целым и считает самым главным. Человек, по Гурджие-ей в ЛЯется примитивной машиной, погруженной в связи со сво-Довл 1Щеи Раздробленностью в гипнотический сон. Над ним Яабоп ТЙК назьшаемая «реальность», представляющая из себя Гипно Привь1чек и поведенческих структур, призванных укрепить 4Ё Соц-Иальной жизни и не позволяющих думать о выходе, о прорыве к «истинному» самостоятельному бытию. «Человек Что такое луна, я объяснять не буду, так как формат нынешней после этого тренинга переживают нешуточный стресс. М**0 д преподаватели ВГИКа прибегали к таким методам уче-б? они бы многого достигли... I Все религии дохристианского периода основаны на идее про-ыва или экстаза, на идее взятия неба штурмом, когда человек, говавшись из оков повседневности, станет подобным Богу. Практика экстаза у древних народов - это практика шаманизма. Например, термин «йога» чаще всего выводят из корня «иудж», 21 то значит «прилагать усилие, упражняться». Йога становится известной уже в третьем тысячелетии до Рождества Христова, и в Индостане по сей день благодаря подобной практике целые племена якобы обладают парапсихологическими способностями. I В античной Элладе культ бога Диониса[6] являлся механизмом ^достижения особых экстатических состояний. По замечанию 'Александра Меня[7], вся философия Пифагора[8] подготовлена именно этим экстатическим культом. Позднее платоники[9], |мобы лицезреть горний мир, требовали очищения «внутреннего ока», преобразования его в истинное духовное зрение. | В Древней Иудее пророк Исайя[10], застигнутый величествен-. ным видением в храме, считал, что он обречен на смерть как человек с нечистым сердцем и устами. Он увидел Господа, сидящего ^ на престоле, высоком и превознесенном, вокруг которого летали | ангелы. Исайя воскликнул: «Горе мне! Погиб я!.. Ибо я - человек |с нечистыми устами, и глаза мои видели Царя-Господа!..» Тогда "ерафим коснулся горящим углем, взятым с жертвенника, уст I Исайи и сказал: «Беззаконие твое удалено от тебя, и грех очи-| щен». и спросил Господь: «Кого мне послать? Кто пойдет для Нас?» Исайя воскликнул: «Вот я! Пошли меня!..»[11]! Понадобился раскаленный угль, чтобы ввести Исайю в долженствование пророка. И известное пушкинское: «...И он мне грудь рассек мечом, и сердце трепетное вынул, и угль, пылающий огнем, во грудь отверстую водвинул... <...> И внял я неба содроганье, и горних ангелов полет, и гад морских подводный ход, и дальней лозы прозябанъе...»[12] - это все о том же. Это переложенное на Русские стихи ветхозаветное предание о введении пророка в его Долженствование, в инобытие, совершенно несхожее с повседнев- Интересно, что преображение Савла в апостола Павла[13] так- ^ е связано с изменением физических функций - в данном случае, рэния. Увидев бестелесного Христа в пустыне на пути в Дамаск, * видетТ*™ °Т УЖаСа С лонмди и на т?и Дня потерял способность 1И только прозрев, превратился из гонителя христиан
- I в провозвестника христианства, заложив основание новой все Но если так, то все драматическое искусство, берущее начало И здесь нам уже открываются различия между религиозным v художественным деланием человека-участника, человека-творца^ Повторяю, цели у религии и искусства одни: вырваться из оков повседневности и приблизиться к Богу за счет определенного механизма (разного в культурах Запада и Востока). Механизм этот призван прежде всего ввести человека в экстатическое состояние Однако между искусством и религиозным культом существует раз-, личие: если в культе духовный пастырь требует соблюдения опре^ деленной процедуры, идентичной собственной (поста, молитвь! и причастия в христианстве, духовных и физических упражне-| ний в йоге), то создатель произведения искусства (драматург, ре-| жиссер и т.д.) в большинстве случаев не требует того же от своих «прихожан», то есть от зрителей, пришедших на фильм или спек-5 , такль. Можно сказать, что искусство - это чудовищно сниженный, | религиозный культ, открывающий путь (за счет своей массовости И доступности) к безрелигиозности, к отрицанию собственных корней, к обслуживанию первичных инстинктов «массовой ду-ши " сформированной кинозалом. (Об этом я писал подробно в первой части «Кинематографа и теории восприятия» [19].) Однако если корень все-таки один, то мы должны найти сердцевину, которая сближает искусство и религию, то есть обнару-ить механизм, придающий искусству, в частности, экстатический характер. | это, конечно же, эмоция и та технология, за счет которой эмо-1 м достигается, вернее, высекается из сердец потребителей. Аристотель в своей «Поэтике» рассматривал катарсис как очищающее /попу потрясение-сопереживание. Чем это не пылающий угль, который выхватил из жертвенника крылатый серафим?.. За счет эмоции или переживания, которой управляет автор, зритель, чи-татель, слушатель произведения выходит за рамки самого себя, как бы отрывается от земли. Если прибегать к гурджиевской терминологии, то здесь множественное «я» человека преодолевает-ся, миллионы осколков внутри души склеиваются в единое целое, и «гипнотический сон» отступает. Кто-то назвал Голливуд «Фабрикой грез», и вслед за этим подобной «Фабрикой» стали называть весь кинематограф. Это определение требует некоторого уточнения. Если под «Фабрики» подразумевать механизм, то здесь все в порядке. Но я не совсем согласен с тем, что эмоция, присущая, в частности, жанровому кино, всегда погружает человека в «грезу». С религиозной I философской точки зрения, она, наоборот, может вытаскивать его в область, далекую от регламентированной повседневности, от размеренного механистического существования... Сила эмоции ^'Ределяет в основном ценность художественного произведения, ег°, если хотите, религиозный характер. Трагедия (и производные от не^ - наиболее эмоциональный жанр или вид драматическо-Го дайствия, следовательно, наиболее религиозный, связанный с судьбой, проведением и кармой - то есть с Судом Высшей силы Д героями, которую мы определяем как «механизм воздаяния», ^о есть у эмоции и обратная сторона. Для ее «потребления» не ^на, как мы уже говорили, специальная подготовка. А так как ^'щ Д°бное экстатическое состояние человек вступает без «очи-Г но ад°г° ОКа>>. т° в иных случаях (например, в коммерческом ки- '* 'пре аССа *^ «гурджиевский сон» человека-машины может не в у^ Ваться, а лишь приобретать иные формы. Таким образом, ~1? олч ери<д;ении обскурантов[20], что искусство - от дьявола, есть г& щ истины. Но не будем о грустном. Где нам искать механизм эмоции? • Глава первая: 1 Фильм страха. Постановка проблемы. '• Если окинуть взглядом жанры кинематографа, то можно сказать с известной осторожностью, что у некоторых жанров только одна эмоция является доминантной. У других мы видим некое пере-! плетение и клубок эмоциональных линий. Например, в жанре 44 комедии - явное доминирование комического и смешного. Как: сказали бы древние, от смеха иронического до сардонического и, животного. С драмой сложнее: здесь налицо соединение эмоций! сострадания, жалости и страха за судьбу героя. В мелодраме до:1 минанта - чувство умиления (чем оно вызвано, мы скажем особо),1 но оно также предполагает наличие сострадания и страха. Одним! из отличий трагедии (драмы) от мелодрамы и комедии является, по-видимому, обратимость событий. В трагедии события имеют необратимый характер в том смысле, что герой, как правило, погибает. Преступление Эдипа ничем не изменить и не задобрить, сама природа и стоящие за ней языческие боги наказывают Фивы/ в которых правит Эдип, чумой, а герой трагедии, узнав истинную причину бедствий, выкалывает себе глаза, что является пластиче-^ ским воплощением его духовной слепоты. То же самое происходит с преступлениями Гамлета, вне зависимости от того, что им правит «благородный» мотив мести.• Как только пала первая жертва на его пути - Полоний, - мы уже знаем, что наказание за это придет неотвратимо: сам Гамлет, как и другие персонажи, преступившие религиозно-этическую норму (Клавдий, Гертруда), будут уничтожены механизмом воздаяния - таинственным надприродным законом, за которым угадывается Судящий Бог, немилосердный и беспощадный к грехам людей. В комедии же наоборот: полная обратимость причинно- лственных связей. Более того, комедия как бы исходит из до-тцения того, что смерти не существует вообще. (На этом мы становимся особо в специальной главе.) Здесь же следует заметить, что в трагедии, драме и мелодраме сегда присутствует аристотелевский катарсис (во всяком случае, теоретически). Комедия же такой точки сострадания в фи-гальной части композиции не имеет. Если мы посмотрим на другие жанры, генетически связанные с трагедией и драмой, а именно на триллер и фильм ужасов, то до-,1инантами обоих жанров следует признать страх, переплетающийся с состраданием к судьбе героя. Та же комедия эмоции траха (за исключением сострадания) не знает вообще. (О чувстве скуки, возникающем при просмотре большинства фильмов, мы говорить не будем.) Но прежде чем перейти к эмоции под названием «страх», нужно заметить кое-что о нас с вами, то есть сказать несколько слов об отечественном зрителе, о его социально-художественной ориен-тации, психологических особенностях. Лет десять назад ВЦИОМ провел любопытный опрос на тему «Ваш любимый цвет», результаты которого были опубликованы 45 в газетах, в частности, в «Аргументах и фактах». По-видимому, если бы подобный опрос был проведен на Западе, то результаты ^го были бы более «замутнены», например, фактором моды, который в респектабельных и благополучных странах гораздо более существенен, чем у нас. В России же в середине 90-х о моде, кажется, не думал почти никто, так как население страны было занято в основном физическим выживанием. В-от результаты этого опроса. Около трети респондентов отдали предпочтение следующим цветам: мужчины - черный, серый и белый; женщины - черный, серый и красный... Результат ошарашивающий. Для любого психолога совершенно ясно, что значит предпочтение черного всему остальному. Черный-цвет максимальной интровертности, закрытости, сосредоточенности на собственном эго. С другой стороны - некро-филические предпочтения перед биофилическими. (Мне вспоминаются питерские некрореалисты[21] с Юфитом[22] во главе, сплошь одетые в черное.) Доминантные состояния тех, кто предпочитает черный цвет, - меланхолия, подавленность, разочарование, скепсис и страх. Поскольку чернота - это признак максимальной интровертности, То одна из ее составляющих, так сказать, оборотная сторона - ил- ' Л1°зия собственной значимости, избранничества, мессианства, •А предпочтение себя остальному миру, то есть эгоизм. Кроме того; черный - это цвет уединения, безбрачия и духовного делания Недалеко ушел от черного и серый цвет. Это, так сказать, при? глушенный вариант черного: цвет уравнительных тенденций личЗ ности по отношению к внешнему миру, цвет не мании, но депрес-1 сии, равнодушия к окружающему. Серый - отсутствие надежды на счастье, а также желание спрятаться от проблем и личной ответственности, желание исчезнуть, быть человеком-невидимкой. Сложнее с белым цветом. Поскольку в нем в нерасчлененном виде содержится весь цветовой спектр, вся цветовая гамма, белый цвет символизирует мир в целом, бесконечные его возможности и потенции. (Хорошо литератору, в этом смысле, писать на белой бумаге!) Белый - цвет духовной силы и, наряду с желтым и голубым, цвет святости. Однако в сочетании с черным и серым, это, скорее, полярные тенденции внутри личности, деление мира на «черное» и «белое», невнимание к деталям, особенностям. 46 Кстати, если сложить белое и черное, то получится классический костюм чиновника-бюрократа. У женщин картина была бы столь же безрадостной, если бы в их предпочтения не вторгнулся красный цвет. Красный - цвет максимальной зкстравертности, цвет плоти и материи; правда, в ее сниженном понимании, - цвет плотских желаний, похоти. Экстравертным он является в том смысле, что требует от личности выхода вовне, концентрации на чем-то ином, кроме своей персоны. Это жизнелюбие в сниженном варианте сексуально-, плотского существования. Не случайно в Апокалипсисе один из всадников -Красный; отсюда, наверное, под этим цветом подразумевается еще и кровь революций, и переустройство общества на сугубо материальных основаниях. Следует также заметить, что нимб или аура над головами святых - золотая, над головами грешников - красная. Слияние черного и красного означает тра- \ ур. Не забудем также, что в женских предпочтениях отсутствует белый - цвет максимальной широты и многочисленных возмояс- >; ностей, которыми может пользоваться человек. Подытоживая, мы можем сказать, что предпочтение цветов уопрошеиныхдостаточнотревожное. Спрямляя и огрубляя, можно сделать вывод, что мужское население в нашей стране (во всяком -I случае, в 90-е годы) было склонно к маниакально-депрессивному психозу. Если сказать мягче, то к меланхолии и сплину. У женщин # благодаря вторжению красного, скорее, истероидность и ши Но шутки в сторону! Поскольку в каждой шутке есть доля шутки, то сделаем серьезный вид и будем иметь дело с теми данными, которые имеем. Какие жанры предпочтительнее для социально-психологических групп, чей любимый цвет - черный? Для депрессантов - жанры тонизирующие, то есть выводящие их из духовного уединения, из сосредоточенности на самих себе. Потребность определенной эмоции в искусстве возникает, по-видимому, на компенсационной снове. Неудивительно, что триллеры и фильмы ужасов предпочитают, в основном, мужчины (интроверты с «черной» тоской). Понятно также стремление женщин (беспокойные зкстравер- •л, - вспомните красный цвет!) к мелодрамам, которые служат им успокоительным лекарством вроде валокордина и валерьянки. Здесь следует отметить, что такой малопочтенный жанр, как .орнография, по многочисленным мировым исследованиям, яв- 47 ляется исключительно мужским (тонизирующим «черных» ин- тровертов). Конечно, эти выводы достаточно условны. Например, в мелодрамах, которые предпочитает в основном женская аудитория, много тонизирующих» приключений, которые должны скорее возбуждать, чем успокаивать... Как нам выйти из этого противоречия? Здесь мы касаемся глобальной проблемы терапевтического дей- гаия искусства на зрителя, сидящего в кинозале. Наш страх, вытесненный из себя и привнесенный на героя киноэкрана, имеет умиротворительную тенденцию, - ведь все эти ужасы случились с кем-то, но не с нами! Этот страх не только возбуждает, но и успокаивает. Умиление в мелодраме не только успокаивает женскую ауди- орию, но и тонизирует: ведь есть в жизни правда и справедливость, ^едовательно, жить стоит. Наверное, это и есть облагораживающее Д5^У страдание, описанное Аристотелем в его «Поэтике». Эмоции киножанров мы можем разбить на активные и пассив-НЬ1е- Если умиление относится скорее к пассивной группе, то чув- 180 под названием «страх» - активно и агрессивно. По-видимому, зт° наиболее универсальная и глубокая эмоция в психическом **ре человека. Универсальна она и в драматическом искусстве, • о охватывает многие жанры: без нее немыслим, в частности, не ские фильмы», например, произведения Дэвида Линча («Малхсц Но прежде чем проследить эмоцию страха в кинодраматурги! и выяснить, чем она достигается и как ею можно распорядитьо| нам следует ответить на один сакраментальный вопрос чего ч«| ловек боится7 Можно ответить «Всего», имея в виду некоторы наших соотечественников Как говорил Остап Бендер «Я доше до такого состояния, что меня можно испугать обыкновенньн финским ножом» У Антона Павловича Чехова есть рассказ, где герои делятся дру с другом собственными страхами, рассказывая истории, произд шедшие в реальной жизни и поразившие их Казалось бы, реч должна идти о колдунах, ведьмах, чертях и прочей нежити. Но нет главным страхом, по мнению героя рассказа, является еле дующий случай Как-то ранним утром, в сумерках, герой проез жал в открытом экипаже мимо обезлюдевшей старой церкви, ра< положенной в одном из сел в средней полосе России И вдруг ездо: заметил, что в вышине на колокольне светится что-то, похожее н зажженную свечку, только пламя почему-то не гаснет под поры вами свежего ветра Поскольку герой не смог объяснить себе, кг< и зачем зажег свечку в заброшенной церкви, его пробрал настоя щий ужас с мурашками по спине и окоченением членов «Этот огонек мог, скорее всего, быть отражением внешнег(света, но как я не напрягал свое зрение, в громадном проапран стве, которое лежало передомною, я не увидел, кроме этого огня, ни одной светлой точки < > — Паша! - окликнул я, закрывая в ужасе глаза — Ну? — Паша, что это светится на колокольне7 Пашка поглядел через мое плечо на колокольню и зевнул — А кто ж его знает' Этот короткий разговор с мальчиком несколько успокоил ме ня, но не надолго Пашка, заметив мое беспокойство, устремш свои большие глаза на огонек, поглядел еще раз на меня, потол опять на огонек — Мне страшно! - прошептал он Тут уж, не помня себя от страха, я обхватил мальчика одно! рукой, прижался к нему и сильно ударил по лошади — Глупо' - говорил я самому себе - Это явление страшно только потому, что непонятно Все непонятное таинственно и потому страшно» (А П Чехов «Страхи») Все непонятное таинственно и потому страшно» - классиче-с кая формулировка Запомним ее и пойдем дальше В очерке А М Горького о Льве Толстом также затронута интересующая нас тема Лев Николаевич настоятельно просил «буревестника революции» рассказать ему какой-нибудь страшный он Горький говорил что-то о двигающейся по дому мебели, 0 стуле, который скачет, как лошадь, на что Лев Николаевич один горьковский сон вдруг испугал по весеннему снегу идут сами себе сапоги без ног Идут неторопко и уверенно, оставляя за обой глубокие следы Лев Николаевич, услышав такое, открыл широко глаза и согласился «А вот это действительно страшно! сапоги, говорите7 И идут сами собой7 ХмЬ> И потом, недели пустя после этого рассказа, говорил Горькому «А сапоги ваши я запомнил Действительно страшно, да1» А теперь пример противоположный из собственного скромно- 1 о опыта Как то в ярославской области под Рыбинском, в лесном краю, де над холодной Волгой стоят обезлюдевшие деревни, мне показали «лесного черта» Показал мне его местный мужик, охотник, выпивоха и умница, который знал близлежащие боры как свои пять пальцев Я пошел с ним в лес, изначально готовый к чему-то необыкновенному Сначала ничего таинственного не происходило Мы прошли шушку, углубились в заросли и, проскочив мелколесье из орешника и осин, по едва видимой тропке достигли наконец векового 1еса Правда «вековой» - это, конечно же, преувеличение Здесь оыло много послевоенных посадок, 46-47-го годов, поскольку в этих краях в войну старый лес основательно подрубили, справ-1яя его прямо по Волге до Ярославля, и уже оттуда отправляли на Деревообрабатывающие фабрики, включая подмосковные Сосны, елки и мощные березы, подножья которых укрывал <-еровато-зеленый мох, обступили нас Грибов здесь почти не было, так как северное солнце не могло пробить кров из переплетенных в вышине веток, и бор напоминал чем-то влажноватый погреб И вдруг за спиной я услышал чьи-то мягкие крадущиеся Щаги Оглянулся - никого Встретился с глазами своего проводника «Что это7» «Лесной черт», - был мне ответ Я понял, что цель путешествия достигнута И потом, возвращаясь обратно в дерев-Н1°, мне все время чудилось, что кто-то идет осторожно по пятам, к°пируя движения и подражая человеческому шагу Когда вышли на выкошенное поле, за которым виднелись черные избы, э ощущение пропало Было ли мне страшно7 Нет Не оттого, чтобы я слишком сме Во-первых, я был в лесу не один, а во-вторых (и это главное), мед заранее предупредили о том, что случится нечто необыкновеннс И это предупреждение во многом уничтожило предполагаем^ панику Осталось только любопытство, и оно было вполне возн граждено На этих примерах мы можем вывести некоторую форму* страха, которая, быть может, не имеет универсального значени но которая приложима ко многим произведениям искусства, щ тающимся работать с этой эмоцией страшным кажется то, что нарушает естественный характер вещей, является инород ным как в окружающем мире, так и в нашем сознании Забегая вперед, зададимся вопросом являются ли страшным] многочисленные ожившие мертвецы и вурдалаки из фильмов ужа сов7 Тысячу раз нет, поскольку они вполне предсказуемы, норма тивны и ожидаемы Выведенная нами формула достаточно очевидна, но в очевид ности этой скрывается подвох а что именно мы считаем ино родным и неочевидным и что именно разламывает нашу душу заставляя ее трепетать7 Те же горьковские сапоги, идущие сами собой, - это на сегод няшний день мультипликация, развлекающая в лучшем случае но нисколько не пугающая Дело в том, что эмоция страха имеет еще и социальный аспект, То есть страх в той или иной степени является общественным институтом, без которого немыслима ни одна из известных нам общественно-исторических формаций Даже при «диктатуре закона» в демократических странах страх на социальном уровне может существовать хотя бы перед правосудием (не говоря уже о страхах перед потерей работы, болезнью и т д) Страх относится в основном к функции подавления, репрессии, которые осуществляются любым государством Узаконенное насилие на государственном уровне становится вполне естественным, даже отчасти скучным, что выражено, например, в сюжетах Франца Кафки [23] Конечно, общество направляет инструмент насилия на те явления, которые кажутся ему, обществу, «выходящими из нормы» (то есть, по нашей терминологии, «страшными») Однако это «выходящее» и «ненормальное» с точки зрения различных обществ может быть совершенно разным Например, по теории русского культуролога Бориса Парамоно-1[24], проживающего последние десятилетия в Нью-Йорке, все I \ чьтуры делятся на репрессивные и эгоритарно-демократические,Л последним относится западный мир, современная Россия (отча-с ги) и древняя Эллада Репрессивные - всякого рода Восточные спотии Однако Парамонов не рассматривает эти социальные системы с точки зрения гражданских свобод, а делит их на те, которые не угнетает сексуальную сферу человека (эгоритарно-^мократические), и на те, которые на сексуальные проявления накладывают определенные запреты Феодально-монархическая члльтура прежней России, как и большевистская эпоха, по его теории, репрессивны потому, что угнетали чувственно-сексуальную стихию людей, не давая ей «свободно проявляться» До Парамонова, правда, об этом же говорил и Зигмунд Фрейд 11с_тинными революционерами, таким образом, являются не Ленин, Троцкий и Сталин, а Чернышевский с его «Что делать7» 1 декаденты с Розановым[25], которые эксплуатировали проблему пола, уводя ее в социальные и философские категории (Ленин, как мы помним, высмеивал теорию «стакана воды», по которой интимные отношения между полами также легки, как стакан воды выпить Сталин, кажется, вообще не касался этой проблемы, но предложил почему-то в кругу старых большевиков выдать за Ленина революционерку Землячку[26] вместо Крупской) Не знаю, насколько теория Фрейда-Парамонова остроумна, но я привожу ее в качестве иллюстрации следующей мысли в условиях репрессивной культуры даже такие естественные вещи, как пол и сексуальные отношения, приобретают сверхъестественное адачение Этой фобией, в частности, страдала святая инквизиция, которая в понятие «ведьмы» вкладывала во многом половую распущенность (См «Молот ведьм» [27] - красноречивый документ средневековья, изданный в России в эпоху перестройки) Страшное, таким образом, зависит от социально-культурного контекста той или другой эпохи что выламывается из нормативных рамок, закрепленных государством, то и поражает сознание Страх - вне обыденности И здесь мне вспоминается пассаж из «Розы мира» Даниила Леонидовича Андреева Описывая в своей книге один из инфернальных слоев, распложенных в толщах земли, Андреев замечает, что самый большой страх для его обитателей, игв (мухообразных существ демонической природы), - когда в этот слой спускается с небес Иисус Христос Игвы трепещут от, Ужаса и разбегаются в панике по своим капищам Таким образом, символ духовной любви и человеческого братства превращается у игв в символ страха и разрушения Что естественно для их д ионического, перевернутого во всех смыслах мира И теперь - последняя цитата, перечеркивающая все ранее ос занное «Мне страшна, главным образом, обыденщина, от которой т кто из нас не может спрятаться» (А П Чехов «Страх») Здесь Антон Павлович спорит с предыдущим собственным пасса жем из другого рассказа, приведенного нами выше Какому имеш но высказыванию классика довериться - это дело вкуса и опыта. Я лично больше доверяю первому «страшно только то, что ш понятно» И, таким образом, мы переходим к следующей главе Глава вторая.
Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 491; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |