Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Клод Адриан Гельвеций




Чтобы любить людей, надо от них мало ожидать; чтобы видеть их недостатки без горечи, надо привыкнуть их прощать и понимать…

Достоинства и пороки людей не являются унаследованными качествами. Они целиком продукты среды.

Клод Адриан Гельвеций (1715–1771) родился в семье придворного врача в Париже. С раннего возраста Гельвеций видел голодные и бунтующие массы, их казни. Схоластическое воспитание в иезуитском колледже

вызывало отвращение. Работая с 1738 г. в должности генерального откупщика, Гельвеций пытался устранить из процедуры сбора налогов несправедливость и беззаконие. В 1751 г. он отказался от этой должности.

Воззрения французского философа сформировались под влиянием учений Монтеня, Ларошфуко, Локка, Ламетри, Юма и др. В 1758 г. философ опубликовал книгу «Об уме», которую Парижский парламент приговорил к сожжению. Благодаря связям и отречению от книги Гельвецию удалось избежать суда и ареста. В 1770 г. Гельвеций написал книгу «О человеке», но она была опубликована в Голландии лишь после смерти философа. Социальное учение Гельвеция отражает многие ценности позитивного либерализма.

Онтология. Гельвеций был материалистом. Он утверждал первичность, вечность, несотворенность материи, под которой понимал совокупность конкретно-чувственных тел.

Гносеология. О равенстве познавательных способностей

Гельвеций – сенсуалист. Он утверждает: «Судить есть в сущности лишь ощущать» [5, 178]. Отсюда философ выводит тезис о равенстве познавательных способностей: познавательные способности вполне позволяют обеспечить каждому достижение истины. Гельвеций распространил идею об умственном равенстве людей на все народы и расы: «… нет народов, особенно одаренных добродетелью, умом и мужеством. Природа в этом отношении делила поровну свои дары» [5, 476]. Талант есть общее достояние («можно стать по своему выбору поэтом, оратором, художником или геометром»), но он редко проявляется потому, что условия, благоприятные для его развития, очень редки. Реальные интеллектуальные различия людей, согласно Гельвецию, зависят от окружающей социальной среды, от материальных условий существования людей, от их интересов и страстей, от недостатка знаний, от случайностей и т.д. Галилей открывает закон давления, потому что случайно его спросил рабочий о том, почему вода не поднимается выше, а Ньютон открывает закон всемирного тяготения, потому что случайно прогуливался по саду с яблоками.

Идея о природном равенстве познавательных способностей была выдвинута Гельвецием из политических и педагогических соображений. В политическом отношении данная идея направлена против традиции, приписывающей унаследованное интеллектуальное преимущество господствующим сословиям и народам. В педагогическом отношении тезис о равенстве познавательных способностей данной идеи вселяет оптимизм. Лишь хорошее воспитание может распространить просвещение и добродетели. Впрочем, данный тезис не совсем верен. Не следует уравнивать всех учащихся, не учитывать их индивидуальных особенностей.

Этика. О природе человека. О связи нравов и законов

О природе человека. Человек, по Гельвецию, эгоистичен, себялюбив, избегает неприятного и боли, стремится к удовольствию, счастью и самосохранению, желает себе добра. Эгоистичная, индивидуалистическая природа человека, его личный интерес являются важнейшими факторами социального прогресса на все времена.

Общечеловеческой нравственности не существует. Философ различал два вида нравственности: нравственность индивида и нравственность народов.

Нравственность индивида есть замаскированный эгоизм. Единственными двигателями нравственного мира являются чувственные страдания и удовольствия. Для каждого лица честно то, что ему лично выгодно: «Человек любит в добродетели лишь доставляемые ею богатство и уважение». Согласно Гельвецию, Честность намерений или «постоянное и привычное желание счастья для всех людей» – «платонические химеры». Нравственные качества индивида целиком зависят от среды, в которой он живет, и от законов, принятых в обществе. «Пороки народа всегда скрыты, если смею так выразиться, в основе его законов...»

Нравственность народов – это «собрание способов, которые употребляют власть имущие, и правил, которые они диктуют для того, чтобы укрепить свой авторитет и иметь возможность безнаказанно быть несправедливыми» [5, 209]. Гельвеций описывает множество предрассудков, диких обычаев, узаконенных разными народами, например о законности продажи своих родственников, о преступности родить ребенка до тридцатипятилетнего возраста, о поощрении мести государством и т.п.

Этика общественной пользы. В качестве основания нравственности, справедливости и законотворчества Гельвеций предложил принцип общественной пользы, утверждающий, что единственным реальным средством для связывания и гармонического сочетания частных интересов является взаимная польза. «Если хочешь поступать честно, принимай в расчет и верь только общественному интересу...» Нравственными Гельвеций считает поступки, в которых личный интерес сочетается с общественным, а безнравственными – поступки, в которых индивид действует исходя из личных интересов в ущерб общественным. Если человек будет стремиться всеми средствами только к личному благу, то он неминуемо будет сталкиваться со множеством других людей и придет к страданиям. Поэтому человеку полезно обуздывать чувство себялюбия исочетать свой интерес с интересами других людей, с общественным интересом.

О законах и принципе общественной пользы

Поскольку общечеловеческой нравственности не существует, то изменить нравы людей можно лишь посредством реформы законов и утверждения единственного принципа этики Гельвеция – принципа общественной пользы. «Реформу нравов следует начать с реформы законов» [5, 261]. А законы должны следовать «одному простому принципу, каковым является общественная польза, т. е. польза наибольшего числа людей» [5, 272].

Политическая философия

Гельвеций придерживался идеала «просвещенного монарха», оберегающего интересы всего народа, добровольно отказывающегося от части своей суверенной воли ради охраны жизни, свобод и имущества людей. Если монарх изгоняет свободу, расслабляет дух и мужество подданных, для того чтобы безнаказанно пользоваться неограниченной властью, то он становится деспотом.

«Вместе со свободой он изгоняет из своей державы все добродетели; они не могут, – говорит Аристотель, – обитать в рабских душах» [5, 434].

Поэтому философ утверждает право порабощенных в низвержении деспота.

Гельвеций был сторонником частнособственнического общества, основанного на личном интересе граждан: «Личный интерес есть единственный критерий достоинства вещей и личностей» [5, 214]. Гельвеций продвигал идеи свободного общества и равенства людей: каждому человеку, независимо от рождения и положения, должно быть предоставлено равное право преследовать свою выгоду, и от этого выиграет все общество. При общественной собственности люди не могут с максимальной полнотой удовлетворять свои личные интересы, приумножать свою собственность; а общество при отсутствии конкуренции лишается движущих сил развития и процветания.

Гельвеций искренне верил, что в будущем «разумном государстве» демократические свободы станут достоянием всех граждан, все люди будут равны перед законом и будут выступать не как представители того или иного сословия, а как равноправные граждане единого государства. Вместе с тем философ видел недостатки демократии: «Если бы глупцы имели возможность, они охотно изгнали бы умных людей из своего общества». Поэтому в государстве должна быть власть закона. «В государствах, где властькарать и награждать принадлежит только закону, где повинуются только ему, добродетельный человек, всегда чувствующий себя под его защитой, усваивает ту смелость и твердость души, которая неизбежно ослабевает в странах деспотических, где жизнь, имущество и свобода зависят от прихоти и произвола одного человека» [5, 427].

Исправлять формы правления, законов и администрации, в общем случае, следует через совершенствование человеческого разума, особенно разума правителей. В обществе должна быть реализована и свобода слова: «Истина замечается и порождается только при брожении противоположных мнений» [5, 223].

Гармоническое связывание личных интересов с интересом общественным возможно благодаря принципу общественной пользы. Принцип общественной пользы должен быть выше принципа гуманности. Во имя народа справедливо подавлять интересы отдельных лиц и отдельных сообществ, противоречащие общему интересу. Гельвеций сострадал порабощенным и униженным. Философ считал необходимым вмешательство государства в распределение благ. Государство не только имеет право, но и обязано регулировать отношения собственности, более справедливо и равномерно ее распределять, чтобы не было чрезмерного имущественного неравенства. Гельвеций считал законным подавление интересов господствующих феодальных сословий и католической церкви как противоречащих счастью большинства, замедляющих общественный прогресс, рост промышленности и торговли, оставляющих население в темноте, невежестве и страхе. Грядущий лучший порядок должен быть свободным от сословного деления и сословного неравенства.

Критика учения. Дени Дидро обратил внимание на неточности, категоричность и чрезмерность обобщений в учении Гельвеция. «Он говорит: воспитание значит все. А вы скажите: воспитание значит много. Он говорит: организация не значит ничего. А вы скажите: организация значит меньше, чем принято думать. Он говорит: наши удовольствия и страдания всегда сводятся к физическим удовольствиям и страданиям. А вы скажите: довольно часто сводятся. Он говорит: всякий, кто понимает какую-нибудь истину, мог бы и открыть ее. А вы скажите: некоторые из тех, кто понимает…» [7, 415].

Последователи. Учение Гельвеция об интересе как двигателе прогресса общества повлияло на становление экономической теории Адама Смита и утилитаризма Иеремии Бентама, идеи о влияния среды на личность и примата общественной пользы над нравственностью повлияли на учения К. Маркса и В. Ленина, изречения о пользе и интересе стали основой прагматизма.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 2810; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.