Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Поль-Анри Гольбах




Французский философ немецкого происхождения, Поль-Анри Гольбах (1723–1789) родился в Германии, унаследовал от дяди состояние и титул барона, с 12 лет жил в Париже, получил образование в Лейденском уни-
верситете. Гольбах организовал салон, где собирались виднейшие представители передовой мысли Франции. Он участвовал в написании «Энциклопедии» по естественным наукам. Его книга «Система природы, или О законах мира физического и мира духовного» (1770) стала библией атеистического материализма. Онтология. Гольбах – материалист и механицист. В мире нет ничего кроме материи, которая есть «все то, что воздействует каким-нибудь образом на наши чувства» [6, 1, 84]. Материя находится в постоянном движении, осуществляющемся благодаря присущей ей собственной энергии. Сознание имеет материальную природу, а значит, все физические и духовные явления мы можем объяснить лишь с помощью законов механики. Гносеология. На основании своих представлений о единой природе сознания и материи Гольбах делает вывод о способности сознания постигнуть подлинную суть всех модификаций материи. Гольбах был сторонником сенсуализма Локка и противником теории врожденных идей Декарта, но он не сбрасывал со счетов врожденные задатки и необходимость их учета считал важнейшим условием правильной организации воспитания. О природе человека. «Человек есть чисто физическое существо… Все наши идеи, желания, действия есть необходимый результат сущности и качеств, заложенных в нас природой» [6, 1, 60]. О религии. Незнание природных сил вызывает страх, и все это вкупе вызывает воображение о неких высших, таинственных силах, влияющих на жизнь человека. Из-за этого возникают религии, рисующие образ страшного бога, заставляющие людей бояться, отказываться от разума, самостоятельности и независимости. В результате у людей развивается неуверенность, тревога и рабская психология. Таким образом, темный народ становится готовым к полному подчинению своим руководителям – людям без морали, чуждым добродетели, жадным, бесчеловечным и лживым.

Политическая философия

Философ критиковал идею божественного происхождения власти короля за то, что она служит оправданием всемогущества, бесконтрольности, произвола властей. Гольбах призывал государей к мудрому и гуманному правлению.

«Безумства и насилия государей, как и их преступное равнодушие, ослабляют общества и приводят их к гибели. Роскошь всегда была и будет для государств причиной близкого краха; она расслабляет души людей и ослабляет все пружины управления; она изгоняет патриотизм, внушает презрение к чести, постепенно подрывает основы общества».

О законах. Социальные законы, политические действия должны быть отражением природного закона нравственности – добросовестности, т.е. надлежащего исполнения контрактов, договоров и союзов между людьми и государствами. Непонимание этой истины ведет к тому, что люди и народы плохо знают взаимно связывающие их обязанности, «а их руководители, ослепленные своими безрассудными страстями, ведут себя как воры и бандиты, попирающие все законы справедливости».

О справедливости. Гольбах отмечал, что в стране должны царить справедливость и разумная свобода; что в результате правления «власти, основанной на беззаконии, насилии и безрассудстве», идея справедливости «угасла во всех душах».

О свободе. Мысли П.А. Гольбаха о свободе воли развиваются от полного отрицания до признания. Сначала философ, придерживаясь строгого детерминизма, считал, что воля человека подчинена действию биологических законов, и свободы воли нет: «Человек не свободен ни одну минуту своей жизни». «Для человека, – писал он, – свобода есть не что иное, как заключенная в нем самом необходимость» [6, 1, 237]. На социальные бури могут влиять «излишки едкости в желчи фанатика, разгоряченность крови в сердце завоевателя, дурное пищеварение какого-нибудь монарха». Позже Гольбах признал не только биологические мотивы человеческих поступков: «Хорошая книга, тронувшая сердце великого государя, может стать могущественной причиной, которая с необходимостью повлияет на поведение целого народа».

Далее, Гольбах наконец-таки признал, что человек должен быть признан свободным, так как содержит в себе самом свойственные его существу причины. Любовь к свободе присуща каждому человеку, и она под влиянием насилия, привычки, невежества, религиозных предубеждений может ослабнуть, но не может быть уничтожена совсем.

О Просвещении. Гольбах считал, что только Просвещение способно спасти от гибели ослепленную невежеством и зараженную роскошью нацию. Просвещение должно указать народам на их права, а государям – на их обязанности и очевидные интересы. Все государи должны понять, что «никакой правитель не может быть счастливым, если общество несчастно, что для нации, лишенной моральных устоев, невозможно ни счастье, ни прочное положение, ни могущество, что без обеспечения справедливости и свободы не может существовать ни одно правительство».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 1850; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.