КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Иммануил Кант
Свобода (независимость от принуждающего произволения другого), поскольку она совместима со свободой каждого другого, сообразной со всеобщим законом, и есть единственное первоначальное право, присущее каждому человеку в силу его принадлежности человеческому роду.
чески слабым, забывчивым и робким ребенком, но благодаря своей воле и дисциплине, ему удалось преодолеть недуги, прожить долгую жизнь и достичь невероятных высот в философии. Следует отметить, что он никогда не был женат. В 1747 г. Кант получил степень магистра философии в Кенигсбергском университете и некоторое время работал домашним учителем. После защиты докторской степени (1755) Кант в течение 40 лет преподавал в Кенигсбергском университете. Творчество Канта делится на два периода: докритический (до 1770 г.) и критический (после 1770 г.). Докритический период. До 1770 г. Кант занимался в основном проблемами естествознания, а также проблемами взаимосвязи науки и метафизики. Он исследовал вопросы физики, биологии, астрономии и других наук. Наиболее значимое достижение Канта докритического периода – небулярная гипотеза происхождения Солнечной системы, согласно которой Солнечная система возникла из газопылевой туманности (1755). Гипотеза Канта противостояла господствующему в то время ньютоновскому представлению о Солнечной системе как созданном Богом механизме. Вера Канта в неограниченные возможности разума была разрушена благодаря его ознакомлению со скептицизмом Д. Юма. После этого в учении Канта начинается период критики возможностей разума. I. Гносеология. Коперниканский переворот. Онтология В своей главной гносеологической работе – «Критике чистого разума» (1781) Кант обосновывает свой агностицизм и совершает коперниканский переворот в гносеологии. Если раньше философы считали, что в познании объект воздействует на субъект, то Кант утверждает, что в познании субъект воздействует на объект (конструирует его в сознании с помощью воображения, а также априорных форм познания). Поэтому человек может познать только явления (феномены, вещи-для-нас), но не вещи такими, какими они есть сами по себе (ноумены, вещи-в-себе). С помощью своей гносеологии Кант: 1) утверждал возможность достоверного научного познания (вопреки Юму, отрицающему эту возможность); 2) ограничил притязания разума на познание вещей, выходящих за границы опыта; 3) опроверг попытки спекулятивного рационализма картезианского типа в познании метафизических проблем; 4) показал ограниченность сугубо эмпирического подхода в социальном конструировании. Покажем ход мысли философа. О познании. Обоснование достоверности научных знаний Всякое знание, по Канту, начинается с чувственного созерцания (с опыта), затем переходит к рассудку, который есть «способность мыслить предмет чувственного созерцания» [5, 91], и заканчивается «в разуме, выше которого нет в нас ничего для обработки материала созерцаний и для подведения его под высшее единство мышления» [5, 278]. Разум имеет ноуменальную природу, не подвержен влиянию чувственности и способен образовывать понятия, суждения, идеи, не заимствованные ни из чувств, ни из рассудка. Из того, что познание начинается с опыта, вовсе не следует, уточняет философ, что оно целиком происходит из опыта [5, 41]. Во-первых, всякий человек имеет врожденные априорные (доопытные) формы чувственного созерцания – пространство и время, упорядочивающие в нашем сознании данные опыта. Все, что не укладывается в пространственно-временные рамки (например, Бог, душа), человеческим ощущениям недоступно. Во-вторых, на процесс познания влияют априорные формы рассудка (многие понятия, в том числе категории[50] и суждения). Всякий человек обладает доопытными чисто рассудочными знаниями – знаниями, «к которым совершенно не примешивается ничто эмпирическое». Необъяснимы из опыта такие понятия, как, например, «круг», «прямая», и суждения, например, «все, что происходит, имеет причину», «прямая есть кратчайшее расстояние между двумя точками»). Итак, в процессе чувственного познания данные созерцания упорядочиваются в сознании с помощью априорных форм чувственного созерцания – пространства и времени. Затем упорядоченные представления синтезируются друг с другом и с категориями рассудка, и таким образом, у нас возникают опытные знания. Например, знание о тарелке у нас возникает благодаря синтезу данных чувственного познания тарелки с априорным понятием «круг». В процессе познания возникают суждения, которые Кант делил на аналитические и синтетические. Аналитические суждения – это суждения, в которых предикат (то, что утверждается или отрицается) содержится в субъекте (то, о чем идет речь). Например, в суждении Все тела имеют протяжение предикат имеющий протяжение входит в субъект тело, поэтому здесь нет приращения знаний. Аналитические суждения всегда априорны: они не нуждаются в опыте. Аналитические суждения всеобщи и необходимы, но они не прибавляют нового знания. Аналитические суждения основываются на принципе тождества и непротиворечия. Например, противоречиво утверждать, что тела не имеют протяжения. Синтетические суждения – это суждения, в которых предикат выражает нечто новое, не входящее в субъект, например Всякое тело имеет вес. Синтетические суждения делятся на апостериорные и априорные. Апостериорные синтетические суждения – это суждения, зависимые от опыта, например «Этот дом белый». Апостериорные суждения хотя и прибавляют новые знания, но они не всеобщие и поэтому не могут быть фундаментом науки. Поэтому в качестве фундамента наук могут быть использованы только априорные синтетические суждения (такие как «все происходящее имеет причину», «прямая линия является самым коротким расстоянием между двумя точками», «5+2=7»). Априорные синтетические суждения являются достоверными знаниями, потому что, как утверждает Кант, они возникают благодаря априорным формам чувственного созерцания и априорным чисто рассудочным знаниям, не зависимым от индивидуального сознания и присущим всем субъектам. Следовательно, по мнению Канта, чистая математика и общее естествознание, основанные на априорных синтетических суждениях, действительно, дают объективные научные знания. Об идеях разума и его границах. О невозможности метафизики как науки. О практическом разуме Третья познавательная способность – теоретический разум с помощью рассудка, исследует сферу опыта, но не находит в ней полного удовлетворения, и в своем спекулятивном интересе нацеливает рассудок подняться над опытом, чтобы познать безусловное, абсолютное. Выходя за пределы опыта, теоретический разум и рассудок попадают в область неразрешимых противоречий – антиномий: «Мир бесконечен в пространстве и времени» и «Мир конечен», «Неделимые частицы существуют» и «Неделимых частиц не существует», «Бог существует» и «Бог не существует», «Душа смертна» и «Душа бессмертна», «Свобода есть» и «Свободы нет». В своем стремлении к абсолютному теоретический разум восходит к высшим, не вытекающим из опыта трансцендентальным идеям, идеалам. «Под идеей я разумею такое необходимое понятие разума, для которого в чувствах не может быть дан никакой адекватный предмет» [5, 297]. Разум ищет безусловный источник всех явлений внутреннего чувства и приходит к идее души. Когда разум ищет абсолютное, безусловное всех явлений внешнего мира, он приходит к идее мира, космоса. В стремлении постичь абсолютное начало всех явлений вообще, как психических, так и физических, наш разум восходит к идее Бога. Благодаря разуму нам также доступна идея о наилучшем государственном устройстве. Метафизические суждения о свободе, Боге и бессмертной душе лежат «вне сферы возможного опыта», а значит, рациональные доказательства их существования невозможны. Бог, бессмертие души и свобода – непознаваемые ноумены. Поэтому и метафизика как учение о сверхчувственных началах бытия не может быть наукой, а является лишь предметом веры. Таким образом, философ опроверг притязания классического рационализма на познание метафизики. В Бога, свободу и душу, утверждает Кант, мы можем верить или не верить, но мы должны выбрать веру, потому что этого от нас требует совесть. II. Свобода как проблема этики Главные понятия и идеи этики Канта: практический разум, свобода воли, долг, категорический императив, вера в свободу воли, в бессмертие души и в Бога. В этике Канта на первое место выходит не познающий, а практический разум, т.е. разум, устанавливающий для воли моральный закон – то, «что должно делать». Этика Канта считается ригористической[51]. Она требует от каждого человека, считающего себя свободным и разумным, строгого соблюдения нравственности. Сказать Я свободен, по Канту, означает то же самое, что Я должен, и законы практического разума «суть императивы, т.е. объективные законы свободы». Они указывают на то, «что должно происходить, хотя, быть может, никогда и не происходит; этим они отличаются от законов природы, в которых речь идет лишь о том, что происходит» [5, 596]. Главное требование практического разума Кант сформулировал в знаменитом категорическом императиве. «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству» [9, 270]. Этика Канта – это этика разума и долга, а не чувственности. Философ считает, что только из долга «возникают необходимые условия того достоинства, которое и люди могут дать самим себе. Это именно то великое, что возвышает человека над самим собою (как частью чувственного мира)…» Вопреки Юму, Руссо и многим другим философам, Кант утверждает, что чувственность не должна рассматриваться в качестве основания нравственности, поскольку «чувственные желания не могут породить долженствование – они могут произвести только хотение» [5, 422], а хотение переменчиво и зависимо: при хорошем настроении индивид может быть человеколюбивым, но при плохом настроении – вредоносным. Философ предложил свое решение проблемы свободы воли. Будучи протестантом, он придерживался точки зрения о греховной природе людей: в любом человеке изначально присутствует злое начало, которое никто не может преодолеть ни собственными нравственными усилиями, ни усовершенствованием политического строя. И воля человека, определяемая только его животными началами, эмоциональностью и опытом, полностью обусловлена, несвободна. Но воля человека как существа разумного может быть свободной. Свободная воля, по Канту, – это воля, независимая от чувственных побуждений, следующая практическому разуму, «подчиненная нравственным законам» и способная «начинать ряд», руководствуясь идеями, принципами и законами только разума. Победить зло в себе, следовать моральному закону и стать свободным человек может, только если будет верить в существование нравственного порядка в мире, в свободу воли, в бессмертие души и существование Бога. Поэтому ригористическая этика Канта связана с утверждением бытия таких ноуменов, как свобода, бессмертная душа и Бог. Бытие ноуменального мира не есть истина, доказуемая теоретически, а есть необходимый постулат, требование практического разума. Для Канта, несомненно, существует «что-то отличное от мира, что содержит в себе основание порядка мира и его связи по всеобщим законам». Этика Канта отличается от традиционных религиозных этик. Она идет не от Бога к нравственности, а от нравственности к Богу. «Так как нравственное предписание есть … моя максима (как этого требует разум), то я неизбежно буду верить в бытие Бога и загробную жизнь, и убежден, что эту веру ничто не может поколебать, так как этим были бы ниспровергнуты мои нравственные принципы, от которых я не могу отказаться, не став в собственных глазах достойным презрения» [5, 614]. Философ утверждает: «Мы не потому моральны, что верим в Бога, а потому верим в Бога, что моральны». Иначе говоря, к Богу Канта можно прийти только через мораль и совесть (практический разум), и не обязательно через церковь, молитвы и обряды. Свобода воли недоступна ни чувственному познанию, ни рассудку. Она является идеей разума, в которую можно и нужно верить. В свободу воли следует верить, потому что она, согласно Канту, является условием морального закона: несвободный не может быть нравственным. «Без этой свободы… невозможен никакой моральный закон, никакое вменение по этому закону» [6, 425]. О честности как средстве против «младенчества». Благодаря разуму люди способны осознавать: в чем состоит их долг, но большая часть людей живет не по разуму и навсегда остается личностно незрелыми, «младенцами», в уповании на власть со стороны, из-за своей лености и трусости; другие «по этим же причинам так легко… присваивают себе право быть их опекунами» [10, 31]. Поэтому, чтобы жить по законам разума, учит Кант, человеку следует придерживаться «высшей максимы» – «правдивости во внутреннем признании перед самим собой, а также в отношениях с каждым другим» [8, 234]. III. Онтология. О Боге Из гносеологии Канта следует, что он за данным нам в форме наглядных представлений миром явлений, феноменов (вещей-для-нас), различал недоступный чувственному познанию мир вещей самих по себе, умопостигаемых (мыслимых умом, но непостижимых для ума) вещей-в-себе, ноуменов. Важнейшие ноумены – это свобода, Бог, разум, бессмертная душа. IV. Свобода как политико-правовая проблема Кант – основоположник деонтологической модели права. Он осуждает чисто эмпирический подход к праву, закрепляющий в праве (законе) лишь то, что существует в опыте, и не исходящий из того, что должно быть. Кант утверждает: «Чисто эмпирическое учение о праве – это голова (подобно деревянной голове в басне Федра), которая может быть прекрасна, но, увы, не имеет мозга». В своей философии права Кант каждого человека полагает свободным и разумным существом. Человек должен быть признан таковым хотя бы потому, что иначе его невозможно признать ответственным за свои деяния. Более того, априорное положение о свободе и разумности человека является концептуальной предпосылкой для достижения главной цели государства, права и политики – максимального развития человеческих способностей и талантов. Поскольку вместе со свободой в обществе возникает и антагонизм («недоброжелательная общительность людей»), то «максимальная свобода под внешними законами» должна сочетаться с принуждением. И лишь тогда общество может достичь «совершенно справедливого гражданского устройства», которое и «должно быть высшей задачей природы для человеческого рода» [4, 17-18]. Кант считает, что «гражданское устройство каждого государства должно быть республиканским», т.е. основанным на принципах свободы членов общества, на признании зависимости всех от единого общего законодательства, на законе равенства всех. Именно республика, утверждает философ, является подходящей основой для всеобщего правового гражданского общества. Естественно, что сторонник идеи личностного развития признает «единственным первоначальным правом, присущим каждому человеку в силу его принадлежности человеческому роду» свободу (независимость от принуждающего произволения другого), совместимую со свободой каждого другого [33, 261]. Право должно защищать прежде всего свободу. «Право – это совокупность условий, при которых произволение одного [лица] совместимо с произволением другого с точки зрения всеобщего закона свободы» [7, 253]. Для обеспечения «наибольшей человеческой свободы» нужны всеобщие правовые законы. Для различения всего правового Кант выдвинул всеобщий принцип права: «Прав любой поступок, который или согласно максиме которого свобода произволения каждого совместима со свободой каждого в соответствии со всеобщим законом» [7, 254]. Кант утверждает идею власти закона: все, в том числе власть имущие, должны подчиняться закону. Независимость от законов Кант называл дикостью. Философ считает, что «… из столь кривой тесины, как та, из которой сделан человек, нельзя делать ничего прямого… [и] каждый облеченный властью всегда будет злоупотреблять своей свободой, когда над ним нет никого, кто распоряжался бы им в соответствии с законами» [4, 19]. Поэтому необходимо, чтобы государственная власть была не сосредоточена в одних руках, а разделена на законодательную, исполнительную и судебную ветви. Идеи свободы и соответствующего государственного строя должны быть заложены в конституции, и этими идеями, как и всякой иной идеей разума, следует руководствоваться при составлении прочих законов для того, чтобы «постепенно приближать законосообразное общественное устройство к возможно большему совершенству» [5, 289-290]. Конституционная форма правления должна защищать свободу и права человека, отменить некоторые формы неравенства, например рабство. Вместе с тем, необходимо отметить, что такие формы неравенства, как лишение избирательного права женщин и материально зависимых людей, Кант считал вполне приемлемыми. О свободе мысли и слова. Со всех сторон слышно, сетует Кант, «Не рассуждайте!», но, утверждает философ, «свобода публично пользоваться своим разумом» является необходимым условием просвещения людей [10, 31], а также священным правом, которое никто не должен сметь ограничивать. Свободно высказывающий свои мысли и сомнения человек может быть оценен как «беспокойный и опасный для общества гражданин», но свобода мысли и слова «вытекает уже из коренных прав человеческого разума, не признающего никакого судьи, кроме самого человеческого разума, в котором всякий имеет голос; и так как от этого разума зависит всякое улучшение, какое возможно в нашем состоянии» [5, 562-563]. Кант при условии просвещенной власти призывает: «… рассуждайте сколько угодно и о чем угодно, только повинуйтесь» [10, 36]. О роли государства в моральном благополучии общества. Кант призывал государства взять на себя заботу о моральном благополучии народа; в противном случае, если государства никак не способствуют «работе над внутренним совершенствованием образа мыслей своих граждан», «нельзя ожидать какого-либо улучшения в сфере морали». Критика учения Кант – один из самых выдающихся абсолютистов в области этики. Судя по текстам, для Канта важнее моральная воля, честность, чем их последствия. Его этику долга критикуют такие мыслители, как Спенсер, Ницше, Адорно и другие, за абстрактное понимание долга, лишение связи нравственности с чувственностью и жизнью, чрезмерный ригоризм (требовательность), отождествление свободы с принуждением. Ницше отмечал, что нравственный императив не может быть всеобщим, безличным, «добродетель – это либо только наша выдумка, глубоко личная наша потребность и орудие самозащиты, либо большая опасность… вредна добродетель, основанная на почитании понятия «добродетель»»… Ничто не разрушает так глубоко, так захватывающе, как «безличный долг, всякая жертва молоху абстракции»[52]. Нужно, чтобы каждый сам «сочинял себе добродетель, выдумывал свой категорический императив». В противном случае, «когда народ смешивает свой долг с долгом вообще, он погибает». Навязывание всеобщего долга влечет автоматическое, формальное, бездумное исполнение чужой воли, желание лишь только приспособиться, разрушение человеческого в человеке, становление манипулируемого человека-робота. Утилитаристы вместо понятия «долг» как основного регулятива поведения предлагают понятие «интерес». Спенсер считал, что этика долга Канта ведет к «индифферентизму», и тогда жизнь становится «совершенно невыносимой». Психолог В. Франкл полагал, что должное постигается не через разум, а интуитивно через совесть: «Только совесть может как бы согласовать «вечный», всеобщий моральный закон с конкретной ситуацией конкретного человека. Жизнь по совести – это всегда абсолютно индивидуально личная жизнь в соответствии с абсолютно конкретной ситуацией, со всем тем, что может определять наше уникальное и неповторимое бытие. Совесть всегда учитывает конкретность моего личного бытия»[53]. Значение учения. Несмотря на признание справедливости критики некоторых аспектов этики Канта, его учение в целом следует признать выдающимся достижением западной философии. Фундаментальный вклад Канта в философию – это учение о границах познания, обоснование невозможности метафизики как науки, постулирование свободы человека, а также его политико-правовая философия. Канта сегодня называют «глашатаем прав человека, равенства перед законом, объединения человечества, мира на Земле и, быть может, самое важное, освобождения посредством знания»[54].
Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 1640; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |