Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Либерализм Алексиса де Токвиля




. Алексис де Токвиль (1805–1859) – французский политический мыслитель и деятель, историк, лидер консервативной Партии порядка, министр иностранных дел Франции (1849). В 1831 г. Токвиль отправился в Амери-

ку для изучения опыта американской демократии. Результатом этого длившегося в течении года исследования была фундаментальная работа «О демократии в Америке» (1835-1840). Потомок французских аристократов и монархистов пришел к выводу о неизбежности распространения демократии во всем мире. Вместе с тем Токвиль был прозорливым реалистом и ясно видел слабые места демократического образа правления.

О равенстве и свободе. Токвиль различает в равенстве две противоречивые тенденции: «Одна из них влечет разум каждого человека к новому мышлению, а другая способствует тому, чтобы он добровольно вообще отказался думать». Поэтому стремление к равенству при демократии должно дополняться стремлением к свободе. И вообще, отмечает Токвиль, исторически стремление к свободе возникает после идеи равенства, после выравнивания условий существования.

Против материализма. «Для всех наций материализм – это опасная болезнь человеческого духа, но особенно страшен он для демократического народа, так как … демократия благоприятствует формированию в людях склонности к материальным удовольствиям. Эта склонность, если она становится чрезмерной, вскоре приводит человека к мысли о том, что вокруг него нет ничего, кроме материи; в свою очередь, материализму удается внушить людям пылкую, безрассудную страсть ко все тем же материальным наслаждениям. Таков порочный круг, к которому влекутся демократические нации. Было бы неплохо, если бы они видели опасность и предотвращали бы ее» [11, 399].

Об основной проблеме демократии. Токвиль продвигал идеалы демократии, но отмечал, что «демократия способна подавить ту самую духовную свободу, расцвету которой столь способствует демократическое общественное устройство» [11, 324]. Самоуничтожение демократии может произойти в случае, когда «демократические народы станут поклоняться абсолютной власти большинства». Абсолютная власть большинства препятствует свободной жизни и представляет собой «новую логику рабства». «Что касается лично меня, то… отнюдь не более расположен подставлять свою шею под хомут лишь потому, что мне протягивают его миллионы рук» [11, 324]. Тем самым Токвиль обозначил основную черту либеральной демократии – защиту интересов меньшинства.

О деспотии при демократии. Токвиль отмечает, что при демократии деспотизм более опасен, чем при аристократии. При аристократии люди связаны отношениями господства-подчинения, при которых господин ответственен за подчиненного, а подчиненный чувствует себя обязанным помогать господину. При демократии люди отчуждены друг от друга, и тиран, опираясь на эгоизм подданных, «легко прощает своим подданным отсутствие любви к нему, лишь бы при этом они не любили друг друга». Тиран не требует от подданных помощи в управлении государством; довольно и того, что они сами не претендуют на управление им. Он называет «крикливыми и беспокойными» тех людей, которые пытаются объединить свои силы во имя общего процветания, и, извращая значение слов, объявляет «хорошими гражданами» тех, кто думает только о самих себе [11, 375].

О двух альтернативах развития демократии. Токвиль писал о том, что у всех народов есть две альтернативы: либо демократическая свобода, либо «тирания цезарей». Тирания возникнет, если не удастся постепенно ввести и укрепить демократические институты, если отказаться от «мысли о необходимости привить всем гражданам идеи и чувства, которые сначала подготовят их к свободе, а затем позволят ею пользоваться, то никто не будет свободен – ни буржуазия, ни аристократия, ни богатые, ни бедные».

Об обязанностях властей. Токвиль считал, что только федеративное устройство государства при не слишком централизованной власти является залогом процветания и свободы человечества. Токвиль учил, что важнейшими обязанностями тех, кто управляет обществом, являются: «Обучать людей демократии, возрождать, насколько это возможно, демократические идеалы, очищать нравы, регулировать демократические движения, постепенно приобщать граждан к делам управления государством, избавляя их от неопытности в этих вопросах и вытесняя их слепые инстинкты осознанием своих подлинных интересов; изменять систему правления сообразно времени и месту, приводя ее в соответствие с обстоятельствами и реальными людьми» [11, 30].




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 2389; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.