Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Марксизм




Коммунисты могут выразить свою теорию одним положением: уничтожение частной собственности.

Не сознание определяет жизнь,

а жизнь определяет сознание.

К. Маркса и Ф. Энгельса следует признать одними из самых значительных философов свободы, так как именно они создали действенную концепцию по освобождению угнетенных масс. Вместе с тем, следует отметить, что в целом марксизм противоречит представлениям о человеке как о существе свободном и самоопределяющемся.

  Марксизм – это философское, политическое и экономическое учение, основанное немецкими философами Карлом Марксом (1818–1883) и Фридрихом Энгельсом(1820–1895). Маркс и Энгельс были не только теоретиками, но и ор-  
К. Маркс   Ф. Энгельс

ганизаторами и лидерами международного революционного рабочего движения. Их философия, в отличие от Гегелевской объяснительной философии, носит практический и революционный характер. «Все дело заключается в том, чтобы революционировать существующий мир, чтобы практически выступить против существующего положения вещей и изменить его».

Социально-экономическими предпосылками марксизма были обострение противоречий капиталистического общества и возникновение рабочего движения в первой половине и в середине XIX в. Теоретическими предпосылками возникновения марксизма были диалектика Г. Гегеля, материализм Л. Фейербаха[65], политическая экономия А. Смита и Д. Риккардо, социалистические и коммунистические учения А. Сен-Симона, Ш. Фурье, Р. Оуэна[66] и др. В отличие от диалектики Гегеля Маркс поставил историю в зависимость от экономики, а не от абстрактного духа. В отличие от антропологического материализма Фейербаха Маркс и Энгельс указали на развитие материи и необходимость радикальных мер в преобразовании общества. В отличие от политэкономии Смита и Риккардо марксизм отстаивает не свободу рынка, а плановую, регулируемую экономику, основанную на общественной собственности на средства производства. В отличие от утопического социализма Сен Симона и Оуэна марксизм призывает к пролетарской революции, отказываясь от идеи уговаривания буржуазии.

Основные работы К. Маркса и Ф. Энгельса: Экономическо-философские рукописи 1844 г., Святое семейство (1845), Немецкая идеология (1845-1846), Манифест коммунистической партии (1848), Капитал (1867 – т. 1 (Маркс); 1885, 1894 – т. 2, 3 (Маркс с доработкой Энгельса)); Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии (1886, Энгельс).

Марксизм как философское учение состоит из исторического материализма и диалектического материализма.

Гносеология. Учитывая факт развития научного знания, марксизм отвергает всякого рода агностицизм и утверждаетверу в познаваемость мира и его объективных закономерностей.

Онтология. Диалектический материализм

Марксизм провозгласил основным вопросом всей философии – онтологический «вопрос об отношении мышления к бытию» [7, 282]. Марксистское решение основного вопроса – диалектический материализм, основанный на следующих постулатах.

1. Бытие (материя) первично, а сознание вторично. Существует лишь материя, находящаяся в вечном и непрерывном движении: механическом, физическом[67], химическом, биологическом, социальном.

2. Одно из проявлений движения материи есть развитие, т.е. появление нового на базе старого, например появление и эволюция жизни на Земле, человека и общества. На основе открытий Лапласа, Дарвина и других эволюционистов Энгельс утверждает: «Природа есть подтверждение диалектики».

3. Всякое развитие происходит согласно законам диалектики (закон перехода количества в качество, закон взаимного проникновения противоположностей, закон отрицания отрицания). Внутренним источником развития являются противоречия. В развитии постепенные эволюционные изменения переходят в скачкообразные, революционные изменения. Отрицание – это этап уничтожения старой формы при сохранении развивающегося содержания.

4. Высшим продуктом эволюции материи является сознание.

О природе человека. Следуя науке своего времени, философы утверждали, что люди произошли от обезьян, добавив при этом, что решающая роль в этой эволюции принадлежит трудовой деятельности. С возникновением человека и общества возникает сознание – способность человеческого мозга отражать явления действительности и как следствие предметно-практической деятельности и речи людей. Маркс находил сущность человеческого индивида не в нем самом, а вне его, в мире общественных отношений: «Сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений». Маркс провозглашает тезис: «Бытие определяет сознание», ставший основанием исторического материализма и революционного учения марксизма: мы можем изменить человека лишь только через изменение общественных отношений.

Исторический материализм

К. Маркс и Ф. Энгельс сформулировали материалистическое понимание истории, включающее в себя учения о классовой борьбе, об общественно-экономических формациях, о базисе и надстройке, о революционной роли пролетариата, а также теорию так называемого научного коммунизма.

О классовой борьбе. Марксизм утверждает: «История всех до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов…» [5, 424]. Свободный и раб, патриций и плебей, помещик и крепостной, мастер и подмастерье, короче, угнетающий и угнетаемый находились в вечном антагонизме друг к другу, вели непрерывную, то скрытую, то явную борьбу, всегда кончавшуюся революционным переустройством всего общественного здания или общей гибелью борющихся классов. Между враждующими классами бывает и средняя прослойка в виде мелких ремесленников, земледельцев и т.д. Марксизм утверждает, что с развитием крупной промышленности средняя прослойка исчезает, общество все больше расслаивается на буржуазное меньшинство и пролетарское большинство.

Учение об общественно-экономических формациях и революциях

Маркс поставил историю в зависимость не от абстрактного духа, а от материального прогресса, экономики.

В качестве базиса общества и общественных отношений Маркс рассматривает экономику, а точнее – совокупность производительных сил (работники, средства производства) и производственных отношений (прежде всего, отношения собственности на средства производства).

На основе существующего базиса в обществе возникает надстройка – совокупность идеологических отношений, взглядов и учреждений определенного общества. В надстройку входят государство, политическая и правовая формы сознания, соответствующие учреждения, а также мораль, религия, философия, искусство.

Согласно Марксу, именно базис определяет надстройку, а не наоборот.

Исторический прогресс состоит в том, что развитие производительных сил (рабочая сила и средства производства) ведет к развитию производственных отношений (прежде всего, отношений собственности на средства производства). Когда производственные отношения не соответствуют уровню развития производительных сил, происходит смена одной общественно-экономической формации другой. Так, за первобытнообщинным строем следует рабовладельческий, за ним последовательно феодальный, капиталистический, социалистический, коммунистический.

Смена формаций, согласно марксизму, осуществляется посредством революций. Так, антифеодальные и буржуазные революции XVII-XIX вв. способствовали переходу от феодального строя к капиталистическому. Соответственно, не может обойтись без насильственной революции и переход от капитализма к социализму, считали в своих ранних работах Маркс и Энгельс. Необходимо отметить, что в поздних работах они перешли к утверждению возможности перехода к коммунизму мирным путем посредством утверждения демократических прав трудящихся в наиболее развитых капиталистических странах.

О государстве и праве

Государство и право, согласно марксизму, исторически возникли одновременно в процессе разделения труда, обособления семьи и формирования противостоящих классов.

Государство и право в марксизме понимаются как классовые явления, как орудия экономического господства, форма подавления, система принуждения, «организованное насилие», используемые правящим, экономически господствующим классом для того, чтобы держать в повиновении низшие классы (рабовладельцы – рабы, помещики – крепостные крестьяне, буржуазия – наемные рабочие). ориентированную на сохранение привилегий класса собственников.

Развитие государства и права зависит от развития экономики, от уровня развития производительных сил. Государство и право не могут существовать друг без друга и без разделения общества на классы. С исчезновением классов при коммунизме, после победы пролетариата и его превращения в господствующий класс, после уничтожения условий существования классовой противоположности, государство и право должны отмереть. На место государства должна прийти «ассоциация, в которой свободное развитие каждого является условием свободного развития всех» [5, 447].

О революционной миссии пролетариата

Маркс и Энгельс критикуют господствующий класс – буржуазию – за утверждение лишь одной формы свободы – свободы торговли: «В ледяной воде эгоистического расчета потопила она священный трепет религиозного экстаза, рыцарского энтузиазма, мещанской сентиментальности. Она превратила личное достоинство в меновую стоимость и поставила на место бесчисленных пожалованных и приобретенных свобод одну бессовестную свободу торговли» [5, 426].

Совершенствование машин, рост конкуренции среди капиталистов, различные кризисы ведут к тому, что жизненное положение пролетариев ухудшается: «… современный рабочий с прогрессом промышленности не поднимается, а все более опускается ниже условий существования своего собственного класса». В условиях капитализма трудовая деятельность рабочего несвободна, «низведенный до положения товара», он «не утверждает себя, а отрицает, чувствует себя не счастливым, а несчастным, не развивает свободно свою физическую и духовную энергию, а изнуряет свою физическую природу и разрушает свои духовные силы» [6, 87]. «Сама жизнь оказывается лишь средством к жизни» [6, 93].

Поэтому из всех классов, противостоящих буржуазии, «только пролетариат представляет собой действительно революционный класс» [5, 434]. «У пролетариев нет ничего своего, что надо было бы им охранять, они должны разрушить все, что до сих пор охраняло и обеспечивало частную собственность» [3, 40].

Сначала возникают коалиции и ассоциации рабочих против буржуа, «местами борьба переходит в открытые восстания». Далее местные очаги борьбы централизуются и затем сливаются в одну национальную, классовую борьбу, которая затем «превращается в открытую революцию». И таким образом «пролетариат основывает свое господство посредством насильственного ниспровержения буржуазии» [5, 435].

Послереволюционные меры. В «Манифесте коммунистической партии» Маркс и Энгельс предложили следующие первоначальные меры для построения коммунизма: экспроприацию земли, высокий прогрессивный налог, отмену права наследования, конфискацию имущества всех эмигрантов, одинаковая обязательность труда, общественное и бесплатное воспитание всех детей и т.д. В «Манифесте» Маркс и Энгельс прямо не заявили о необходимости экспроприации заводов и фабрик, но высказались против свободной торговли и частной собственности. Уничтожение частной собственности на средства производства они видели основным условием освобождения пролетариата. Марксизм призывает пролетариат к борьбе за «окончательное исчезновение противоположности классов», за победу коммунизма.

О переходном периоде. Коммунизм невозможно установить в одночасье. Необходим переходный период, когда государство будет играть свою основную роль средства подавления одного класса другим.

О коммунизме как царстве свободы. При капитализме рабочие длительное время занимаются материальным производством и поэтому находятся в «царстве необходимости». При коммунизме ассоциированные производители поставят обмен веществ с природой под рациональный контроль, создадут условия, «наиболее достойные человеческой природе», важнейшим из которых является сокращение рабочего дня. Благодаря этому и должно возникнуть истинное «царство свободы», а именно развитие человеческих сил, несовместимое с материальным производством [4, 386-387].

О свободе. Свободу Маркс связывал не с личностью человека, не с его идеалами, а с уровнем развития производительных сил: «Люди завоевывали себе свободу всякий раз, постольку это диктовалось им и допускалось не их идеалом человека, а существующими производительными силами» [4, 433]. Марксизм утверждает, что, с одной стороны, «свободная деятельность как раз и составляет родовой характер человека» [4, 93], но с другой – она целиком предопределена общественным бытием, общественными отношениями, общественно-экономической формацией. Социальное освобождение должно предшествовать индивидуальному освобождению.

О свободе критики. В своих «Заметках о новейшей цензурной инструкции» Маркс пишет: «Нравственное государство предполагает в своих членах государственный образ мыслей, если даже они вступают в оппозицию против органа государства, против правительства».

О религии. По мнению Маркса, религия – это одна из форм «ложного сознания», а также «опиум для народа». Религия – это одурманивающее людей идеологическое орудие, позволяющее оправдывать социальную несправедливость и держать в повиновении угнетенных, уводящее их от решения реальных проблем в мир иллюзий и пустых надежд.

Этика. Ясно, что революционные помыслы раннего марксизма связаны с насилием. В «Немецкой идеологии» Маркс и Энгельс пишут: «Коммунисты вообще не проповедуют никакой морали… Они не предъявляют людям морального требования: любите друг друга, не будьте эгоистами и т. д.; они, наоборот, отлично знают, что как эгоизм, так и самоотверженность есть при определенных обстоятельствах необходимая форма самоутверждения индивидов. Следовательно, коммунисты отнюдь не хотят… уничтожить «частного человека» в угоду «всеобщему», жертвующему собой человеку» [4, 236]. Энгельс критикует нравственный материализм Фейербаха и утверждает: «У Гегеля зло есть форма, в которой проявляется движущая сила исторического развития» [7, 296].

Значение учения

Учение Маркса и Энгельса имело и имеет многочисленных последователей во многих странах мира. Став стержнем политической идеологии коммунистических партий, марксизм воплотился в практике ряда социалистических стран, в которых, действительно, установилось классовое равенство, появились бесплатное и всеобщее образование, бесплатная медицина, почти всеобщая занятость. Во многом благодаря учению Маркса и Энгельса Россия из аграрной и отсталой превратилась в мощную индустриальную державу.

В теоретическом плане марксизм – одно из самых популярных западных философских учений современности. Сторонники марксизма есть в экзистенциализме, во Франкфуртской школе, в структурализме и в постмодернизме. В области социально-философских идей марксизм обозначил собой полюс, противоположный индивидуалистическому либерализму.

Критика учения

Согласно марксизму, общественная собственность на средства производства ведет к коммунизму, царству разума и свободы. Здесь марксизм игнорирует критику концепции общественной собственности, звучащую, например, в работах Аристотеля, Гельвеция и других, и заключающуюся в том, что общественная собственность ведет к поощрению нетрудолюбивых, к насилию, к безответственности.

Признание полной детерминированности надстройки базисом, как отмечают Г. Скирбекк и Н. Гилье[68], принижает значение политических соглашений, парламентской системы и человеческого фактора в истории.

Психолог К.Г. Юнг в работе «Нераскрытая самость» отмечал, что сведение Марксом сущности человека к совокупности социальных отношений нивелирует личность: индивид – ничто, общество – все; индивид – это средство, вещь, а не цель. Примат целого диктует необходимость подавления инаковости субъекта.

Современный теоретик права Д. Ллойд полагает, что переходный период от капитализма к коммунизму никогда не может закончиться, и, соответственно, государство и право как орудия насилия никогда не исчезнут.

***

Итак, по преимуществу, антифеодальная и антиабсолютистская политическая философия XVIII столетия в XIX в. переросла в политэкономию, разрешающую ее основной вопрос – какая экономика лучше: рыночная или плановая? Сторонники рыночной экономики (классические либералы А. Смит, Д. Риккардо и Т. Мальтус) отстаивали концепцию частной собственности и минимального государства, отражали интересы буржуазии, а сторонники плановой экономики (социалисты, такие как А. Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оэун, а также К. Маркс и Ф. Энгельс) явно выражали интересы рабочего класса. Отстаивали концепцию общественной собственности и плановой экономики.

В то же время в XIX в. возникают влиятельные либералистские концепции, претендующие на учет интересов как буржуазии, так и рабочего класса. Это утилитаризм И. Бентама и социальный либерализм Дж. С. Милля. И. Бентам предложил всеобщее избирательное право. Дж.С. Милль обосновал необходимость дискуссий в обществе. А. де Токвиль предупредил об основной ошибке демократии – поклонении абсолютной власти большинства. Либерализм является ведущий идеологией современного западного мира.

Марксизм решительно встал на сторону интересов рабочего класса, предлагая уничтожить класс буржуазии и уравнять всех в едином бесклассовом коммунистическом государстве, способном сделать всех свободными. В ХХ в. марксизм стал одной из влиятельнейших теорий.

Особняком в XIX в. выглядит философия анархизма, антибуржуазная и антикоммунистическая. Идеи анархизма XIX в. продолжили анархисты капиталистической ориентации ХХ в.

Контрольные вопросы

1. Как обосновывал доктрину свободного предпринимательства А. Смит?

2. В чем отличие воззрений А. Смита от воззрений Т. Мальтуса и Д. Риккардо?

3. Что такое утилитаризм?

4. Какое нововведение предложил И. Бентам в области этики?

5. Раскройте содержание реалистической концепции права И. Бентама.

6. Как связано понятие «общественное благо» с либерализмом в учении И. Бентама?

7. Почему Дж. С. Милля можно назвать и индивидуалистическим и социальным либералистом?

8. Какая необходимость в свободе для человека и общества, согласно Дж. С. Миллю?

9. Каковы взгляды А. де Токвиля на равенство и свободу?

10. Какова основная проблема демократии, согласно А. де Токвилю?

11. В чем состоит разница деспотизма при демократии и деспотизма при аристократии, согласно А. де Токвилю?

12. Что такое анархизм?

13. Раскройте смысл учения У. Годвина о человеке и государстве.

14. Сформулируйте кредо индивидуалистского анархизма М. Штирнера.

15. К какому социальному порядку призывал П.Ж. Прудон?

16. Какое отношение высказывал П.Ж. Прудон к капитализму и коммунизму?

17. Как понимал справедливость и свободу П.Ж. Прудон?

18. Что общего и в чем различия в анархистских концепциях У. Годвина, М. Штирнера и П.Ж. Прудона?

19. Какова гносеологическая установка марксизма?

20. Каковы постулаты диалектического материализма?

21. Что такое базис и надстройка в марксизме?

22. Как происходит смена общественно-экономических формаций, согласно диалектическому материализму?

23. Раскройте марксистское учение о государстве и праве.

24. Раскройте марксистское учение о революционной миссии пролетариата.

25. Продолжите: «Сущность индивида, согласно К. Марксу, есть…». Согласны ли вы с таким определением сущности человека? Почему?

26. Что значит быть свободным, по К. Марксу? И какими методами марксизм предлагает освободить людей?

27. Раскройте сущность учения о государстве и праве в марксизме.

28. Как изменились представления К. Маркса и Ф. Энгельса о революции?

29. Сформулируйте основные критические замечания к марксизму. Согласны ли вы с ними?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 1461; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.