Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Анархизм




Свободу нередко путают с анархией, а либерализм – с анархизмом. Анархистские идеи встречаются еще в Античности у киников, стоиков. Нередко возникают они и в наши дни. Поэтому есть смысл подробно рассмотреть анархистские учения XIX в.

Анархизм (от греч. аn-archos – «никакого правления») – философское и социально-политическое течение, призывающее к полному отказу от всех форм государственного, правового и институционального управления обществом, стремящееся реорганизовать общество на основе социальных и экономических потребностей, которые спонтанно возникают между свободными личностями и группами.

Анархизм XIX в. имеет формы индивидуалистического анархизма М. Штирнера и социально-реформаторских анархических учений англичанина У. Годвина и француза П.Ж. Прудона.

  Уильям Годвин(1756–1836) – английский публицист, писатель, историк изложил политические и экономические положения социального анархизма. Годвин в «Политической справедливости» (1793) утверждал, что че-

ловек от природы склонен к неограниченному развитию, которому мешают насилие и невежество. Государство вообще не нужно, а настоящее правосудие будет достигнуто только с уничтожением судов. Он был против частной собственности, считая, что она порождает насилие и обман. Будучи противником революционного насилия, Годвин рисовал утопию свободного общества независимых работников, продукты труда которых распределяются между всеми по потребностям.

Немецкий философ Макс Штирнер (1806–1856) дал индивидуалистскую концепцию анархизма: «Божественное – дело Бога, человеческое – дело человечества. Мое же дело не божественное и не человеческое, не дело ис-  

тины и добра, справедливости, свободы и т.д., это исключительно МОЕ, и это дело не общее, а ЕДИНСТВЕННОЕ – так же, как и я – единственный. Для Меня нет ничего выше Меня». Штирнер считал, что «каждое государство – тирания».

Французский социалист, экономист, анархосиндикалист Пьер Жозеф Прудон (1809–1865) предлагал установить социальный порядок, основанный на справедливости и свободе: «высшее совершенство общества – в  

союзе порядка и анархии». Опасны для справедливости и свободы, по мнению Прудона, и капитализм, и коммунизм. Капитализм несправедлив, потому что частная собственность – «это обман», организованная система эксплуатации, на основе которой капиталисты присваивают нетрудовую прибыль от продукта коллективного труда рабочих. Противоположный тип экономики – коммунизм – опасен тем, что через обобществление средств производства коммунистическое государство задушит свободу людей.

Наиболее справедливым будет общественное устройство, при котором собственниками средств производства будут сами рабочие, а их профессиональные союзы не будут позволять государству нарушать свободу и справедливость. «Свобода есть анархия, безвластие, ибо она не признает власти воли, но только власть закона, т.е. необходимости». А справедливость, согласно Прудону, – это «уважение, спонтанно принятое и взаимногарантированное, к человеческому достоинству любой личности, что защищает ее от посягательств», это «первое и последнее слово коллективной человеческой судьбы, начало и конец нашего блаженства», жизнь, дух, всеобщий разум, высший принцип и правило поведения. Таким образом, «сводная ассоциация, свобода, довольствующаяся охраной равенства средств производства, есть единственная справедливая, истинная и возможная форма общества».

Значение анархизма XIX в.

Многие идеи анархизма XIX в. актуальны и сегодня: критика всевластия государства, утверждение независимости профсоюзов от работодателя, понимание самоорганизации и самодеятельности масс как основы подлинного изменения социальных условий. Из анархизма XIX в. мы можем извлечь важное положение: нужно изменить самих людей, а не вещи, поэтому большое внимание следует уделять образованию и политическому сознанию широких народных масс.

В ХХ в. анархизм преобразовался в анархо-капитализм, утверждающий капиталистические ценности.

Критика анархизма XIX в. Следует признать ошибочными крайне антицентристские положения анархизма: понимание государства и его политико-правовых институтов как основной причины социальной несправедливости; отрицание любой формы организации общества «сверху-вниз»; признание отсутствия любых форм власти и правового принуждения условием свободы личности, установку «никаких пределов». Если все члены общества будут действовать против общих норм и правил во имя индивидуальной свободы, то оно со временем будет становиться все более дезорганизованным, атомизированным и неспособным выполнять общие цели и задачи.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 1055; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.