КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Философия жизни Фридриха Ницше
Я учу говорить нет всему, что ослабляет, – что истощает... Я учу говорить да всему, что усиливает, что накопляет силы, что оправдывает чувство силы. До сих пор никто не учил ни тому, ни другому – учили добродетели, самоотречению, состраданию, учили даже отрицанию жизни. Все это суть ценности истощенных. Философия жизни – это направление в философии, признающее высшей ценностью жизнь.
те г. Базеля (Швейцария). В 1870 г. он участвовал во франко-германском конфликте в качестве санитара, где подорвал здоровье. В 1879 г. Ницше прекращает преподавательскую деятельность по причине ухудшения здоровья. Затем он путешествует по Швейцарии, Италии и Франции. Конец жизни философа омрачен его помешательством. Значимость учения Ницше такова, что вся история западной философии делится на два периода – доницшеанский и посленицшеанский. Юрген Хабермас, один из виднейших философов современности, пишет: «Слава Канта тускнеет и мало-помалу переходит к Ницше». Большое влияние на философию жизни Ницше оказали учения античных философов: Гераклита, софистов, скептиков и эпикурейцев. Своим предтечей Ницше называл Шопенгауэра, но в отличие от последнего не отрицал волю к жизни, а воспевал ее. Следует сразу отметить, что воззрения Ницше далеко не бесспорны. Философия Ницше сокрушает традиционные философские конструкции. Ницше показал ущербность классической рационалистической философии, потеснил господствующие веками на философском пьедестале онтологию бытия и этический абсолютизм, воспел онтологию процесса, этический антинормативизм и создал свою философию жизни. Жизнь Ницше понимал не как «приспособление внутренних условий к внешним», а как «волю к власти, которая, действуя изнутри, все больше подчиняет себе и усваивает "внешнее"». Онтология Для Ницше мир есть процесс. Вслед за Гераклитом Ницше утверждает: «Чувства говорят о становлении, об исчезновении, о перемене, они не лгут...» [12, 766] Философ выступил против субстанциональных онтологий: и материализма и идеализма. Против материализма. Ницше еще до соответствующих открытий в квантовой механике полагал, что вещи материального мира не обладают самосущим существованием. «Если я мысленно устраню все отношения, все «свойства», всю «деятельность» какой-нибудь вещи, то вещи не останется: потому что вещественность лишь присочинена нами, под давлением логических потребностей…» [10, 227] Против идеализма. По мнению Ницше, понятия «вечное бытие», «идеальный мир», «Бог», противоречат полноценной, насыщенной человеческой жизни. Они – синонимы «не-бытия, не-жизни, нежелания-жить». Учения об «истинном мире» выдумали, по мнению Ницше, «озлобленные метафизики против действительного мира». «Это – грустная история: человек ищет принципа, на основании которого он мог бы презирать человека; он изобретает новый мир, чтобы иметь возможность оклеветать и очернить этот мир. В действительности же он каждый раз хватается за ничто и создает из этого ничто «Бога», «истину», и во всяком случае судью и карателя этого бытия»[10, 186]. Вера во всесильного Бога-творца, страх перед ним, поклонение ему, христианская мораль доброты и сострадания – все это служит уничтожению сильной личности. Философ провозгласил: «Величайшее из новых событий» – "Бог умер", а вера в христианского Бога стала чем-то не заслуживающим доверия» [9, 659]. Бога нет, и «нет ничего истинного». Ницше пишет: «"Кажущийся" мир есть единственный: "истинный мир" только прилган к нему», «иной вид реальности абсолютно недоказуем» [12, с. 766, 768]. Становящийся мир не вполне познаваем. Гносеология «Познание и становление исключают друг друга» [10, 209]. Философ не верит в абсолютное познание, в познаваемость человеческих действий, в тождество познания и нравственности, в мертвую догму «познание ради познания». Познание следует рассматривать как иллюзию, служащую для поддержания жизни. Ницше больше доверяет чувствам, чем разуму. Мир, по мнению Ницше, нелогичен. Логика может быть полезной для жизни, но этим не доказывается истинность логики. Логика связана с допущением, что существуют тождественные случаи… «Закон тождества имеет своей подкладкой ту "очевидность", что существуют одинаковые вещи. Становящийся мир не может быть, в строгом смысле, "понятым", "познанным"» [10, 206]. Ницше расколдовывает людей от чар классических философских идеалов, которые, начиная с Сократа, направлены против жизни и природных инстинктов, выражают «ярость против чувств, против ценности жизни, против всего, что становится на сторону жизни». «"Прекрасное ради прекрасного", "истинное ради истинного", "добро ради добра" – это три формы враждебного отношения к действительности» [10, 115] Люди, полагает Ницше, наивно верят в существование вечных и незыблемых истин. В мире становления нет ничего тождественного, поэтому понятия, законы, истины, цели, «идеи» в платоновском, аристотелевском или гегелевском смысле – фикции: «Бывают разные глаза. И сфинкс также имеет глаза – а следовательно, существует и много "истин"; а следовательно, истины совсем не существует» [10, 219]. Поэтому истина не может быть высшей целью. Достойной целью может быть только лежащая в основе жизни «воля к власти», воля к сильному состоянию. О природе человека. Ницше говорит о двойственной – и доброй и злой – природе человека. Подавление одной из сторон неизбежно ведет к подавлению и другой стороны. Философ считает, что быть односторонне хорошим неестественно. «Можно быть хорошим только тогда, когда умеешь быть и дурным; бываешь дурным потому, что иначе ты не сумел бы быть хорошим» [10, 135]. О сверхчеловеке Человек, согласно Ницше, стаден и слаб. Поэтому человек – это то, что должно быть преодолено. «Человек – это натянутый над пропастью канат между животным и сверхчеловеком» [13, 301]. Идеалом для него был сверхчеловек, но «никогда еще не было сверхчеловека». Близкими к идеалу сверхчеловека Ницше считал Цезаря, Чезаре Борджиа, Наполеона и особенно Гете. В последнем философ видел чувствительность, самообуздание, смелость, реализм, утверждение жизни, желание большего, стремление создавать «вещи, на которых время будет напрасно пробовать свои зубы», толерантность по причине силы, а не слабости. «Чего он хотел, так это цельности; он боролся с рознью разума, чувственности, чувства, воли… он дисциплинировал себя в нечто цельное, он создал себя…» [12, 827] Сверхчеловек для Ницше, ни много ни мало, – смысл земли. Против декаданса Декаданс (от лат. decadentia – упадок) – саморазрушение, идеология слабости. Ницше обрушивает шквал яркой и хлесткой критики на все религиозные и философские идеалы и концепции, делающие человека слабым, а значит, безжизненным, слабым, лицемерным, лживым, безнравственным. «Ослабление как задача: ослабление желаний, ощущений радости и неудовольствия, воли к власти, к чувству гордости, к желанию иметь и иметь как можно больше; ослабление как смирение; ослабление как вера; ослабление как отвращение и стыд перед всем естественным; как отрицание жизни, как болезнь и обычная слабость... ослабление, как отказ от мести, от сопротивления, от вражды и гнева» [10, 52]. Мораль нужна, чтобы «осыпать противника отрицательными моральными оценками, сохраняя за собой роль карающей справедливости» [10, 134]. Поэтому сама «история борьбы морали с основными инстинктами жизни оказывается сама величайшей безнравственностью, какая до сих пор существовала на земле» [10, 104]. Ницше не против добродетели вообще, он против стадной морали, призывающей к добродетели. «Стадное чувство должно господствовать в стаде, – но не выходить за его пределы: вожакам стада нужна в самом корне своем отличная от стадной оценка их собственных поступков, равным образом – независимым или «хищным» животным и т.д.» [10, 109-110]. Для Ницше мораль – это: 1) инстинкт стада против сильных и независимых; 2) инстинкт страждущих и неудачников против счастливых; 3) инстинкт посредственности против исключений. Мораль утверждает, каким человек должен быть, но: «"Человек, как он должен быть", – это звучит для нас столь же нелепо, как "дерево, как оно должно быть"». В морали нет необходимости, считает Ницше, потому что для большинства людей она бесполезна, добродетели – это врожденное качество не всех. «Гений заложен в инстинкт, точно так же, как и доброта. Действуешь только тогда совершенно, когда действуешь инстинктивно» [10, 178]. «Мы делаемся порядочными людьми, потому что мы суть порядочные люди, т. е. потому, что мы рождены с капиталом хороших инстинктов и в благоприятных условиях... Если ты появился на свет бедняком, от родителей, которые во всем только расточали и ничего не скопили, то ты «неисправим», это значит – созрел для каторжных работ и дома умалишенных» [10, 127]. Ницше считает, что не надо призывать всех к добродетели, это бесполезно и даже вредно. Христианские проповеди сострадания способствуют развитию лицемерия, они произносятся в христианстве не из любви, а из-за скрытого недовольства и ненависти к сильным людям – господам. А в учении Шопенгауэра сострадание сделалось добродетелью, потому что сам Шопенгауэр, по мнению Ницше, был врагом жизни. Ницше называл сострадание «самым опасным из пороков»: сострадание препятствует естественному отбору и «очищению вида от элементов упадка»; призывая к состраданию, слабые своею слабостью реализуют свою волю к власти над сильным, делают его слабее. «Сострадание противоположно тоническим эффектам, повышающим энергию жизненного чувства; оно действует угнетающим образом. Через сострадание теряется сила. Состраданием еще увеличивается и усложняется убыль в силе, наносимая жизни страданием» [8, 639]. Мораль используют слабые, чтобы подавить, уничтожить сильных. Традиционная мораль преподносится как бесспорная данность, поэтому она догматична, тотальна, «стадна», приучает личность к стадным чувствам. Ницше призывает: «Нужно защищать добродетель против проповедников добродетели – это ее злейшие враги. Ибо они проповедуют добродетель как идеал для всех; они отнимают у добродетели прелесть чего-то редкого, неподражаемого, исключительного, незаурядного – ее аристократическое обаяние» [10, 121]. Философ выражается весьма резко против слабости: «Слабые и неудачники должны погибнуть: первое положение нашей любви к человеку. И им должно еще помочь в этом» [8, 638]. Конечно, эту фразу следует воспринимать не как действительный призыв уничтожения слабых, а как вакцину против слабости для слабых. Часто слабому не хватает боли, чтобы он выйти из состояния слабости. Ницше выступает против морализма, но не против добрых чувств. Об этом свидетельствуют следующие слова из работы «Человеческое, слишком человеческое»: «Все крайне индивидуальные мероприятия жизни возбуждают людей против того, кто к ним прибегает; они чувствуют, что необычайный образ жизни, которым пользуется для своего блага такой человек, унижает их, как обыденных существ». «Человек ведет себя непроизвольно благородно, когда н научился ничего не желать от людей и всегда давать им» [14, 455]. Этика жизни и «der Wille zur Macht» Этика жизни Ницше не идеализирует счастливую безмятежную жизнь. «"Счастливый" – стадный идеал». Философ в основу этики ставит не нечто статичное (разум, добродетель или власть), а «der Wille zur Macht» –волю к власти, могуществу, сильному состоянию. «Жизнь для меня тождественна инстинкту роста, власти, накопления сил, упрямого существования; если отсутствует "der Wille zur Macht", существо деградирует» [8, 639]. Философема «der Wille zur Macht» в общепринятом переводе звучит как «воля к власти». Этот перевод является общепринятым. Но встречается и другой перевод. М. Мамардашвили предложил более гуманистический перевод философемы: «Что такое "Wille zur Macht" – "Воля к власти"? Обычно понимают – хочу властвовать. Но это ничего не имеет общего с тем, что сказано в этой философеме. Во-первых, неточен перевод; в немецком тексте стоит Macht, слово, которое имеет оттенок значения и силы, и власти, но для власти существует отдельное слово. Следовательно, перевод должен быть таким: "Воля к силе", "Воля к сильному состоянию". Только в сильном состоянии рождаются достоинство, честь, мысль, истина. Когда мы не в сильном состоянии, мы мыслим плохо, более того – поступаем плохо»[70]. В предложенном Мамардашвили переводе философема «der Wille zur Macht» становится подлинно гуманистической – освобождающей от несвободы слабости, утверждающей жизнь. «Нужно уметь сохранять себя – сильнейшее испытание независимости» [11, 276]. Этика жизни – это этика эгоизма, желания борьбы, независимости, свободы. Поэтому Ницше утверждал ценность эгоизма. Эгоизм – это основа жизни, источник силы великой любви. Философ утверждает, что нельзя подавлять эгоизм. Ницше отмечал, что люди со слабым эго неспособны к сильной любви. Этика подавления эгоизма удобна правящим классам, ибо она усмиряет естественные для обездоленных чувства соперничества, мстительности, зависти. Этика самоподавления, терпения ввергает в рабское состояние, унижения, болезнь. Уничтожение эгоизма удобно для стада, потому что с уничтожением эгоизма уничтожаются сильные личности, побеждаются победители, и все поголовно становятся нечестными. «Что хорошо? – все, что повышает в человеке чувство власти, волю к власти, самую власть. Что дурно? – все, что происходит из слабости. Что есть счастье? – чувство растущей власти, чувство преодолеваемого противодействия» [8, 637]. О свободе «Что такое свобода? То, что имеешь волю к собственной ответственности. Что сохраняешь дистанцию, которая нас разделяет. Что становишься равнодушным к тяготам, суровости, лишениям, даже к жизни. Что готов жертвовать за дело людьми, не исключая и самого себя. Свобода означает, что мужские, боевые и победные инстинкты господствуют над другими инстинктами, например над инстинктами счастья. Ставший свободным человек, а в гораздо большей степени ставший свободным ум, топчет ногами тот презренный вид благоденствия, о котором мечтают лавочники, христиане, коровы, женщины, англичане и другие демократы. Свободный человек – воин. – Чем измеряется свобода как у индивидов, так и у народов? Сопротивлением, которое должно быть побеждено, трудом, который расходуешь, чтобы остаться наверху. Высший тип свободных людей следовало бы поискать там, где постоянно побеждается высшее сопротивление: в пяти шагах от тирании, у самого порога рабства тов жертвовать за дело людьми, не исключая самого себя. вишься равнодушным к тяготам, суровости, лишениям, даже к жизни. ние б» [12, 818]. Учение о «свободном уме» красной нитью проходит через многие произведения Ницше («По ту сторону добра и зла», «Человеческое, слишком человеческое» и др.). Понятие «свободный ум» Ницше противопоставляет уму несвободному, «связанному». «Свободным умом называют того, кто мыслит иначе, чем от него ждут на основании его происхождения, среды, его сословия и должности или на основании господствующих мнений эпохи. Он есть исключение, связанные умы суть правило; последние упрекают его в том, что его свободные принципы либо возникли из желания выделяться, либо же заставляют в нем предполагать свободные поступки, т. е. поступки, несоединимые со связанной моралью… Впрочем, к существу свободного ума не принадлежит то, что он имеет более верные мнения, а лишь то, что он освободился от всякой традиции, все равно, успешно или неудачно… он требует оснований, другие же – только веры» [14, 360-361 ]. Ницше отмечал, что основа несвободного характера не в разуме, а в недостатке воли. Когда человеку не хватает воли, силы, то его просто тянет к тому, «кто повелевает, и повелевает строго, – к Богу, монарху, званию, врачу, духовнику, догме, партийной совести…» [9, 665-666] Искателю духовной свободы должны быть полезными следующие слова Ницше. «Три превращения духа называю я вам: как дух становится верблюдом, свободу хочет он себе добыть и господином быть в своей пустыне, львом становится дух, и, наконец, ребенком становится лев» [13, 311]. Иначе говоря, чтобы стать свободным, нужно сначала реализовать качества терпеливости и выносливости, затем бесстрашия и царственной силы, и наконец спонтанности ребенка. «Дитя есть невинность и забвение, новое начинание, игра, самокатящееся колесо, начальное движение, святое слово утверждения» [13, 312]. Политические воззрения Ницше – противник демократии. «Учение о равенстве!.. Но нет более ядовитого яда: ибо кажется, что его проповедует сама справедливость, тогда как оно конец справедливости» [12, 827]. Либеральные учреждения, пока за них борются, «действительно мощно споспешествуют свободе», но как только они учреждаются, то становятся препятствиями для свободы, потому что свобода – это то, что нужно завоевать. Победивший либерализм превращается в «обращение в стадных животных» [12, 818]. Ницше критикует социалистические учения как проявления «воли к отрицанию жизни»: «… подобное учение могли выдумать только неудавшиеся люди и расы… в социалистическом обществе жизнь сама себя отрицает, сама подрезает свои корни». Жизнь заключается в росте. Инстинкт накопительства («Иметь и желать иметь больше») – это «старейший и самый здоровый из всех инстинктов»: «я бы прибавил: "нужно стремиться иметь больше, чем имеешь, если хочешь стать чем-либо большим"» [10, 88]. Философ утверждал, что для существования учреждений нужна «воля к традиции, к авторитету, к ответственности на столетия вперед, к солидарности цепи поколений…» [12, 819]. Теплицами для сильнейшей породы людей Ницше считал аристократические государства, подобные Риму и Венеции. Оправдание войн. Ницше рассматривает войны как проявление воли к жизни и считает, что антибиологично придавать миру больше ценности, чем войне. «Жизнь есть результат войны, само общество – средство для войны...» [10, 55] Оценка учения. В заключение, отметим, безусловно, Ницше осуществил переворот в европейском мышлении. Он привнес в западную философию освобождение от чрезмерной рационализации и идеализации, восстал против господствующих традиций и их ценностей и тем самым пробудил от догматического их восприятия. Гуманизм Ницше состоит в его призыве к человеку быть сильным и свободным. Идеи и дух философствования Ницше продолжили Фрейд, Юнг, Сартр, Адорно и многие другие мыслители. Влияние Ницше на культуру неоднозначно. Проповедь войны, призыв «толкни падающего» – все это, возможно, способствовало развязыванию мировых войн в ХХ в.
Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 3234; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |