КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Предэкзистенциализм Серена Кьеркегора
Личность является абсолютом, имеющим свою жизненную цель и задачу в самом себе.
фию. Рационализм внушает недоверие страстям, воле и вере. «Абстрактное мышление требует ведь возможного обезличения человека» [6, 295]. Кьеркегор стремится вернуть страсти, волю и веру в философию. Философ утверждал полную свободу воли человека и считал его ответственным за свое бытие. Личностное бытие не сводимо к общественному бытию; оно сугубо индивидуально, неповторимо, самоценно: «Личность является абсолютом, имеющим свою жизненную цель и задачу в самом себе» [6, 342]. Три стадии личности В работе «Наслаждение и долг» философ выделил три стадии личности: эстетическую, этическую и религиозную. На первой – эстетической стадии для человека есть единственный смысл жизни – наслаждение. Кьеркегор отмечает, что эстетик несвободен, потому что его выбор «не имеет под собой твердой этической почвы… поэтому и самый выбор является не абсолютным, а лишь относительным, т. е. действительным лишь для данной минуты, и в следующую минуту может смениться другим» [6, 240]. «Эстетическое мировоззрение, какого бы рода или вида оно ни было, есть в сущности отчаяние, обусловливаемое тем, что человек основывает свою жизнь на том, что может и быть и не быть, т. е. на несущественном» [6, 308]. Проблема эстетика состоит в том, что «… чем более его [эстетика] жизнь приближается к идеалу эстетической жизни, тем более он становится зависимым от всех внешних условий ее; измени ему хоть одно, и – он погиб» [6, 334]. На второй – этической стадии человек руководствуется внутренним долгом – познанием самого себя, выбором и созиданием самого себя. «Человек с этическим мировоззрением… основывает свою жизнь на существенном, на том, что должно быть» [6, 309]. Большинство людей – это эстетики, а меньшинство – это этики. «Самым главным и самым существенным отличием этика от эстетика является ясное самосознание первого, обусловливающее твердость и определенность его жизненных основ, так как жизнь второго является каким-то беспочвенным витанием в пространстве. Этик прозрел свою собственную сущность, познал себя самого, осветил своим сознанием всю свою конкретность и поэтому властен уже подавить в себе брожение неопределенных мыслей, не позволить себе увлекаться мечтами; этик уже не является самому себе каким-то калейдоскопом, постоянно меняющим свои формы, – он знает себя… Познание себя самого не есть еще венец душевной деятельности этика, но лишь плодотворное начало, создающее затем истинного человека» [6, 338-339]. Согласно Кьеркегору, чтобы стать истинным человеком нужно пройти через «горнило истинного отчаяния», познание самого себя и выбор самого себя. «Будь самим собой» – вот кредо познавшего себя этика. Кьеркегор отмечает, что если эстетик в тяжелых жизненных обстоятельствах может потеряться и погибнуть, то для этика «всегда существует исход: когда все идет наперекор его желаниям, когда мрак бури сгущается вокруг него до такой степени, что даже сосед теряет его из виду, – он все-таки не погибает, – у него есть надежная точка опоры – свое «я» [6, 332-333]. Кьеркегор утверждает, что «…лишь живя этически, человек ведет жизнь, полную красоты, правдивости, значения и уверенности; лишь в этическом взгляде на жизнь можно найти успокоение от мучительных сомнений в своих личных и чужих правах на жизнь и счастье» [6, 351]. На третьей – религиозной стадии человек уже не подменяет вечное блаженство суррогатом благ конечной земной жизни. Кьеркегора называют рыцарем веры: для него вера – выше всего, выше разума. Стоит отметить, что стадией, предшествующей вере, философ называл смирение: «Кто не совершил этого душевного движения, тот не имеет веры» [7, 111]. Выбрав веру, человек обретает свое истинное я, которое является и конечным, и бесконечным. На религиозной стадии не имеют значения не только материальные ценности и наслаждения, но и такие социальные проекты, как наука, искусство, освобождение людей от болезней, голода и нищеты. О свободе и вере. По мнению Кьеркегора, истинная свобода всегда связана с верой, а не с мышлением. Мышление руководствуется принципом причинности, «вследствие чего добро и зло становятся для меня как бы безразличными» [6, 307]. Иногда случается так, что разум говорит, что все возможности кончились. И тогда «только вера, одна вера дает человеку силы и смелость взглянуть человеку в лицо безумия и смерти» [6, 451]. Политические предпочтения. Кьеркегор был сторонником идеала просвещенной монархии и противником демократии. Главное для индивида – облагораживание собственной внутренней жизни, а демократия может привести к демагогии, отчуждению, суете, беспокойству, конформизму и отчаянию.
Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 1579; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |