КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Утилитаризм
Классический либерализм в экономике Библиографический список 1. Гегель Г.В.Ф. Лекции по философии истории.– СПб.: Наука, 2000. 2. Гегель Г.В.Ф. Философия права. – М.: Мысль, 1990. 3. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. – М.: Мысль, 1974, 1977. – Т. 1, 3. 4. Кант И. Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане / И. Кант // Собр. соч.: в 8 т. – М.: ЧОРО, 1994. – Т. 8. – С. 12-28. 5. Кант И. Критика чистого разума. – М.: Эксмо, 2007. 6. Кант И. Критика практического разума. / И. Кант // Соч. в 6 т. – М.: Мысль, 1965. – Т. 4, ч. 1. – С. 311-498. 7. Кант И. Метафизика нравственности. / И. Кант // Собр. соч. в 8 т. – М.: ЧОРО, 1994. – Т. 6. – С. 224-552. 8. Кант И. О характере как образе мыслей / И. Кант // Психология личности [Тексты] / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. – М.: Изд-во МГУ, 1982. – С. 232-234. 9. Кант И. Основы метафизики нравственности / И. Кант // Соч. в 6 т. – М.: Мысль, 1965. – Т. 4, ч. 1. – С. 219-310. 10. Кант И. Ответ на вопрос: что такое Просвещение? / И. Кант // Собр. соч. в 8 т. – М.: ЧОРО, 1994. Т. 8. – С. 29-37. 11. Поппер К. Открытое общество и его враги: в 2 т. – М.: Феникс, Международный фонд «Культурная инициатива», 1992. 12. Рассел Б. История западной философии и ее связи с политическими и социальными условиями от Античности до наших дней: в трех книгах. – 6-е изд. – М.: Академический Проект; Деловая Книга, 2008. Глава 8. Политическая философия XIX века В период с 60-х гг. XVIII в. по 10–20 гг. XIX в. во многих европейских странах произошла первая промышленная революция – переход от мануфактурного производства к машинному. XIX век – это начало расцвета машинного производства, индустриального общества и техногенной цивилизации, принципиально изменивших положение индивида в обществе. Индивиды теперь стремятся к достижению успеха благодаря собственным усилиям через реализацию своих личных целей. Именно здесь приобретают особое значение ценности демократии, суверенности личности, принцип неприкосновенности ее прав и свобод. Возникают либералистские концепции, ограничивающие влияние государства на экономику [пп. 8.1, 8.4] и разъясняющие слабые места демократии [п. 8.3]. В то же время начало XIX в. – это время, когда класс буржуа угнетает рабочий класс, и рабочие начинают протестовать. 1830-1840-е гг. ознаменованы чартистским движением в Англии, восстанием лионских ткачей во Франции, восстанием силезских ткачей в Германии. К середине XIX в. в Англии, а позже и в других развитых странах Западной Европы капитализм начинает приобретать человеческое лицо. Все эти процессы сопровождались соответствующими политико-философскими концепциями [пп. 8.2, 8.5], в свою очередь значительно влиявшими на развитие социальных отношений.
он был студентом Оксфорда. На формирование учения А. Смита повлияли учения Дж. Локка, Д. Юма, К.А. Гельвеция и др. В своей основной работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776) Смит обосновал доктрину свободного предпринимательства, принцип невмешательства государства в экономику, принцип свободы торговли (laissez faire, laissez passer)[63]. Обоснование доктрины свободного предпринимательства Смит считал, что от природы люди обладают: 1) своекорыстным интересом; 2) различными талантами, определяющими их различную склонность к производству различной продукции; 3) склонностью к торговле и обмену («Никому никогда не приходилось видеть, чтобы собака сознательно менялась костью с другой собакой»). Отмеченные особенности людей естественным образом ведут к разделению труда, характеризующемуся довольно рутинным выполнением рабочим стандартных производственных операций. В целях облегчения труда и освобождения свободного времени сами рабочие иногда изобретают и совершенствуют машины для производства этих операций. Иногда технологическими совершенствованиями хозяева или нанятые ими люди занимаются в целях экономии. Все это ведет к увеличению производительности труда, к прогрессу производительной силы. Один человек, отмечает Смит, за день едва ли может произвести булавку, но десять специализированных рабочих за день могут выработать 48000 булавок. В результате разделения труда и роста объемов производства возникают деньги – «великое орудие обмена и торговли» – сначала в виде железных, медных, золотых и прочих видов слитков, затем в виде чеканных монет и наконец в бумажной форме. Возникновение и эволюция денег способствовала возникновению банковского капитала, также способствующего развитию производства. В ходе хозяйственной деятельности каждый отдельный человек, руководствуясь собственным интересом, стремится использовать свой труд и свой капитал таким образом, чтобы его продукт обладал наибольшей ценностью. При этом он и не думает об общественной пользе, но рынок ведет его именно туда, где результат вложения его ресурсов будет оценен обществом выше всего. Естественная свобода и конкуренция рынка, действуя как невидимая рука, ведут к естественному регулированию сфер производства, распределению ресурсов, заработной платы, численности населения, чем способствуют быстрому и гармоничному развитию общества, гармоническому согласованию частных и общественных интересов. Смит считал, что от экономической свободы должны выиграть все слои населения. «Рост производства ведет к всеобщему благосостоянию, которое распространяется и на самые низшие слои народа». О государстве Смит критикует «господствующую в Европе политику, которая нигде ничему не предоставляет полной свободы», и проповедует идеал свободного общества, в котором дела предоставляются своему естественному течению, в котором каждый мог бы совершенно свободно выбирать себе занятие и менять его, когда сочтет это нужным. В учении о государстве Смита впервые выражена экономическая доктрина, согласно которой государственное вмешательство в экономику должно быть минимальным (позднее эта доктрина получила название принцип невмешательства laissez-faire). Государству Смит отводит роль «ночного сторожа» – установления правил взаимодействия экономических агентов на рынке и наблюдения за их исполнением, но никак не самостоятельного субъекта рынка. Основанная задача государства – устранять препятствия, мешающие нормальному развитию «естественного порядка». В доктрине Смита «естественными» признаются частная собственность и свобода конкуренции, тогда как противным «естественному порядку» представляется любое вмешательство государства, препятствующее нормальному действию естественных законов. Вмешательство государства искажает получаемые экономическими агентами сигналы, и эффективное равновесие оказывается недостижимым. Смит сводит роль государства к трем функциям:1) защита общества от иноземных завоевателей; 2) защита всех его членов, насколько возможно, от угнетения и несправедливости со стороны других членов общества; 3) создание и поддержание различных государственных предприятий и институтов, обеспечивающих «общественные блага». Английский священник, демограф и экономист Томас Мальтус (1776-1823) в работе «Опыт о законе народонаселения» (1798) утверждал, что рост народонаселения всегда будет опережать увеличение объемов продуктов питания: население увеличивается в геометрической прогрессии, а средства к существованию – в арифметической. С перенаселением, согласно Мальтусу, следует бороться предупредительными мерами, т.е. разъясняя рабочим их положение и благоприятствуя распространению среди них привычки к предусмотрительности (контрацепции). Радикальный либерализм Риккардо. Английский экономист Давид Рикардо (1772–1823) в 25 лет благодаря биржевой деятельности стал миллионером, а после знакомства с учением А. Смита занялся научной деятельностью в области экономики. Рикардо полагал, что рабочие должны существовать на уровне прожиточного минимума, и среди них следует поощрять стремление к удобствам и наслаждениям. Рикардо был сторонником концепции невмешательства государства ни в производство, ни в распределение. Налогообложение не должно быть слишком обременительным: «Лучший налог – меньший налог». В 1817 г. Д. Рикардо формулирует исходные основы теории прибавочной стоимости, которую впоследствии доработали К. Маркс и Ф. Энгельс в своем «Капитале». Утилитаризм (от лат. utilitas – польза) – этическая теория, признающая основным критерием нравственности поступка его полезность, т.е. его способность приносить благо (удовольствия, выгоды, счастье) и предупреждать вред (страдание, зло или несчастья). Предшественниками утилитаризма были Эпикур из Самоса, Дэвид Юм, Клод Гельвеций, Чезаре Беккариа [64].
Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 1131; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |