Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общие черты американского Просвещения




Мы не можем ожидать, что от деспотизма к свободе нас перенесут на перине.

Твой собственный разум – единственный оракул, данный тебе небом...

Т. Джефферсон

Либеральные идеи, навеянные французским Просвещением, а также пуританская протестантская мораль легли в благоприятную почву становления американской государственности второй половины XVIII столетия.

Краткая предыстория. В 1492 г. Колумб открыл Америку. Примерно с 1600 г. Северная Америка начала обживаться европейцами (в основном англичанами, французами, испанцами). В 1775 г. из-за тиранического британского правления, повышения налогов началась война за независимость, закончившаяся в 1783 г. признанием Британией независимости Америки.

Отцы-основатели США и американские просветители

Огромный вклад в становление американской государственности внесли так называемые ее отцы-основатели и американские просветители.

Отцы-основатели – Джордж Вашингтон (первый президент и главнокомандующий войсками во время войны за независимость, 1732–1799), Бенджамин Франклин (ученый и политический деятель, 1706–1790), Джон Адамс (юрист, второй президент США, 1735–1826), Томас Джефферсон (третий президент, автор Декларации независимости, республиканец, 1743–1826), Джеймс Мэдисон (четвертый президент, разработчик Конституции, республиканец, 1751–1836), Александр Гамильтон (лидер партии федералистов, адвокат, 1755–1804).

Некоторые из них, а именно Бенджамин Франклин, Томас Джефферсон, Джон Адамс также считаются и американскими просветителями. Помимо названных, а мериканскими просветителями были: Гектор Сент-Джонде Кревкер (1735–1813) – литератор, Кедуолладер Колден (1688–1776), ботаник, врач, ученый, философ-материалист и колониальный чиновник, Томас Пейн (1737–1809) – самый радикальный из американских просветителей, Итэн Аллен (1737–1789) – участник войны за независимость, автор антирелигиозных памфлетов и др.

Предпосылки американской демократии

Как отмечают многие исследователи истории американской демократии, в США изначально были серьезные предпосылки для ее возникновения. Во-первых, это одинаковое, равное положение переселенцев; в отличие от английской и других политических систем американские социальные институты изначально были «свободны» от иерархических пережитков феодализма и монархизма. Во-вторых, многие были пуританами и перебрались в Америку «вовсе не с тем, чтобы улучшить свое положение или приумножить состояние», а тем, чтобы «жить сообразно собственным принципам и свободно молиться Богу» [18, 46].

Один из современных идеологов американской государственности Ф. Фукуяма пишет, что залогом довольно успешного формирования республиканского типа правления в США явился культурный фактор, а именно: унаследование британской культуры, британских законов, протестантского индивидуализма и протестантской способности объединяться, «самоорганизовываться в мириады добровольных ассоциаций и общин». Те же государства, которые переняли «имперские и римско-католические традиции Испании и Португалии, напротив, усиливали зависимость от крупных, централизованных институтов – таких как государство и церковь, ослабляя, соответственно, независимое гражданское общество».

Отцы-основатели противопоставили английской монархии демократическую республику как выражение подлинного народовластия. Ранее широко использовавшееся в философии понятие «общественного договора» они конкретизировали в понятии «конституция». Разработав и утвердив первую в мире писанную (1789 г.) Конституцию, отцы-основатели заложили в основание американского государства правовой подход.

Разум и религия в воззрениях Просветителей. Американские Просветители религиозным культам противопоставили культ разума. В выборе убеждений и правил поведения следует доверять, прежде всего, не каким-либо писаниям, а человеческому разуму и сопутствующему ему здравому смыслу. Вера должна быть рационально обоснована, иначе она просто – суеверие. Американские просветители не были атеистами (во всяком случае, явно), однако они сильно возвышались над суевериями и предрассудками своих соотечественников. Американские просветители верили в единого бога и бессмертие души, но не верили в христианские учения и боролись с ними. Аллен призывал «подвергнуть Библию проверке разума: мы же разумные существа, а не табун лошадей». Франклин отмечал, что «полагаться в своих взглядах на веру – значит закрывать глаза разуму». А Джефферсон утверждал: «Твой собственный разум – единственный оракул, данный тебе небом...».

Томас Джефферсон (1743–1826) – главный автор «Декларации независимости», третий президент США, один из самых образованных и разносторонне одаренных людей США того времени. Он был также юристом, архи-

тектором, плантатором и одним из лидеров республиканской партии. «Декларация независимости», написанная Джефферсоном (1776 г.) без прямого влияния философских источников, выражала просвещенческие идеалы равенства всех граждан, народного суверенитета и права на революционное преобразование общества. Имеющая целью обеспечение «пространства, в котором может возникнуть свобода» Декларация стала всеамериканским знаменем борьбы за независимость от Британии. В Декларации Джефферсон сформулировал ключевые моменты либерально-демократического устройства государства:

«Мы считаем очевидными следующие истины: все люди сотворены равными, и все они одарены создателем очевидными (прирожденными и неотчуждаемыми) правами, к числу которых принадлежит жизнь, свобода и стремление к счастью» [1, т. 2, 27].

Следует отметить, что Джефферсон естественное право «стремления к счастью» поставил вместо традиционной для либералов формулировки «частная собственность», потому как считал, что частная собственность возникла в результате исторически возникшего законодательства, и ни один человек не имеет естественного права ни на один акр земли. Будучи президентом Джефферсон предлагал раздавать свободные земли бесплатно, но его не поддержали.

***

Непреходящее значение эпохи Просвещения в развитии социальных свобод и становлении либерализма показали такие философы как, И. Кант, А. Токвиль и Дж. Уолдрон.

И. Кант. «Просвещение – это выход человека из состояния несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вине. Несовершеннолетие – это неспособность пользоваться своим рассудком без руководства со стороны кого-нибудь другого. Несовершеннолетие по собственной вине имеет причиной не недостаток рассудка, а недостаток решимости и мужества пользоваться им без руководства со стороны кого-то другого.

Sapere aude!

Имей мужество пользоваться своим собственным умом! – таков девиз эпохи Просвещения»[47].

А. Токвиль. «В XVI в. реформаторы подчинили суждению индивидуального разума некоторые из догм старой веры, но при этом все остальные догмы они продолжали охранять от свободного обсуждения. В XVII в. Бэкон в естественных науках и Декарт в собственно философии упразднили общепринятые формулы, уничтожили господство традиций и разрушили власть авторитетов. Философы XVIII века, сделав, наконец, этот принцип всеобщим, считали необходимым, чтобы каждый человек самостоятельно анализировал содержание всех своих убеждений»[48].

Дж. Уолдрон. «Невозможно переоценить связь либеральной мысли с наследием, доставшимся нам от Просвещения. Просвещение продемонстрировало растущую уверенность в способности человека познавать мир, постигать его закономерности и фундаментальные принципы, предсказывать будущее и управлять силами природы во благо человечеству. После тысячи лет невежества, страха и суеверия, когда человечество содрогалось от страха перед силами, которые оно было не способно ни понять, ни контролировать, наконец, появилась возможность построить человеческий мир, в котором люди могли бы чувствовать себя безопасно и надежно»[49].

Философия эпохи Просвещения вела идеологическую борьбу против:

– абсолютной монархии;

– политического и юридического неравенства статусов и сословий (дворянин, духовное лицо, католик, протестант и т.п.);

– невежества и религиозного фанатизма, ведущих к бессмысленной жестокости.

Философия эпохи Просвещения распространила веру в общественный прогресс на основе:

– установления формы правления, обеспечивающей право собственности и свободу личности, замену слепого повиновения разумным самоуправлением;

– признания «прирожденных», «священных», «неотчуждаемых» прав человека, признания равенства и свобод людей;

– рационального и научного познания;

– разумных законов.

Главный вклад просветителей в либерализм состоит в том, что они первыми сформулировали концепцию прав личности на основе конституционализма и концепцию самоуправления посредством свободно выбранных представителей. Социально-политические идеи Гельвеция, Гольбаха, Руссо и других философов эпохи подготовили почву для Великой французской революции 1789–1794 гг., провозгласившей лозунг: «Свобода, равенство, братство».

Просвещенческий дух свободы и рациональных законов отразились в нормативных документах разных стран. Сначала в Декларации независимости или Конституцию США (1776 г.). Затем в «Декларации прав человека и гражданина» (1789 г.). Учредительным собранием Франции. Существующим порядкам сословных привилегий и произвола власть имущих были противопоставлены идеалы равенства всех перед законом, неотчуждаемости естественных прав человека, в том числе права частной собственности, народного суверенитета, свободы взглядов, принцип «дозволено все, что не запрещено законом» и другие демократические нормы. В статье 10 Декларации речь идет о том, что «никто не может быть преследуем за свои убеждения, даже религиозные, при условии, что их обнародование не угрожает общественному порядку».

Помимо социально-философских открытий значение философии эпохи Просвещения состоит в том, что именно в эту эпоху на базе механицизма возникает материализм. Первые материалисты утверждали независимость человека от Бога и церковных установлений. Воспринятый материалистами эпохи из классической механики детерминизм повлиял на противоречивость их утверждений о свободе. С одной стороны, они утверждали полный детерминизм; с другой – провозглашали идеал свободы человека.

Контрольные вопросы

1. Как связаны политические режимы и воспитательные принципы, согласно Ш. Монтескье?

2. Раскройте учение Ш. Монтескье о свободе.

3. Каковы политические взгляды Вольтера?

4. Каковы религиозные и этические взгляды Вольтера?

5. Кто был первым материалистом эпохи просвещения?

6. Каковы воззрения Ж.-О. де Ламетри относительно материи, человека, его нравственности, познания и свободы?

7. Как Д. Юм обосновывал непознаваемость причинных связей?

8. Каковы этические взгляды Д. Юма?

9. Каково отношение Д. Юма к либерализму и свободе?

10. Кто выдвинул и с какой целью тезис о равенстве познавательных способностей?

11. Какие два вида нравственности различал К.А. Гельвеций?

12. Как должен вести себя просвещенный монарх, согласно К.А. Гельвецию?

13. Каким должно быть общество, согласно К.А. Гельвецию?

14. Какие свойства присущи материи, согласно Д. Дидро?

15. Как обосновывал атеизм Д. Дидро?

16. Какой аргумент выдвинул Д. Дидро против идеала абсолютной просвещенной монархии?

17. Как объясняет П.А. Гольбах возникновение и назначение религии?

18. В чем состоит основная задача Просвещения, согласно П.А. Гольбаху?

19. Раскройте концепцию договорного возникновения государства, согласно Руссо? Чем она отличается от аналогичных концепций Т. Гоббса и Дж. Локка?

20. Сформулируйте принципы республиканского правления, согласно Ж.Ж. Руссо.

21. Какие идеи Ж.Ж. Руссо противостоят идеям остальных просветителей?

22. В чем состоит значение американского просвещения для развития либерализма в мире?

23. Каковы были изначальные предпосылки для успешного развития демократии в Америке?

24. Какие «истины» признавал очевидными Джефферсон в написанной им «Декларации независимости»?

25. Кто из философов эпохи Просвещения был сторонником политического и юридического равенства людей? Как обосновывали идеи равенства и неравенства философы эпохи?

26. Кто ввел в философию распространенное сегодня утверждение, что человек – это машина или просто животное?

27. Кто из представителей эпохи был материалистом, а кто – деистом?

28. Присущ ли философии эпохи агностицизм? Если да, то чьим именно воззрениям?

29. Кто из философов эпохи утверждал абсолютный характер нравственности (нравственность одинакова для всех народов), а кто – относительный (нравы народов зависят от климатических, географических и прочих условий, а также от законов)?

30. В чем состоит значение философии эпохи Просвещения в истории человеческой цивилизации?

31. Для чего нужна свобода в обществе, согласно либеральным философам эпохи?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 2727; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.