Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Давид Юм




Я сознаю, что ничто не может быть более нефилософским, чем проявление твердой уверенности или догматичности в любом вопросе.

Давид Юм (1711–1776) – представитель шотландского Просвещения, эмпирик, агностик, скептик, предтеча утилитаризма. Юм родился в семье небогатого дворянина. С 1723 по 1726 г. Юм учился в Эдинбургском универ-

ситете на юриста. С 1746 г. занимался дипломатической деятельностью. С 1763 по 1766 г. жил в Париже, где подружился со многими просветителями (Дидро, Гельвеций и др.). Главное философское сочинение – «Трактат о человеческой природе» (1739–1740). Славу Юму принесли «Опыты моральные и политические» (1741). Мыслитель направляет свою философию на то, «чтобы сделать своих приверженцев и все человечество в каждое мгновение его существования, если это возможно, бодрыми и счастливыми» [20, 323].

Гносеология. Эмпиризм и агностицизм

Эмпиризм и агностицизм Юма направлены против метафизики, которая, по его мнению, делает людей несчастными. Агностицизм Юма «ставит крест» и на познании причинно-следственных связей в природе.

Утверждая эмпиризм, Юм отмечал, что все знания из опыта. Опыт состоит из восприятий: сильных – впечатлений (ощущений и эмоций) и менее сильных – идей (воспоминаний и воображений). Идеи – это копии впечатлений. Пространство и время – это способы упорядочения восприятий человеческой психикой.

Мы можем знать только содержание опыта и не можем выйти за его пределы. Наше представление о причинно-следственной связи возникает из опыта. Причиной считается одно событие, а следствием – другое, следующее за первым. То, что первое является причиной второго, мы не можем доказать логически. Причинные связи, если и существуют, то непознаваемы. Из этого философ выводит, что мысль человека ограничена пределами его опыта (с помощью воображения человек способен только к рекомбинации данных опыта). Следовательно, открываемые опытным путем законы природы не могут иметь характер всеобщих законов, которые должны действовать в прошлом, настоящем и будущем. Ведь есть вероятность, что новые впечатления будут противоречить ранее полученным. Таким образом, Юм ставит под сомнение возможность объективного, научного, на сто процентов надежного знания о мире. Иначе говоря, что мы можем познать только явления, но мы никогда не познаем сущности мира.

Онтология. Агностицизм. Нельзя ни доказать, ни опровергнуть существование мира. Классические понятия «материальной субстанции» и «духовной субстанции» Юм трактует как примеры метафизических иллюзий. Невозможно познать такие метафизические вопросы, как существование Бога и бессмертие души, поскольку эти понятия и идеи не могут быть сведены к простым чувственным впечатлениям. Идея Бога как «бесконечно разумного, мудрого и доброго существа порождается размышлением над операциями нашего собственного ума и безграничным усилением качеств доброты и мудрости» [19, 21]. Тем не менее в его учении есть метафизическое предположение. «Причины порядка во Вселенной, вероятно, имеют некоторую отдаленную аналогию с человеческим разумом».

Этика чувственности

Скептическое отношение Юма к метафизике повлияло на его критику монашеской и формулирование светской этики.

Критика монашеских добродетелей. Юм не был материалистом, но считал, что религия бесполезна для людей и даже вредоносна. Он отмечает, что здравомыслящие люди отвергают монашеские добродетели безбрачия, поста, умерщвления плоти, самоотречения, униженности и др., «… потому, что это отнюдь не способствует какой-либо [полезной] цели: не помогает человеку достичь счастья в мире, не делает его более ценным членом общества, не воспитывает его для компанейских развлечений, не увеличивает его собственную возможность доставить себе радость. Наоборот, мы наблюдаем, что все они препятствуют достижению этих желанных целей, притупляют ум и огрубляют сердце, заставляют тускнеть фантазию и портят нрав» [19, 313–314].

Утверждение светских добродетелей. Согласно Юму, человек обладает личным достоинством, если он отличается духовными качествами, «полезными или приятными самой этой личности или другим людям» [19, 312]. Юм предлагает следующий личностный идеал – это гуманный, справедливый, в меру честный, деловой, прилежный, проницательный, общительный, остроумный, веселый, безмятежный, воспитанный, обладающий силой духа, которая позволяет с достоинством преодолевать суровые испытания. «Подобно солнцу, исполнителю воли провидения, он подбадривает, животворит и поддерживает окружающий мир». Такой человек ценит внутренний покой духа, сознание своей честности, удовлетворенности своим поведением как необходимые условия счастья.

Юм – яркий противник рационалистической этики. Отвечая на вопрос о природе добродетелей: «Проистекают ли они из разума или из чувства», философ утверждает чувственную природу добродетели. Разум, утверждает философ-эмпирик, может осведомить нас о полезности или вредности качеств и поступков, но безразличие может препятствовать проявлению полезных качеств и поступков. Поэтому навязывание всеобщих моральных норм – мероприятие неэффективное. Юм утверждал этику чувств.

«Ничто не может быть реальнее, ничто не может более касаться нас, чем наши собственные чувствования удовольствия и неудовольствия, и если эти чувствования благоприятны добродетели и неблагоприятны пороку, то ничего больше не требуется для урегулирования нашего поведения, наших поступков».

Юм призывает в воспитании нравственности опираться на чувство человеколюбия, различающее добро (приятные ощущения) и зло (неприятные ощущения), принимающее первое и отвергающее второе, предпочитающее полезное пагубному, испытывающее чувство «радости по поводу счастья человечества и негодования по поводу его страданий».

Юм «осмеливается утверждать», что нет человеческого существа, которому созерцание счастья (когда отсутствует зависть или мстительность) не приносило бы удовольствия, а созерцание несчастья – тревоги. Но если дух человека «ограничен и лишен благородства», то человеколюбие проявляется лишь в возбуждении чувства удовлетворения или порицания и наделении других «почетным или же позорным наименованием».

У всякого индивида Юм отмечает также чувство общего интереса, побуждающего к общественной пользе и к справедливости. Человеколюбие и чувство справедливости полезны, от них зависит «наше собственное счастье и благоденствие». Лишь благодаря человеколюбию и справедливости индивиды могут рассчитывать на взаимную поддержку, а общества – на прочность социальных уз. Поэтому человеколюбие, чувство общего интереса и чувство справедливости следует культивировать в себе и в обществе.

Политическая философия. В отличие от французских просветителей Юм не сторонник социальных реформаций и либерализма. Юм выступил против концепций договорного возникновения государства. Государства возникают и существуют не благодаря добровольному согласию одних делегировать власть другим, а благодаря насилию, хитрости, страху, обязательствам и привычке подчиняться. Юм – консерватор и далек от романтизма в области политики. Люди несовершенны, поэтому они не могут жить в состоянии полной свободы, вне государства.

О свободе и необходимости

Юм придерживается философской традиции, отождествляющей свободу и необходимость: свободы, противополагаемой необходимости, не существует. Для обоснования этого тезиса Юм предлагает два аргумента.

1. Мы только воображаем, когда чувствуем в себе свободу, но на самом деле, считает Юм, мы действуем по необходимости, т.е. под влиянием ситуации и аффектов (надежд, страхов и др.).

2. Свобода, противополагаемая необходимости, утверждает Юм, – это случайность. А случайности, «по всеобщему признанию, не существует».

Значение учения. Скептицизм Юма «пробудил» Канта от догматического сна. Учение Юма об интересе и пользе легло в основу возникшего позже направления в философии утилитаризма. Его эмпиризм и критика метафизических понятий предшествовали позитивизму и неопозитивизму.

Критика учения. И. Кант, вопреки Юму, показал, что мысль человека не ограничивается опытом; она может выходить за пределы опыта, когда, например, конструирует идеи о совершенном государстве. Далее Кант утверждал, что человек может выйти за пределы природной необходимости и проявить свою свободу, начиная новый ряд событий, следуя только разуму.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 1732; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.