КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Эволюционные учения Ж.Б. Ламарка и Ч.Р. Дарвина
Огромную роль в научном понимании природы человека сыграли эволюционные учения биологов Ж. Б. Ламарка и Ч. Р. Дарвина.
зации животных происходит в результате упражнения органов под влиянием изменений условий окружающей среды и передачи приобретенных признаков потомству. Таким образом, в основе учения Ламарка лежат два предположения: 1) всему живому присуща способность к самосовершенствованию; 2) изменение условий окружающей среды вызывает изменения организмов. Необходимо отметить, что эта гипотеза Ламарка в наши дни часто используется для обоснования гуманистической психологии и педагогики. И именно она может быть базисным гипотетическим естественнонаучным основанием либерализма. Вместе с тем ошибочным следует признать утверждение Ламарка о постоянной и постепенной эволюции организмов, а не видов. Ламарк считал, что видов изменчивы и реальных границ между ними не существует. Сегодня мы знаем, что есть различные виды организмов, особи которых не способны давать плодовитое потомство и отличаются друг от друга генетически.
тельный фактологический материал для научных исследований. Спустя много лет Дарвин в книге «Происхождение видов путем естественного отбора» (1859) сформулировал свою теорию естественного отбора, объясняющую механизм эволюции видов живых организмов. Теория естественного отбора Дарвин применил учение Т. Мальтуса о росте народонаселения ко всем организмам. Дарвин констатировал: несмотря на то, что особи, входящие в состав популяции, обладают большим репродуктивным потенциалом (например, одна особь сельди выметывает в среднем около 40000 икринок), численность популяций остается относительно постоянной. Отсюда Дарвин делает вывод, что среди организмов происходит борьба за существование (межвидовая, внутривидовая и борьба с неблагоприятными условиями окружающей среды). Далее Дарвин отмечает, что всем живым организмам присуща изменчивость. Важнейшими видами изменчивости являются: групповая, определенная, возникающая из-за изменений условий окружающей среды и не передающаяся по наследству, и индивидуальная, передающаяся по наследству: в природе нет совершенно одинаковых организмов. Индивидуальная изменчивость случайна. Те особи, признаки которых наилучшим образом оказались приспособленными к условиям окружающей среды, имеют репродуктивное преимущество и оставляют больше потомства, чем особи менее приспособленные. Таким образом, согласно Дарвину, целесообразность строения живых организмов является результатом случая и естественного отбора, а не способности организмов к самосовершенствованию. Дарвин показал, что под действие естественного отбора попадают не только отдельные организмы, но и целые виды. Отбор может сохранять признаки и свойства, невыгодные отдельной особи, но выгодные группе особей или всему виду. Например, ужалившая пчела оставляет жало в теле врага и гибнет, но пчелиная семья сохраняется. Слабым местом теории естественного отбора является то, что Дарвин не показывает, как случайно приобретенные у одной особи признаки остаются и даже усиливаются в потомстве, а не растворяются в обычных признаках особей, с которыми данная особь и его потомство скрещивается. Происхождение человека от обезьяноподобных предков. В книге «Происхождение человека и половой отбор» (1871) Дарвин привел аргументы в пользу естественного происхождения человека от обезьяноподобных предков. Тело человека устроено по общему типу с другими млекопитающими, болезни у человека и обезьян схожи. Человек зарождается из яйца, так же как и другие животные. Зародыш человека в ранний период неотличим от зародышей других организмов. Дарвиновская концепция происхождения человека оказалась серьезным вызовом предшествующим представлениям о человеке, о его особенности по сравнению с другими организмами. Этика. Дарвин утверждал, что альтруизм также биологически укоренен, как и эгоизм. В борьбе за существование побеждают не только те индивиды, признаки которых лучшим образом приспособлены к среде, но и те сообщества, члены которых более социальны. К социальным инстинктам, помогающим в борьбе за существование, следует отнести материнскую любовь, предупреждение друг друга об опасности, совместная охота или защита, чувства любви, симпатии и преданности и т.д. Нравственность человека Дарвин рассматривает как результат эволюции социального инстинкта социальных животных (тех, которые живут стадами, семьями и т.д.). О Боге. Дарвин считал себя агностиком. В своей автобиографии ученый писал: «По-видимому, в изменчивости живых существ и в действии естественного отбора не больше преднамеренного плана, чем в том направлении, по которому дует ветер. Все в природе является результатом твердых законов». Против существования могущественного и благожелательного бога, по мнению Дарвина, свидетельствует наличие массы страданий в мире животных. Если люди страдают за грехи, то за что страдают животные? А в пользу существования Бога говорит «крайняя трудность или даже невозможность представить себе эту необъятную и чудесную вселенную, включая сюда и самого человека с его способностью заглядывать далеко в прошлое и будущее как результат слепого случая или необходимости». Учения Ж.Б. Ламарка и Ч.Р. Дарвина основаны на противоречащих методологических установках: первое признает наличие у всех живых организмов способности к самосовершенствованию, а второе – отрицает; первое связывает эволюцию с телеологизмом, а второе – со случайностью, естественным отбором и причинностью. Философия свободы согласуется с идеей Ламарка о способности к самосовершенствованию и плохо согласуется с учением Дарвина. Но учение Дарвина больше соответствует требованиям теоретической науки. По-видимому, истина лежит посередине.
Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 2977; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |