Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Позитивизм




Философские аспекты неклассической физики

Неклассическая наука – это период развития науки, в котором в отличие от классической науки Р. Декарта и И. Ньютона, устранявшей все факторы субъективного характера, признается связь между знаниями и деятельностью субъекта познания.

Современная неклассическая физика базируется на релятивистской физике и квантовой механике.

Альберт Эйнштейн (1879–1955) – основатель современной физики, в основе которой находится релятивистская концепция пространства и времени (1905, 1916). В 1921 г. Эйнштейну была присуждена Нобелев-  

ская премия за объяснение явления фотоэффекта.

Эйнштейн отверг классическую ньютоновскую концепцию абсолютного пространства и времени: «Если бы исчезла материя, то пространство и время исчезли бы вместе с ней». Пространство и время зависят от свойств материи, ее движения и массы.

Из отсутствия привилегированных, абсолютных систем отсчета следует, что все наши представления и утверждения о мире имеют смысл, только будучи «привязанными», соотнесенными с какой-либо конкретной системой отсчета. Иначе говоря, «единственно верная», абсолютная картина мира невозможна.

Знаменитая формула Е=mc2 означает, что энергии могут переходить в массы, а массы – в энергии. Таким образом, принципиальной разницы между разными видами материи нет.

А. Эйнштейн отрицал случайность и опирался на классическую идею единства, детерминированности и объективности мира. Он считал, что случайность – это непознанная закономерность.

Альтернативную позицию, в которой признается случайность, занял датский физик, один из основателей квантовой механики Нильс Бор (1885–1962). Когда Эйнштейн свою позицию выразил словами: «Господь  

Бог не играет в кости», Бор ответил: «Эйнштейн, не указывайте Богу, что делать». Существование случайности признается не только квантовой механикой, но и другими, так называемыми статистическими дисциплинами, такими как молекулярно-кинетическая теория движения газов, синергетика. Научные представления о случайности нарушают классическую рационалистическую детерминистическую картину мира, нарисованную Декартом и Спинозой.

Квантовая механика, основанная М. Планком, Н. Бором, В. Гейзенбергом и другими, разрушила другие классические механистические представления.

– Казавшийся вечным атом оказался делимым.

– В мире есть случайность.

– Мир целостен и не может быть абсолютно независимым от субъекта. Субъект одним своим присутствием всегда влияет на объект. Как отмечает Ф. Капра, «Вселенная – это динамическое неделимое целое, включающее и наблюдателя» [6, 71].

– В мире господствует корпускулярно-волновой дуализм. «Противоположности не исключают, а дополняют друг друга», – признает Н. Бор.

– Мир несубстанционален. Ф. Капра пишет: «Квантовая теория свидетельствует о фундаментальной цельности мироздания, обнаруживая, что мы не можем разложить мир на отдельные «строительные кирпичики». Проникая в глубины вещества, мы видим не самостоятельные компоненты, а сложную систему взаимоотношений между различными частями единого целого» [6, 60]. «Любая частица может быть преобразована в другую; энергия может превращаться в частицы и наоборот» [6, 70].

Итак, современная физическая картина мира содержит в себе несколько оснований свободы.

1) Не только мир влияет на наблюдателя, но и наблюдатель одним своим присутствием влияет на мир. От такого, каким будет этот присутствие, может зависеть существование всего мира.

2) Все утверждения о мире относительны, как и системы отсчета в физике.

3) Современная физика не дает единого представления о случайности в мире, и в этом факте неопределенности вновь прослеживается основание для свободы выбора мировоззрения.

4) Эйнштейн утверждал: «Физика представляет собой развивающуюся логическую систему мышления, основы которой можно получить не выделением их какими-либо индуктивными методами из опыта, а лишь свободным вымыслом» [19, 121]. Иначе говоря, физические представления о мире базируются на произвольных допущениях.

Неклассическая наука XIX-XX вв. повлияла на развитие западной философии процесса, гносеологии агностицизма и новых социальных и гуманитарных воззрений.

К середине XIX в. наука существенно потеснила философию и религию на мировоззренческом пьедестале. Эта тенденция отразилась в новом философском направлении – позитивизме.

Позитивизм (от лат. positivus – положительный) – это направление в философии и науке, признающее только позитивные знания (т.е. знания, полученные на основе опыта или теории, проверяемой опытным путем) и отрицающее познавательную ценность метафизического исследования. Метафизика рассматривается в раннем позитивизме как теоретически неосуществимая и практически бесполезная область знания.

В истории позитивизма выделяют четыре этапа развития.

1) Первый позитивизм. Основатель – Огюст Конт. Представители: Джон Стюарт Милль, Герберт Спенсер. Учение Милля как представителя утилитаризма изложено выше [в п. 8.2.2].

2) Эмпириокритицизм. Представители: физик Эрнст Мах (1838–1916) и философ Рихард Авенариус (1843–1896). Представители второго этапа позитивизма – эмпириокритицизма не исследовали проблему свободы, поэтому их воззрения здесь не представлены.

3) Логический позитивизм, состоящий из двух течений: аналитической философии и неопозитивизма.

Представители аналитической философии: Готлоб Фреге (1848–1925), Бертран Рассел (1872–1970), Людвиг Виттгенштейн (1889–1951) и др.

Представители неопозитивизма: мыслители Венского кружка, основанного в 1922 г. (Мориц Шлик (1882–1932) – руководитель, Отто Нейрат (1882–1945), Рудольф Карнап (1891–1970), Курт Гедель (1906–1978) и др.).

4) Постпозитивизм. Представители: Карл Поппер, Томас Кун, Имре Лакатос, Пол Фейерабенд и др.

Проблема свободы ярко обозначена в учениях таких позитивистов и постпозитивистов, как Дж. С. Милль, Г. Спенсер, Б. Рассел, Л. Витгенштейн, К. Поппер, П.Фейерабенд. Учения других философов науки представляют интерес для философии свободы, в основном тем, что их концепции служат примером антилиберальных учений, или в их концепциях содержатся идеи, способствовавшие развитию свободы в науке (например, неопозитивизм).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 814; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.