Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правовой позитивизм и неопозитивизм




Позитивизм, антипозитивизм и философия права

Позитивизм стал значимым направлением не только философии науки, но и философии права. Так же как и позитивизм научный, правовой позитивизм пытается исключить метафизические конструкции из своего дискурса.

Правовые позитивизм и неопозитивизм [10.5.1] были господствующими на Западе правовыми теориями, определяющими приоритеты в юридической практике. Как реакция на исключение метафизики из правового дискурса и возникшие из-за этого социальные проблемы в ХХ в. возникает правовой антипозитивизм в учении Густава Радбруха [10.5.2], призвавшего вернуть концепцию естественных прав в юриспруденцию.

В начале XIX в. основатель утилитаризма И. Бентам и многие другие буржуазные теоретики отказались от идеи естественного права, тесно связанной с метафизическими представлениями о божественной или космической сущности человека и его неотъемлемых правах. Плодом слияния утилитаристской теории права Бентама и позитивизма стал возникший в первой половине XIX в. юридический позитивизм.

  Основателем и главным представителем юридического позитивизма стал ученик О. Конта, английский правовед Джон Остин (1790–1859), автор книги «Лекции о юриспруденции, или философия позитивного права»

(1832). Остин, вслед за Бентамом, выступил против концепции естественного права. Право не следует смешивать с религиозными догматами, метафизикой и этикой. Отрицая естественное право, Остин отождествил право с законом – нормативно-правовым актом, установленным властью. Остин провозглашает: «Всякое право есть команда, приказ суверена». Право есть приказ власти, обращенный к управляемому, обязательный для исполнения под угрозой применения санкции в случае невыполнения приказа.

Юридический позитивизм Остина перерос в неопозитивизм, основными представителями которого были австро-американский юрист Ганс Кельзен и американский профессор юриспруденции Герберт Харт.

Сущность учения Ганса Кельзена (1881–1973) мало чем отличается от учения Остина: «Каждый должен действовать так, как предписано автором правового порядка». Кельзен считал, что позитивное право не следует смешивать с моралью или «идеальным», «подлинным правом». Он утверждал относительность, изменчивость, субъективность, произвольность моральных ценностей, в том числе основной правовой ценности – справедливости. В рамках теории права эти ценности не имеют права на существование.

Герберт Харт (1907–1993) в некоторой степени гуманизировал концепции Остина и Кельзена. Право как приказ он связывал не с насилием (как Остин), а с «признанием» этого права большинством. Иначе говоря, не всякое принудительное предписание властной инстанции имеет юридический характер, а лишь признанное, т.е. обеспеченное согласием большинства. Харт пошел на уступки концепции естественного права, выдвинув идею минимального содержания естественного права в любой правовой системе, в то же время правовая система может оставаться аморальной. Например, для решения проблемы обеспечения едой в мире ограниченных ресурсов может использоваться рабский труд.

В целом правовой позитивизм и неопозитивизм имеют две общие существенные черты: 1) государственный абсолютизм, т.е. признание государственной воли в качестве единственного источника права; 2) отказ от познания внутреннего содержания правовых явлений, их истоков и ценностей.

Значение и критика этих учений. Р. Дворкин в своей работе «О правах всерьез» говорит о том, что господствующие наряду с утилитаризмом правовой позитивизм и неопозитивизм подвергаются критике «слева» за то, что «из-за формализма правового позитивизма суды вынуждены толковать справедливость в ее ограниченном процессуальном смысле, отвечающем требованиям консервативной социальной политики, а не понимать ее в более богатом содержательном смысле, ибо это подрывало бы основу такой политики. По мнению левых, экономический утилитаризм имеет несправедливые последствия, ибо увековечивает бедность, видя в ней средство обеспечения эффективности, и создает искаженное представление о человеческой природе, поскольку для него индивиды – это движимые личными интересами атомы общества, а не социальные, по своей природе, существа, которые осознают себя не иначе как частью некоторого сообщества»[75].




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 3779; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.