КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Пол Фейерабенд
Единственным принципом, не препятствующем прогрессу, является принцип допустимо все (anything goes).
логический подход, названный им «эпистемологическим анархизмом». Если раньше философы науки искали ясные и четкие критерии рациональности и научности для разграничения научных и ненаучных знаний, то Фейерабенд саму науку возвел в ранг мифа. Основные положения концепции Фейерабенда – Низвержение науки с мировоззренческого пьедестала на уровень мифологии. «Наука гораздо ближе к мифу, чем готова допустить философия науки. Это одна из форм мышления, разработанная людьми, и не обязательно самая лучшая. Она ослепляет только тех, кто уже принял решение в пользу определенной идеологии или вообще не задумывается о преимуществах и ограничениях науки. Поскольку принятие или непринятие той или иной идеологии следует предоставлять самому индивиду, постольку отсюда следует, что отделение государства от церкви должно быть дополнено отделением государства от науки – этого наиболее современного, наиболее агрессивного и наиболее догматического религиозного института. Такое отделение – наш единственный шанс достичь того гуманизма, на который мы способны, но которого никогда не достигали» [17, 36]. – Признание значения мифов, религий, магических учений. От них была и есть практическая польза, они оставили искусство, медицину (у которой и сегодня многому можно поучиться), «они открыли богов и человеческую душу» [17, 27]. Фейерабенд считает, что «только религия способна обуздать многочисленные стремления, противоречащие друг другу достижения, надежды, догматические предрассудки, существующие сегодня, и направить их к некоторому гармоничному развитию» [17, 27]. Фейерабенд критикует господствующие науковедческие концепции, признающие в качестве научного знания только то, что укладывается в их схемы, а все остальное относящие к области псевдонаук и псевдознаний. Такая узость подхода обедняет науку, жизнь человека и общества. Так, например, современная западная медицина не может воспроизвести средства диагностики и лечения, применяемые в китайской традиционной медицине. Сам Фейерабенд пишет, что сам лечится с помощью отрицаемых наукой иглоукалываний и экстрасенсов. – «Единственным принципом, не препятствующем прогрессу, является принцип допустимо все (anything goes)» [17, 42]. «Например, мы можем использовать гипотезы, противоречащие хорошо проверенным теориям или обоснованным экспериментальным результатам» [17, 48]. – Пролиферации теорий (от англ. proliferation – размножение) приносят благо науке, а единообразие ослабляет ее. «Кроме того, единообразие подвергает опасности свободное развитие индивида» [17, 53]. Соответственно, плюрализм теорий и метафизических воззрений важен не только для методологии – он является также существенной частью гуманизма» [17, 68]. – «Наилучшим средством для того, чтобы заставить замолчать научную совесть современного ученого, является все-таки доллар» [16, 67]. Об образовании. Фейерабенд призывает развивать индивидуальность учащихся. «Прогрессивные учителя всегда пытались развивать индивидуальность своих учеников и выявлять специфические, а иногда совершенно уникальные способности и убеждения ребенка. Однако к такому виду образования, как правило, относились как к бесплодным упражнениям, пустой игре ума» [17, 68]. *** В заключение необходимо подчеркнуть, что научная картина мира – это картина мира, общие черты которой должен знать всякий считающий себя образованным человек. Научный образ мысли проникает не только в образование, но и в экономику и политику, а значит, в жизнь каждого из нас. Следовательно, философия науки имеет значение, как для ученых, так и для остальных считающих себя образованными людей. Для научных работников значение философии науки состоит в том, что она знакомит с философскими аспектами методологии научного исследования и расширяет просторы научного исследования. Остальным образованным людям знание философии науки важно, потому что мировоззрение современного общества в основном определяется учеными. Значение философии науки состоит также в том, что многие из открытий философии науки помогают определиться и в обычной жизни. Например, понятие «языковых игр» Л. Витгенштейна, критический рационализм К. Поппера, анархизм П. Фейерабенда. Призыв К. Поппера к установлению открытого общества актуален и ныне. Современные наука и философия науки показали относительность картин мира, наличие в мире неопределенности, дополнительности, случайности и хаоса. Все эти представления служат более подходящим основанием для утверждения свободы человека, чем представления классической науки и философии. Контрольные вопросы 1. Чем отличается классическая наука от неклассической? 2. Раскройте концепцию эволюции, по Ламарку. 3. Раскройте концепцию эволюции, по Дарвину. 4. В чьей концепции – Ж.Б. Ламарка или Ч. Дарвина – свобода человека выглядит более убедительной? 5. Какие стадии развития человечества различал О. Конт? 6. Какой модели общества придерживался О. Конт? 7. Сформулируйте законы эволюции, согласно Г. Спенсеру. 8. Раскройте основные положения органической социологии Г. Спенсера? 9. Какие принципы и какую культуру предлагал Б. Рассел для решения социальных проблем? 10. Раскройте смысл и значение учений Л. Витгенштейна раннего и позднего периодов. 11. Как связаны понятия Витгенштейна языковые игры, картина мира с философией свободы? 12. В чем состоит эволюция идей логического эмпиризма? 13. Продолжите: Рассел и ранний Витгенштейн предлагали свести философию к … а Шлик и Карнап к … 14. Раскройте концепции юридического позитивизма и неопозитивизма. 15. В чем состоит сущность юридического антипозитивизма? 16. Почему К. Поппер критикует историцистские учения? 17. Какой из принципов научности знания – верификации или фальсификации – в большей степени способствует росту научного знания? 18. Каковы признаки открытого общества, по Попперу? 19. В чем состоят основные положения учения П. Фейерабенда? 20. Что нового дает философия науки для философии свободы?
Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 977; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |