КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Социальный либерализм и инструментализм Джона Дьюи
ма и образования. Дьюи был профессором нескольких университетов США. О философии. Инструментализм Дьюи – основатель инструментализма – одного из направлений прагматизма, согласно которому философия должна стать интеллектуальным орудием своей эпохи, быть действенным инструментом постановки и решения задач. Инструментализм Дьюи перекликается с философией жизни: «Сущность прагматистского инструментализма заключается в трактовке одновременно знания и практики как средств для производства полезных для жизни вещей». Философия должна побуждать людей «к достижению более упорядоченного и разумного счастья». В книге «Творческий интеллект» (1917) Дьюи пишет: «Философия возрождается, когда перестает быть средством разрешения проблем философов и становится методом... разрешения проблем человечества». Инструментализм Дьюи основан на целостной процессуальной онтологии и прагматической гносеологии. Онтология Согласно Дьюи, реальность есть не самодостаточное Бытие, а Становление, процесс, не подчиняющийся неизменным «законам бытия». Дьюи критиковал идеализм и материализм как учения, сводящие единую целостную реальность к какому-либо одному ее аспекту: «Идея о том, что материя, жизнь и духовное представляют собой различные виды бытия, это – доктрина, возникшая, как и многие другие философские заблуждения, из субстанциализации изменяющихся функций...» Материю Дьюи рассматривал как свойство событий, а дух как поле взаимодействующих событий. Центральными понятиями процессуальной философии Дьюи выступают «ситуация» и «опыт». Дьюи придерживался концепции органической взаимозависимости всего сущего в мире: физический мир, биологическая природа, психика человека, содержание его сознания, – все связано и подчинено принципу непрерывности. Гносеология. Процессуальная онтология обеспечила ситуативное понимание истины: истина связана лишь с той ситуацией, в которой она возникла. Все понятия и концепции носят номинальный характер, т.е. характер соглашений, не претендующих на выявление «реальной» сущности вещей и явлений. Знания в основном являются средствами, орудиями, инструментами или операциями для превращения неопределенных ситуаций в определенные.Гуманистическая аксиология и этика Процессуальная онтология Дьюи повлияла на признание им уникальности всякого морального действия и на отрицание возможности обоснования абсолютных ценностей. «Ценности также расплывчаты, как очертания облаков». Поэтому человек свободен в каждой конкретной ситуации следовать не абстрактной морали, а поведению, ведущему в данной конкретной ситуации к наибольшему благу как для других людей, так и для самого действующего лица. Человек должен стремиться только к ближайшим целям, притом лишь практическим. Вместе с тем Дьюи ставит перед людьми единственный достойный глобальный ориентир – духовное самосовершенствование: «Свойство подлинно человеческой жизни состоит в создании человеком самого себя посредством своих собственных добровольных усилий; он должен сделать себя истинно нравственным, разумным и свободным существом» [8, 93]. Социальная философияНаиболее полно социальное учение Дьюи отражено в книге «Демократия и образование» (1916). Лишь человек и его развитие может быть основной целью общества. Дьюи заявил, что наиболее подходящим для развития личности типом социального устройства является либеральная демократия в американском ее облике. Ядром либерализма, согласно Дьюи, должно быть развитие свободной личности, раскрытие ее способностей и их свободное выражение. Таким образом, Дьюи подчиняет либерализм моральному императиву и направляет общество на рационализацию всех своих структур и институтов для достижения главной цели – развитие свободной и социально-активной личности. «Строго говоря, никому ничего нельзя навязывать. Не замечать этот факт – значит, извращать человеческую природу, пренебрегать ею [выд. Л.Г.]. Разумное и мудрое руководство поведение других людей непременно учитывает имеющиеся у них инстинкты и привычки» [8, 30].
Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 1594; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |