Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальный либерализм и инструментализм Джона Дьюи




Джон Дьюи (1858–1952) – американский философ, один из ведущих представителей прагматизма, основатель инструментализма, выдвинул ряд основополагающих идей в области социального либерализма, гуманиз-  

ма и образования. Дьюи был профессором нескольких университетов США.

О философии. Инструментализм

Дьюи – основатель инструментализма – одного из направлений прагматизма, согласно которому философия должна стать интеллектуальным орудием своей эпохи, быть действенным инструментом постановки и решения задач. Инструментализм Дьюи перекликается с философией жизни: «Сущность прагматистского инструментализма заключается в трактовке одновременно знания и практики как средств для производства полезных для жизни вещей». Философия должна побуждать людей «к достижению более упорядоченного и разумного счастья». В книге «Творческий интеллект» (1917) Дьюи пишет: «Философия возрождается, когда перестает быть средством разрешения проблем философов и становится методом... разрешения проблем человечества».

Инструментализм Дьюи основан на целостной процессуальной онтологии и прагматической гносеологии.

Онтология

Согласно Дьюи, реальность есть не самодостаточное Бытие, а Становление, процесс, не подчиняющийся неизменным «законам бытия». Дьюи критиковал идеализм и материализм как учения, сводящие единую целостную реальность к какому-либо одному ее аспекту: «Идея о том, что материя, жизнь и духовное представляют собой различные виды бытия, это – доктрина, возникшая, как и многие другие философские заблуждения, из субстанциализации изменяющихся функций...» Материю Дьюи рассматривал как свойство событий, а дух как поле взаимодействующих событий. Центральными понятиями процессуальной философии Дьюи выступают «ситуация» и «опыт».

Дьюи придерживался концепции органической взаимозависимости всего сущего в мире: физический мир, биологическая природа, психика человека, содержание его сознания, – все связано и подчинено принципу непрерывности.

Гносеология. Процессуальная онтология обеспечила ситуативное понимание истины: истина связана лишь с той ситуацией, в которой она возникла. Все понятия и концепции носят номинальный характер, т.е. характер соглашений, не претендующих на выявление «реальной» сущности вещей и явлений. Знания в основном являются средствами, орудиями, инструментами или операциями для превращения неопределенных ситуаций в определенные.

Гуманистическая аксиология и этика

Процессуальная онтология Дьюи повлияла на признание им уникальности всякого морального действия и на отрицание возможности обоснования абсолютных ценностей.

«Ценности также расплывчаты, как очертания облаков».

Поэтому человек свободен в каждой конкретной ситуации следовать не абстрактной морали, а поведению, ведущему в данной конкретной ситуации к наибольшему благу как для других людей, так и для самого действующего лица. Человек должен стремиться только к ближайшим целям, притом лишь практическим.

Вместе с тем Дьюи ставит перед людьми единственный достойный глобальный ориентир – духовное самосовершенствование:

«Свойство подлинно человеческой жизни состоит в создании человеком самого себя посредством своих собственных добровольных усилий; он должен сделать себя истинно нравственным, разумным и свободным существом» [8, 93]. Социальная философия

Наиболее полно социальное учение Дьюи отражено в книге «Демократия и образование» (1916). Лишь человек и его развитие может быть основной целью общества. Дьюи заявил, что наиболее подходящим для развития личности типом социального устройства является либеральная демократия в американском ее облике.

Дьюи критиковал политические учения, нацеливающие социумы на построение далекого будущего, классово или расово чистого общества, ради которых следует жертвовать настоящим. Социальная практика всегда состоит из вполне конкретных ситуаций. В социальном опыте важны лишь текущие проблемы, задачи и непосредственные цели, которые вытекают из данной ситуации. Дьюи оппонировал и классическому, индивидуалистическому либерализму (в учениях Локка, Смита и др.), сводящему демократию к «порубленному на кусочки суверенитету». Философ выступил против основного постулата классического либерализма о невмешательстве государства в экономическую и социальную жизнь (государство – «ночной сторож»). Правительственный контроль может не только не препятствовать сохранению и расширению индивидуальных свобод, но может и должен быть их гарантом. Лишь «организованные социальные усилия» на основе демократического либерализма с культивированием «метода интеллекта и экспериментальной проверки» являются единственным способом, на основе которого возможно освободить людей от контроля и подавления их культурных возможностей.

Ядром либерализма, согласно Дьюи, должно быть развитие свободной личности, раскрытие ее способностей и их свободное выражение. Таким образом, Дьюи подчиняет либерализм моральному императиву и направляет общество на рационализацию всех своих структур и институтов для достижения главной цели – развитие свободной и социально-активной личности.

Дьюи – убежденный демократ и либерал. Демократия для него не просто форма правления, а, прежде всего, партнерство и разумная, реалистическая кооперация с целью формирования полноценной личности, реализации ее творческого, интеллектуального, морального, социально-деятельностного потенциала. Общество должно оцениваться по тому, какую личность оно создает, насколько она свободна в духовном и культурном отношении и способна к реализации социальной инициативы.Дьюи подчеркивал, что либерализм и демократия сами собой не возникают в обществе, для их появления на практике они должны сначала оформиться теоретически – в виде политических, экономических и философских идей. Философия образования. Путь к демократизации общества, согласно Дьюи, лежит через образование. Дьюи различал два типа образования: классическое и прогрессивное. Классическое образование направлено в прошлое и озабочено лишь тем, чтобы заполнить предполагаемый вакуум в головах у детей знаниями и принципами прошлого. Прогрессивное образование отличается подготовкой к быстроменяющейся реальности настоящего и будущего. Школа должна предоставить возможность участия в социальной жизни, развивать навыки критического, самостоятельного мышления. Дьюи оказал огромное влияние на американскую педагогику, выдвинув принцип «обучения посредством деланья», пропагандируя формирование практических навыков в решении жизненных проблем. Следует научить учащихся самостоятельно ориентироваться в различных ситуациях, чтобы в будущем они не стали подавленными изменениями, с которыми неизбежно столкнутся. Дьюи – сторонник ненасильственной педагогики:

«Строго говоря, никому ничего нельзя навязывать. Не замечать этот факт – значит, извращать человеческую природу, пренебрегать ею [выд. Л.Г.]. Разумное и мудрое руководство поведение других людей непременно учитывает имеющиеся у них инстинкты и привычки» [8, 30].




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 1558; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.