Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Антипозитивистская психология




В ответ на позитивистские психологические представления, отрицающие существование души, возник опирающийся на метафизику психологический антипозитивизм, признающий реальность души, значимость религии и гуманизма в жизни человека и общества. Антипозитивистская психология развивается в двух направлениях: транперсональной психологии [п. 11.2.1] и гуманистической психологии [п. 11.2.2].

11.2.1. Трансперсональная психология
К.Г. Юнга и Р. Ассаджиоли

Трансперсональная психология – это направление в психологии, в котором психика человека рассматривается не как совокупность реакций организма на внешнюю среду, а как некое образование, неразрывно связанное с неким универсальным полем сознания, с другими психиками, со всем миром, с Богом.

Основателем трансперсональной психологии является швейцарский психолог и психиатр Карл Густав Юнг(1875–1961). Юнг родился в семье пастора реформаторской церкви. По окончании медицинского факуль-

тета университета в г. Базель Юнг работал в психиатрической клинике в Цюрихе. С 1907 по 1912 г. сотрудничал с З. Фрейдом. Позже он преподавал в Цюрихе и в Базеле. Юнг – фигура в психологии и философии не менее значимая, чем Фрейд. Но в отличие от Фрейда Юнг был метафизиком.

Вслед за Кантом он признает, что доказательство метафизических ноуменов (Бог, душа и др.) невозможно, и дело выбора каждого верить в это или нет. Юнг утверждает, что люди делятся на два типа: сущностно духовной и сущностно материалистической ориентации, и эти ориентации являются врожденными, и в этом отношении никто никого не сможет переубедить [18, 253]. Юнг с сожалением констатирует ценностный выбор ученых-материалистов, отрицающих реальность души и духа: «Этому повелителю стихий, этому вселенскому арбитру милее всего теории, провозглашающие бесполезность его достоинства и абсурдность его независимости» [16, 92-93]. Юнг утверждал, что причинный подход, которому придерживаются подавляющее число ученых и философов, конечен, а потому фаталистичен. Человек не должен быть абсолютно рабски закабален собственным прошлым. Сам Юнг утверждал телеологический подход. С помощью постановки целей и стремления к их достижению человек и общество могут освободиться из пут прошлого.

О душе. В отличие от позитивистов Юнг признает существование души и называет ее «самой впечатляющей реальностью человеческой жизни» [17, 271]. Душа не может быть познана научно, по крайней мере, в наше время, потому что для научного исследования сегодня необходима «архимедова внешняя точка опоры», а для души такой точки нет, потому что «наблюдать душу может только сама душа». В будущем, возможно, «атомная физика предоставит такую точку опоры». А сегодня, «не поднимая вопроса о сущности души», мы можем лишь утверждать: «вот так ведет себя душа» [18, 208].

О духе и религии. Дух, по Юнгу, – это «принцип, противоположный материи», «нематериальная субстанция, или форма существования, которая на высшем и наиболее универсальном уровне называется Богом» [18, 209]. Дух лежит в основе психических феноменов и даже жизни. Дух несводим к материи и изначально свободен. С молодости Юнг вдохновлялся высказыванием Эразма Роттердамского: «Призываемый или нет, Бог присутствует всегда». Юнг отмечает, что «личность, корни которой не уходят в Бога, не может самостоятельно сопротивляться физическим и нравственным соблазнам этого мира» [16, 81]. Неспособный сопротивляться соблазнам, человек превращается в индивида со сниженным нравственным и духовным уровнем, т.е. в массу. В своей психотерапевтической практике Юнг направлял все свои усилия «на то, чтобы пробудить в пациенте мифологическое и религиозное сознание и, тем самым, помочь ему восстановить утраченную целостность личности» [14, 493].

О коллективном бессознательном

Юнг утверждает, что в душе индивида есть не только индивидуальное, но и коллективное бессознательное – содержания надперсональной, «коллективной», «всеобщей» природы. Об этом свидетельствуют одни и те же сюжеты мифов, сказок, легенд, трактовки сновидений у представителей разных народов; явления синхронистичности (предчувствия, предвидения, «знаки»).

Одно из фундаментальных понятий трансперсональной психологии Юнга – архетипы (от греч. archë – начало + typos – образ) – изначальные врожденные психические структуры, образы, мотивы, составляющие содержание коллективного бессознательного и лежащие в основе общечеловеческой символики сновидений, мифов, сказок, легенд и т.п. Примеры архетипов: Самость, Мать, Герой, Старец, Анима, Анимус, Тень и т.д. Пожалуй, самым важным из архетипов является архетип Самости.

О Тени. Архетип Тень символизирует темное и неустранимое начало в психике. С Тенью не надо бороться, надо легализовать ее существование на доступном для сознания уровне.

«Наличие тени ведет к скромности, которая нам нужна для признания своего несовершенства. И именно осознание несовершенства необходимо для установления отношений между людьми. Человеческие отношения строятся не на дифференциации и совершенстве, поскольку они только подчеркивают различия или приводят к прямо противоположному результату; нет, в их основе лежат несовершенство, слабость, беспомощ­ность и потребность в поддержке, то есть те компоненты, из которых состоит основа зависимости. Совершенство ни в ком не нуждается, в отличие от слабости, которая ищет поддержки и не предлагает своему партнеру ничего такого, что могло бы поставить его в невыгодное положение или даже унизить. Но когда высокий идеализм играет слишком выдающуюся роль, то для такого унижения создаются все условия» [16, 135].

О Самости. Самость предстает объединяющим образом, центром человеческой психики. «Самость является не только центральной точкой, но и тем пространством, которое включает в себя сознание и бессознательное. Она является центром всей психической тотальности, подобно тому, как Я – центром сознания». Самость бессознательно продуцирует жизненные цели. Самость у многих людей бывает подавлена различными идеологическими конструкциями и психологическими установками.

Социальные воззрения

Юнг – решительный противник социоцентризма. В работе «Нераскрытая самость» [16] психолог показывает, как социоцентризм разрушительно влияет на личность индивида, подчинившегося его идеологии.

– Принцип социоцентризма означает отказ от свободы, а значит, от ответственности. «Существует только одна истина и никакой другой. Она священна, неприкосновенна. Любой, кто думает по-другому, является еретиком, которому, как мы знаем из истории, угрожают всем набором весьма неприятных вещей» [16, 82]. «Независимым суждениям не дают хода» [Там же].

– «Индивида все больше лишают права на принятие нравственного решения о том, как ему следует прожить его же собственную жизнь. Его кормят, одевают, обучают и дисциплинируют, как единицу общества, его селят в соответству­ющую единицу жилья и доставляют ему удовольствие и удовлетворение в той форме, в какой их воспринимает толпа» [Там же].

– «Цель и смысл индивидуальной жизни (которая является единственной реальной жизнью) заключается уже не в индивидуальном развитии, а в политике Государства, которая навязывается индивиду извне и состоит в претворении в жизнь абстрактной идеи» [16, 74]. «Государственная политика определяет, что следует преподавать и чему следует учить» [Там же]. «Интерес Государства возводятся в ранг веры, вождь или партийный начальник превращается в полубога, на которого не распространяются понятия добра и зла, а его жрецов славят, как героев, мучеников, апостолов, миссионеров» [16, 82].

– «Вместо нравственной и умственной дифференциации индивидов мы имеем благосостояние общества и повышение жизненного уровня» [16, 74].

Юнг отмечает, что единственный путь к обновлению общества лежит через обновление индивида.

«К сожалению нет никакого сомнения в том, что если индивид по-настоящему не обновил свой дух, то общество тоже не может быть обновленным, потому что общество – это сумма индивидов, нуждающихся в cnaсении души» [16, 102].

Индивидуация

В основе обновления индивида лежит процесс индивидуации. Индивидуация это естественный процесс психического роста и взросления, завершения своего «Я», который может быть заторможен или искажен. Это процесс раскрытия своей Самости.

В первой половине жизни индивидуация есть процесс «посвящения во внешнюю действительность», во время которого личность должна укрепить свое «Я» и адаптироваться к требованиям внешней среды. Во второй половине жизни задача индивидуации состоит в «посвящении во внутреннюю действительность», то есть в углубленном самопознании, в установлении связи с собственной душой и космическим порядком.

«Для молодого, еще не добившегося успеха человека чрезвычайно важно сформировать свое сознательное Я активным и действенным, т.е. воспитать волю. Если он не совсем уж гений, то ему вообще не стоит верить во что-либо, не идентичное воле. Он должен ощущать себя волевым существом, а все остальное может обесценить или же мнить зависящим от воли, потому что без этой иллюзии ему не достичь социальной адаптации.

Но все совсем иначе у человека во второй половине жизни. Ему больше не нужно воспитывать волю – скорее, чтобы понять смысл своей индивидуальной жизни, нужен опыт собственной сущности. Социальная полезность уже не столь желанна, как раньше. Он воспринимает свою социально бесполезную творческую деятельность как работу и над собой, и личное благодеяние. Кроме того, она освобождает от болезненной зависимости, и пациент приобретает внутреннюю устойчивость и новое доверие к самому себе. Именно эти достижения, в свою очередь, благотворно сказываются на социальной жизни пациента. Ведь внутренне устойчивый и доверяющий самому себе человек справится со своими социальными задачами лучше, чем тот, у кого нелады с бессознательным» [19, 263].

Индивидуация личности, согласно Юнгу, есть основная цель психотерапии.

Значение учения. Трансперсональная психология К.Г. Юнга утверждает, что человек является существом духовным, а значит, он должен уделять духовной сфере своего сознания должное внимание. Дело Карла Густава Юнга продолжили Роберто Ассаджиоли (1888–1974), Станислав Гроф (род. в 1931), Кен Уилбер (род. в 1949) и многие другие психологи, не только предлагающие целостные концепции сознания, но и исследующие медитативные практики по развитию духовной сферы сознания.

  Итальянский психиатр, психолог Роберто Ассаджиоли (1888–1974) учил, что человек, по природе, является духовным существом. Люди, под гипнозом обманчивой поверхности вещей отрицающие духовную сферу сознания, по мнению Ассоджиоли, находятся в состоянии раскола с

с самим собой, подвергаются комплексам и внешним влияниям, становятся неуверенными и неустойчивыми в своих мыслях и действиях.

«Интуитивно чувствуя себя "единым целым" и, тем не менее, находя в себе "внутренний раскол", он [человек] приходит в замешательство и не может понять ни себя, ни других. Неудивительно, что, не зная и не понимая себя, человек не управляет собой, вращаясь в кругу своих ошибок и недостатков; вот почему столь многим людям жизнь не удалась – или, во всяком случае, была омрачена болезнями души и тела, истерзана сомнениями, разочарованиями и отчаянием. Неудивительно, что иногда человек в своем слепом стремлении к свободе и удовлетворению яростно восстает против существующего положения вещей, а иногда, пытаясь приглушить внутреннюю боль, с головой уходит в лихорадочную деятельность, отдается разгулу страстей или пускается в безрассудные приключения» [1, 14-15].

11.2.2. Гуманистическая психология А. Маслоу, К. Роджерса
и В. Франкла

Основатели гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл) исходят из предпосылки о том, что в человеке заложены потребности в самоактуализации, раскрытии своей творческой природы, духовном росте.

  Основателем гуманистической психологии считается американский психолог Абрахам Маслоу(1908–1970). В противовес господствующим тогда бихевиоризму и психоанализу Маслоу полагал, что в человеке заложен пози-

тивный потенциал, направленный в сторону постоянного развития. И поэтому цель психологии заключается в том, чтобы «помочь человеку обнаружить в себе то, что в нем уже заложено».

Самая знаменитая концепция Маслоу – это «пирамида потребностей». Маслоу делит потребности людей на высшие (в самоуважении, в самореализации) и низшие (физиологические, безопасности, любви и принадлежности). Маслоу утверждает, что потребности более высоких уровней актуализируются только после удов-

ворения потребностей более низких уровней. Особенно важно удовлетворение последних в раннем детстве при формировании психической структуры личности. Удовлетворение физиологических потребностей ведет к актуализации потребности в безопасности (физической, экономической и др.). Удовлетворение потребностей в безопасности ведет к актуализации потребности в любви и принадлежности. Лишь только после удовлетворения последних могут быть актуализированы высшие потребности (самоуважение и самоактуализация).

Таким образом, согласно Маслоу, для того, чтобы человек вырос свободным самоактуализатором, необходимо в детстве удовлетворять базовые потребности ребенка – физиологические, безопасности, любви и принадлежности.

Два типа личности

Вслед за Э. Фроммом, различавшим две личностные установки «Иметь» и «Быть», и на основе собственной пирамиды потребностей Маслоу выделяет два типа личности: нездоровую (дефицитарную) и здоровую (самоактуализирующуюся).

1) Дефицитарная личность – это личность, которой недостает чего-либо, например безопасности, уважения и признания окружающих. Дефицитарные личности целиком зависят от внешних условий, ситуаций, материальных средств, других людей. Они не хозяева своей судьбы и не могут считаться здоровыми.

2) Самоактуализирующаяся личность – это личность, ориентированная на развитие и рост, не испытывающая тоски по дефициту. Самоактуализаторы не избавляются от напряжения, а напротив, используют его как средство достижения определенной цели. Для них важны реализация своих талантов и способностей, совершение своей миссии, своего призвания, обретение более полного единства своей личности.

Причину уклонения от естественного роста и развития, «уклонения от своего предназначения», «бегства от своих талантов» Маслоу назвал «комплексом Ионы».

«Практически каждый из нас мог бы добиться в своей жизни большего, чем достиг. В каждом из нас есть нереализованные или нераскрытые возможности. Ясно, что многие из нас уклоняются от пути, предначертанного нам природой. Мы пытаемся избежать ответственности, которую возлагает на нас (или, вернее, предлагает нам) наше устройство, наша судьба, а иногда и случай, точно так же, как Иона тщетно пытался избежать своей миссии» [3, 48-49].

  Американский психолог Карл Роджерс (1902–1987) исходил из того, что всей природе, всей Вселенной, «от самой крохотной снежинки до самой огромной галактики, от самой ничтожной амебы до самой тонкой и одаренной лич-

ности», присуща тенденция к зрелости. Это тенденция «распространяться, расширяться, становиться независимым, развиваться, зреть – тенденция выражать и задействовать все возможности организма до такой степени, что такая активность усиливает организм или «Я»». Но «это стремление может быть наглухо закрыто слоями ржавых психологических защит, оно может быть скрыто за замысловатыми фасадами, отрицающими его существование, но я верю, что оно существует в каждом человеке и ожидает соответствующих условий, чтобы освободиться и проявить себя» [6, 78].

Роджерс пишет, что к нему, как к психотерапевту, обращались многие люди с казалось бы разными проблемами, но все они сводились к одной. «Мне кажется, в глубине души каждый человек спрашивает: "Кто я в действительности? Как я могу войти в контакт с моим настоящим Я, лежащим в основе моего поверхностного поведения? Как я могу стать самим собой?"» [5, 154]. Таким образом, по мнению Роджерса, все психологические кризисы являются симптомом фрустрирования тенденции становления самим собой, тенденции к зрелости. Многие люди не становятся самим собой из-за того, что носят маски из необходимости защиты от негативного влияния других или из желания соответствовать нормам. Люди не учитывают, что «каждый индивид имеет тенденцию стать самостоятельным, отличным от других, уникальным человеком» [5, 161]. Роджерс предлагает достаточно простой метод решения проблемы снятия ограничивающего личностный рост защитного механизма – установление безопасных отношений с клиентом.

Качества, раскрывающиеся в процессе становления самим собой

1. «Индивид становится более открытым своему опыту» [5, 161]. Доверие опыту, согласно Роджерсу, означает доверие своим ощущениям, чувствам. Оно ведет к «открытости сознания тому, что в данный момент существует внутри него и в окружающей его ситуации» [5, 162]. Но часто бывает обратное: «Молодая женщина способна видеть только хорошие качества своего будущего супруга, в то время как открытость опыту показала бы, что у него есть и недостатки» [5, 165]. В результате успешного развития открытости опыту может и должно развиться чувство любви, например, к детям, и тогда не только дети сильно меняются, но и родители. Открытость опыту включает и доверие собственному организму. «Организм является подходящим инструментом для выбора поведения, наиболее соответствующего данной ситуации» [5, 165]. «Если ваше тело говорит вам, что оно устало, вы слышите его и верите ему, вместо того чтобы его критиковать» [5, 163].

2. «Индивид все чаще начинает чувствовать, что локус оценки лежит внутри его. Все меньше и меньше он ищет у других одобрения или неодобрения решений, выборов и стандартов, по которым надо жить. Он осознает, что выбор – это его личное дело; что единственный вопрос, который имеет смысл, – это "Полностью ли удовлетворяет и верно ли выражает меня мой образ жизни?"» [5, 166].

3. Становящегося самим собой «более удовлетворяет существование в виде процесса, нежели как застывшая сущность». Роджерс отмечает, что обращающиеся к психологу вначале хотят «приблизиться к тому рубежу, за которым скрываются решения его проблем или где спрятан ключ от семейного благополучия». Но в итоге успешного курса психотерапии они принимают: «Человек – это текущий процесс, а не застывшая, статичная сущность; это текущая река изменений, а не кусок твердого материала; это постоянно изменяющееся соцветие возможностей, а не застывшая сумма характеристик» [5, 170].

Психология образования. Роджерс считал, что высвободить естественную тенденцию к зрелости можно с помощью предлагаемого им человекоцентрированного подхода в психотерапии и в педагогике. В работе «Свобода учиться» Роджерс говорит о том, что одной из важнейших задач обучения является высвобождение любознательности, пробуждение исследовательского азарта учащихся. Доверие способности учащегося самостоятельно думать и учиться, эмпатический способ общения плюс «благоприятная для личностного роста обстановка» должны вызвать желание у воспитуемого актуализировать свои потенциалы.

  Австрийский психолог, психиатр, философ Виктор Эмиль Франкл (1905–1997), основатель логотерапии – терапии смыслом. Франкл закончил университет в г. Вена. В 1928 г. он основал центр психологического консуль-

тирования для молодежи, в 1930 г. получил степень доктора медицины. Будучи евреем, Франкл попал в концлагерь во времена немецкого рейха. Находясь в тяжелейших условиях концлагеря, Франкл потерял почти всю семью, но не веру в человека. Он продолжал вселять веру в других людей, он придавал им смысл жизни. Высший смысл жизни, по Франклу, всегда связан с другими. Любимой цитатой Франкла является высказывание Ницше: «Тот, кто знает, зачем жить, может вынести почти любое Как?».

Франкл видел корень большинства психологических проблем современного человека в отрицании духовного уровня сознания. Франкл считал, что каждый человек – высокодуховное существо, способное не просто контролировать свои потребности, но и создавать их.

«Сегодня, по-видимому, дело скорее опять в том, чтобы придать человеку мужество духовно жить, чтобы напомнить ему, что у него есть дух, что он – духовное существо» [7, 105].

«Человеческое существо – не вещь среди других вещей, вещи детерминируют друг друга, а человек в конечном счете существо самодетерминирующееся. Кем он становится в границах наследственности и среды, зависит от него самого» [8, 216].

«Духовное, по определению, и есть свободное в человеке. Духовная личность – это в человеке, что всегда может возразить!».

Утрата мистического восприятия действительности – причина отчужденного отношения к своей духовной сущности. В. Франкл предупреждал: «Когда мы подавляем в себе ангела, он превращается в дьявола».

О самоактуализации. Иногда люди ссылаются на собственные ограниченные возможности для достижения тех или иных личностных высот. В. Франкл учил, что люди и с ограниченными возможностями могут жить полноценной жизнью:

«Нам известен человек, у которого в результате предродового поражения мозга были частично парализованы руки и ноги. Его ноги были настолько атрофированы, что всю жизнь он был прикован к каталке. Вплоть до позднего отрочества его вообще считали умственно отсталым, и он оставался безграмотным. В конце концов, какой-то ученый заинтересовался им и организовал для него минимальное начальное обучение. В поразительно короткий срок наш пациент научился не только читать, писать и тому подобное, но и приобрел знания на уровне университетского образования в тех вопросах, которые вызывали его особый интерес. Теперь уже многие известные ученые и профессора стали соперничать друг с другом за право стать его частным преподавателем. Он создал в своем доме литературный салон, в котором сам стал наиболее интересной и привлекательной фигурой. Лучшие красавицы боролись за его любовь, за место в его постели, настолько теряя головы, что случались целые скандалы и даже попытки самоубийства. А этот мужчина не мог даже говорить нормально! Его артикуляция была резко затруднена тяжелой болезнью; каждое слово он произносил с неимоверными усилиями и перекошенным лицом. Какой великой силой нужно было обладать этому человеку, чтобы "вылепить" свою жизнь! И каким примером мог бы он быть для наших пациентов, которые в большинстве своем начинают с гораздо менее тяжелого состояния, чем начинал он! Ибо если бы его жизнь сложилась в соответствии с его "судьбой", он должен был бы просто прозябать в каком-нибудь заведении для умственно отсталых, чтобы в один прекрасный день умереть там в безвестности» [7, 212-213].

Пример, приведенный Франклом, показывает, что ни в какой ситуации не следует отчаиваться, что все зависит от самого человека. Как говорится, хороший игрок даже с плохими картами может выиграть, или: не тот тонет, кто попал в глубокую воду, а тот, кто продолжает в ней находиться.

Франкла беспокоят и социальные проблемы. Он считает, что духовно ориентированные самоактуализирующиеся люди могут организовать истинное сообщество и противостоять толпе.

О толпе и истинном сообществе

Франкл отмечает, что социоцентристская, коллективистская идеология ведет к формированию безответственной толпы:

«Как только кто-нибудь начинает вести себя так, как будто он всего лишь частица «высшего» целого и только это целое играет определяющую роль, он начинает получать истинное наслаждение от того, что удалось «сбросить» с себя хотя бы часть ответственности. Эта тенденция к избеганию бремени ответственности оказывается мотивом для любых форм коллективизма. Истинное сообщество, в сущности, – это сообщество ответственных личностей; толпа – это просто множество обезличенных существ» [8, 200-201].

***

Итак, два направления в психологии – позитивистское и антипозитивистское – опираются на два противоположных представления о природе человека.

Позитивистская психология отрицает реальность души и духа, формирует отношение к себе и другим как к вещам, инструментам. Она ориентирует человека не на развитие внутреннего мира, а на «безусловное приспособление» (Адорно) к внешнему миру.

Антипозитивистская психология верит в то, что каждому человеку присуще духовное, разумное, ясно познающее, доброе, самоактуализирующееся начало; его нужно только пробудить. Трансперсональная психология активно опирается на медитационные техники развития сознания, а гуманистическая психология призывает человека поверить в свой духовный потенциал и развить его.

Человечество на данном этапе его развития и, по-видимому, в принципе не может однозначно утверждать, какое из этих направлений единственно верное. Поэтому мы вновь находимся в состоянии свободы выбора мировоззрения, и сравнение двух типов психологий должно помочь нам сделать правильный выбор.

Контрольные вопросы

1. Раскройте содержание основных понятий учения Фрейда.

2. Каково, по Фрейду, влияние культуры на свободу человека?

3. Что утверждал Фрейд о свободе человека?

4. Раскройте социальные воззрения Фрейда.

5. Что такое бихевиоризм? В чем состоит главная задача человека, согласно бихевиоризму?

6. В чем состоит антисциентизм учения Юнга?

7. Раскройте учение Юнга о коллективном бессознательном.

8. Что такое индивидуация? И каковы, по мнению Юнга, особенности индивидуации в молодом и зрелом возрастах?

9. Какие доводы приводил Юнг против социоцентристских идеологий? Какой путь предлагал Юнг для обновления общества?

10. В чем видел основную причину болезней души и тела Ассаджиолли?

11. Как связана пирамида потребностей Маслоу с философией свободы?

12. Какие два типа личности различал Маслоу? К какому из этих типов вы отнесете себя? Как вы думаете, распространен ли в нашем обществе комплекс Ионы и почему?

13. Каким должно быть образование, по Роджерсу, для того, чтобы высвободить у человека естественную тенденцию к зрелости?

14. В чем состоит смысл логотерапии Франкла?

15. Какое из направлений психологии – позитивистское или антипозитивистское в большей степени способствует личностному развитию человека? Почему?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 1503; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.