Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психоанализ Зигмунда Фрейда




Позитивистская психология

Библиографический список

1. Аналитическая философия: избранные тексты / сост., вст. статья и ком. А.Ф. Грязнова – М.: Изд-во МГУ, 1993.

2. Бикметов Р.М. Открытое общество и свобода политических дискуссий. – М.: Магистр, 1997.

3. Витгенштейн Л. Логико-философский трактат / Л. Витгенштейн // Философские работы. Ч. 1. – М.: Гнозис, 1994. – С. 1-74.

4. Витгенштейн Л. Философские исследования / Л. Витгенштейн // Философские работы. Ч. 1. – М.: Гнозис, 1994. – С. 75-320.

5. Дарвин Ч.Р. Происхождение человека и половой отбор. – СПб.: тип. И.Н. Скороходова, 1896.

6. Капра Ф. Дао физики. – СПб.: ОРИС, 1994.

7. Карнап Р. Преодоление метафизики логическим анализом языка / Р. Карнап // Аналитическая философия (антология). – М.: ДИК, 1998

8. Конт О. Дух позитивной философии. – М.: Директ-Медиа, 2002.

9. Моисеев С.В. Философия права: курс лекций. – Новосибирк: Сибирское университетское изд-во, 2003.

10. Поппер К. Нищета историцизма. – М.: Изд. группа «Прогресс» - VIA, 1993.

11. Поппер К. Открытое общество и его враги: в 2 т. – М.: Феникс; Международный фонд «Культурная инициатива», 1992.

12. Поппер К. Предположения и опровержения. – М.: АСТ; ЗАО НПП «Ермак», 2004.

13. Поппер К. Логика и рост научного знания. – М.: Прогресс, 1983.

14. Радбрух Г. Философия права. – М.: Международные отношения, 2004.

15. Рассел Б. Искусство мыслить. – М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 1999.

16. Спенсер Г. Опыты научные, политические и философские. – Мн.: Современный литератор, 1998.

17. Фейерабенд П. Против метода. Очерк анархистской теории познания. – М: АСТ: АСТ МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2007.

18. Чистое учение о праве Ганса Кельзена: сборник переводов. – М.: АН СССР, Институт научной информации по общественным наукам, 1988. – Вып. 2.

19. Эйнштейн А. Мир и физика. Сборник. – М.: Тайдекс Ко, 2003.

20. Эйнштейн А. Собрание научных трудов: в 4 т. – т. 4. – М.: Наука, 1967.

 


Глава 11. Психологические учения о свободе

Психология (от греч. psychе – душа) – наука о закономерностях, механизмах и фактах психической жизни человека и животных.

Психология возникла из философии. Современная западная психология предстает западным вариантом философии индивидуальной свободы человека.

В современной западной психологии сложились два направления: позитивистское [п. 11.1] и антипозитивистское [п. 11.2]. Первое в значительной степени отражает философию индивидуалистской свободы. Второе раскрывает западную философию духовной свободы.

Австрийский психиатр Зигмунд Фрейд (1856–1939) родился в Вене, в еврейской семье. Он был старшим и горячо любимым матерью ребенком. Позже он напишет: «Человек, в детстве безгранично любимый матерью, на
всю жизнь сохраняет в себе чувство победителя, ту веру в успех, которая зачастую действительно стимулирует успех». В 1881 г. Фрейд получил степень доктора медицины, в 1885 г. стал приват-доцентом по невропатологии. В 1902 г. благодаря признанию в научном сообществе он был назначен профессором невропатологии Венского университета; этот пост он занимал вплоть до 1938 г. В том же году, после захвата нацистами Австрии, Фрейд вынужден был покинуть Вену. Многие люди участвовали в его освобождении, побеге и обустройстве сначала в Париже, затем в Лондоне.Фрейд – основатель психоанализа как метода терапии психических заболеваний и как психологической доктрины, направленной на изучение бессознательных явлений и процессов не только индивидуальной психики, но и культуры в целом. Фрейд является знаковой фигурой не только в психологии, но и в философии. Основные положения психоанализа Фрейда 1. Не сознание, а именно бессознательное играет доминирующую роль в поведении личности. 2. Бессознательное имеет индивидуальный характер. Индивидуальное бессознательное – это наследуемая часть психики, образующаяся путем вытеснения запрещенных культурой инстинктивных желаний и помыслов из области сознания в глубинные слои психики. Человек, либидо, Эрос и Танатос Сознательное Я находится в тисках между бессознательным Оно, требующим удовлетворения природных, в том числе сексуальных влечений, и надсознательным Сверх-Я, требующим исполнения социальных норм морали и нравственности. Главное значение среди бессознательных инстинктов имеют сексуальные влечения (либидо). Либидо играет первостепенную роль во всей жизнедеятельности человека и проявляется с самого раннего детства, когда, например, уже сытый младенец сосет грудь матери ради удовольствия. С раннего детства человек подвержен Эдипову комплексу – бессознательному сексуальному влечению к родителю противоположного пола и враждебное к родителю того же пола.

В структуре психики есть также два влечения: стремление к жизни (Эрос) и стремление к смерти, разрушению (Танатос). Фрейд отмечает, что: «Бесконечно многие культурные люди, которые бы в ужасе отшатнулись от убийства или инцеста, не отказывают себе в удовлетворении своей алчности, своей агрессивности, своих сексуальных страстей, не упускают случая навредить другим ложью, обманом, клеветой, если могут при этом остаться безнаказанными, и это продолжается без изменения на протяжении многих культурных эпох» [9, 101].

Бессознательные влечения проявляются в поведении, а если сознание ставит запрет на эти влечения, то они имеют тенденцию проявиться во снах и оговорках. Поскольку бессознательное проговаривается в языке, то в беседе с пациентом психотерапевт может определить характер неврозов и пути их лечения. Значительное место в психоаналитической практике Фрейда занимало толкование сновидений. У сексуальной энергии и стремления к разрушению есть три пути выхода: 1) непосредственно; 2) через сублимацию – перевод сексуальной энергии в творческое русло (сфера сексуальных влечений признается Фрейдом источником творческой активности человека в искусстве, политике); 3) неврозы. Если либидо и Танатос не проявляются непосредственно или в творчестве, то тогда человек рискует попасть в состояние невроза. Всякий индивид неустранимо невротичен, поэтому цель психотерапии состоит в том, чтобы «превратить чрезмерные страдания невроза в нормальные, обыкновенные невзгоды повседневности». Таким образом, психоанализ Фрейда, освобождая человека от одних неврозов, не ставит себе целью освобождение человека от невзгод в принципе.

Социально-политическая психология. Культура и свобода

Социально-психологические воззрения Фрейда, изложенные в работах «Тотем и табу» (1913), «Психология масс и анализ человеческого Я» (1921), «Будущее одной иллюзии» (1927) и «Цивилизация и ее неудовлетворенность» (1927), во многом определили современные социальные теории, политические и правовые.

При всяком социокультурном проектировании следует учитывать природу человека, выражаемую Фрейдом в двух положениях. «Во-первых, люди не имеют спонтанной любви к труду и, во-вторых, доводы разума бессильны против их страстей» [9, 97]. Без принуждения человеческий труд едва ли будет столь же интенсивным, как с ним. Фрейд утверждает, что абсолютно доброе и хорошее общество (Золотой век), отказавшееся от принуждения, невозможно, потому что человеческую агрессивность можно подавить и сублимировать, но искоренить полностью нельзя.

Фрейд не демократ. Он признает неизбежность господства меньшинства над большинством. «Нельзя обойтись без господства меньшинства над массами, потому что массы косны и недальновидны, они не любят отказываться от влечений, не слушают аргументов в пользу неизбежности такого отказа, и индивидуальные представители массы поощряют друг в друге вседозволенность и распущенность» [9, 97].

Поскольку страсти сильнее разума, то неизбежно, что «всякая культура строится на принуждении и запрете влечений» [9, 96]. Фрейд считает, что культура:

– принижает значение естественного отбора;

– ограничивает сексуальную жизнь;

– способствует формированию разного рода иллюзий, характеризующихся «сопротивлением натиску логики и реальности». угтешающих массы, формирующих чувство их причастности природе, Богу, нации, государству и т.п.;

– порабощает людей; люди были максимально свободны, лишь до того как появилась культура.

В результате «многие культуры или целые культурные эпохи (а возможно, и все человечество) сделались «невротическими» под влиянием культуры» [11, 133].

По отношению к свободе человека у Фрейда позиция не вполне однозначная. С одной тороны, он рассматривает человека как несвободного, обусловленного его прошлым, либидо, агрессией и культурой. «Вера в психическую свободу и произвольность… совершенно ненаучна и должна уступить требованию необходимого детерминизма и в душевной жизни» [10, 65]. С другой стороны, с тем мыслитель противоречиво заявляет: «Вряд ли найдется какое-нибудь средство, способное превратить природу человека в природу термита; пожалуй, он всегда будет отстаивать свое притязание на индивидуальную свободу против воли масс» [11, 94]. Фрейд провозглашает, что свобода вполне совместима с развитием культуры. «То, что заявляет о себе в человеческом обществе как стремление к свободе, может быть бунтом против имеющейся несправедливости и таким образом благоприятствовать дальнейшему развитию культуры, уживаться с культурой» [11, 94].

О массе

Понятие масса является сегодня одним из самых распространенных в современной социальной философии и психологии. Это понятие ввел научный оборот основатель социальной психологии Гюстав Лебон (1841-1931) в работе «Психология масс» (1895). Масса, по Лебону, – это социальная среда, толпа, находясь в которой индивиды чувствуют, думают и поступают совершенно иначе, чем если бы каждый из них в отдельности чувствовал, думал и поступал. В массе под действием чувства неодолимой мощи исчезает чувство ответственности, обычно сдерживающее индивида. В толпе люди становятся внушаемыми. «В толпе заразительно каждое действие, каждое чувство, и притом в такой сильной степени, что индивид очень легко жертвует своим личным интересом в пользу интереса общего» [Цит. по 12, 778]. Лебон отмечает, что «одним лишь фактом своей принадлежности к организованной массе человек опускается на несколько ступеней ниже по лестнице цивилизации. Будучи единичным, он был, может быть, образованным индивидом, в массе он – варвар, т.е. существо, обусловленное первичными позывами» [Цит. по 12, 779].

Фрейд, а за ним многие другие философы и психологи (Х. Ортега-и-Гассет, К.Г. Юнг, К. Ясперс и др.), использовал понятие масса для обозначения не толпы, а единичного человека. Фрейд подтвердил мнение В. Троттера о том, что психические явления, наблюдаемые у массы, порождены стадным инстинктом, присущим практически всем животным. Фрейд объясняет психологию масс также и с помощью понятия либидо. «Стадность есть аналогия и как бы продолжение многоклеточности, а в духе теории либидо – дальнейшее выражение склонности всех однородных живых существ к соединению во все более крупные единства... Противоречие стаду равносильно отделению от него, и поэтому противоречия боязливо избегают» [12, 815]. Масса объединяется ни чем иным, как все в мире объединяющим действием Эроса. Наиболее интересными типами масс для Фрейда являются церковь и войско. Эти типы масс объединяет иллюзия, что вождь (Христос, полководец) любит каждого одинаковой любовью. Люди в массе испытывают потребность быть в согласии с другими массовыми индивидами и с вождем, а не в противоборстве. Причем, если порывается связь с вождем, то порывается связь с другими членами массы.

Против религии и за науку. Фрейд считает, что религия возникла из беспомощности человека перед внешними и внутренними разрушительными силами. Подобно тому как ребенок ищет защиту у грозного и милосердного отца, так и религиозный человек ищет защиту у Бога. Религия склоняет человека к иррациональным учениям и отдаляет от критического мышления. Он скептически относился к метафизике и считал, что только наука может привести к правильному пониманию мира. «Научная работа остается для нас единственным путем, способным вести к познанию реальности вне нас» [9, 120].

Значение психоанализа Фрейда. Психоанализ Фрейда оправдал, и значит, освободил ту сторону психики, которая традиционно считалась темной и запретной. Благодаря открытию Фрейдом значения сексуальной сферы в жизни человека произошла сексуальная революция в ХХ веке. Большое влияние психоанализ Фрейда оказал и на современную социальную философию [пп. 12.4 и 12.7].



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 1166; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.