КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Психоанализ Зигмунда Фрейда
Позитивистская психология Библиографический список 1. Аналитическая философия: избранные тексты / сост., вст. статья и ком. А.Ф. Грязнова – М.: Изд-во МГУ, 1993. 2. Бикметов Р.М. Открытое общество и свобода политических дискуссий. – М.: Магистр, 1997. 3. Витгенштейн Л. Логико-философский трактат / Л. Витгенштейн // Философские работы. Ч. 1. – М.: Гнозис, 1994. – С. 1-74. 4. Витгенштейн Л. Философские исследования / Л. Витгенштейн // Философские работы. Ч. 1. – М.: Гнозис, 1994. – С. 75-320. 5. Дарвин Ч.Р. Происхождение человека и половой отбор. – СПб.: тип. И.Н. Скороходова, 1896. 6. Капра Ф. Дао физики. – СПб.: ОРИС, 1994. 7. Карнап Р. Преодоление метафизики логическим анализом языка / Р. Карнап // Аналитическая философия (антология). – М.: ДИК, 1998 8. Конт О. Дух позитивной философии. – М.: Директ-Медиа, 2002. 9. Моисеев С.В. Философия права: курс лекций. – Новосибирк: Сибирское университетское изд-во, 2003. 10. Поппер К. Нищета историцизма. – М.: Изд. группа «Прогресс» - VIA, 1993. 11. Поппер К. Открытое общество и его враги: в 2 т. – М.: Феникс; Международный фонд «Культурная инициатива», 1992. 12. Поппер К. Предположения и опровержения. – М.: АСТ; ЗАО НПП «Ермак», 2004. 13. Поппер К. Логика и рост научного знания. – М.: Прогресс, 1983. 14. Радбрух Г. Философия права. – М.: Международные отношения, 2004. 15. Рассел Б. Искусство мыслить. – М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 1999. 16. Спенсер Г. Опыты научные, политические и философские. – Мн.: Современный литератор, 1998. 17. Фейерабенд П. Против метода. Очерк анархистской теории познания. – М: АСТ: АСТ МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2007. 18. Чистое учение о праве Ганса Кельзена: сборник переводов. – М.: АН СССР, Институт научной информации по общественным наукам, 1988. – Вып. 2. 19. Эйнштейн А. Мир и физика. Сборник. – М.: Тайдекс Ко, 2003. 20. Эйнштейн А. Собрание научных трудов: в 4 т. – т. 4. – М.: Наука, 1967.
Глава 11. Психологические учения о свободе Психология (от греч. psychе – душа) – наука о закономерностях, механизмах и фактах психической жизни человека и животных. Психология возникла из философии. Современная западная психология предстает западным вариантом философии индивидуальной свободы человека. В современной западной психологии сложились два направления: позитивистское [п. 11.1] и антипозитивистское [п. 11.2]. Первое в значительной степени отражает философию индивидуалистской свободы. Второе раскрывает западную философию духовной свободы.
В структуре психики есть также два влечения: стремление к жизни (Эрос) и стремление к смерти, разрушению (Танатос). Фрейд отмечает, что: «Бесконечно многие культурные люди, которые бы в ужасе отшатнулись от убийства или инцеста, не отказывают себе в удовлетворении своей алчности, своей агрессивности, своих сексуальных страстей, не упускают случая навредить другим ложью, обманом, клеветой, если могут при этом остаться безнаказанными, и это продолжается без изменения на протяжении многих культурных эпох» [9, 101]. Социально-политическая психология. Культура и свобода Социально-психологические воззрения Фрейда, изложенные в работах «Тотем и табу» (1913), «Психология масс и анализ человеческого Я» (1921), «Будущее одной иллюзии» (1927) и «Цивилизация и ее неудовлетворенность» (1927), во многом определили современные социальные теории, политические и правовые. При всяком социокультурном проектировании следует учитывать природу человека, выражаемую Фрейдом в двух положениях. «Во-первых, люди не имеют спонтанной любви к труду и, во-вторых, доводы разума бессильны против их страстей» [9, 97]. Без принуждения человеческий труд едва ли будет столь же интенсивным, как с ним. Фрейд утверждает, что абсолютно доброе и хорошее общество (Золотой век), отказавшееся от принуждения, невозможно, потому что человеческую агрессивность можно подавить и сублимировать, но искоренить полностью нельзя. Фрейд не демократ. Он признает неизбежность господства меньшинства над большинством. «Нельзя обойтись без господства меньшинства над массами, потому что массы косны и недальновидны, они не любят отказываться от влечений, не слушают аргументов в пользу неизбежности такого отказа, и индивидуальные представители массы поощряют друг в друге вседозволенность и распущенность» [9, 97]. Поскольку страсти сильнее разума, то неизбежно, что «всякая культура строится на принуждении и запрете влечений» [9, 96]. Фрейд считает, что культура: – принижает значение естественного отбора; – ограничивает сексуальную жизнь; – способствует формированию разного рода иллюзий, характеризующихся «сопротивлением натиску логики и реальности». угтешающих массы, формирующих чувство их причастности природе, Богу, нации, государству и т.п.; – порабощает людей; люди были максимально свободны, лишь до того как появилась культура. В результате «многие культуры или целые культурные эпохи (а возможно, и все человечество) сделались «невротическими» под влиянием культуры» [11, 133]. По отношению к свободе человека у Фрейда позиция не вполне однозначная. С одной тороны, он рассматривает человека как несвободного, обусловленного его прошлым, либидо, агрессией и культурой. «Вера в психическую свободу и произвольность… совершенно ненаучна и должна уступить требованию необходимого детерминизма и в душевной жизни» [10, 65]. С другой стороны, с тем мыслитель противоречиво заявляет: «Вряд ли найдется какое-нибудь средство, способное превратить природу человека в природу термита; пожалуй, он всегда будет отстаивать свое притязание на индивидуальную свободу против воли масс» [11, 94]. Фрейд провозглашает, что свобода вполне совместима с развитием культуры. «То, что заявляет о себе в человеческом обществе как стремление к свободе, может быть бунтом против имеющейся несправедливости и таким образом благоприятствовать дальнейшему развитию культуры, уживаться с культурой» [11, 94]. О массе Понятие масса является сегодня одним из самых распространенных в современной социальной философии и психологии. Это понятие ввел научный оборот основатель социальной психологии Гюстав Лебон (1841-1931) в работе «Психология масс» (1895). Масса, по Лебону, – это социальная среда, толпа, находясь в которой индивиды чувствуют, думают и поступают совершенно иначе, чем если бы каждый из них в отдельности чувствовал, думал и поступал. В массе под действием чувства неодолимой мощи исчезает чувство ответственности, обычно сдерживающее индивида. В толпе люди становятся внушаемыми. «В толпе заразительно каждое действие, каждое чувство, и притом в такой сильной степени, что индивид очень легко жертвует своим личным интересом в пользу интереса общего» [Цит. по 12, 778]. Лебон отмечает, что «одним лишь фактом своей принадлежности к организованной массе человек опускается на несколько ступеней ниже по лестнице цивилизации. Будучи единичным, он был, может быть, образованным индивидом, в массе он – варвар, т.е. существо, обусловленное первичными позывами» [Цит. по 12, 779]. Фрейд, а за ним многие другие философы и психологи (Х. Ортега-и-Гассет, К.Г. Юнг, К. Ясперс и др.), использовал понятие масса для обозначения не толпы, а единичного человека. Фрейд подтвердил мнение В. Троттера о том, что психические явления, наблюдаемые у массы, порождены стадным инстинктом, присущим практически всем животным. Фрейд объясняет психологию масс также и с помощью понятия либидо. «Стадность есть аналогия и как бы продолжение многоклеточности, а в духе теории либидо – дальнейшее выражение склонности всех однородных живых существ к соединению во все более крупные единства... Противоречие стаду равносильно отделению от него, и поэтому противоречия боязливо избегают» [12, 815]. Масса объединяется ни чем иным, как все в мире объединяющим действием Эроса. Наиболее интересными типами масс для Фрейда являются церковь и войско. Эти типы масс объединяет иллюзия, что вождь (Христос, полководец) любит каждого одинаковой любовью. Люди в массе испытывают потребность быть в согласии с другими массовыми индивидами и с вождем, а не в противоборстве. Причем, если порывается связь с вождем, то порывается связь с другими членами массы. Против религии и за науку. Фрейд считает, что религия возникла из беспомощности человека перед внешними и внутренними разрушительными силами. Подобно тому как ребенок ищет защиту у грозного и милосердного отца, так и религиозный человек ищет защиту у Бога. Религия склоняет человека к иррациональным учениям и отдаляет от критического мышления. Он скептически относился к метафизике и считал, что только наука может привести к правильному пониманию мира. «Научная работа остается для нас единственным путем, способным вести к познанию реальности вне нас» [9, 120]. Значение психоанализа Фрейда. Психоанализ Фрейда оправдал, и значит, освободил ту сторону психики, которая традиционно считалась темной и запретной. Благодаря открытию Фрейдом значения сексуальной сферы в жизни человека произошла сексуальная революция в ХХ веке. Большое влияние психоанализ Фрейда оказал и на современную социальную философию [пп. 12.4 и 12.7].
Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 1212; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |