КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Москва-2006
Математика
Методические указания по выполнению контрольных заданий № 1-4 для студентов-заочников 1 курса инженерно-технических специальностей
Автор – Доктор физико–математических наук доцент Блистанова Л.Д. Рецензент – Доктор физико-математических наук профессор Карпухин В.Б.
Предисловие Методические указания предназначено для студентов I курса инженерно- технических специальностей, включая и специальность ЭВМ. Для решения каждой задачи контрольных заданий приведены необходимые теоретические сведения и дано типовое решение в соответствующем разделе пособия. В соответствии с требованиями дистанционного обучения в каждом разделе приведён список вопросов и задач на данную тему для самостоятельной работы. В конце методических указаниях приведены ответы, краткие или подробные указания по решению задач. Для более тщательного и глубокого изучения теоретического материала и развития навыков по решению задач в пособии разработан предметный указатель и список рекомендуемой литературы. Методические указания соответствуют контрольным заданиям для студентов- заочников I курса инженерно- технических специальностей: Задания на контрольные работы №1-4 (шифры 3/1/1, 3/2/1 и 3/2/5)
ЗАДАНИЕ №1. Для решения контрольной работы №1 по математике и контрольной работы №1 по курсу алгебра и геометрия следует изучить разделы векторной алгебры, линейной алгебры и аналитической геометрии любых учебников. Для решения задач первой контрольной понадобятся следующие понятия и факты: Для решения первой задачи: Определители 2 и 3 порядков -определитель 2 -го порядка Заметим, что у элемента определителя -номер строки, а -номер столбца - - определитель 3 порядка
Векторы и действия над ними. В декартовой прямоугольной системе координат вектор (или ) имеющий начало в точке А(3,4,0) и конец в точке В(5,7,5) имеет следующие координаты (5-3; 7-4;5-0) или (2,3,5)
Векторы можно складывать и если = + , где (2,3,5) а (4,5,6) то (2+4;3+5;5+6) = (6,8,11)
Можно умножить вектор на число, например если (2,3,5) умножить на (-2) получим вектор - 2 (-4,-6,-10)
Длина (модуль) вектора обозначается и считается по формуле =
для (2,3,5) | |=
Итак, мы имеем заданную в пространстве декартову прямоугольную систему координат , , - единичные векторы (орты) положительных направлений осей И когда мы пишем, что (2,3,5) это означает, что = Тройку векторов называют ортонормированным координатным базисом. 2,3,5 - координаты вектора , а 2 , 3 , 5 - компоненты вектора . Пусть имеем два вектора (2,3,5) и (6,8,11). Скалярным произведением вектора навектор называется число (, ) = , где угол между и . В координатной форме (, ) = - т.е. сумме произведений одноимённых координат = Скалярное произведение можно использовать, чтобы найти длину вектора. Скалярный квадрат = таким образом = = С помощью скалярного произведения можно найти угол между двумя векторами = , значит =
Векторным произведением на называется вектор, обозначаемый или и такой, что: 1) длина |[a, b]| = |a|·|b|·sin –т.е. численно равно площади параллелограмма, построенного на векторах и 2) перпендикулярен плоскости векторов и 3) вектора , , и составляют правую тройку, т.е. расположены как большой, указательный и средний палец правой руки.
Координатная форма векторного произведения
или (-7,8,-2)
Смешанное произведение трех векторов , и обозначается и равно , то есть векторной произведение на скалярно умножено на (значит, это число- скаляр) Численно модуль смешанного произведения равен объему параллелепипеда, построенного на векторах , и .
Координатная форма смешанного произведения Поскольку в случае компланарности векторов объем соответствующего параллелепипеда равен нулю, то условием компланарности является равенство нулю их смешанного произведения
Плоскость и прямая в пространстве.
Рассмотрим произвольную плоскость и на ней вектор-нормаль , то есть вектор, перпендикулярный плоскости и фиксированную точку .Возьмем текущую точку ,координаты которой меняются так, что точка остается в плоскости, таким образом вектор также всегда, при любых движениях точки лежит в плоскости. Итак, вектор лежит в плоскости, а вектор ей перпендикулярен. Тогда их скалярное произведение равно нулю: , или , где Это общее уравнение плоскости. Если , то разделив все члены уравнения на получим уравнение плоскости в отрезках . абсцисса, ордината и аппликата точек пересечения плоскости с осями Рассмотрим три заданные точки в пространстве , и . Как известно, три точки определяют плоскость. Введём текущую точку , координаты которой меняются, но она не выходит за рамки плоскости. Рассмотри три вектора Все они лежат в плоскости , то есть они компланарны и их смешанное произведение равно нулю. Это уравнение плоскости, проходящей через три заданные точки. Рассмотрим в пространстве прямую. Её можно задать, задав фиксированную точку, через которую она проходит и задав её направление при помощи вектора. Итак, напишем уравнение прямой, проходящей через заданную точку и параллельной направляющему вектору . Опять возьмем текущую точку на прямой, т.е. точку, координаты которой меняются так, чтобы она не вышла за пределы этой прямой . Вектор лежит на прямой и, значит, коллинеарен вектору . Если вектора коллинеарны, то их координаты пропорциональны. - это и есть канонические уравнения прямой в пространстве. Обозначим отношение за Это параметрические уравнения прямой. Более подробно этот материал можно найти в , главы 1 и 2; в §1,2,5,6,9,10,12,13; в главы 1,2,3 можно найти похожие задачи. Пример 1. Задана пирамида с вершинами , , , . Зная координаты начала и конца вектора , мы можем найти его координаты: или Аналогично найдем 1. Теперь найдем угол между ребром и гранью . Вообще говоря, найти угол между прямой и плоскостью, а угол как раз и является углом между прямой и плоскостью ,- это угол между прямой и её проекцией на плоскость- задача непростая. Угол найти проще, а ведь в сумме они составляют . Значит, найдя , найдем и = - . Итак, ищем : это угол между вектором-нормалью к плоскости и вектором . Отыщем сначала . Какой вектор мы можем выбрать в качестве перпендикуляра к плоскости ? Векторное произведение любых двух векторов, лежащих в плоскости, перпендикулярно плоскости. Возьмем векторное произведение . = = = Нас интересует угол между = и . Скалярное произведение следовательно Если , то
- угол между ребром пирамиды и гранью.
2. Найдем площадь грани . Площадь грани- это площадь треугольника и половина площади параллелограмма, построенного на векторах и . Но мы знаем из определения векторного произведения, что длина вектора = численно равна площади этого параллелограмма. Длину вектора мы считали в пункте 1 и она равна . Итак площадь грани =
3. Найдем объем пирамиды; Объем пирамиды равен = Если отбросить коэффициент , то получим = -объем призмы, в основании которой лежит , т.е. объем пирамиды равен объема призмы . А объем параллелепипеда, основанием которого является параллелограмм в 2 раза больше объема призмы следовательно, объём пирамиды - это объема параллелепипеда. Но объем данного параллелепипеда численно равен модулю смешанного произведения векторов, на которых построен параллелепипед
4. Найдем уравнения прямой - это уравнения прямой, проходящей через заданную точку в направлении, заданном вектором . Итак, пишем уравнение прямой, проходящей через точку А1 (1,2,3) в направлении вектора
5. Уравнение плоскости : У нас имеется три точки, лежащие в интересующей нас плоскости, значит используем уравнение плоскости, проходящей через 3 точки: или Раскладываем определитель по первой строке
6. Находим уравнения высоты, опущенной из вершины на грань . Раз эта прямая-высота – она перпендикулярна плоскости , значит в качестве направляющего вектора прямой можно взять вектор , перпендикулярный . Высота опущена из вершины - значит искомая прямая проходит через точку . Итак, пишем уравнения прямой, проходящей через заданную точку (3,4,8) в направлении заданного вектора (-6,2,6). или Наконец, найдем координаты точки пересечения высоты с нижней гранью. То есть точку пересечения прямой и плоскости Перейдем к параметрическому виду уравнений прямой: и подставим и в уравнение плоскости:
Итак, высота пирамиды пересекается с нижней гранью в точке .
Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 297; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |