Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Педагогика начального образования. Методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала




Методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала

ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ

метод усвоения только что воспринятого материала используется по всем предметам школьного обучения.

Работа с учебником и книгой — важнейший метод обучения. Все, что не задело чувство, проходит мимо. Все, что мы хотели внедрить идет через книгу. В начальных классах работа с книгой осуществляется главным образом на уроках под руководством учи­теля. В дальнейшем школьники все больше учатся работать с кни­гой самостоятельно. Существует ряд приемов самостоятельной ра­боты с печатными источниками. Основные из них:

• конспектирование — краткое изложение, краткая запись со­держания прочитанного; конспектирование от себя или от тре­тьего лица; конспектирование от первого лица лучше разви­вает самостоятельность мышления;

• составление плана текста; который может быть простым и сложным; для составления плана необходимо после прочте­ния текста разбить его на части и озаглавить каждую часть;

• тезирование — краткое изложение основных мыслей прочтен­ного;

• цитирование — дословная выдержка из текста; обязательно указываются выходные данные (автор, название работы, мес­то издания, издательство, год издания, страница);

• аннотирование — краткое свернутое изложение содержания прочитанного без потери существенного смысла;

• рецензирование — написание краткого отзыва с выражением своего отношения о прочитанном;

• составление справки — сведений о чем-нибудь, полученных после поисков; справки бывают статистические, биографичес­кие, терминологические, географические;

• составление формально-логической модели — словесно схе­матического изображения прочитанного;

• составление тематического тезауруса — упорядоченного ком­плекса базовых понятий по разделу, теме;

• составление матрицы идей — сравнительных характеристик однородных предметов, явлений в трудах разных авторов.

Наряду с устным изложением материала учителем значительное место в учебном процессе обучения занимают методы самостоятель­ной работы учащихся по восприятию и осмыслению новых знаний. Это очень важные методы. К.Д. Ушинский, например, считал, что только самостоятельная работа создает условия для глубокого овла­дения знаниями и развития мышления учащихся.110

По мнению Б.П. Есипова, «самостоятельная работа учащихся, включаемая в процесс обучения, — это такая работа, которая вы­полняется без непосредственного участия учителя, но по его зада­нию в специально предоставленное для этого время; при этом уча­щиеся сознательно стремятся достигнуть поставленной в задании цели, проявляя свои усилия и выражая в той или иной форме ре­зультаты своих умственных и физических (или тех и других вмес­те) действий».

Работа с учебником по осмыслению и усвоению новых знаний заключается в том, что овладение новыми знаниями осуществляет­ся самостоятельно каждым учеником путем вдумчивого изучения материала по книге и осмысления содержащихся в ней фактов, при­меров и вытекающих из них теоретических обобщений (правил, выводов, законов).

Чтобы работа с учебником на уроке давала обучающий эффект, учителю необходимо соблюдать следующие требования:

• Прежде всего, существенное значение имеет правильный вы­бор материала (темы) для самостоятельного изучения по учебнику на уроке. Известно, что не всякий вопрос учащиеся могут освоить самостоятельно без обстоятельного объяснения его учителем. Та­ким образом, соблюдение принципа доступности обучения является одним из условий правильной организации самостоятельной рабо­ты учащихся с учебником с целью овладения новым материалом.

• В процессе занятий учителю нужно наблюдать за ходом само­стоятельной работы учащихся, задавать некоторым из них вопро­сы, чтобы выяснить, как они понимают изучаемый материал. Если некоторые из них будут встречаться с затруднениями, необходимо помочь им разобраться в непонятных положениях.

• Серьезное внимание следует обращать на формирование у школьников умения самостоятельно осмысливать и усваивать но­вый материал по учебнику.

• Нередко самостоятельной работе с учебником может предше­ствовать демонстрация опытов и наглядных пособий с целью созда­ния на занятии проблемной ситуации и стимулирования учащихся к более вдумчивому осмыслению изучаемого материала.

• Изучение нового материала по учебнику нередко проводится в форме выборочного чтения отдельных мест с целью самостоятель­ного усвоения вопросов описательного характера. В таком случае изложение материала учителем чередуется с работой учащихся над учебником.

• При изучении нового материала нередко возникает необходи­мость обратиться к краткому воспроизведению пройденных ранее тем. Основным методом в таких случаях, как правило, выступает




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 368; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.