Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Немецкая пословица




Формы обучения

ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ны конкретные организационно-педагогические условия, к числу которых в первую очередь надо отнести организацию самообразова­ния учителей по овладению всем арсеналом методов обучения, на­копленных педагогической наукой и передовой практикой (изуче­ние программ, учебников, методических пособий по предмету, ма­териалов о передовом опыте обучения и прочее).

Следующим условием успешной реализации оптимального выбо­ра педагогических решений является обязательный анализ учите­лем эффективности применения методов обучения после окончания урока. Педагогам полезно выявить при этом, какими расходами времени и усилий были достигнуты определенные результаты, яв­ляются ли эти расходы оптимальными с точки зрения сформулиро­ванных ранее критериев.

Сегодня надежным помощником учителя при выборе оптималь­ных методов обучения становится ЭВМ. Электронный мозг мгно­венно «профильтрует» методы сквозь сито конкретных условий обу­чения и посоветует педагогу остановить свой выбор на тех путях, которые удовлетворяют заранее обусловленным критериям. Для этого надо иметь четкие критерии оценки и соответствующие компьютер­ные программы.

Много читать и не понимать — все равно, что много есть и плохо переваривать.

Форма — характер ориентации деятельности. В основе формы лежит ведущий метод. Формы бывают конкретными (урок, домаш­няя работа, факультативные занятия, консультации, дополнитель­ные занятия, контроль знаний и др.) и общими.

Урок — коллективная форма обучения, которой присущи посто­янный состав учащихся, жесткие рамки занятий, регламентация учебной работы над одним и тем же для всех учебным материалом. Анализ уроков в школах показывает, что их структура и методика во многом зависят от дидактических целей и задач, решаемых в процессе обучения, а также от тех средств, что имеются в распоря­жении учителя. Все это позволяет говорить о методическом разно­образии уроков, которые, однако, могут быть классифицированы по типам:

- уроки-лекции (практически — это монолог учителя на задан­ную тему, хотя при известном мастерстве учителя такие уро­ки приобретают характер беседы);

2. ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ

- лабораторные (практические) занятия (такого рода уроки обыч­но посвящены отработке умений и навыков);

- уроки проверки и оценки знаний (контрольные работы, тес­тирование);

- комбинированные уроки проводятся по любой из схем:

- повторение пройденного — воспроизведение учащимися ра­нее пройденного материала, проверка домашнего задания, ус­тный и письменный опрос;

- освоение нового материала; на этом этапе новый материал из­лагается учителем, либо «добывается» в процессе самостоя­тельной работы учащихся с литературой;

- отработка навыков и умений применения знаний на практике (чаще всего — решение задач по новому материалу);

- выдача домашнего задания.

В журнале «Завуч» (№ 4, 1998 г.) Г.Б. Васильева в статье «Анализ методической работы средней общеобразовательной школы» предла­гает следующую классификацию форм организации учебных заня­тий (рис. 5, 6).

Не следует, однако, замыкаться только указанными на схеме нетрадиционными формами. Талант педагога всегда правильно под­скажет форму педагогического общения. В последние годы в пени­тенциарных школах стали популярны уроки-проповеди. Эта форма оправдывает себя и в обычной общеобразовательной школе на заня­тиях экономикой, технологией, экологией (девизы проповеди — «Будь бережлив!», «Будь хозяином Земли!»). Думается, что со вре­менем этот перечень значительно возрастет.

Факультативные занятия как форма обучения были введены в конце 60-х — начале 70-х гг. XX века в процессе очередной безус­пешной попытки реформировать школьное образование. Эти заня­тия призваны дать более глубокое изучение предмета всем желаю­щим, хотя на практике, они очень часто используются для работы с отстающими обучаемыми.

Домашняя работа — форма организации обучения, при которой учебная работа характеризуется отсутствием непосредственного ру­ководства учителя.

Внеклассная работа — олимпиада, кружки — должны способ­ствовать наилучшему развитию индивидуальных способностей уча­щихся.

Широко распространенным в дидактике является также термин «приемы обучения». Прием обучения — это составная часть или отдельная сторона метода обучения. Несколько забегая вперед, ска­жем, например, что в методе упражнения, который применяется для выработки у учащихся практических умений и навыков, выде- 118




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 389; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.