Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теория обучения. Практические работы проводятся после изучения крупных раз­делов, тем и носят обобщающий характер




ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ

Практические работы проводятся после изучения крупных раз­делов, тем и носят обобщающий характер. Они могут проводиться не только в классе, но и за пределами школы (измерения на местно­сти, работа на пришкольном участке).

Особый вид практических методов обучения составляют занятия с обучающими машинами, с машинами-тренажерами и репетиторами.

Для организации тренировочных упражнений по применению зна­ний на практике существенное значение имеют те приемы, которые используются в процессе формирования умений и навыков. К этим приемам относятся следующие:

• объяснение учителем цели и задач предстоящей тренировоч­ной деятельности;

• показ учителя, как нужно выполнять то или иное упражне­ние;

• первоначальное воспроизведение учащимися действий по при­менению знаний на практике;

• последующая тренировочная деятельность учащихся, направ­ленная на совершенствование приобретаемых практических умений и навыков.

Конечно, не всегда эти этапы выступают с достаточной четкос­тью, однако такая ступенчатость в той или иной мере присуща об­разованию любого умения и навыка.

При подборе упражнений существенно важно, чтобы они сочета­ли в себе подражательную и творческую деятельность учащихся и требовали от них сообразительности, размышлений, поиска собствен­ных путей решения той или иной задачи. Еще К.Д. Ушинский от­мечал, что подражание только тогда полезно, когда из него вырас­тает самостоятельная деятельность.

С другой стороны, учителю необходимо знать о тех трудностях, с которыми сопряжена тренировочная деятельность. Упражнения, осо­бенно если они проводятся творчески, связаны с тем явлением, кото­рое в психологии и педагогике принято называть переносом знаний. Суть этого явления заключается в том, что в процессе учебной рабо­ты учащимся приходится как бы переносить усвоенные мыслитель­ные операции, умения и навыки на другой материал, то есть приме­нять их в других условиях. Усвоив на основе конкретных примеров и фактов то или иное правило, ученик не всегда легко оперирует им, когда это правило нужно применить в новой, ранее не встречавшейся ситуации, или с его помощью объяснять новые явления и факты. В этой связи Н.А. Менчинская подчеркивала, что учащимся сравни­тельно нетрудно на основе анализа примеров и фактов сделать необ­ходимые теоретические выводы, сформулировать правила и гораздо труднее применять эти выводы к объяснению новых примеров и фак-114

тов. Последнее как раз и имеет место при закреплении усвоенного материала.

Подобная методика организации упражнений по применению зна­ний на практике особое значение имеет в настоящее время, когда ставится задача более интенсивного умственного развития учащих­ся. Но развивающий характер упражнения будут носить лишь тог­да, когда они будут содержать творческие задания, выполнение ко­торых требует от учащихся нетривиальных поворотов мысли, ум-ственной,самостоятельности.

2.3.5. Выбор методов обучения

Выбор методов обучения не может быть произвольным. Лишь на первый взгляд может показаться, что учитель выбирает методы, какие ему заблагорассудится. На самом деле он очень стеснен в оп­ределении путей достижения цели. Объективные и субъективные причины, имеющие возможности, случайности сужают диапазон выбора, оставляют педагогу считанные способы эффективной рабо­ты. Выбирая тот или иной метод обучения, учителю необходимо каждый раз учитывать многие факторы. Прежде всего, определя­ются главная цель и конкретные задачи, которые будут решаться на уроке. Они «задают» группу методов, в общих чертах пригодных для достижения намеченных задач. Далее следует целенаправлен­ный выбор оптимальных путей, позволяющих наилучшим образом осуществить познавательный процесс.

В психолого-педагогической литературе выделено немало при­чин, влияющих на выбор методов обучения. В табл. 12 они сведены в иерархическую систему.

Можно выделить шесть общих условий, которые определяют выбор метода обучения:

• Закономерности и принципы обучения, которые вытекают их них.

• Содержание и методы определенной науки вообще и предме­та, темы в частности.

• Цели и задачи обучения.

• Учебные возможности школьников (возрастные, уровень под­готовленности, особенности классного коллектива).

• Внешние условия (географические, производственные, окру­жение).

• Возможности учителей (опыт, уровень подготовленности, зна­ние типичных ситуаций процесса обучения).

С чисто формальной точки зрения прогнозирование оптималь­ных методов обучения кажется не особенно сложным. Опираясь на теоретико-множественный подход, размышляем так. Имеется неко-

торое множество методов обучения и множество условий, в кото­рых они применяются. Основные значения первого и второго мно­жеств известны. Кроме множества методов и условий в реальном процессе всегда действуют случайные (неизвестные) причины, ве­личины которых и направленность влияния нельзя предусмотреть заранее. В первом приближении их влиянием приходится пренеб­речь, но нужно помнить, что именно наличием непредвиденных, неконтролируемых причин обуславливается надежность прогности­ческих выводов. Задача оптимизации методов формулируется одно­значно: в имеющихся условиях из множества методов необходимо выделить те, которые обеспечивают наивысшую эффективность обу­чения по принятым критериям.

Таблица 12 Иерархия факторов, влияющих на выбор методов

Фактор   Влияние фактора   Место  
Цель обучения. Уровень обучения, который необходимо достигнуть   0,90    
Уровень мотивации обучения   0,86    
Реализация принципов, закономерностей обучения   0,84    
Объем требований и содержания, которые необходимо реализовать   0,80    
Дозировка и сложность учебного материала   0,78    
Уровень подготовленности учащихся   0,65    
Активность, интерес учащихся   0,65    
Возраст. Работоспособность учащихся   0,62    
Сформированность учебных навыков. Учебная тренированность и выносливость   0,60    
Время обучения   0,55    
Материально-технические, организационные условия обучения   0,50    
Применение методов на предыдущих уроках   0,40    
Тип и структура занятия   0,38    
Взаимоотношения между учителем и учащимися, которые сложились в процессе учебного труда (сотрудничество и авторитарность)   0,37    
Число учащихся в классе   0,36    
Уровень подготовленности учителя   0,35    

Для обучения учителей оптимальному выбору методов обучения, как показывает передовой опыт, в школе должны быть реализова-116




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 777; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.