Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Педагогика начального образования. Понятие и структура дефекта




Понятие и структура дефекта. Первичный и вторичный дефекты

КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА

поведения, что затрудняет нормальное развитие ребенка и требует использования специальных приемов его воспитания и обучения.

Более длительные сроки формирования представлений и поня­тий об окружающей действительности. Любой вид дизонтогене­тического развития характеризуется нарушением нормального пси­хического отражения действительности, полным или частичным выпадением «психического инструментария». Чтобы у ребенка с той или иной патологией развития сформировались столь же полные и адекватные представления о разных сторонах окружающей действи­тельности, необходимы, безусловно, более длительные сроки и спе­циальные методы.

Риск возникновения состояний социально-психологической деза-даптации. Этот параметр появился в последние годы в связи с уси­лением интеграционных процессов в образовании и со значением, которое стало придаваться развитию социальной компетентности людей, независимо от тяжести и характера имеющихся у них от­клонений.

Этот параметр означает, что любой дефект затрудняет достиже­ние человеком оптимального баланса между возможностью удов­летворения своих значимых потребностей и имеющимися для этого условиями, включая условия как чисто бытовые (например, нали­чие пандусов для въезда на инвалидной коляске), так и социально-психологические — готовность ближайшего социального окруже­ния к общению с такими людьми.

Дефект — физический или психический недостаток, вызываю­щий нарушение нормального развития ребенка. Структуру дефекта составляют первичный и вторичный дефект. Первичный дефект — повреждение биологических систем (отделов центральной нервной системы, анализаторов), которое вызывается биологическими фак­торами. Вторичный дефект — недоразвитие высших психических функций (речи и мышления у глухих, восприятия и пространствен­ной ориентации у слепых, опосредованной памяти и логического мышления у дебилов). Вторичный дефект непосредственно не свя­зан с первичным, но обусловлен им — возникает под его влиянием. Сложный дефект — сочетание двух и более первичных дефектов, в одинаковой степени определяющих структуру аномального разви­тия и трудности в обучении и воспитании ребенка. Это не просто сумма дефектов — сложный дефект отличается качественным свое­образием.534

Сочетание дефектов может быть самым разнообразным, напри­мер: умственно отсталые слепые или слабовидящие; слепоглухие или глухие слабовидящие, глухие или слабослышащие с нарушени­ем опорно-двигательного аппарата. Развитие этих детей искажено сочетанием дефектов в гораздо большей степени, чем у аномальных детей других категорий. Помимо сложных имеют место и ослож­ненные дефекты, в которых выделяется ведущее (главное) наруше­ние и осложняющее его расстройство.

Рассмотрим примеры развития вторичного дефекта на основе пер­вичного. У глухих детей первичным дефектом является нарушение слухового восприятия. Вторичный дефект — немота (если глухота возникла до овладения речью). Даже в результате специального обу­чения сформированная устная речь у глухих отличается некоторой неполноценностью. Нарушено произношение, т.к. отсутствует слу­ховой контроль, ограничены словарный запас и грамматический строй. Это оказывает негативное влияние на формирование харак­тера и нравственных качеств.

У слепых детей первичным дефектом является поражение орга­нов зрения, слепота. Вторичные дефекты: недостаточность простран­ственной ориентации, конкретных предметных представлений, об­разного мышления, недостаточная выразительность мимики, свое­образие походки.

У умственно отсталых детей первичным дефектом является орга­ническое поражение головного мозга. Вторичный дефект — нару­шение таких высших психических функций, как словесно-логичес­кое мышление, произвольная память, активное восприятие, нару­шения личности.

При различных первичных дефектах многие вторичные дефекты в младенческом, раннем и дошкольном возрасте имеют сходные про­явления. Существуют вторичные дефекты, характерные для мно­гих категорий аномальных детей:

• при любом первичном дефекте наблюдается отставание в сро­ках формирования психических функций и замедленный темп их развития;

• своевременно не формируется ни один вид детской деятельно­сти; например, предметная деятельность у глухих и слабос­лышащих становится ведущей к пяти годам, у умственно от­сталых — к концу дошкольного возраста;

• наблюдаются отклонения в развитии всех познавательных про­цессов;

• нарушается развитие процесса общения: дети плохо овладева­ют средствами усвоения общественного опыта — пониманием




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 383; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.