Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Педагогика начального образования. Норма и отклонение в развитии




В. П. Кащенко

Норма и отклонение в развитии

Однако все же есть существенное различие меж­ду нормальными и ненормальными людьми. Оно со­стоит в том, что психические черты у нормаль­ного ребенка являются случайным признаком, от которого он может легко отделаться, если захо­чет и сделает соответствующие усилия.

7.2.1. Понятие и виды нормы

Понятие нормы неоднозначно, поскольку нет четкой границы между нормой и отклонением. Всякий человек в той или иной сте­пени отклоняется от нормы. По латыни норма означает правило, образец, руководящее начало. Термин «норма» используется для обозначения здоровья как противоположности патологии (болезни, расстройства, нарушения).

Различают следующие виды норм.

Статистическая норма характеризует статистическое большин­ство описываемых объектов. Например, интеллект среднего уровня (IQ = 80-119 баллов) имеет 80% людей, небольшие дефекты интел­лекта — 6%, умственную отсталость — 2-3%, повышенный интел­лект — 9-12%. Статистическая норма — это такой уровень психо­социального развития человека, который соответствует средним качественно-количественным показателям, полученным при обсле­довании представительной группы популяции людей того же возра­ста, пола, культуры. Попадание в зону средней статистической нор­мы означает уровень развития, свойственный не менее чем 68% лиц одной возрастной категории, пола.

Функциональная (физиологическая) норма характеризует про­цессы и состояния здорового организма. Определяется по отноше­нию к выполнению или невыполнению функции какой-либо систе­мы. Функциональная норма — своего рода гармоничный баланс между возможностями, желаниями и умениями, с одной стороны, и требованиями со стороны социума — с другой.528

Индивидуальная норма — мера отклонения от статистической и физиологической нормы.

Нормативная (идеальная) норма — предварительно идеально установленный образец. Нормативную норму можно рассматривать как систему требований, которые общество предъявляет к психи­ческому и личностному развитию каждого из его членов. То, что в одном обществе считается нормальным, в другом признается откло­няющимся от нормы, поэтому эти нормы историчны, они меняются вместе с развитием общества.

Э. Сыржиштева приводит 10 основных критериев нормальнос­ти, которые И. Кулка соотносит с особенностями развития ано­мальных детей, подростков и взрослых.

Субъективная удовлетворенность. Хорошо известно, что субъек­тивная удовлетворенность связана с удовлетворением различных потребностей. Если у аномального ребенка потребности длитель­ное время не удовлетворяются, то это приводит, естественно, к переживанию неудовлетворенности, более высокая интенсивность которой может оказывать на развивающуюся личность деструк­тивное влияние.

Идентичность. Хроническое переживание страха, опасений, тре­вожности, стрессы и различного рода фрустрации могут приво­дить к нарушению осознания себя, своей идентичности, даже к деперсонализации и формированию неадекватной самооценки. Поскольку дети с психосоматическими нарушениями часто оказы­ваются подвержены страхам, фрустрации и стрессам, то это может привести к трудностям осознания идентичности, ее изменениям и нарушениям.

Интегралъность (целостность). Поскольку предпосылкой нормаль­ного психического развития помимо интраиндивидуального равно­весия является и динамическое равновесие между личностью и ок­ружением, именно в этой области могут произойти определенные изменения. Дефект может привести к ряду последствий, проявляю­щихся в дальнейшем в лабильности переживаний и неустойчивости саморегуляции ребенка.

Автономность (независимость). Так как аномальный ребенок или подросток в повышенной степени зависим от своего социального окружения, это может привести к ослаблению его автономности. У аномальных детей и подростков к этому часто присоединяется и воздействие протекционистского (покровительственного) воспитания, отрицательно сказывающееся на становлении устойчивого профиля личности.

Адекватное восприятие реальности. У детей и подростков с сен­сорными дефектами и дефектами интеллекта адекватность воспри-




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 491; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.