Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Коррекционная педагогика. И ограниченных возможностей жизнедеятельности




ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

и ограниченных возможностей жизнедеятельности. Общество обяза­но предложить такому человеку помощь (медицинскую, социальную, педагогическую, психологическую), но никак не коррекцию.

В то же время термин «коррекционная педагогика», будучи не­корректным в сфере специального образования, является актуаль­ным для новой отрасли общей педагогики. Здесь понятие «коррек­ция» относится не к ребенку, а к той социальной и образователь­ной среде обычной школы, которая является дискомфортной для ряда детей. Содержательно в коррекционной педагогике речь идет о «коррекции среды» для снятия синдрома школьной дезадаптации у учащихся.

У коррекционной педагогики в образовательном пространстве со­временной России есть непосредственная сфера востребования. Это система коррекционно-развивающего образования (КРО), которая по­лучает все более широкое распространение в средних общеобразова­тельных школах. Система КРО предполагает соединение в педагоги­ческом процессе учебных стратегий со стратегиями диагностически­ми, охранными, социальными, коррекционно-развивающими. Она требует от педагога особых знаний. Социальный заказ на подготовку таких педагогов сегодня звучит достаточно громко и настойчиво.

Основная задача коррекционной педагогики — обеспечение педа­гогов и родителей знаниями о характере и возможных причинах возникновения адаптационных нарушений у детей, о способах их предупреждения и устранения, о возможных методах оздоровления условий семейного и общественного воспитания.

Она конкретизируется рядом частных задач:

• изучение общих закономерностей развития детей группы рис­ка в различных педагогических условиях;

• изучение закономерностей коррекционно-развивающего обра­зования;

• разработка принципов, методов, технологий, организацион­ных условий, научных основ содержания коррекционно-раз­вивающего образования;

• разработка и реализация целевых коррекционно-развивающих, компенсационных и реабилитационных программ для систе­мы КРО в общеобразовательной школе;

• изучение и осуществление процессов социальной адаптации детей группы риска на различных ступенях школьного обу­чения.

Базисным основанием коррекционной педагогики является кон­цепция профилактики школьной дезадаптации. Принципиально важно, что в качестве источника возникновения адаптационных на­рушений у ребенка рассматриваются не его индивидуальные особен-

нести (они могут выступать лишь как предпосылки), а особеннос­ти и качества окружающей его микросоциальной и, прежде всего, школьной среды.

Именно в этом акценте заключается главный смысл концепции профилактики школьной дезадаптации, на реализацию которой при­звана работать коррекционная педагогика.

Школьная дезадаптация характеризуется нарушением гармонич­ных отношений, равновесия между личностью и школьной средой. В основе ее возникновения могут быть различные обстоятельства:

• характер требований, предъявляемых ребенку школьной жиз­нью, оказывается выше его возможностей этим требованиям соответствовать;

• окружающая среда не способна обеспечить удовлетворение ак­туальных потребностей, социальных притязаний ребенка, и в силу этого его интересы перемещаются из сферы школьной жизни, учебной деятельности в иные, в том числе социально опасные сферы самореализации;

• имеет место конфликт в сфере личностно-значимых для ре­бенка отношений или внутренний конфликт, и сила вызван­ных им переживаний блокирует мотивы учебной деятельнос­ти, оказывает разрушительное воздействие на здоровье. Школьная дезадаптация возникает как следствие перечисленных факторов и характеризуется тем, что ребенок, не имеющий противо­показаний к обучению по общеобразовательным программам, в про­цессе этого обучения обнаруживает адаптационные нарушения, про­являющиеся на разных уровнях его индивидуальной организации.

В зависимости от того, на каком именно уровне индивидуальной организации адаптационные нарушения проявляются наиболее вы­пукло, школьная дезадаптация может быть:

- академической (дидактические требования, предъявляемые к ребенку, не соответствуют уровню зрелости психофизиологи­ческих, общедеятельностных и интеллектуальных функций, обеспечивающих процесс учения);

- социальной (ребенок «защищается» от сверхвысокой для него нагрузки, предъявляемой школьными требованиями на лич­ностном, поведенческом уровне. Такая защита может при­нять форму утраты учебной мотивации; поиска и утвержде­ния себя в различной замещающей учение деятельности; активного или пассивного протеста против непрестижного положения в учебной среде, неизбежно связанного со стату­сом отстающего ученика);

- соматической (дети, внешне или внутренне высоко мотиви­рованные к учению, не могут позволить себе «защититься» от526




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 461; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.