КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
С. Г. Шевченко
Образовательная политика государства по отношению к детям с трудностями в обучении КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА тельные отношения в семье, любовь родителей к ребенку, поддержка, внимание, речевая стимуляция, своевременные воспитывающие и обучающие воздействия. Система коррекционно-развивающего обучения — форма дифференциации образования, позволяющая решать задачи своевременной активной помощи детям с трудностями в обучении и в адаптации к школе. Над разрешением проблемы наличия в общеобразовательных учебных заведениях стойко отстающих в учении школьников бились издавна педагоги многих стран: А. Дистервег, И.Г. Песталоцци, Я.А. Коменский, Л.Н. Толстой, П.П. Блонский, В.А. Сухомлинс-кий, В.Н. Сорока-Росинский, Л.В. Занков и др. Основным способом её преодоления была повышенная индивидуализация и дифференциация процесса обучения в гетерогенных, т.е. разнородных по составу учащихся классах (так называемая «внутренняя дифференциация»). Широко использовалось в практике повторное прохождение учебного курса (второгодничество). Оба подхода к преодолению неуспеваемости были непродуктивными, так как учитель был не в состоянии обеспечить в полной мере отстающих и второгодников необходимой педагогической помощью. Попыткой реализации идеи «внешней дифференциации» процесса обучения в условиях отечественной общеобразовательной школы явилась экспериментальная организация в 70-е гг. XX века специальных гомогенных (однородных по составу учащихся) классов кор-рекционного профиля с различными названиями (классы адаптации, здоровья, педагогической поддержки, индивидуализированного обучения, выравнивания, реабилитации, развития, повышенного педагогического внимания и др.). Разноуровневое обучение в отечественном варианте в некоторых чертах воспроизводило западную модель распределения по потокам на основании диагностики интеллектуальных способностей (streaming). Высокая эффективность экспериментальных классов обусловила их внедрение в массовую практику, причем в документах Министерства образования нормативно-правовую базу получили два вида классов: 7. КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА £ Я Ч ___________________ ПЕДАГОГИКА п^.^..._ _________ классы выравнивания — для учащихся с задержкой психического развития (приказ № 103 Министерства просвещения СССР от 3 июля 1981 г., опубликованной в «Бюллетене нормативных актов» Минпроса СССР, 1982, № 3); • классы компенсирующего обучения — для детей «группы риска» (приказ № 333 Министерства образования РФ от 8 сентября 1992г., опубликованной в «Вестнике образования», 1992, № 11). Классы выравнивания Комплектуются детьми, имеющими заключение районной или городской психолого-медико-педагогической консультации (ПМПК) о задержке психического развития преимущественно церебрально-органического генеза. Дети с другими формами задержки (конституционального, соматогенного и психогенного происхождения) могут обучаться в классах компенсирующего обучения. Комплектование классов выравнивания осуществляется только на начальной ступени обучения. По окончании начальной школы дети или переходят в массовые классы, или продолжают посещать классы выравнивания. Перевод в массовую школу осуществляется на основании решения ПМПК или школьного медико-психолого-педагогического консилиума (МППК). Обычно по окончании начальных классов 50-60% детей переходят на массовое обучение. Структура 5-9 классов выравнивания соответствует структуре массовой школы. Обучение осуществляется по всеобщим образовательным программам, но с некоторыми изменениями (сокращение некоторых учебных тем и объема материала в них). Основная задача педагогической работы в классах выравнивания — помочь детям с ЗПР овладеть разнообразными знаниями об окружающем мире, развить у них наблюдательность, сформировать умение самостоятельно добывать знания и пользоваться ими. В дошкольных образовательных учреждениях широко распространены специализированные группы для детей с ЗПР 4-6-летнего возраста, по окончании которых 80% детей поступают в обычные массовые школы, другие — в классы выравнивания или в школы VII вида — для детей с ЗПР. Школы VII вида входят в систему специального образования РФ. Выпускники этих учебных учреждений получают цензовое образование в объеме неполной средней школы. По окончании 9 класса им выдают документ того же образца, что и выпускникам массовых школ, т. е. предоставляют возможность свободного выбора дальнейшего пути. Классы компенсирующего обучения (ККО) Создаются для детей «группы риска» и комплектуются школьными консилиумами. Педагогическая работа в классах компенсирующего обучения (ККО) нацелена на создание адекватных условий воспитания и обучения, позволяющих предупредить дезадап-тацию детей «группы риска» в условиях общеобразовательного учреждения. Комплектование классов компенсирующего обучения осуществляется как на начальной, так и на средней ступени обучения. В последнем случае они носят название классы, педагогической поддержки. Состав классов компенсирующего обучения по мере продвижения учащихся по этапам обучения может меняться: имеет место так называемая «прозрачность границ» класса. Реализация во всех классах единой общеобразовательной программы делает переход в обоих случаях безболезненным. Вопросы перевода детей решаются консилиумом или администрацией школы. По окончании 9 класса выпускники классов компенсирующего обучения получают свидетельство о неполном общем образовании того же образца, что и их сверстники из обычных классов, и имеют право продолжить обучение в 10-11-х классах. Коррекционно-развивающее обучение (КРО) организуется для детей разных возрастных категорий: для дошкольников, младших школьников и для детей среднего школьного возраста. Коррекци-онно-развивающая работа в каждом периоде представлена в разных организационных формах, имеет свою специфику, направлена на решение различных задач. Классы выравнивания и ККО являются основными составляющими компонентами системы КРО в общеобразовательной школе. Деятельность системы КРО регламентируется рядом федеральных и региональных нормативно-правовых документов, основными из которых являются следующие: • Приказ № 103 Министерства просвещения СССР от 3 июля 1981 г.; • Приказ № 333 Министерства образования РФ от 8 сентября 1992 г.; • Концепция коррекционно-развивающего обучения в образовательных учреждениях г. Москвы (разработана Институтом коррекционной педагогики РАО совместно с департаментом образования Правительства Москвы в 1993 г.); • Положение о классах коррекционно-развивающего обучения в общеобразовательных учреждениях г. Москвы (Приказ № 217542
Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 766; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |