КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Факторный анализ показателей рентабельности
Анализ прибыли предприятия АНАЛИЗ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ Прибыль, объем реализации и уровень рентабельности зависят от производственной, снабженческой, сбытовой и коммерческой деятельности предприятия. Выделяют следующие виды прибыли: – валовая прибыль; – маржинальная прибыль; – прибыль от продаж; – прибыль до налогообложения; – чистая прибыль. На рисунке 9.1 [2] представлена схема формирования чистой прибыли.
Рисунок 9.1 – Схема формирования чистой прибыли Валовая прибыль – это разница между выручкой от продажи продукции (без учета НДС, акцизов, налога с продаж) и себестоимостью без условно-постоянных управленческих расходов и затрат по сбыту (коммерческих расходов). Маржинальная прибыль – разница между выручкой и прямыми производственными затратами по реализованной продукции. Прибыль от продаж – разница между чистой выручкой от продажи продукции (без учета НДС, акцизов, налога с продаж) и полной себестоимостью продаж, включая управленческие и коммерческие расходы. Прибыль до уплаты налогообложения – прибыль от деятельности предприятия до уплаты налогов, вследствие чего формируется чистая прибыль. Чистая прибыль – это та прибыль, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты всех налогов, экономических санкций и отчислений в благотворительные фонды. По своему содержанию соответствует нераспределенной прибыли. Для факторного анализа прибыли от реализации продукции используется зависимость П = ∑[VРПобщ×ydi (Цi – Сi)], (9.1) где VРПобщ – объем выпуска продукции; ydi – структура производимой продукции; Цi – средняя цена реализации; Ci – себестоимость. Прибыль от реализации отдельных видов продукции зависит от факторов первого порядка и имеет следующий вид: Пi = VРПi × (Цi – Ci), (9.2) где VРПi – объем выпуска продукции; Цi – средняя цена реализации; Ci – себестоимость. Анализ рентабельности проводится по показателям, которые можно условно выделить в группы: - рентабельность функционирования предприятия; - рентабельность производства и реализации; - рентабельность использования ресурсов предприятия. Рентабельность функционирования предприятия (Rф) – отношение прибыли до налогообложения, или чистой прибыли, к полной себестоимости, результат умножается на 100 %: (9.3) где ПС – полную себестоимость; ЧП – чистая прибыль. Расчетное значение показывает, какую величину прибыли до налогообложения имеет фирма с каждой гривны, затраченной на производство и реализацию продукции. Рентабельность производства – отношение прибыли (П) от продажи к полной себестоимости (ПС), результат умножается на 100 %. Она может рассчитываться в целом по предприятию, отдельным его подразделениям и видам продукции. Рентабельность производства (R) в целом по организации зависит от трех основных факторов первого порядка: изменения структуры реализованной продукции (УДi), ее себестоимости (Сi) и средних цен реализации (Цi). Факторная модель рентабельности производства имеет следующий вид:
(9.4)
где R – рентабельность производства; VРПобщ – объем реализацованной продукции; УДi – структура реализованной продукции; Сi – себестоимость i-й продукции; Цi – средняя цена реализации i-й продукции. Рентабельность реализованнойпродукции (ROM) рассчитывается отношением прибыли от реализации продукции (работ и услуг) к объему реализации, результат умножается на 100 %.
(9.5) Показатель характеризует эффективность предпринимательской деятельности и показывает, сколько прибыли имеет предприятие с одной гривны, полученной при реализации продукции. Рассчитывается в целом по предприятию и отдельным видам продукции. Рентабельность продаж (ROS) – отношение операционной прибыли (прибыли от продаж) к ее выручке: (9.6) Факторная модель рентабельности продаж: (9.7) Расчетное значение показывает, какую величину прибыли от продажи имеет фирма с каждой гривны, затраченной на производство и реализацию продукции. Факторный анализ проводится методом цепных подстановок. По расчетным данным определяются направление воздействия и степень влияния факторов на результативный показатель в целях разработки стратегических направлений по повышению уровня доходности фирмы.
Рентабельность использования ресурсов (трудовых, земельных, оборотных и основных средств) – отношение прибыли до налогообложения, или чистой прибыли, к величине ресурса, результат умножается на 100 %.
Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 573; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |