Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сознание и память




На нижнем уровне — простые детекторы (кружки).Следующий уровень пред­ставленсложными детекторами (звездочки).Пунктиром показаны путивоздей­ствия 5-стимула. Детекторыпростых и сложныхпризнаков конвергируют на гнос­тическом нейроне (вершина пирамиды) (поЕ.Н- Соколову,1996).

вие каждого осознанного восприятия. Активирующие влияния дос­тигают гностической единицы в форме высокочастотных колеба­ний мембранного потенциала. Только конвергенция специфичес­кого сигнала с механизмом неспецифической активации на ней­ронах таламуса создает необходимое условие для сознательного переживания. Возбуждения из таламуса сначала достигают нейро­нов-детекторов элементарных признаков, организованных в со­ответствующие карты — экраны. Элементарный признак вызыва­ет максимум возбуждения на определенном месте этого экрана. Комплексные признаки образованы комбинациями элементарных признаков и кодируются максимумами возбуждения на картах сложных детекторов. Детекторы простых и сложных признаков об­разуют основание гештальт-пирамиды и имеют синапсы на гнос­тической клетке (рис. 61). При действии сложного стимула нейро­ны на разных уровнях соответствующей гештальт-пирамиды «под­свечиваются» активирующими влияниями, представленными внутриклеточными колебаниями мембранного потенциала клеток. Такая активированная гештальт-пирамида иерархически организо­ванных нейронов представляет базисный механизм актов сознания (Соколов Е.Н„ 1996).


Существуют три уровня субъективного отражения: перцептив­ный, мнемический и семантический. Возникший перцептивный образ в результате активации гештальт-пирам иды сличается с на­бором следов долговременной памяти и фиксируется в ее специ­альных нейронах. Нейроны памяти имеют двусторонние связи с семантическим экраном. Семантические нейроны реализуют акт категоризации. В обычных условиях все три уровня отображения слиты в едином акте сознания.

Во многих концепциях сознания подчеркивается, что форми­рование субъективного образа объекта при его восприятии при-сходит в результате интеграции сигналов в сенсорной системе с информацией, хранящейся в памяти. В теории сознания П.В, Си­монова память занимает центральное место, так как само созна­ние определяется как знание, которое может быть передано дру­гому. Эта позиция распространяется и на представление о меха­низме возникновения эмоции как особого вида психического отражения. Согласно потребностно-информационной теории эмо­ций П.В. Симонова эмоции возникают в результате сопоставле­ния получаемой информации и той информации, которая необ­ходима для удовлетворения биологической потребности и должна быть извлечена из памяти.

Передние отделы новой коры и гиппокамп рассматриваются как информационная система, в которой на основании текущей информа­ции и содержащейся в памяти оценивается вероятность удовлетво­рения потребности, зависимой от соотношения имеющейся и требуе­мой информации. От ее величины зависят знак и интенсивность эмоций.

В теории «информационного синтеза как основы ощущения» А.М. Иваницкого также указывается на роль памяти в процессе осознания воспринимаемого стимула. Автор выделяет три этапа формирования зрительного образа. Первый связан с анализом фи­зических характеристик стимула и представлен ранними компо­нентами ВП с латенцией до 100 мс; он рассматривается как подго­товительная фаза восприятия и на психологическом уровне не со­провождается каким-либо феноменом. Второй этап включает операции сравнения физических параметров стимула с информа­цией, хранящейся в памяти, благодаря чему определяется значи­мость стимула. Именно этот этап связывают с появлением ощуще­ния, которое представлено среднелатентным компонентом ВП (100—200 мс). На третьем этапе происходит окончательное опозна-


ние стимула, что отражается в волне ПЗОО ВП преимущественно в передних отделах коры больших полушарий.

Синтез двух видов информации — текущей и извлекаемой из памяти — создает основу для возникновения субъективного явле­ния. Генерация ощущений совершается циклически с периодом 100—150 мс благодаря механизму повторного входа возбуждения. Этот процесс рассматривается как психологический мониторинг происходящих событий (Иваницкий А.М., 1997).

В свете последних данных о функциях рабочей памяти интегра­цию возбуждения от сенсорного стимула с информацией, храня­щейся в памяти, можно описать следующим образом. Зрительный объект опознается, когда его различные признаки интегрируются в единое целое, включая местоположение его в пространстве. Это происходит в результате соединения информации от двух подсис­тем зрительного анализатора «Что» и «Где» с информацией из дол­говременной памяти, где следы также хранятся в двух системах:

«Что» (в нижневисочной коре) и «Где» (в теменной). Место ин­теграции всей информации — рабочая память (префронтальная кора). Предполагается, что переписывание информации в РП из двух блоков сенсорной системы «Что» и «Где» осуществляется с помощью механизма локальной активации- За счет обратных свя­зей от РП к долговременной памяти и сенсорной системе в ниж­невисочной и теменной коре происходит актуализация опреде­ленных следов памяти, а также подчеркивание в сенсорной сис­теме признаков воспринимаемого объекта. Вербальный сигнал актуализирует структуры долговременной памяти, переписывая из нее необходимую информацию в РП. Для этого он действует через неспецифическую систему мозга, создавая специфические паттерны неспецифического возбуждения, модулирующие сенсор­ные, мнемические и семантические уровни обработки информа­ции. Можно предположить, что префронтальная кора в режиме РП формирует программу не только реализации поведения, мо­торных актов, но и процесса восприятия объекта за счет взаимо­действия сенсорной системы с долговременной памятью и моду­лирующей системой мозга.

10.6. СОЗНАНИЕ И МЕЖПОЛУШАРНАЯ АСИММЕТРИЯ МОЗГА

Открытие функциональной асимметрии мозга оказало огром­ное влияние на понимание мозговых механизмов сознания. С по­зиции вербальной теории сознания его материальная база представ­лена доминантным речевым полушарием. Вместе с тем имеются


основания выделять две функции сознания: чувство «Я» и комму-никативную функцию сознания (Иваницкий А.М., 1997), Правое полушарие связывают с самооценкой, с самосознанием (чувством «Я»), с мотивационной сферой (Симонов П.В., 1993а). Его пора­жение ведет' к нарушению личности, тогда как при нарушении функций левого полушария личность остается сохранной, но речь страдает. Специализацию левого полушария видят в его связи с той формой сознания, которая вооружена речью и иными сред­ствами передачи информации другим членам общества. Она суще­ственна прежде всего для коммуникации с другими людьми. П.В. Симонов, подчеркивая коммуникативное происхождение со­знания, рассматривает возможность мысленного диалога с самим собой как свойство левого полушария.

Вместе с тем было бы неоправданным приурочивать сознание, связанное с речью, исключительно к левому (доминантному) по­лушарию у правшей. Скорее всего начальные этапы формирования речевого высказывания (на родном языке) связаны с правым по­лушарием. А завершается этот процесс в левом полушарии.

Исследование становления речи у детей показало, что перво­начально обработка речевых сигналов осуществляется обоими по­лушариями и доминантность левого формируется позже. Если у ребенка, научившегося говорить, возникает поражение речевой области левого полушария, то у него развивается афазия. Однако примерно через год речь восстанавливается. При этом центр речи перемещается в зону правого полушария. Такая передача речевой функции от левого полушария правому возможна лишь до 10 лет. Специализация правого полушария в функции ориентации в про­странстве возникает также не сразу: у мальчиков — в возрасте после 6 лет, а у девочек — после 13 лет.

Данные о лингвистических способностях правого полушария, а также сходство функций обоих полушарий на ранних этапах он­тогенеза скорее свидетельствуют о том, что оба полушария, обла­дая первоначально достаточно сходными, симметричными функ­циями, в процессе эволюции постепенно специализировались, что и привело к появлению доминантного и субдоминантного по­лушарий.

Левое полушарие превосходит правое также и в способности понимать речь, хотя эти различия не так сильно выражены. Со­гласно моторной теории восприятия речи главным компонентом распознавания речевых звуков являются кинестезические сигна­лы, возникающие в мышцах речевого аппарата при восприятии речевых сигналов. Особая роль в этом принадлежит моторным си­стемам левого полушария.


Речевые функции у правшей преимущественно локализованы в левом полушарии. По данным разных авторов, лишь у 1—5% лиц речевые центры находятся в правом полушарии. У 70% леворуких центр речи, так же как и у праворуких, расположен в левом полу­шарии, у 15% леворуких — в правом полушарии.

Существует мнение, что левое полушарие осуществляет функ­ции «интерпретатора» того, что делает правый мозг. Благодаря этой способности и при отсутствии достаточной информации человек может логически сформулировать некоторые гипотезы о причи­нах своих реакций, поступков, хотя они будут далеки от истины. Это убедительно было показано Дж. ЛеДу (3. ЬеОи) и М. Газза-нигой (М. Оа55ат§а) на их уникальном больном С.П. с «расщеп­ленным мозгом» в опыте «с цыпленком и лопатой для снега». Боль­ному слева от точки фиксации предъявляли картинку — зимний дворик с неубранным снегом, которая, следовательно, проеци­ровалась в правое полушарие. Одновременно справа от фиксаци­онной точки помещали картинку с изображением лапы цыплен­ка, т.е. эта картинка проецировалась в левое полушарие. Больной получал задание отобрать левой и правой рукой из серии карти­нок те, которые ему были показаны. Он успешно решил эту за­дачу, правой рукой выбрав «цыпленка», а левой — «лопату». На вопрос «Почему он это сделал?» ответил: «Я видел лапу и выбрал цыпленка, а вы должны вычистить курятник лопатой». Анализи­руя эти данные, Дж. ЛеДу и М. Газзанига пришли к заключению, что вербальные механизмы не всегда знают источник наших дей­ствий и могут приписывать действиям причину, которой на са­мом деле не существует-

Левое полушарие, не располагая информацией правого, ин­терпретирует, находит логическое объяснение выбору левой ру­кой «лопаты». Интерпретационная способность левого полушария при правостороннем поражении мозга проявляется в изменении эмоциональных переживаний человека. Такие люди становятся бес­печными, легкомысленными, с явным преобладанием положи­тельных эмоций над отрицательными. Противоположные измене­ния эмоциональной сферы сопровождают нарушения левого по­лушария. У таких больных возникает склонность к отрицательным эмоциональным переживаниям, повышенной тревожности.

Нарушение сознания при избирательном поражении одного из полушарий зависит от особенностей функциональной асиммет­рии мозга субъекта. Картина нарушения психической деятельнос­ти зависит от правшества и левшества (Доброхотова Т.А., Браги- на Н.Н., 1993). При од ноп олуш арном поражении мозга были вы­явлены существенные различия нарушения поведения у правшей

21-3341


и левшей, что послужило основанием к заключению о различии у них сознания. Исследователи вводят новый термин — «асимметрия сознаниям, отражающая индивидуальные свойства субъекта, свя­занные с функциональной асимметрией мозга. При односторон­нем поражении полушарий нарушения сознания протекали по типу эпилептических припадков: наступали внезапно, быстро обрыва­лись с последующим восстановлением ясного сознания. Синдро­мы, вызываемые односторонним поражением у правшей, хорошо согласуются с представлением о связи правого полушария с обра­боткой пространственной информации и способности к зритель­ному и гаптическому распознаванию объекта, а левого -— с обра­боткой символьной информации, управлением и программирова­нием поведения.

При поражении в правом полушарии у правшей во время при­ступа наблюдалось игнорирование левого пространства (больной не видел, не слышал врача, стоящего слева). При этом могли по­явиться «вспышки пережитого» (больной заново переживал собы­тия далекого прошлого, например в возрасте 7 лет). Поражение левого полушария у правшей вызывает нарушение речи (не гово­рит и не понимает), провалы в памяти, неадекватные поступки с последующей амнезией, сумеречное состояние сознания, когда по­ведение определяется галлюцинациями или больной автоматичес­ки продолжает начатую деятельность. Нарушение сознания у лев­шей менее определенно, более разнообразно и не так жестко за­висит от стороны поражения.

Как показало обследование больных с «расщепленным моз­гом», каждое полушарие может выносить самостоятельные суж­дения, которые в ряде случаев могут не совпадать. От согласован­ности оценок, выносимых полушариями, зависит настроение че­ловека. При совпадении суждений больной спокоен, легок в общении, приятен. Если же оценки расходятся, поведение боль­ного становится трудно управляемым, проявляются гиперактив­ность, агрессивность.

Ввиду того что каждое полушарие может иметь собственную не­зависимую систему оценок значения событий, Р. Сперри (К. 5реггу) говорит об удвоении сознания у таких больных. Однако у нормаль­ного человека ведущая роль в вынесении суждений принадлежит речевому, доминантному полушарию, хотя определенные лингвис­тические способности присущи и субдоминантному полушарию.

В заключение следует подчеркнуть, что в сознании представле­ны только конечные результаты процессов обработки информа­ции, которые мы осознаем в виде последовательных картин, эпи­зодов. Операции, лежащие в основе создания самих эпизодов, в


сознании и интроспекции не представлены. Их можно вычленить с помощью только специальных экспериментальных процедур. Но чтобы понять сознание, нужно знать его механизмы, т.е. элемен­тарные операции, которые лежат в основе формирования субъек­тивного образа и сами реализуются на уровне подсознания. Чтобы понять, что такое сознание, нужно выйти за его пределы. Про­гресс в этом отношении достигается с помощью таких неинвазив-ных методов, как электроэнцефалография, магнитоэнцефалогра-фия, измерение локального мозгового кровотока, позитронно-эмиссионная и магнитно-резонансная томография. В комбинации с записью одиночных нейронов эти методы открывают новые пер­спективы в изучении сознания.

Часть III




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 735; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.