Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

События. Содержание заочных соревнований в спортивном туризме.




Содержание заочных соревнований в спортивном туризме.

В спортивном туризме, как следует из выше представленного материала, существует достаточно уникальная для спорта ситуация – есть возможность получить спортивные разряды и звания без участия в официальных соревнованиях. Такая ситуация продиктована сущностью спортивного туризма – группа самостоятельно разрабатывает маршрут, включая требуемый набор классифицированных участков, и преодолевает его. При этом сами маршруты и условия их прохождения разными группами различны, что, в общем, не соответствует требованиям спортивных соревнований. Участники похода скорее «борются» с «природными» трудностями, проявляя необходимое мастерство и морально-волевые качества, нежели с соперниками из других спортивных команд. Несомненно, что такого рода борьба имеет право на существование и может поощряться присвоением спортивных разрядов.

В чем заключается заочная форма соревнований в спортивном туризме? Тем не менее, спорт без соревнований все же нонсенс. Поэтому в спортивном туризме, конечно, проводятся соревнования. Прежде всего, рассмотрим соревнования, осуществляемые в так называемой заочной форме (такая форма соревнований применялась в СССР в 1981-1990гг. и используется в настоящее время в Республике Беларусь). Данные соревнования проводятся в программе классифицированных маршрутов. При этом спортивная группа заявляет разработанный ею маршрут для участия в соревнованиях. Например, на участие в чемпионате Республики Беларусь, открытом чемпионате Российской Федерации группы заявляют технически сложные маршруты походов пятой, шестой категорий сложности. В областных, городских чемпионатах соответственно могут участвовать группы, совершающие походы более низких категорий сложности.

Порядок проведения таких походов, их соответствие заданной категории сложности регламентируется «Правилами проведения спортивных туристских походов». «Правила» определяют, что поход, заявленный на соревнования, должен осуществляться по классифицированному маршруту с заданными параметрами по технической сложности, протяженности, продолжительности. При этом правом отнесения заявленного маршрута к той или иной категории сложности, а так же оценки совершенного похода и определения результатов обладают уполномоченные экспертные туристские комиссии. Экспертные комиссии создаются Белорусским общественным объединением спортивного туризма, его областными, городскими организациями. Они формируются из числа компетентных экспертов, имеющих соответствующую спортивно-туристскую квалификацию, опыт руководства и участия в походах в различных туристских районах.

Участники заявленного на соревнования похода проходят разработанный ими маршрут. После окончания похода, в установленные сроки (не позднее 3 месяцев, по возвращении из района похода) руководитель похода представляет отчет установленной «Правилами» формы в уполномоченную экспертную комиссию. Комиссия рассматривает отчетные материалы всех участвовавших в соревнованиях команд и определяет победителя и призеров.

По каким критериям определяются победители и призеры заочных соревнований? При рассмотрении отчета и определении результатов соревнований комиссией, среди прочего, учитывается следующее.

· Район проведения похода (его климатогеографические и иные характеристики).

· Разработанный командой маршрут (его логичность, оригинальность, последовательность включенных классифицированных участков разной категории трудности, соответствие категории сложности похода, протяженность, высотные характеристики и пр.).

· Технику преодоления командой классифицированных участков, определяющих сложность похода (технические параметры препятствий, использованная командой техника и тактика их преодоления, правильность примененных технических приемов и средств и т.д.).

· Тактические решения группы при подготовке маршрута и при его осуществлении (логичность включения радиальных участков на маршруте, распределение забросок продуктов и снаряжения, организацию питания, биваков и т.д.).

· Степень выполнения группой заявленных задач (полноту и точность прохождения заявленного маршрута, сроки прохождения).

 

После анализа всей представленной информации (обычно каждому критерию придается бальная оценка) выявляются победители и призеры.

Совершенно очевидно, что заочная форма соревнований имеет существенные недостатки. Группы совершают походы данной категории сложности в разных районах, в разных погодных условиях, с разными по содержанию и сложности классифицированными участками. Весьма трудно, даже для опытных экспертов, объективно провести сравнение походов одной категории сложности, но проведенных в различных условиях. К примеру, в лыжном походе 6-й категории в субарктической зоне (например, архипелаг Северная Земля) – техническая сложность определяется во многом сложностью ориентирования, сложностью жизнеобеспечения группы в условиях автономности похода. А на сложность такого похода в целом, несомненно, влияют «жесткие» климатические условия его проведения. В лыжном походе той же категории сложности в горах (например в районе Полярного Урала, хребта Черского) техническая сложность определяется во многом самим горным рельефом – преодолением горных склонов, перевалов, зимними восхождениями на вершины (так же, впрочем, «на фоне» жестких климатических условий). Как сравнить такие разные по содержанию, тактическим и техническим решениям походы? При всем богатом опыте экспертов доля субъективизма в принятом решении будет достаточно велика.

 

3. Содержание очных соревнований в спортивном туризме.

Чтобы преодолеть указанные недостатки заочной формы соревнований, была предложена очная форма соревнований по спортивному туризму и разработаны правила таких соревнований (В.И. Ганопольский, 2000). Очные соревнования в соответствии с разрядными требованиями и «Правилами соревнований» проводятся в ранге чемпионата Республики Беларусь по всем видам спортивного туризма. Чемпионат проводится среди команд, выступающих в одно время, в одном районе; команды непосредственно «на месте» оцениваются судьями соревнований. Соревнования проводятся в районах, в которых возможно осуществление классифицированных маршрутов не ниже V категории сложности.

В чем заключаются очные соревнования по спортивному туризму? Очные соревнования осуществляется в форме двоеборья – на спортивном и техническом маршрутах. Спортивный маршрут представляет собой 5-6 классифицированных участков (КУ) протяженностью от 0.5-0.7 до полного дневного перехода, характерного для данного вида туризма. Категории трудности участков соответствуют IV-VI, при этом не менее двух участков должно быть V категории трудности. Спортивный маршрут проходится поэтапно: группа выходит на преодоление КУ и возвращается в базовый лагерь соревнований (фактически в течение нескольких дней группа осуществляет несколько радиальных выходов). Категория трудности и оценка каждого такого этапа, выражается в баллах (определяется судьями-экспертами). Сумма баллов, выражающих техническую сложность этапа соревнований, определяется при этом как непосредственно естественной сложностью препятствий (крутизной склонов, глубиной снежного покрова, скоростью течения горной реки и пр.), так и теми технико-тактическими заданиями, которые определены судьями и условиями соревнований (по известному уже Вам принципу оценки этапов ТПМ).

Технический маршрут представляет собой туристский поход продолжительностью 5-7 дней и соответствующей протяженностью. Технический маршрут включает не менее 4-5 классифицированных участков, в том числе не менее 2-х участков 4-й к.т. и не менее одного (не более 2-х) – 5-й к.т. Категории трудности КУ технического маршрута (как и спортивного) определяются экспертами на основании максимально полной имеющейся о них информации. Результаты экспертизы утверждаются решением главной судейской коллегии (ГСК). Технические маршруты разрабатываются командами самостоятельно в пределах района соревнований и перечня классифицированных участков, утвержденного ГСК. Таким образом, технические маршруты, содержат КУ в меньшем числе, чем это предусмотрено для соответствующих классифицированных маршрутов, а так же уменьшенные параметры по протяженности маршрута и продолжительности похода.

В чем заключается преимущество очной формы соревнований по спортивному туризму, по сравнению с заочной формой? Преимущество соревнований технических маршрутов перед соревнованиями в программе классифицированных маршрутов состоит в следующем. Технические маршруты осуществляются командами в одном районе, в одно время, при примерно сходных погодных условиях. Предусмотрен общий старт, общее контрольное время и единое место финиша. Таким образом, в случае заочных соревнований команды ведет спортивную борьбу в максимально сходных условиях.

Маршруты всех команд должны иметь в минимуме один общий контрольный участок, непосредственно обслуживаемый судьями. Судьи не по фотографиям и описаниям, а непосредственно могут видеть работу команд и оценить их тактико-техническую подготовку. В то же время, наличие технического многодневного маршрута коренным образом отличает очные соревнования по спортивному туризму от соревнований по ТПМ. В данном случае, как и при прохождении классифицированных маршрутов, участники должны владеть всеми компонентами туристской техники и тактики, и, что самое главное, применять их в реальных условиях (например, на разнообразных формах рельефа); обладать отличной физической формой и психологической устойчивостью.

Как определяются результаты заочных соревнований по спортивному туризму? Результаты соревнований определяются отдельно по спортивному и техническому маршрутам. Спортивный маршрут оценивается судьями по правилам, аналогичным правилам ТПМ. Каждый этап получает определенную оценку в баллах (суммарный показатель сложности, СПС), который состоит из показателя технической сложности и показателя скорости команды (показатель трудности). Данные составляющие СПС примерно равны. После прохождения данного этапа (КУ) команда получает баллы за технику, за вычетом набранных ею штрафных баллов. Баллы за показатель трудности определяются с учетом коэффициента времени. Команда, преодолевшая этап за наименьшее время, получает все баллы за трудность этапа. Баллы остальных команд рассчитывают, как произведение показателя трудности на коэффициент времени команды. При этом коэффициент времени определяется как отношение лучшего времени, показанного при преодолении данного этапа на соревнованиях, ко времени данной команды.

Форма оценки технического маршрута – заочная (смотри выше). При этом отчет установленного образца команды должны представить ГСК не позднее 10 дней после возвращения из района похода. Наибольшая сумма баллов за спортивный и технический маршруты определяет победителя очных соревнований.

Как эксперты оценивают суммарный показатель сложности классифицированных участков спортивного и технического маршрута? Локальные и протяженные естественные препятствия или их комбинация составляют классифицированные участки спортивного и технического маршрута и определяют его категорию трудности. Эксперты определяют категорию трудности КУ исходя из сложности передвижения по такому участку, необходимости организации страховки для его безаварийного преодоления, сложности и количеству применяемых технических средств; сложности ориентирования на данном участке и т.д. Пример экспертной оценки локального препятствия (перевал), был приведен нами ранее (см. лекцию, посвященную понятию классифицированных участков маршрута).

При проведении экспертизы технической сложности и скорости преодоления препятствий качественные оценки (категории трудности) подвергают кодификации – то есть тем или иным уровням сложности препятствия ставят в соответствие оценочные коэффициенты (баллы). Диапазон технической сложности и разнообразие классифицированных участков возрастает непропорционально (прогрессивно) при переходе на каждую последующую ступень трудности. При этом техническая сложность классифицированных участков относящихся к одной категории трудности может варьировать (один несколько сложнее другого). По ряду причин для оценки такого непропорционально (прогрессивно) возрастающего диапазона технической сложности и разнообразия КУ маршрутов очных соревнований, приемлемой оказалась последовательность чисел Фибоначчи.

 

1-3-5-8-13-21-34-55

 

Такая последовательность (начиная с третьей цифры, каждый последующий член последовательности равен сумме двух предыдущих) дает оценки в баллах, соответствующие качественным показателям трудности КУ:

 

(1) (3) (5) (8) (13) (21) (34) (55)

Не категорийный – 1 к.т. – 2 к.т. – 3 к.т. – 4 к.т.– 5 к.т. – 6А к.т. – 6Б к.т

 

Последовательность Фибоначчи позволяет получать оценки КУ определенной категории трудности по принципу «больше-меньше» и, тем самым, учитывать различия по их характеру и технической сложности. Таким образом, даже для классифицированных участков первых трех категорий трудности есть возможность учесть их различия по характеру и технической сложности и выразить их в виде точной балльной оценки. Тогда, используя ряд Фибоначчи, система оценок КУ представляется в виде «осевой шкалы» оценок КУ шести категорий трудности (шкалы «эталонов»). При этом сами числа последовательности Фибоначчи выражают сложность «эталонных», наиболее характерных КУ данной категории сложности, а интервал значений натуральных чисел между предыдущим и последующим числом последовательности выражает вариацию сложности КУ в пределах данной категории трудности. Например, число 21 – это оценка «эталонного» по сложности КУ пятой категории трудности. Но на практике, заявленный в маршруте классифицированный участок может быть несколько сложнее или несколько «слабее» эталона. Тогда судьи-эксперты придают ему оценки в пределах от 16 до 26 баллов.

 

Литература по теме лекции.

92. Алексеев А.А. Пособие по составлению отчетов о туристских походах, путешествиях и спортивных турах. – М. 2004

  1. Единая спортивная классификация Республики Беларусь (2001-2004гг). – Минск: Изд-во «Четыре четверти», 2001. – 333с.
  2. Туризм и спортивное ориентирование / Учебник для институтов и техникумов физи­ческой культуры. - Авт.-сост, В.И. Ганопольский. М: ФиС, 1987. - 240с.
  3. Туризм спортивный. Правила проведения спортивных туристских походов. Мн., 2003.- 6с.
  4. Туристско-прикладные многоборья /Правила соревнований. – Мн.: Белпринт, 1988. – 96с.
  5. Туризм спортивный. Правила соревнований. (Проект «Правил» разработанный В.И. Ганопольским). – 2000.
  6. Федотов Ю.Н., Востоков И.Е. Спортивно-оздоровительный туризм: Учебник/ Под общ. Ред. Ю.Н. Федотова. – М.: Советский спорт, 2002. – 364с.

 

 

Теорию вероятности можно определить как раздел математики, в котором изучаются закономерности присущие массовым случайным явлениям. Методы теории вероятности широко применяются при математической обработке информации.

Задача теории вероятностей заключается в построении вероятностных моделей случайных экспериментов. Вероятностная модель позволяет придать строгий математический смысл таким словам, как «случайность», «событие», «вероятность», «правдоподобный» и т.п., позволяет оценить шансы на появление различных результатов, возможных в данном случайном эксперименте.

Надо отдавать себе отчет в том, что, как всякая модель, и вероятностная модель тоже, является некоторой идеализацией описываемого эксперимента – она не предназначена для воспроизведения всех деталей, а воплощает лишь основные черты явления. В частности при подбрасывании монеты мы предполагаем что, результатом эксперимента не может быть пропажа монеты или приземление ее на ребро. Кроме того, чрезвычайно важным в теории вероятностей является предположение о принципиальной возможности многократного повторения случайного эксперимента. Если такой возможности нет, то построение вероятностной модели не имеет смысла.

К основным понятиям теории вероятностей относятся испытание (опыт), событие, вероятность.

Определение. Под «испытанием» или «опытом» будем понимать любой процесс, происходящий вокруг нас.

Определение. Результаты испытаний, опытов, наблюдений называют событиями.

Пример. Экзамен – испытание; студент получил “отлично” – событие; планета “Земля” вращается вокруг своей оси – испытание, смена дня и ночи – событие; подбрасывание игральной кости – испытание, выпадение четного числа очков – событие.

Различают события трех видов:

а) достоверные, которые в результате испытаний всегда наступают;

б) невозможные, которые никогда не могут произойти;

с) случайные, результаты которых не прогнозируются единственным образом.

Например, падение подброшенной монеты на землю – событие достоверное, а ее неограниченное удаление от земли – невозможное событие. Падение монеты на определенную сторону (цифрой вверх или вниз) – событие случайное.

Условимся обозначать достоверное событие – U, невозможное – V, случайные – A,B,C,…

Событие называют элементарным, или исходом, если оно “неразложимо” в данном опыте, т.е. в изучаемой ситуации нет необходимости рассматривать его состоящим из более простых событий. Например, при бросании монеты элементарным исходом будет выпадение орла или решки, при бросании шестигранного кубика – выпадение 1, 2, 3, 4, 5 или 6.

Множество всех элементарных событий (исходов), связанных с данным опытом, называют пространством элементарных событий, которое отождествляется с достоверным событием. Для приведенного выше примера про бросание монеты пространством элементарных событий будет множество = {орел, решка}, оно тождественно достоверному событию, так как в результате бросания монеты обязательно наступит событие, входящее в это множество. Соответственно в примере про бросание кубика, множеством элементарных событий будет множество очков, выпадающих на верхней грани = {1, 2, 3, 4, 5, 6}, при однократном бросании мы увидим на верхней грани один из элементов этого множества, то есть множество элементарных исходов тождественно достоверному событию.

Определение. Два события называются совместимыми (совместными), если появление одного из них не исключает появление другого в одном и том же испытании.

Пример. Испытание: однократное бросание игральной кости. Событие А – появление трех очков, событие В – появление нечетного числа очков. События А и В совместимые.

Определение. Два события называются несовместимыми (несовместными), если появление одного из них исключает появление другого в одном и том же испытании.

Пример. Испытание: однократное бросание монеты. Событие А – выпадение герба, событие В – выпадение цифры. События А и В несовместимые, так как появление одного из них исключает появление другого.

Испытание: однократное бросание кубика. Событие А – выпадение четного числа очков, событие В – выпадение нечетного числа очков. События А и В несовместные, так как появление одного из них исключает появление другого.

Определение. Два события А и В называются противоположными, если в данном испытании они несовместимы и одно из них обязательно происходит.

Событие, противоположное событию А, обозначают через не-А. ( ùА, А’)

Пример. Испытание: бросание монеты. Событие А — выпадение орла, событие В — выпадение решки. Эти события противоположны, так как исходами бросания могут быть лишь они, и появление одного из них исключает появление другого, т. е. А=не-В или не-А=В.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 748; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.