Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

III. Логопедическая часть занятия




II. Развитие зрительного восприятия и зрительного гнозиса

I. Организационный момент

Дифференциация звуков (х), (ж) и букв х, ж в словах

Й класс

V. Итог занятия

— Вспомните, каким звукам и буквам было посвящено наше сегодняшнее занятие.

 

 

Задачи.

1. Развивать зрительное восприятие и зрительный гнозис, оптико-простран­ственные и кинетические представления.

2. Закреплять навыки звукобуквенного анализа и анализа предложений на слова, совершенствовать знания о правописании парных звонких согласных в конце слов.

3. Формировать грамматически правильную речь детей (умение согласовы­вать прилагательные и существительные в роде и числе).

4. Совершенствовать навык чтения и письма.

5. Способствовать развитию двигательных функций руки, мелкой моторики пальцев рук.

Материал:

игра «Буквенные цепочки» (ж—> х —»с —»а —»л);

• игра «Разбежались кто — куда»;

• карточки со словами, в которых пропущена последняя буква;

• карточки для подбора существительных к прилагательным;

• игра «Филлворд» (буквы ж, х);

предложения для чтения;

• рисунок по клеткам (буквы ж, х).

План занятия.

I. Организационный момент.

II. Развитие зрительного восприятия и зрительного гнозиса.

III. Логопедическая часть занятия:

1. Повторение артикуляции и характеристики звуков [х], [ж] и написания букв х, ж.

2. Развитие навыков звукобуквенного анализа, закрепление знаний о право­писании парных звонких согласных в конце слов.

3. Развитие кинетических и оптико-пространственных представлений, на­выка чтения.

4. Анализ предложений, развитие интонационной выразительности.

IV. Лексико-грамматическая часть занятия.

Согласование прилагательных с существительными в роде и числе.

V. Развитие двигательных навыков пальцев рук.

VI. Итог занятия.

Ход занятия

Используется игра «Разбежались кто — куда» (вариант 3) (рис. 28).

Детям предлагается распределить изображенные предметы по их реальной величине. Подобрав картинки в правильном порядке, дети выписывают в тет­радь буквы, с которых начинаются их названия.

Например. На рисунке изображены жираф, улитка, петух, гриб и топор.

Дети записывают буквы: Ж (жираф самый большой по размеру), п (петух), т (топор), г (грибы), у (улитка).,-,-.-.^ - - -,

1 Повторение артикуляции и характеристики звуков (х), (ж) и написания букв х, ж

— Как произносятся звуки [х], [ж]? (оба звука — согласные, то есть в их произношении участвует шум. В произношении звука [х] участвует задняя часть языка, поднимающаяся к мягкому нёбу. А при произношении звука [ж] — язык похож на чашку, и губы выпячиваются, образуя «коридор», через который идет теплый воздух. Они отличаются тем, что звук [х] может быть и твер дым, и мягким, а звук [ж] только твердый. Звук [х] — глухой, звук [ж] — звонкий и имеет пару)

Что общего в написании букв х, ж? (в их состав входят «полуовалы», на­правленные в левую и правую стороны)

— Чем различается написание этих букв? (у буквы «х» два элемента, а у буквы «ж» ~ три. В состав буквы «ж» входит элемент «вертикальная палочка с соединениями» — «молния»)

Напишите в воздухе букву, состоящую из двух элементов. Теперь из трех. Какую букву мы рисовали первый раз? (х) Во второй раз? (ж)

2. Развитие навыков звукобуквенного анализа, закрепление знаний о правописании парных звонких согласных в конце слов

Логопед раздает карточки.

— Каждый из вас получил карточки, в которых написаны слова. В этих сло­вах не хватает конечных букв. Нам нужно определить, какая буква должна сто­ять в конце каждого слова: х или ж. -

Логопед напоминает детям о правописании парных согласных в конце слова и о необходимости их проверки путем подбора родственных однокоренных слов.

Например; морж (пишу ж — проверочное слово «моржи», звук [ж] слышится чётко)

Уточняется лексическое значение слова «ворох» (куча чего-то, куча каких-то вещей).,. ;,

— Запишите эти слова, выделите букву х зеленым цветом, букву ж — синим.

Дети записывают: мох, морж, ворох, гараж, сторож, горох, пух, ёж, чиж, смех.

3. Развитие кинетических и оптико-пространственных представлений, навыка чте­ния

Логопед выставляет на стенд карточку с игрой «Буквенные цепочки» (рис. 29).

— На этой карточке написаны буквы. Назовите их (ж, х, с, а, л). Объясни­те, как одну букву можно превратить в другую. Что для этого нужно сделать? (убрать какой-либо элемент или добавить)

Используется материал игры «Филлворд» (буквы,Я,.ж) (рис. 30 а, б).

Мо...

Мор...

Воро...

Гара...

Сторо...

Горо...

Пу...

Ё…

Чи...

Сме...

— А сейчас мы с вами поиграем. Каждый из вас получил «Филлворд», внутри которого спрятались слова. Все слова включают в свой состав буквы х, ж, чтобы вам было проще выполнить задание, предлагается список этих слов. Попробуйте отыскать слова в таблице филлворда. _.«..„«-

— Какие слова спрятались в первой строчке? (хижина, хищник)

Во второй? (первая буква от слова «живот») (хрящ, жилище) " мы"

— В третьей строчке? (первая буква от слова «пружина», первая буква от слова «хор», «жук», рыжик)

В четвертой строчке?

X   и   ж   и   н   а   X   и   т   н  
ж   X   р   я   Щ   ж   и   л   и   и  
и   л   X   ж   Р   ы   ж   и   Щ   к  
в   р   о   У   Ж   д   л   к   е   X  
о   У   р   к   ь   А   У   р   я   о  
т   ж   и   н   а   л   о   п   ж   л  
к   л   У   ж   А   У   X   У   е   о  
р   У   X   а   У   ж   а   к   н   А  
ы   ж   а   ж   а   Р   а   а   п   е  
ж   о   в   н   и   к   X   Р   ы   ц  

Примечание: В филлворде можно использовать печатный и рукописный шрифт, '.- •-•- • —

1 -;-.1\.--(. 4. Анализ предложений, развитие интонационной выразительности

Логопед предлагает детям прочитать предложения, написанные на карточках. Дети по очереди читают каждое предложение с повествовательной, вопроситель­ной и восклицательной интонацией.

1. Жёлтый цыплёнок бегал по двору

2. Уже наступила зима

3. Художник хорошо рисует

4. Пожар

5. Жалко, что я не успел на передачу

;.>т*, я

 

6. Хижина лесника стояла на опушке леса

7. Уходишь

— А теперь запишем эти предложения. Выписывать мы их будем необычно. Запишите из предложения только первое слово, после него поставьте тот знак, который должен стоять в конце предложения.

Например.

Желтый цыплёнок бегал по двору.

Логопед пишет на доске слово «Жёлтый» с заглавной буквы и объясняет по­становку знака препинания в конце предложения: повествовательного.

— Аналогично работаем со всеми предложениями. Дети записывают.

Образец записи: Желтый. Уже? Художник. (?) Пожар! Жалко. Хижина. Ухо­дишь?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 687; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.