КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Поколебать его эмоциональное состояние (равновесие), выразить негативное отношение к S2
Воздействовать на адресата, принудить (заставить) его сделать что-либо в интересах субъекта речи. Типы конфликтных сценариев 1. Коммуникативные сценарии угрозы 2. Коммуникативные сценарии замечания
Угроза – один из самых ярких признаков конфликта (с интенсивным регулированием деятельности или состояния собеседника), который отражает речевое поведение в ситуациях, когда цели S1 и S2 не совпадают и интересы их сталкиваются. Основные характеристики РЖ (речевой тактики) угрозы: Семантическая модель РЖ угрозы: (не) делай что-либо, иначе я тебе сделаю плохо. Угроза представляет собой комплексный речевой жанр, в структуру которого входят два компонента: · требование или условие, предъявляемое говорящим адресату (как правило, касается предмета конфликта) · обещание негативных последствий в случае невыполнения этого требования или условия (угроза ограничивает действие собеседника предлагаемой альтернативой)
Коммуникативная цель: Концепция автора: говорящий лично заинтересован в достижении указанной коммуникативной цели и намерен изменить поведение адресата. Предполагается, что адресат является причиной каких-либо негативных состояний автора (или кого-либо, чьи интересы ему не безразличны). Концепция адресата: знает о том, что автор испытывает негативное состояние, или предполагает это, но не заинтересован в осуществлении требуемого действия (нет желания и готовности изменить свое поведение в соответствии с принуждением, направленным на него), однако способен изменить свое эмоциональное состояние под воздействием принуждения. В создавшейся для него ситуации адресат из двух зол выберет меньшее. Отношение S1 (заинтересованность) и S2 (незаинтересованность) к осуществлению действия играет решающую роль в РЖ угрозы, создают особую остроту протекания коммуникации, заставляя S1 прибегать к интенсивным средствам воздействия и вызывая у S2 сопротивление этому воздействию, что создает условия для эскалации конфликта.
Событийное содержание: угроза включает требование, побуждающее адресата к изменению его поведения в рамках жесткой альтернативы, и обещание негативных последствий в случае невыполнения этого требования. Фактор коммуникативного прошлого: угроза - реактивный речевой жанр, так как выступает обычно как ответ на определенные провоцирующие действия (или их отсутствие), негативно влияющие на состояние автора. Фактор коммуникативного будущего: предполагается реакция адресата как подчинение или неподчинение побуждению в виде ответной словесной (или физической) реакции с использованием тактик угрозы, оскорбления, отказа, объяснения, возражения, согласия ит.п. Языковое воплощение: угроза включает в свой состав побудительное высказывание, выражающее интенцию говорящего, и сообщение о последствиях неподчинения этой интенции - обещание отрицательных последствий. В русском языке существует огромный репертуар прямых и косвенных способов выражения угрозы. 1. К прямым средствам выражения угрозы относятся конструкции, в которых содержание угрозы выражено открыто. Это конструкции, которые включают и побудительную часть, и сообщение о негативных последствиях. Многие РЖ (совета, просьбы, разрешения и др.), выражающие побудительную интенцию говорящего, могут стать угрозой, если к ним прибавить «обещание негативных последствий»: ü Повтори, и я тебя выгоню из класса (первая часть – разрешение с ложной стимуляцией действия); ü Я вас прошу не делать этого, иначе вам не поздоровится (первая часть – просьба); ü Советую отдать, хуже будет (первая часть – совет). 2. Косвенные средства выражения угрозы предполагают неявное содержание одного из элементов семантической модели. Косвенные способы выражения угрозы разнообразны: · вопросительные предложения (Тебе жить надоело?), · повествовательные, содержащие только одну часть угрозы, обычно сообщение о негативных последствиях (Я ведь просто так не уйду.) · повествовательные предложения, не содержащие часть об угрозе. Их оценка зависит и от реальных условий коммуникации и коммуникативного контекста, известного коммуникантам («Сейчас соберу дневники»: 1. констатация факта – сообщение о готовящемся действии; 2. угроза – когда общение учителя и учеников осложнено нарушениями со стороны учеников). В случае угрозы фраза сопровождается особой угрожающей интонацией: повышенный тон, замедленный темп речи, акцент на каждом слове. · побудительные конструкции, вторая часть - обещание негативных последствий - находится в импликации и достаточно легко «вычисляется» (отвечай!), в этом случае содержание негативных последствий S2 может сам предположить в зависимости от того, насколько он испуган. · фраза, выступающая в качестве РЖ замечания (Делаю последнее замечание), имеет скрытый смысл угрозы, который выражает следующее содержание: «Не делай больше этого, иначе я приму нежелательные для тебя меры».
Традиционно косвенные средства общения относят к более вежливым. Так, выражение просьбы вопросительным предложением Не могли бы вы дать мне книгу? более вежливо, чем прямая просьба Дайте мне книгу. В РЖ угрозы косвенные формы угрозы не воспринимаются как более вежливые или даже мягкие: вежливо угрожать, поносить или проклинать кого-либо - невозможно.
Огромную роль в создании степени конфликтности общения играет ограничение возможностей выбора действий для объекта угрозы. · Степень конфликтности меньшая, если воздействие оказывается на объект, который имеет возможность свободного выбора действий в соответствии со своими интересами. · Эта возможность есть, когда угроза направлена не на конкретную личность, а на аудиторию. Тогда личность может воспринимать воздействие со стороны говорящего или не воспринимать его (непрямое воздействие). Обычно с таким непрямым воздействием мы встречаемся в массовом общении, когда субъект и объект РВ связаны координативными, социальными отношениями равноправного сотрудничества (воздействие в узком смысле); а также при дистантном воздействии.
Замечание – двузначный (промежуточный) речевой жанр, т.е. в зависимости от условий коммуникации замечание может быть кооперативным или конфронтационным. · замечание как положительная тактика: стратегическая направленность на сотрудничество - доброжелательный тон, желание говорящего придать диалогу положительный эмоциональный фон и конструктивность · замечание как негативная тактика: стратегическая установка на конфликт - категоричность замечания, интенсивность воздействия, назидательный или обвинительный тон, авторитарность.
Замечание – это императивное речевое действие или цепочка речевых действий, имеющих целью изменение поведения собеседника или эмоционального состояния. Замечание как речевая тактика может включать разнообразные коммуникативные (речевые) шаги: обращение, приветствие, риторический вопрос, шутку и некоторые другие. Они, как релевантные фрагменты речевой тактики замечания, формируют качественное ее развитие, поддерживают необходимую положительную тональность общения. Их отсутствие говорит, скорее всего, о том, что S речи, высказывающий замечание, не намерен заботиться об эмоциональном и психологическом состоянии адресата. Замечание - это комплексный речевой жанр, включает в свой состав побудительный РЖ (например, просьбу, или совет, или приказ, или требование, или запрет, или убеждение и др.) и информативный (сообщение или объяснение): Не разговаривай - мешаешь другим. Иногда замечание может быть выражено только одной частью: В аудитории шумно! Побуждение в этом случае имплицировано, но оно легко определяется: Не шумите! Потише, пожалуйста!
Коммуникативная цель: воздействовать на адресата, побудить его изменить свое поведение или состояние; ослабить или устранить негативные действия или последствия, причиной которых является адресат. Концепция автора: говорящий предполагает, что адресат является причиной каких-либо огорчений автора (или кого-либо, чьи интересы ему не безразличны), и намерен изменить поведение адресата, т.е. он лично заинтересован в достижении указанной коммуникативной цели. Концепция адресата: не обладает немедленной готовностью изменить свое поведение, однако может подчиниться побуждению, направленному на него, равно как и воспротивиться этому воздействию. Событийное содержание: замечание включает побуждение адресата к изменению его поведения и сообщение о причинах целесообразности этого изменения. Фактор коммуникативного прошлого (коммуникативный контекст): замечание - реактивная речевая тактика, так как мотивировано какими-либо предшествующими высказываниями (или поступками), реакцией на которые оно является. Фактор коммуникативного будущего (коммуникативный контекст): предполагает реакцию адресата в виде выполнения побуждения или словесного выражения, реализующегося в речевых тактиках извинения (Извините), согласия (Да, я согласен: так нельзя себя вести), оправдания (Я не хотел, я не думал, что...), обещания (Мы больше не будем), объяснения (Я просто объяснял Паше задание) и т.п. или несогласия (Вы вначале докажите, что это я скрипел), лжи (Это не я), игнорирования автора или темы (Подумаешь! Велика беда! Молчание. Продолжение нежелательных для S действий.), угрозы (Повыступай еще!), оскорбления (Сама дура!) и т.п. Языковое воплощение: в составе замечания есть 1) конструкции, выражающие прямо или косвенно побудительные интенции; 2) аргументированное сообщение, обосновывающее побуждение. Отрицательный эмоциональный фон при использовании речевой тактики замечания формируется за счет ограничения возможностей выбора действий адресатом. Это свойственно конфликтным речевым тактикам, цель которых воздействовать на адресата, побудить его делать или не делать что-либо. Если при этом выбираются интенсивные, экспрессивно-эмоциональные средства языка, то воздействующий эффект усиливается и взаимодействие становится тем конфликтнее, чем активнее эти средства используются для достижения цели. Выбор средств побуждения зависит от разных факторов. В частности, характер замечания в сочетании с другими речевыми тактиками определяется, во-первых, социальными отношениями между S1 и S2: зависимость - независимость одного от другого (общение на равных или неравноправные позиции); во-вторых, отношением S1 и S2 к осуществлению действия: заинтересованность - незаинтересованность S1 в выполнении адресатом побуждения к действию и S2 - в совершении императивного действия, признание адресатом целесообразности и необходимости осуществления действия, к которому субъект побуждает адресата; в-третьих, информацией о самих субъектах КА: их психологической и коммуникативной установках, уровне речевой культуры. Сочетание этих факторов определяет то, как сложится взаимодействие. Таким образом, коммуникативные сценарии замечания могут быть разными: положительными и отрицательными. Сценарий 1. Я побуждаю тебя к изменению поведения или эмоционального состояния, чтобы ослабить или устранить вероятные негативные последствия твоих действий, и выражаю при этом свое положительное отношение к тебе, потому что хочу помочь тебе (и другим). Сценарий 2. Я побуждаю тебя к изменению поведения или эмоционального состояния, чтобы ослабить или устранить вероятные нежелательные последствия твоих действий, и выражаю при этом негативное отношение к тебе, потому что недоволен тобой. В основе сценариев лежат разные прагматические цели говорящего, которые выражены в последней части каждого сценария. Они, как правило, не эксплицируются в РЖ замечания, но именно они определяют выбор говорящим того или иного сценария, его качественное содержание и направляют коммуникацию в гармонию или конфликт.
Пусковым механизмом конфликтной формы реагирования на действительность является установка на конфликт, сформировавшаяся под воздействием различных факторов · глобальные социальные факторы, · факторы, обусловленные воспитанием или образованием, например, приобретение негативных образцов поведения · личностные факторы, связанные с психологическим типом личности, его ценностными ориентациями, например, восприятие/невосприятие самоценности собеседника; · ситуативные факторы, например, эмоциональное состояние к моменту взаимодействия, неприятности, плохое самочувствие и т. д. Установка проявляется в различных поступках, но прежде всего в речи.
Чаще, чем в других сферах деятельности, замечание используется в профессиональной речи педагогов. Этот факт объясняется социальными позициями коммуникантов: «учитель - ученик», «взрослый - ребенок» («старший - младший»); характером их деятельности: учитель управляет учебным процессом, воздействует на ученика. Делает он это разными средствами и способами. Выбор оптимальных средств языка и способов их комбинации позволяет учителю быть гибким в управлении учебной деятельностью, мягко воздействовать на ученика. Это качество проявляется в способности владеть собой, в умении не раздражаться, видя ошибку ученика или какое-либо нарушение с его стороны, быть снисходительным к тому, что кажется ошибочным. Педагогический такт проявляется в умении корректно сделать замечание, поправить ученика, в желании и умении понять его.
Планирование речевого поведения: Планирование предстоящей коммуникации – это стратегический процесс, который строится на основе представлений о коммуникативном акте (или серии коммуникативных актов), коммуникативном взаимодействии (с учетом мотивов и целей говорящего и слушающего, их вербальных и невербальных действий) и всей ситуации в целом.
Речевая стратегия - это принятое говорящим решение о последовательности речевых действий, определяющих его речевое поведение в плане выбора оптимальных средств и способов для достижения - коммуникативных целей. Речевая стратегия является двухуровневой структурой: · с одной стороны - это структура личностная, индивидуальная, позволяющая индивиду определить приоритет целей, действий, языковых средств и способов речевого поведения; · с другой - это структура социальная, предписывающая членам общества программу действий и их последовательность в стандартных ситуациях.
Речевые стратегии: А) Стратегии сотрудничества (кооперации). · положительный результат: достигнута цель общения, при этом сохранен «баланс отношений», участники коммуникации сохранили (или даже приумножили) свои положительные личностные качества · между партнерами коммуникации происходит нарастающее подтверждение взаимных ролевых ожиданий, быстрое формирование общей картины ситуации и возникновение эмпатической связи друг с другом. · полноценное поведение участников коммуникации и эффективная организации речевого взаимодействия Б) Стратегии конфронтации (конфликтные стратегии). · результатом взаимодействия является дисбаланс отношений, разъединение коммуникантов · одностороннее или обоюдное неподтверждение ролевых ожиданий, расхождение партнеров в понимании или оценке ситуации и возникновение антипатии друг к другу. · реализация стратегии вносит дискомфорт в ситуацию общения и создает речевые конфликты Речевая тактика - динамическая единица, обеспечивающая оперативное реагирование на ситуацию. Обычно стратегическая задача говорящего не решается с помощью одной тактики. Ее достижение осуществляется комбинацией тактик в зависимости от хода диалога. Речевые тактики обеспечивают гибкость стратегии, так как существует определенная закрепленность нескольких тактик за той или иной стратегией и выбор оптимальной из них.
Стратегии кооперации: вежливости, искренности и доверия, близости, отказа от выбора (уступка инициативы в пользу партнера), отстранения (сдержанность, ненавязчивость), сотрудничества, компромисса. Тактики кооперации: предложения, согласия, уступки, уговоров, убеждения, одобрения, похвалы, комплимента.
Стратегии конфронтации: инвективы (оскорбления), дискредитации, подчинения, насилия, агрессии, захвата инициативы, контроля над ситуацией, принуждения, проработки, соперничества, разоблачения Тактики конфронтации: приказа, угрозы, запугивания, нападения, упрека, обвинения, подначивания, издевки, колкости, иронии, наговор (очернительство), инвективы (оскорбления), провокации, самоутверждения, самоукрупнения, запрета, поучения. Двузначные тактики: лжи, иронии, лести, обещания, смена темы, молчания, подкупа, замечания, вопроса, просьбы, побуждения Речевой жанр – речевая тактика, воплощенная в материале. · показывает, какие языковые средства выбрали конфликтующие стороны в зависимости от своих интенций, намерений и целей. · строится по известным тематическим, композиционным и стилистическим канонам, закрепленным в языковой культуре
Т.В. Шмелева выделяет четыре типа РЖ: · информативные – их цель проинформировать собеседника о чем-либо: сообщение, подтверждение, запрос, согласие и т.п. · императивные (побудительные, воздействующие) – их применение субъектом речи направлено на побуждение адресата к тем или иным действиям, на изменение его состояния, на корректировку его картины мира. По степени побуждения: o «мягкое» побуждение: РЖ просьбы, убеждения, уговоров и др.; o нейтральное: РЖ замечания, предложения, совета, инструкции, обещания. o категоричное: РЖ угрозы, приказа, требования, запрета, распоряжения, мольба, · оценочные (эмотивные) – цель воздействия на мир личностных ощущений, самочувствий коммуникантов: похвала или хула, одобрение или упрек · этикетные
Регулирование речевого поведения: 1. индивидуальные (личные) модели становятся значимыми для других людей, оказавшихся в незнакомой коммуникативной ситуации, т. е. превратиться в социально значимые сценарии стереотипного знания" 2. Каждый человек, участвует в коммуникативных событиях и создании текстов, и различных моделей речевого поведения, ориентируясь на значимые для него и данного социума идеалы, ценности, нормы поведения. 3. Каждая из моделей несет информацию для пользователей языка, осуществляющих оценку и выбор этих моделей. 4. Задача общества (в лице отдельных его представителей, чье влияние на формирование образцовых моделей значимо) заключается в том, чтобы предложить конкретным индивидам такие модели, которые необходимо включить в систему их речевой деятельности, в их "базу данных". 5. Данные модели могут быть обогащены "посредством индивидуальных вкладов" и впоследствии послужить образцами практического речевого поведения. 6. Это должны быть позитивные модели, отражающие способы цивилизованного поведения в различного рода ситуациях, особенно опасных, угрожающих развитию гармоничных отношений между участниками коммуникации. 7. Знание вариантов речевого поведения проявляется прежде всего в осознании альтернативных речевых действий, оно необходимо для осуществления практического выбора адекватного варианта и способствует выработке навыков эффективного их использования в каждый специфический момент общения. 8. Отсутствие таких знаний неизбежно приведет к неуместности и нецелесообразности тех или иных речевых действий, к неумению согласовывать свои практические речевые действия с действиями партнера, максимально адаптироваться к ситуации общения.
Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 1228; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |