Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Речевые средства конфликта




Речевые средства – явные, наблюдаемые признаки конфликта:

Лексико-семантическая и грамматическая системы, в которых наиболее ярко отражаются национальные особенности восприятия конфликта. Эти языковые единицы формируют содержание и структуру конфликтной коммуникации и служат яркими сигналами речевого конфликта.

1) Носители конфликтных смыслов в лексико-семантической системе языка: многозначные слова и омонимы, употребление которых вне достаточно развернутого контекста становится конфликтогенным фактором в развитии коммуникативного акта.

Более всего отмеченными свойствами обладают:

· ненормативная (обсценная, инвективная)

· негативная оценочная лексика (правая позиция в шкале хороший - плохой, умный - глупый, красивый - некрасивый и т. п.)

· специальные номинации собеседников по какой-либо примете при отсутствии имени лица номинации

· слова-агнонимы (неизвестные, непонятные или малопонятные многим носителям языка слова).

2) Грамматические маркеры конфликта:

· местоимения 2-го лица "ты" и "вы"

· глагольные формы 2-го лица единственного и множественного числа, выбор которых имеет под собой тактические основания;

· личные местоимения "он", "она" по отношению к лицу, присутствующему при разговоре;

· императивы совершенного вида: сделай

· инфинитивы: сделать! читать!

· но больше прош.вр: пошел, сделал быстро

· частицы,

· вводные слова,

· специальные синтаксические структуры в несвойственных им денотативных значениях

 

Слово способно накапливать и хранить следующие виды информации:

1) денотативную;

2) оценочную;

3) эмоциональную;

4) функционально-стилистическую.

ПРИМЕР: Слово слюнтяй.

а) денотативная: человек со слабым характером, волей, часто жалующийся по разным поводам, несамостоятельный.

б) оценочная: отрицательная – это плохо;

в) эмоциональная: преобладают отрицательные эмоции презрения и пренебрежения (помета презр.: презр. – 38% информантов; пренебр. – 52 %; гнев – 10 %);

г) функционально-стилистическая: слово употребляется
в разговорном стиле, бытовом просторечии (пометы разг., фам.).

Вся информация, зафиксированная в слове, делится на денотативную и коннотативную.

Денотативная информация – это информация об объекте. Она всегда референтна (т.е. имеет экстралингвистическую соотнесённость) и объективна.

Коннотативная информация имеет двусторонний характер:

1. с одной стороны, выступает в качестве метаязыковой (о слове), так как это информация о том, «какое место занимают соответствующие единицы в общей системе языка» [Скребнев, 1975, с. 20].

2. С другой стороны, «информация о месте языковых единиц в системе языка – это в то же время информация о правилах их употребления в коммуникации, т.е. в конечном счете – о говорящих, а именно: 1) характеристика самих говорящих через их отношение к предмету речи (объективная) и 2) обратно – характеристика окружающей их действительности (предметов речи) согласно отношению к ним говорящего (субъективная)» [Винокур, 1980, с. 47].

Поэтому информацию, выражаемую инвективным словом
в процессе коммуникации, можно разделить на информацию

1) об объекте (денотативная, оценочная, эмоциональная),

2) о субъекте (оценочная, эмоциональная, функционально-стилистическая),

3) о слове (метаязыковая: оценочная, эмоциональная, функционально-стилистическая).

 

Влияние параметра субъективности / объективности языковой и метаязыковой информации на успешность коммуникативного акта

А) Инвективное взаимодействие




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 1760; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.