КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Структура геоэкономического пространства России
Географическое пространство — философская концептуальная категория, т.е. объективная, всеобщая и познаваемая форма существования материальных географических образований и объектов. Термин «геопространство» в географической науке однозначно не определен. Обычно, географическим пространством (геопространством) называют совокупность отношений между геообъектами, расположенными на конкретной территории и развивающимися во времени. В предложенном O.R Ширгазиным описании геопространства основное внимание сконцентрировано на морфологических аспектах. По его мнению, геопространство является системой, состоящей из ядра, периферии, срединной зоны, осей развития и границы. Это определение очень хорошо может быть применено к анализу морфологии государств, где все элементы достаточно легко идентифицируются. Однако геопространство России после Беловежского соглашения претерпело кардинальные изменения, которые вызвали негативные тенденции в транспортной инфраструктуре, составе населения, экономике страны, снизили безопасность. Отсюда вытекает необходимость описания этих трансформаций в целях оценки, прогнозирования геопространственной ситуации и выработки направлений ее совершенствования в условиях нового передела мира, свидетелями которого мы являемся. В пределах геопространства функционируют субъекты хозяйствования. Каждый из них формирует экономико-географическое поле, состоящее из производственного ареала (производственной активности и экономических связей предприятия), социального ареала (в пределах которого возникают социальные связи: трудовые, культурно-бытовые и др.) и экологический ареал (влияние на окружающую природную среду).
Пересечение взаимодействующих экономико-географических полей создает экономико-географическое пространство. Экономическое пространство с точки зрения геоэкономики — совокупность экономических отношений на данной территории, выраженных через отношения управления. Географическая интерпретация экономического пространства или конструирование геоэкономического пространства позволяет определять направления совершенствования управления исследуемыми геосистемами. Геосистемы (территориальные системы) составляют особый класс систем и обладают определенными признаками, отличающими их от систем других классов, например экономических. В частности, элементы геосистем обязательно «привязаны» к определенной территории. Это не означает, что, например, в экономических системах элементы находятся вне территории, а свидетельствует: —во-первых, о территориальной общности элементов данной геосистемы и наличии у нее четких территориальных границ; —во-вторых, о том, что географическое положение элементов системы является одним из ее параметров, что позволяет анализировать взаиморасположение элементов геосистемы и искать пути его оптимизации. Несмотря на то, что территориальные системы исследуются давно, вопрос об их границах до сих пор является дискуссионным. Более того, совершенно очевидно, что эти границы, например, между природными зонами или территориально-производственными комплексами, проведены на картах условно. Некоторую ясность к подходам установления границ самих территориальных систем и границ между ними вносит теория множеств. Пусть имеется два множества А и В (рисунок 2). Совокупность элементов, принадлежащих одновременно к обоим множествам, называется пересечением множества А и В иобозначается АпВ. Предположим, что множество А — это множество городских поселений, специализирующихся на добыче и переработке лесного сырья, а множество В составляют поселения, являющиеся организационными центрами сельскохозяйственного производства. Как в множестве А, так и в множестве В можно выделить поселения, которые одновременно специализируются на производстве и переработке лесного и сельскохозяйственного сырья. Следовательно, такие поселения можно отнести как к множеству А, так и к множеству В. Территория, на которой они расположены, является пересечением множеств А и В. Примеров, когда в территориальных системах встречаются элементы соседней системы, можно привести сколько угодно. На территории лесной зоны встречаются участки со степной растительностью и наоборот. В пределах сельскохозяйственных территориальных систем добывается минеральное сырье, на основе которого формируется наложенная на нее территориальная система горнопромышленных поселений. При этом, соответственно, здесь развиваются поселения, имеющие как сельскохозяйственное производство, так и горнодобывающую промышленность. В географии населения хорошо известны понятия «смыкания» и «наложения» сетей расселения. При построении территориальной иерархии геосистемы каждая из выделенных в ней подсистем одного иерархического уровня содержит элементы исходной системы (природу, производство и население). Естественно, что границы таких подсистем, выделенных по разным признакам, не совпадают.
Рисунок 2 – Условное обозначение территориальных систем
Среди многообразия видов территориальных систем выделяются три их класса: • природные (физико-географические) системы, образованные элементами и подсистемами природной среды. Взаимосвязи между ними имеют особый характер, не свойственный социально-экономическим системам; • производственные территориальные системы, образованные элементами и подсистемами объектов материального и нематериального производства, которые имеют разнообразные производственные связи; • территориальные системы населения, образованные элементами, которые могут быть представлены как отдельными людьми, так и их совокупностями — коллективами людей, занятыми на одном производстве, в одной отрасли или объединенными местом проживания (населенным пунктом или взаимосвязанной группой населенных пунктов).
Структуру территориальной системы можно охарактеризовать с различных точек зрения: экономической, социальной, отраслевой, территориальной, природно-ресурсной, организационной и т.д. Полиструктурность, т.е. множественность структурной организации, является качественным свойством территории. Национальная экономика есть исторически сложившаяся в определенных территориальных (национальных) границах система общественного воспроизводства. Она складывается из государственного, частного и иностранного секторов экономики. Национальная экономика формируется в результате социального и экономического развития, межрайонного разделения труда и процессов интеграции. Структура национальной экономики включает все звенья общественного производства, распределения, обмена и потребления на всей территории страны. Структура — (от лат. «structura» — строение, расположение, порядок) — это совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность, т.е. сохранение основных свойств при различных внутренних и внешних изменениях. В сложной структуре экономики можно выделить три основных соотношения: отраслевое, территориальное, межотраслевое. Под территориальной структурой понимается деление системы народного хозяйства по территориальным ячейкам (таксонам): зонам, районам разного ранга, промышленным центрам, узлам, пунктам. Территориальными единицами могут считаться экономические районы, административные территории, ТПК . Деление территории на регионы принято называть районированием. Оно проводится в соответствии с поставленными целями, т.е. является целевым или проблемно ориентированным. Очевидно, что районирование может иметь множество видов. В современных условиях к основным из них относятся: • административно-территориальное деление; • общее экономическое районирование;
• проблемное экономическое районирование. Административно-территориальное деление. Административно-территориальное устройство РФ было рассмотрено выше. Общее экономическое районирование. Процесс выделения экономических районов в соответствии с территориальным разделением труда принято называть экономическим районированием. Территориальные единицы, выделенные на его основе, достаточно разнообразны. Территория России, как уже отмечалось, разделена на 11 основных экономических районов. Каждый экономический район включает определенные субъекты Федерации по принципу смежности и территориальному разделению труда. Экономические районы — это территориально внутренне связанные части единого народного хозяйства страны, взаимозависимые друг от друга в силу их различной специализации, постоянного обмена производимых товаров и других экономических отношений. Экономический район не является конституционно закрепленным территориальным образованием. Нет и органов управления экономическими районами. Тем не менее, по районам группируется большой массив статистической информации, ведется экономическая, социальная, политическая, демографическая диагностика их развития. Научно обоснованное экономическое районирование, осуществляемое для нужд территориального управления с учетом огромного разнообразия условий и ресурсов всех регионов, оказывает существенное влияние на повышение эффективности развития и размещения производительных сил каждой значительной по размерам страны. Экономические районы являются объектами статистического наблюдения, экономического анализа и прогнозирования и частичного государственного регулирования, в основном в форме координации. С ослаблением степени централизации управления в России вертикальное управленческое воздействие через экономические районы утрачивает свое значение. Наблюдается процесс ассоциативного формирования межобластных (межкраевых) структур координации, инициируемый снизу самими территориями. В середине 1990-х гг. на территории России было создано восемь межрегиональных ассоциаций экономического взаимодействия (Ассоциация областей и городов Центральной России, Ассоциация экономического взаимодействия территорий Северо-Запада, Ассоциация «Черноземье», Ассоциация экономического I сотрудничества республик, краев, областей Северного Кавказа, Ассоциация «Большая Волга», Уральская региональная ассоциация, Межрегиональная ассоциация «Сибирское соглашение», Дальневосточная ассоциация). Их состав постоянно меняется, некоторые субъекты Федерации одновременно входят в две ассоциации. В рамках структур осуществляется программирование социально-экономического развития регионов. Аналогия созданных ассоциаций экономического взаимодействия регионов и экономических районов очевидна (в ряде случаев совпадают и географические границы), но экономические районы в отличие от ассоциаций не имеют соответствующих органов управления. Усиление планирования по экономическим районам наметилось с 1982 г., когда были созданы аппараты уполномоченных Госплана СССР по восточным районам РСФСР и Уралу (Хабаровск, Иркутск, Новосибирск, Свердловск). Задачи органов управления ассоциаций сводились к следующему: подготовке предложений по развитию и размещению производительных сил в этих районах, строительству объектов культурно-бытового назначения, регулированию межрегиональных грузопотоков; контролю за выполнением планов капитального строительства и производства; подготовке проектов годовых и пятилетних планов с балансовыми расчетами. Наряду с экономическими районами для стратегического анализа и прогнозирования применяется деление Российской Федерации на макроэкономические зоны: Запад и Восток, или Европейскую, включающую Урал, иВосточную, включающую территории Сибири и Дальнего Востока. Проблемное экономическое районирование. Современное экономическое пространство России, разнородное по уровню экономического развития и уровню жизни, включает множество территорий с особыми аномалиями. В теории региональной экономики их принято называть проблемными районами (регионами). С целью государственного регулирования территориального развития выделяются различные типы проблемных регионов. Например, в типологии субъектов Федерации по уровню развития выделяют традиционно отсталые, депрессивные, традиционно развитые, программно развивающиеся. Особое значение имеют приграничные и конфликтные районы, районы Севера. Различают два основных подхода к проблемному районированию. Первый подход — это оценка регионов по степени остроты (кризисности) важнейших проблем на основе системы индикаторов. К кризисным регионам правомерно относить территории, подвергшиеся разрушительному воздействию природных или техногенных катастроф, общественно-политических конфликтов. В настоящее время на территории России выделяют четыре кризисных пояса: • Центральный, охватывающий части Северо-Западного, Центрального, Волго-Вятского, Центрально-Черноземного и Поволжского экономических районов (спад производства); • Южный, состоящий из сопредельных регионов Северного Кавказа и южной части Поволжья (межэтнические конфликты); • Уральский, включающий Уральский экономический район (спад производства); • Восточный, включающий Республики Алтай, Тува, Бурятия, Алтайский край, Читинскую и Амурскую области. Второй подход ориентирован на политику целенаправленного оздоровления регионов. С точки зрения региональной экономической политики главными типами проблемных регионов являются: 1) отсталые (слаборазвитые), имеющие традиционно низкий уровень жизни по сравнению с основной массой регионов страны (Республики Марий Эл, Карачаево-Черкесская, Дагестанская и др.); 2) депрессивные, в прошлом эти регионы были развитыми, а по некоторым производствам занимали ведущие места в стране. По составу кризисных отраслей они делятся: а) на старопромышленные (Псковская, Владимирская, Ивановская и другие области); б) аграрно-промышленные (Центрально-Черноземный экономический район); в) добывающие (локализованные горнопромышленные и лесопромышленные узлы, размещенные в малозаселенных районах); 3) приграничные регионы. Рассматривают три уровня приграничья: а) макроуровень — это все субъекты Федерации, имеющие прямой вход к государственным границам; б) мезоуровень — это административные районы в составе субъектов Федерации, часть внешних границ которых совпадает с государственной границей; в) микроуровень — это приграничная полоса, включающая населенные пункты, непосредственно выходящие на государственную границу. Важным условием благополучия России, ее безопасности и устойчивого развития является рациональное территориальное устройство. Страна нуждается в прочной пространственной конструкции, обеспечивающей нормальное существование и благоприятную среду жизнедеятельности людей, функционирование территориальных социально-экономических систем. Территориальную структуру (синоним территориального устройства) и ее опорный каркас — совокупность центров и соединяющих их магистралей — можно определить как экономико-географический механизм целостности страны. Рационализация территориальной структуры увеличивает заключающийся в ней потенциал скрепления частей страны в единое целое, формирует единые пространства: экономическое, культурное, научное. Неразвитая территориальная структура способствует развитию центробежных сил, ведущих к разрыву целостности, т.е. к сепаратизму и распаду страны. Отказ от планирования, ликвидация государственной собственности, утеря комплексности развития, переход к рыночным методам развития экономики фактически за короткий срок разрушили систему территориальных хозяйственных комплексов, деформировали цепочки энерго-производственных циклов, изменили экономико-географическое положение подавляющего большинства индустриальных центров, привели к значительной структурной перестройке национальной экономики.
Природно-ресурсный потенциал и его экономическая оценка Изучение природных условий осуществляется с целью оценки их влияния на разные отрасли хозяйственной деятельности. Например, добыча полезных ископаемых может в первую очередь начаться на месторождениях, расположенных в более благоприятных природных условиях, так как она будет экономичнее. Стоимость капитального строительства во многом зависит от прочности и обводненности грунтов, степени сейсмичности или забoлoчeннocти территории, наличия вечной мерзлоты и гористости рельефа. Стоимость водоснабжения, освещения жилищ и их строительства различна в районах теплого и холодного, влажного и сухого климата, в условиях короткого и длинного светового дня. Природные условия также необходимо оценивать с позиции условий жизни населения. Они являются одним из важнейших факторов, облегчающих или затрудняющих заселение и освоение территории, в значительной степени определяющих масштабы, пути и формы использования ее естественных ресурсов и экономических возможностей. Благоприятность или неблагоприятность этих условий, как в их естественном виде, так и измененном в результате антропогенных преобразований, сильно и разносторонне сказывается на всех сторонах жизни населения. В связи с этим важно осуществлять оценочное районирование территории страны по степени благоприятности природных условий для жизни населения. Основная трудность заключается в выработке алгоритмов оценочных исследований. В принципе для данной цели пригодны типовые эталоны оценивания. Природные ресурсы по своему экономическому содержанию являются потребительскими стоимостями, полезность которых определяется степенью изученности, уровнем НТП, экономической и социальной целесообразностью использования. Экономическая оценка природно-ресурсного потенциала включает учет множества факторов (экономических, социальных, технических, эколого-географических), которые обусловливают пространственные различия и значимость природных ресурсов для жизни и деятельности человека. При экономической оценке полезных ископаемых используют следующие параметры: масштаб месторождения, определяемый его суммарными запасами; качество полезного ископаемого, его состав и свойства, условия эксплуатации; мощность пластов и условия их залегания; хозяйственное значение; годовой объем добычи. Таким образом, экономическая оценка природных ресурсов — это оценка их количества, качества, народнохозяйственного значения, стоимости. Земельные ресурсы. Функциональные особенности использования земли определили ее важное место среди природных ресурсов. Она является исходной материальной платформой благосостояния членов общества, пространственным базисом для размещения производительных сил и расселения людей, основой для нормального протекания воспроизводственных процессов всех факторов экономического роста: трудовых, материально- технических и природных. Кроме того, земля — это средство производства в сельском хозяйстве. Выступая в этом качестве, земля имеет свои специфические черты, особенно по сравнению с искусственно созданными средствами производства. Ее почвенный покров является возобновимым природным ресурсом, однако для его восстановления естественным путем требуются сотни лет, что означает фактическое исключение из интенсивной хозяйственной деятельности в обозримой перспективе массивов с разрушенным почвенным слоем. Для восстановления почвенного слоя толщиной 2—2,5 см требуется 300—1000 лет, а для всего пахотного слоя мощностью 18 см — 2—7 тыс. лет. Земле в качестве орудия и предмета труда присуща незаменимость в силу отсутствия альтернативных ресурсов, использование которых позволило бы удовлетворить первостепенные человеческие нужды. Следующей особенностью является отличие продуктивности земель в различных регионах. Постоянное местоположение земельных ресурсов — также специфическая черта этого средства производства, так как большинству из них присуща мобильность (перемещение в пространстве). Важным свойством земли является ее плодородие. Выделяют следующие его виды: природное, искусственное, экономическое. Естественное плодородие — результат протекающих в течение тысяч лет геологических, климатических, почвообразовательных процессов. Оно характеризует наличие в почве питательных веществ, влаги, их доступности для сельскохозяйственных растений. Искусственное плодородие — это результат антропогенных воздействий. Экономическое плодородие — это совокупность естественного и искусственного воздействий. Количественно оно оценивается по результатам производства сельскохозяйственной продукции на единицу площади (урожайность). Земельные ресурсы всегда были главным достоянием любой страны. Земельный фонд России самый большой в мире — 1707,5 млн. га. В его структуре земли сельскохозяйственных предприятий и граждан, занимающихся сельскохозяйственной деятельностью, составляют 38,1 %, на земли, занятые под населенные пункты, приходится 0,4% территории страны, на земли несельскохозяйственного значения (промышленность, транспорт, связь, военные объекты) — 1,2%, природно-заповедного фонда — 1,2%, лесного фонда — 51,4%, водного фонда — 1%, государственного запаса — 6,9%. Площадь сельскохозяйственных угодий в России составляет 222,3 млн. га, в том числе пашни — 134 млн. га. Площадь обрабатываемых земель в России сокращается, но обеспеченность пашней из расчета на душу населения остается очень высокой по сравнению с другими странами. В России она составляет 0,8 га на одного человека (в США — 0,6, в Китае — 0,09, в Египте — 0,05 га на одного человека). Основная доля пашни приходится на Центральный и Центрально-Черноземный районы, Поволжье, Северный Кавказ, Урал и Западную Сибирь. Лесные ресурсы. Леса в Российской Федерации занимают около 800 млн га, или почти 2/3 всей площади страны, а общий запас лесонасаждений превышает 81,6 млрд м3. Основные лесообразующие породы — хвойные, на их долю приходится 82%, на мягколиственные — 16%, на твердолиственные — 2%. На долю России приходится значительная часть мировых запасов древесины, по которым она занимает первое место в мире. Леса России в основном сосредоточены в восточных районах страны. На Урале, в Западной и Восточной Сибири и на Дальнем Востоке они занимают 641 млн га. В этих районах сосредоточено 66 млрд м3 древесины различных пород. На Урале крупнейшим лесным районом является Свердловская область, в Западной Сибири — Тюменская область, в Восточной Сибири — Красноярский край и Иркутская область, на Дальнем Востоке — Республика Саха (Якутия) и Хабаровский край, в Северном экономическом районе — Архангельская область и Республика Карелия. Общие запасы древесины страны составляют около 82 млрд м3. Важным показателем оценки лесных ресурсов служит лесистость территории. По нему Россия занимает 21 место в мире (45%). По показателю размера лесной площади в расчете на душу населения наша страна является лидером, его величина составляет 3 га. Леса — это источник твердой и мягкой (строительной и поделочной) древесины, сырья для целлюлозно-бумажной, гидролизной, лесохимической и других отраслей промышленности, так называемой вторичной продукции, место обитания многих промысловых животных. Поскольку лес представляет собой систему взаимосвязанных между собой и внешней средой компонентов (сырьевых ресурсов древесного и не древесного растительного происхождения, ресурсов животного происхождения и многосторонних полезных функций) и эффект от использования отдельных из них проявляется по-разному и в различных сферах народного хозяйства, то экономическая оценка леса должна быть представлена как сумма эффектов от применения всех видов его ресурсов и полезностей за неограниченно долгий срок пользования. Методы оценки всех видов лесных ресурсов и полезностей леса разработаны недоста точно, поэтому упрощенно экономическая оценка леса выражается через один его ресурс — древесину. Лесные ресурсы выступают не только как источники сырья, но и как фактор обеспечения необходимой неизменной окружающей среды для общества. Водные ресурсы. По сравнению с другими видами природных ресурсов вода обладает рядом существенных отличий. Она ничем не заменима, не знает административных границ, находится в постоянном движении в атмосфере, литосфере, биосфере. Ее количество и качество непрерывно меняются от сезона к сезону и от года к году. По скорости возобновления природные воды принято подразделять на медленно возобновимые — вековые, или статические запасы, и ежегодно возобновимые — водные ресурсы. Потребность народного хозяйства в пресной воде в основном удовлетворяется за счет ежегодно возобновимых водных ресурсов, количественно оцениваемых размером речного стока. В России он составляет 250 тыс. м3 в год на 1 км2. Внутреннее распределение водных ресурсов в нашей стране крайне неравномерно. Огромен разрыв между регионами по показателю суммарного стока. Так, Дальний Восток имеет на своей территории 1812 км3 в год, а Центрально-Черноземный район — только 21 км3 в год. В настоящее время на территории России создано 40 крупных водохранилищ объемом более 1 км3, не считая множества мелких. Их общая площадь — 107 тыс. км2. В число крупнейших в мире входят Братское, Красноярское, Усть-Илимское, Зейское, Самарское водохранилища. Наибольший объем пресной воды заключен в водохранилищах Восточной Сибири. В России около 120 тыс. рек длиной свыше 10 км, почти все они зимой замерзают. Большая часть имеет равнинный характер течения (Волга). Самые крупные многоводные реки впадают в Северный Ледовитый Океан. Среди 2000 пресных и соленых озер особенно известны Байкал, Ладожское, Онежское, Таймыр. Наиболее значительные эксплуатационные ресурсы подземных вод сосредоточены в крупных артезианских бассейнах европейской части: Московском, Северо-Западном, Сурско-Хоперском. Назначение воды как природного ресурса — поддержание жизненной потребности человека, животного и растительного мира. В производственной и хозяйственной деятельности человек применяет воду для очистки, мытья, охлаждения оборудования и материалов, полива растений, гидротранспортировки, обеспечения специфических процессов (выработки электроэнергии). Водная среда используется для вылова рыбы, добычи подводных запасов сырья (марганца, никеля, кобальта) и топлива (нефти). Минерально-сырьевые ресурсы. Россия имеет богатую и разнообразную минерально-сырьевую базу. Наиболее распространенный показатель оценки минерально-сырьевых ресурсов — запасы полезных ископаемых, т.е. количество минерального сырья в недрах земли, на ее поверхности, на дне водоемов и в объеме поверхностных и подземных вод, определяемое по данным геологической разведки. Для некоторых месторождений полезных ископаемых подсчитывается количество содержащихся в них запасов ценных компонентов (например, запасов металла в рудах). Современное хозяйство использует около 200 видов минерального сырья. Широко распространена классификация полезных ископаемых на основе технологии их использования: — топливно-энергетическое сырье (нефть, газ, уголь, торф, уран); — черные, легирующие и тугоплавкие металлы (руды железа, марганца, хрома, никеля, кобальта, вольфрама и др.); — цветные металлы (руды алюминия, меди, свинца, цинка, ртути и др.); — благородные металлы (золото, серебро, платиноиды); — химическое и агрохимическое сырье (калийные соли, фосфориты, апатиты и др.); — техническое сырье (алмазы, асбест, графит и др.); — флюсы и огнеупорное, цементное сырье. Развитие минерально-сырьевой базы России сталкивается с объективными трудностями и проблемами, характерными и для других стран мира. К ним можно отнести постоянное снижение качества добываемого сырья, ухудшение горно-геологических и горно-технических условий разработки месторождений, истощение запасов с высоким содержанием полезных компонентов. Серьезную проблему представляет загрязнение окружающей среды отходами горнопромышленного производства. В условиях перехода к рынку большое значение имеет активная ресурсосберегающая политика, основными направлениями которой должны стать снижение энергии и материалоемкости производства, расширение использования вторичного сырья, создание соответствующих мировому уровню ресурсосберегающих, в том числе безотходных, технологий. Экономический механизм природопользования Исследования в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов в настоящее время достигли масштабов, которые каких-нибудь 20—25 лет назад могли показаться невероятными. Острота экологических проблем очевидна во всем мире, о чем свидетельствуют многие факты и данные. Главной особенностью их решения с целью развития любого современного цивилизованного общества является комплексный подход, предусматривающий взаимосвязь экономики, экологии и политики. Современная рыночная экономика не может обойтись без экологического механизма, так как содержательной сущностью экологической составляющей является сама природа, а в ней — эффективное использование природно-ресурсного потенциала и возобновление качества окружающей среды. Все большее внимание в мировой науке стало уделяться исследованию проблем взаимодействия общества и природы, влиянию природной среды на самого человека, производительные силы и развитие цивилизации. Выдающийся русский ученый В.И. Вернадский установил, что с увеличением масштабов и интенсивности деятельности человечество в целом превратилось в мощную геологическую силу. Это обусловило переход биосферы — той земной оболочки, где только и может существовать жизнь, — в качественно новое состояние. Накопленный опыт исследований в области комплексных проблем экологии и экономики послужил основой формирования нового междисциплинарного направления — экономики природопользования и охраны окружающей среды. Экономика природопользования — это экономическая наука, занимающаяся изучением социально-экономических вопросов взаимодействия общества и окружающей природной среды на глобальном, региональном, национальном, локальном уровнях. Главная задача экономики природопользования заключается в преодолении ведомственного подхода и объединении отраслей экономики с целью реализации принципов оптимального взаимодействия общества и природы, формирования эколого-экономического мышления. В целом же она должна обеспечить переход общества на модель «устойчивого роста». В целом практический аспект экономики природопользования объединяет три группы проблем: 1) экономическую оценку природных ресурсов; 2) расчеты (оценку) экономического ущерба от загрязнения окружающей среды; 3) способы вовлечения экологических факторов в хозяйственный механизм и процесс принятия решений в обществе. Видимой реакцией на рост экологической угрозы стало создание более чем в ста странах государственных структур, связанных с охраной природы. В мире быстрое развитие получила законодательная деятельность, связанная с принятием законов и актов, регламентирующих нормы, процедуры природопользования, дающих методические рекомендации, декларирующих природоохранные принципы. В России комплексный Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды» был принят 19 декабря 1991 г. №2060-1. Осознание складывающейся экологической ситуации стало причиной начала разработки сценариев мирового развития с учетом ограниченности природно-ресурсного потенциала. На Всемирной конференции ООН по охране окружающей среды и развитию в Рио-де-Жанейро (1992) представители 179 государств приняли документ «Декларация Рио», а так же программу «Повестка дня на XXI век», в которых указаны сущность и цели концепции устойчивого развития общества. В настоящее время в литературе имеется более 60 определений концепции устойчивого развития общества. Приведем некоторые из них: • устойчивое развитие — это такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности; • развитие, которое не возлагает дополнительные затраты на следующие поколения; • развитие, которое минимизирует экстерналии, внешние эффекты между поколениями; • развитие, которое обеспечивает постоянное простое и (или) расширенное воспроизводство производственного потенциала на перспективу; и др. Приведенные выше определения свидетельствуют о переплетении в этой концепции сложнейших экологических, экономических, социальных проблем. Обеспечение реальных решений экологических проблем, формирования устойчивого типа экономического развития невозможно без оценки эффективности функционирования экономических структур с экологических позиций. Одним из направлений экологизации экономического развития является ориентация на конечные результаты. Реализация подобного программно-целевого подхода к использованию природных ресурсов предполагает построение для каждого из них или группы своей природно-продуктовой вертикали (цепочки), соединяющей первичные природные факторы производства с конечной продукцией. Движение природного вещества и продуктов его обработки осуществляется с помощью интегрированной цепочки видов деятельности, принадлежащих к различным сферам и отраслям, но объединяемых технологически для производства и реализации конечной продукции. Построение такой цепочки позволяет оценить резервы в каждом ее звене и выявить их в целом для природных ресурсов, которые использовались нерационально. В связи с такой постановкой вопроса необходим анализ взаимозаменяемости и дополняемости факторов производства в экономике с позиции конечных результатов, возможности экономии природных ресурсов при сохранении увеличения конечного выхода продукции. Эластичностью по отношению к объемам используемых природных ресурсов обладают затраты труда и средства производства во «внеприродных», т.е. перерабатывающих, обрабатывающих и инфраструктурных отраслях. Развитие этих отраслей позволяет более полно использовать конкретный природный ресурс, ликвидировать потери из-за неразвитости инфраструктуры и переработки, что в целом способствует увеличению конечных результатов. Таким образом, оптимизация взаимодействия факторов производства, их комбинирование могут позволить снизить нагрузку на природные ресурсы. Одним из критериев эффективности функционирования природно-продуктовой системы является показатель природоемкости, определяемый соотношением объемов используемых природных ресурсов и конечной продукции, полученной на их основе. Выделяют два уровня показателя природоемкости: макроуровень (уровень всей экономики) и отраслевой (продуктовый). Важнейшим вопросом для экологизации экономики, перехода к устойчивому типу развития является вопрос о механизмах реализации такого экологоориентированного развития. Здесь приоритетное значение имеет формирование эффективного экономического механизма природопользования. В самом общем виде можно выделить три типа экономических механизмов природопользования: • мягкий («догоняющий»), т.е. либеральный в экологическом отношении. Он ставит самые общие ограничительные экологические рамки для экономического развития отраслей и секторов, практически не тормозя его. Данный тип экономического механизма направлен в основном на ликвидацию негативных экологических последствий, а не на выяснение причин возникновения экологических деформаций, и слабо влияет на темпы и масштабы ' развития. Именно такой механизм природопользования свойствен техногенному типу развития экономики; • стимулирующий развитие экологосбалансированных и природоохранных производств и видов деятельности. Основу функционирования такого механизма природопользования составляют рыночные инструменты. Он способствует увеличению производства на базе новых технологий, позволяет улучшить использование • жесткий («подавляющий»). Этот механизм использует административные и рыночные инструменты и посредством жесткой налоговой, кредитной, штрафной политики практически подавляет, прессингует развитие определенных отраслей и комплексов в области расширения их природного базиса, в целом способствуя экономии использования природных ресурсов. В реальной действительности эти типы механизмов природопользования не существуют в чистом виде. Неизбежно их сочетание. Многое зависит от конкретных технологий, производств, видов деятельности При формировании экономического механизма необходимо ориентироваться на единый подход для всей природно-продуктовой вертикали. Невозможно создать локальный экономический механизм природопользования, действующий только на первых этапах природно-продуктовой вертикали в отрыве от механизмов, регулирующих процессы дальнейшей переработки природного вещества и получения готового продукта. Механизм природопользования (в узком смысле) должен стать частью общего механизма, регулирующего функционирование отдельных производств в природно-продуктовой вертикали, и быть ориентированным на конечные результаты. Процесс разработки и реализации экономического механизма природопользования, оценка воздействия на окружающую среду, экологическая экспертиза опираются на систему показателей состояния окружающей природной среды и эколого-экономических нормативов. В Законе об охране окружающей среды говорится, что нормирование качества окружающей природной среды производится с целью установления предельно допустимых норм воздействия на окружающую природную среду, гарантирующих экологическую безопасность населения и сохранение генетического фонда, обеспечивающих рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов в условиях устойчивого развития хозяйственной деятельности. Все нормативы качества окружающей природной среды подразделяются на три основные группы. 1. Санитарно-гигиенические нормативы — ПДК (предельно допустимая концентрация). ПДК представляет собой максимальную концентрацию определенного агрессивного вещества в атмосферном воздухе, которая не вызывает заметных нарушений здоровья человека и неблагоприятных отдаленных последствий для его организма. 2. Экологические нормативы — ПДВ (ПДС) (предельно допустимые выбросы или сбросы). Их цель состоит в установлении требований к источнику вредного воздействия, ограничение его деятельности определенной пороговой величиной. 3. Вспомогательные нормы и правила. Они вводятся с целью обеспечения единства употребляемой терминологии в деятельности организационных структур, в правовом регулировании экологических отношений (нормативы терминологии, организационные нормативы, правовые нормативы). Методы учета и оценки техногенных воздействий на социально-экологический потенциал территории различны. Исследователи в большинстве случаев отдают приоритет количественным методам, в первую очередь в силу их комплексности, интегральности, возможности отражения динамики процессов в формализованном виде. Одним из них является метод определения эколого-экономического ущерба. Во Временной типовой методике определения экономической эффективности осуществления природоохранных мероприятий и оценки экономического ущерба, причиняемого народному хозяйству загрязнением окружающей среды сказано, что экономический ущерб представляет собой стоимостное выражение негативного антропогенного воздействия на окружающею среду. Создание эффективного экономического механизма невозможно без правового регулирования природопользования. Система природоохранного законодательства, концептуальные правовые основы которого определены действующей Конституцией РФ, охватывает охрану и регулирование использования большинства видов природных ресурсов и представлена на четырех уровнях: федеральные законы, правительственные нормативные акты, нормативные правовые акты министерств и ведомств, нормативные акты региональных органов управления. Основу системы экологического законодательства составляет Закон об охране окружающей среды. По содержанию нормативных предписаний система природоохранного законодательства включает три группы правовых актов: комплексные, природно-ресурсовые, средозащитные. Комплексные правовые акты регулируют охрану природной среды в целом без подразделения на отдельные объекты (Федеральный закон от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» и др.). Природно-ресурсовые акты регулируют охрану и использование отдельных объектов природы (Водный кодекс РФ от 3 июня 2006г.№73-ФЗидр.). Средозащитные акты направлены на охрану окружающей человека среды от вредного воздействия хозяйственной деятельности на здоровье людей (Федеральный закон от 23 февраля 1995 г. № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» и др.). Государственный мониторинг окружающей среды (государственный экологический мониторинг) осуществляется в соответствии с законодательством РФ и субъектов РФ в целях наблюдения за состоянием окружающей среды, в том числе в районах расположения источников антропогенного воздействия, и влиянием этих источников на окружающую среду, а также в целях обеспечения потребностей государства, юридических и физических лиц в достоверной информации, необходимой для предотвращения и (или) уменьшения неблагоприятных последствий изменения состояния окружающей среды. Порядок организации и осуществления государственного мониторинга окружающей среды устанавливается Правительством РФ. Информация о состоянии окружающей среды и его изменении, полученная по результатам мониторинга, используется органами государственной власти РФ, субъектов РФ, органами местного самоуправления для разработки прогнозов социально-экономического развития и принятия соответствующих решений, разработки федеральных программ в области экологического развития России, целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов РФ и соответствующих мероприятий. Техногенный тип экономического развития приводит ко все большему распространению очагов экологического кризиса по территории страны. В настоящее время около 20% всей территории России стали зоной проявления тех или иных кризисных экологических явлений. Тяжелая экологическая ситуация сложилась в промышленных зонах (Кузбасс, Урал, Курская магнитная аномалия и т.д.), аграрных регионах (Черноземье, Калмыкия и пр.), рекреационных зонах побережий Черного и Азовского морей. Порядок объявления и установления режима зон экологического бедствия устанавливается законодательством (см. ст. 57 Закона об охране окружающей среды). Защита окружающей среды в зонах чрезвычайных ситуаций устанавливается Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. Международное сотрудничество в области охраны окружающей природной среды означает объединение усилий государств, связанных общими интересами или поставленных перед необходимостью решать проблему, требующую коллективных согласованных действий. Охрана окружающей среды в силу своей специфики требует объединения действий государств на разных уровнях: двустороннем, региональном, глобальном. И для каждого из этих видов сотрудничества характерен особый круг природоохранительных задач, которые могут быть оптимально решены именно на данном уровне взаимодействия суверенных государств.
Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 1468; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |