Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура геоэкономического пространства России




Географическое пространство — философская концептуальная категория, т.е. объективная, всеобщая и познаваемая форма суще­ствования материальных географических образований и объек­тов.

Термин «геопространство» в географической науке однознач­но не определен. Обычно, географическим пространством (гео­пространством) называют совокупность отношений между гео­объектами, расположенными на конкретной территории и разви­вающимися во времени.

В предложенном O.R Ширгазиным описании геопространства основное внимание сконцентрировано на морфологических аспек­тах. По его мнению, геопространство является системой, состоя­щей из ядра, периферии, срединной зоны, осей развития и грани­цы. Это определение очень хорошо может быть применено к ана­лизу морфологии государств, где все элементы достаточно легко идентифицируются.

Однако геопространство России после Беловежского согла­шения претерпело кардинальные изменения, которые вызвали негативные тенденции в транспортной инфраструктуре, соста­ве населения, экономике страны, снизили безопасность. Отсюда вытекает необходимость описания этих трансформаций в целях оценки, прогнозирования геопространственной ситуации и вы­работки направлений ее совершенствования в условиях нового передела мира, свидетелями которого мы являемся.

В пределах геопространства функционируют субъекты хозяй­ствования. Каждый из них формирует экономико-географическое поле, состоящее из производственного ареала (производственной активности и экономических связей предприятия), социального ареала (в пределах которого возникают социальные связи: трудо­вые, культурно-бытовые и др.) и экологический ареал (влияние на окружающую природную среду).

Пересечение взаимодействующих экономико-географических полей создает экономико-географическое пространство.

Экономическое пространство с точки зрения геоэкономики — совокупность экономических отношений на данной территории, выраженных через отношения управления. Географическая ин­терпретация экономического пространства или конструирование геоэкономического пространства позволяет определять направ­ления совершенствования управления исследуемыми геосисте­мами.

Геосистемы (территориальные системы) составляют особый класс систем и обладают определенными признаками, отлича­ющими их от систем других классов, например экономических. В частности, элементы геосистем обязательно «привязаны» к определенной территории. Это не означает, что, например, в эко­номических системах элементы находятся вне территории, а сви­детельствует:

—во-первых, о территориальной общности элементов данной геосистемы и наличии у нее четких территориальных границ;

—во-вторых, о том, что географическое положение элементов системы является одним из ее параметров, что позволяет анали­зировать взаиморасположение элементов геосистемы и искать пути его оптимизации.

Несмотря на то, что территориальные системы исследуются давно, вопрос об их границах до сих пор является дискуссионным. Более того, совершенно очевидно, что эти границы, например, между природными зонами или территориально-производствен­ными комплексами, проведены на картах условно. Некоторую яс­ность к подходам установления границ самих территориальных систем и границ между ними вносит теория множеств.

Пусть имеется два множества А и В (рисунок 2). Совокупность элементов, принадлежащих одновременно к обоим множествам, называется пересечением множества А и В иобозначается АпВ. Предположим, что множество А — это множество городских поселений, специализирующихся на добыче и переработке лес­ного сырья, а множество В составляют поселения, являющиеся организационными центрами сельскохозяйственного производ­ства. Как в множестве А, так и в множестве В можно выделить поселения, которые одновременно специализируются на произ­водстве и переработке лесного и сельскохозяйственного сырья. Следовательно, такие поселения можно отнести как к множеству А, так и к множеству В. Территория, на которой они расположе­ны, является пересечением множеств А и В. Примеров, когда в территориальных системах встречаются элементы соседней си­стемы, можно привести сколько угодно. На территории лесной зоны встречаются участки со степной растительностью и наобо­рот. В пределах сельскохозяйственных территориальных систем добывается минеральное сырье, на основе которого формируется наложенная на нее территориальная система горнопромышлен­ных поселений. При этом, соответственно, здесь развиваются по­селения, имеющие как сельскохозяйственное производство, так и горнодобывающую промышленность. В географии населения хорошо известны понятия «смыкания» и «наложения» сетей рас­селения. При построении территориальной иерархии геосистемы каждая из выделенных в ней подсистем одного иерархического уровня содержит элементы исходной системы (природу, произ­водство и население). Естественно, что границы таких подсистем, выделенных по разным признакам, не совпадают.

Рисунок 2 – Условное обозначение территориальных систем

 

Среди многообразия видов территориальных систем выделя­ются три их класса:

природные (физико-географические) системы, образованные элементами и подсистемами природной среды. Взаимосвязи между ними имеют особый характер, не свойственный социаль­но-экономическим системам;

производственные территориальные системы, образован­ные элементами и подсистемами объектов материального и не­материального производства, которые имеют разнообразные про­изводственные связи;

территориальные системы населения, образованные эле­ментами, которые могут быть представлены как отдельными людьми, так и их совокупностями — коллективами людей, заня­тыми на одном производстве, в одной отрасли или объединенны­ми местом проживания (населенным пунктом или взаимосвязан­ной группой населенных пунктов).

Структуру территориальной системы можно охарактеризо­вать с различных точек зрения: экономической, социальной, от­раслевой, территориальной, природно-ресурсной, организаци­онной и т.д. Полиструктурность, т.е. множественность струк­турной организации, является качественным свойством терри­тории.

Национальная экономика есть исторически сложившаяся в определенных территориальных (национальных) границах си­стема общественного воспроизводства. Она складывается из го­сударственного, частного и иностранного секторов экономики.

Национальная экономика формируется в результате социаль­ного и экономического развития, межрайонного разделения тру­да и процессов интеграции. Структура национальной экономики включает все звенья общественного производства, распределе­ния, обмена и потребления на всей территории страны.

Структура — (от лат. «structura» — строение, расположение, порядок) — это совокупность устойчивых связей объекта, обеспе­чивающих его целостность, т.е. сохранение основных свойств при различных внутренних и внешних изменениях.

В сложной структуре экономики можно выделить три основ­ных соотношения: отраслевое, территориальное, межотраслевое.

Под территориальной структурой понимается деление системы народного хозяйства по территориальным ячейкам (так­сонам): зонам, районам разного ранга, промышленным центрам, узлам, пунктам. Территориальными единицами могут считаться экономические районы, административные территории, ТПК . Деление территории на регионы принято называть райони­рованием. Оно проводится в соответствии с поставленными це­лями, т.е. является целевым или проблемно ориентированным. Очевидно, что районирование может иметь множество видов. В современных условиях к основным из них относятся:

• административно-территориальное деление;

• общее экономическое районирование;

• проблемное экономическое районирование.

Административно-территориальное деление. Администра­тивно-территориальное устройство РФ было рассмотрено выше.
Еще раз отметим, что Россия является федеративным государ­ством, объединяющим 88 субъектов Федерации, и разделена на семь федеральных округов.

Общее экономическое районирование. Процесс выделе­ния экономических районов в соответствии с территориальным разделением труда принято называть экономическим районирова­нием. Территориальные единицы, выделенные на его основе, до­статочно разнообразны.

Территория России, как уже отмечалось, разделена на 11 основных экономических районов. Каждый экономический рай­он включает определенные субъекты Федерации по принципу смежности и территориальному разделению труда.

Экономические районы — это территориально внутренне связан­ные части единого народного хозяйства страны, взаимозависимые друг от друга в силу их различной специализации, постоянного об­мена производимых товаров и других экономических отношений.

Экономический район не является конституционно закреп­ленным территориальным образованием. Нет и органов управле­ния экономическими районами. Тем не менее, по районам группи­руется большой массив статистической информации, ведется эко­номическая, социальная, политическая, демографическая диагно­стика их развития.

Научно обоснованное экономическое районирование, осущест­вляемое для нужд территориального управления с учетом огром­ного разнообразия условий и ресурсов всех регионов, оказывает существенное влияние на повышение эффективности развития и размещения производительных сил каждой значительной по раз­мерам страны.

Экономические районы являются объектами статистического наблюдения, экономического анализа и прогнозирования и ча­стичного государственного регулирования, в основном в форме координации. С ослаблением степени централизации управления в России вертикальное управленческое воздействие через экономические районы утрачивает свое значение. Наблюдается процесс ассоциативного формирования межобластных (межкраевых) структур координации, инициируемый снизу самими территориями. В середине 1990-х гг. на территории России было создано восемь межрегиональных ассоциаций экономического взаимодействия (Ассоциация областей и городов Центральной России, Ассоци­ация экономического взаимодействия территорий Северо-За­пада, Ассоциация «Черноземье», Ассоциация экономического I сотрудничества республик, краев, областей Северного Кавказа, Ассоциация «Большая Волга», Уральская региональная ассоци­ация, Межрегиональная ассоциация «Сибирское соглашение», Дальневосточная ассоциация). Их состав постоянно меняется, некоторые субъекты Федерации одновременно входят в две ас­социации. В рамках структур осуществляется программирование социально-экономического развития регионов.

Аналогия созданных ассоциаций экономического взаимодействия регионов и экономических районов очевидна (в ряде случа­ев совпадают и географические границы), но экономические рай­оны в отличие от ассоциаций не имеют соответствующих органов управления. Усиление планирования по экономическим районам наметилось с 1982 г., когда были созданы аппараты уполномо­ченных Госплана СССР по восточным районам РСФСР и Уралу (Хабаровск, Иркутск, Новосибирск, Свердловск). Задачи орга­нов управления ассоциаций сводились к следующему: подготов­ке предложений по развитию и размещению производительных сил в этих районах, строительству объектов культурно-бытово­го назначения, регулированию межрегиональных грузопотоков; контролю за выполнением планов капитального строительства и производства; подготовке проектов годовых и пятилетних планов с балансовыми расчетами.

Наряду с экономическими районами для стратегического ана­лиза и прогнозирования применяется деление Российской Феде­рации на макроэкономические зоны: Запад и Восток, или Евро­пейскую, включающую Урал, иВосточную, включающую терри­тории Сибири и Дальнего Востока.

Проблемное экономическое районирование. Современное экономическое пространство России, разнородное по уровню эко­номического развития и уровню жизни, включает множество тер­риторий с особыми аномалиями. В теории региональной экономи­ки их принято называть проблемными районами (регионами).

С целью государственного регулирования территориального развития выделяются различные типы проблемных регионов. Например, в типологии субъектов Федерации по уровню разви­тия выделяют традиционно отсталые, депрессивные, традицион­но развитые, программно развивающиеся. Особое значение име­ют приграничные и конфликтные районы, районы Севера.

Различают два основных подхода к проблемному районирова­нию.

Первый подход — это оценка регионов по степени остроты (кризисности) важнейших проблем на основе системы индикаторов. К кризисным регионам правомерно относить территории, подверг­шиеся разрушительному воздействию природных или техноген­ных катастроф, общественно-политических конфликтов.

В настоящее время на территории России выделяют четыре кризисных пояса:

Центральный, охватывающий части Северо-Западного, Центрального, Волго-Вятского, Центрально-Черноземного и По­волжского экономических районов (спад производства);

Южный, состоящий из сопредельных регионов Северного Кавказа и южной части Поволжья (межэтнические конфликты);

Уральский, включающий Уральский экономический район (спад производства);

Восточный, включающий Республики Алтай, Тува, Бурятия, Алтайский край, Читинскую и Амурскую области.

Второй подход ориентирован на политику целенаправленного оздоровления регионов. С точки зрения региональной экономи­ческой политики главными типами проблемных регионов явля­ются:

1) отсталые (слаборазвитые), имеющие традиционно низкий уровень жизни по сравнению с основной массой регионов страны (Республики Марий Эл, Карачаево-Черкесская, Дагестанская и др.);

2) депрессивные, в прошлом эти регионы были развитыми, а по некоторым производствам занимали ведущие места в стране. По составу кризисных отраслей они делятся:

а) на старопромышленные (Псковская, Владимирская, Ива­новская и другие области);

б) аграрно-промышленные (Центрально-Черноземный эконо­мический район);

в) добывающие (локализованные горнопромышленные и ле­сопромышленные узлы, размещенные в малозаселенных райо­нах);

3) приграничные регионы. Рассматривают три уровня пригра­ничья:

а) макроуровень — это все субъекты Федерации, имеющие прямой вход к государственным границам;

б) мезоуровень — это административные районы в составе субъектов Федерации, часть внешних границ которых совпадает с государственной границей;

в) микроуровень — это приграничная полоса, включающая на­селенные пункты, непосредственно выходящие на государствен­ную границу.

Важным условием благополучия России, ее безопасности и устойчивого развития является рациональное территориальное устройство. Страна нуждается в прочной пространственной кон­струкции, обеспечивающей нормальное существование и благо­приятную среду жизнедеятельности людей, функционирование территориальных социально-экономических систем. Террито­риальную структуру (синоним территориального устройства) и ее опорный каркас — совокупность центров и соединяющих их магистралей — можно определить как экономико-географический механизм целостности страны. Рационализация территориальной структуры увеличивает заключающийся в ней потенциал скрепле­ния частей страны в единое целое, формирует единые простран­ства: экономическое, культурное, научное. Неразвитая территори­альная структура способствует развитию центробежных сил, веду­щих к разрыву целостности, т.е. к сепаратизму и распаду страны.

Отказ от планирования, ликвидация государственной собствен­ности, утеря комплексности развития, переход к рыночным мето­дам развития экономики фактически за короткий срок разрушили систему территориальных хозяйственных комплексов, деформи­ровали цепочки энерго-производственных циклов, изменили эко­номико-географическое положение подавляющего большинства индустриальных центров, привели к значительной структурной перестройке национальной экономики.

 

Природно-ресурсный потенциал и его экономическая оценка

Изучение природных условий осуществляется с целью оценки их влияния на разные отрасли хозяйственной деятельности. Например, добыча полезных ископаемых может в первую очередь начаться на месторождениях, расположенных в более благоприятных природных условиях, так как она будет экономичнее. Стоимость капитального строительства во многом зависит от прочности и обводненности грунтов, степени сейсмичности или забoлoчeннocти территории, наличия вечной мерзлоты и гористо­сти рельефа. Стоимость водоснабжения, освещения жилищ и их строительства различна в районах теплого и холодного, влажного и сухого климата, в условиях короткого и длинного светового дня. Природные условия также необходимо оценивать с позиции условий жизни населения. Они являются одним из важнейших факторов, облегчающих или затрудняющих заселение и освоение территории, в значительной степени определяющих масштабы, пути и формы использования ее естественных ресурсов и эко­номических возможностей. Благоприятность или неблагоприятность этих условий, как в их естественном виде, так и измененном в результате антропогенных преобразований, сильно и разносто­ронне сказывается на всех сторонах жизни населения.

В связи с этим важно осуществлять оценочное районирова­ние территории страны по степени благоприятности природных условий для жизни населения. Основная трудность заключается в выработке алгоритмов оценочных исследований. В принципе для данной цели пригодны типовые эталоны оценивания.

Природные ресурсы по своему экономическому содержанию являются потребительскими стоимостями, полезность которых определяется степенью изученности, уровнем НТП, экономиче­ской и социальной целесообразностью использования. Экономи­ческая оценка природно-ресурсного потенциала включает учет множества факторов (экономических, социальных, технических, эколого-географических), которые обусловливают пространствен­ные различия и значимость природных ресурсов для жизни и дея­тельности человека.

При экономической оценке полезных ископаемых использу­ют следующие параметры: масштаб месторождения, определяе­мый его суммарными запасами; качество полезного ископаемого, его состав и свойства, условия эксплуатации; мощность пластов и условия их залегания; хозяйственное значение; годовой объем добычи. Таким образом, экономическая оценка природных ресур­сов — это оценка их количества, качества, народнохозяйственно­го значения, стоимости.

Земельные ресурсы. Функциональные особенности исполь­зования земли определили ее важное место среди природных ре­сурсов. Она является исходной материальной платформой бла­госостояния членов общества, пространственным базисом для размещения производительных сил и расселения людей, основой для нормального протекания воспроизводственных процессов всех факторов экономического роста: трудовых, материально- технических и природных. Кроме того, земля — это средство про­изводства в сельском хозяйстве. Выступая в этом качестве, земля имеет свои специфические черты, особенно по сравнению с ис­кусственно созданными средствами производства. Ее почвенный покров является возобновимым природным ресурсом, однако для его восстановления естественным путем требуются сотни лет, что означает фактическое исключение из интенсивной хозяйственной деятельности в обозримой перспективе массивов с разрушенным почвенным слоем. Для восстановления почвенного слоя толщи­ной 2—2,5 см требуется 300—1000 лет, а для всего пахотного слоя мощностью 18 см — 2—7 тыс. лет. Земле в качестве орудия и пред­мета труда присуща незаменимость в силу отсутствия альтерна­тивных ресурсов, использование которых позволило бы удовлет­ворить первостепенные человеческие нужды. Следующей особен­ностью является отличие продуктивности земель в различных регионах. Постоянное местоположение земельных ресурсов — также специфическая черта этого средства производства, так как большинству из них присуща мобильность (перемещение в про­странстве).

Важным свойством земли является ее плодородие. Выделяют следующие его виды: природное, искусственное, экономическое. Естественное плодородие — результат протекающих в течение ты­сяч лет геологических, климатических, почвообразовательных процессов. Оно характеризует наличие в почве питательных ве­ществ, влаги, их доступности для сельскохозяйственных расте­ний. Искусственное плодородие — это результат антропогенных воздействий. Экономическое плодородие — это совокупность есте­ственного и искусственного воздействий. Количественно оно оценивается по результатам производства сельскохозяйственной продукции на единицу площади (урожайность).

Земельные ресурсы всегда были главным достоянием лю­бой страны. Земельный фонд России самый большой в мире — 1707,5 млн. га. В его структуре земли сельскохозяйственных пред­приятий и граждан, занимающихся сельскохозяйственной дея­тельностью, составляют 38,1 %, на земли, занятые под населенные пункты, приходится 0,4% территории страны, на земли несельско­хозяйственного значения (промышленность, транспорт, связь, военные объекты) — 1,2%, природно-заповедного фонда — 1,2%, лесного фонда — 51,4%, водного фонда — 1%, государственного запаса — 6,9%. Площадь сельскохозяйственных угодий в России составляет 222,3 млн. га, в том числе пашни — 134 млн. га.

Площадь обрабатываемых земель в России сокращается, но обеспеченность пашней из расчета на душу населения остается очень высокой по сравнению с другими странами. В России она составляет 0,8 га на одного человека (в США — 0,6, в Китае — 0,09, в Египте — 0,05 га на одного человека). Основная доля паш­ни приходится на Центральный и Центрально-Черноземный рай­оны, Поволжье, Северный Кавказ, Урал и Западную Сибирь.

Лесные ресурсы. Леса в Российской Федерации занимают около 800 млн га, или почти 2/3 всей площади страны, а общий запас лесонасаждений превышает 81,6 млрд м3. Основные лесообразующие породы — хвойные, на их долю приходится 82%, на мягколиственные — 16%, на твердолиственные — 2%.

На долю России приходится значительная часть мировых за­пасов древесины, по которым она занимает первое место в мире.

Леса России в основном сосредоточены в восточных районах страны. На Урале, в Западной и Восточной Сибири и на Дальнем Востоке они занимают 641 млн га. В этих районах сосредоточено 66 млрд м3 древесины различных пород. На Урале крупнейшим лесным районом является Свердловская область, в Западной Си­бири — Тюменская область, в Восточной Сибири — Красноярский край и Иркутская область, на Дальнем Востоке — Республика Саха (Якутия) и Хабаровский край, в Северном экономическом районе — Архангельская область и Республика Карелия. Общие запасы древесины страны составляют около 82 млрд м3.

Важным показателем оценки лесных ресурсов служит леси­стость территории. По нему Россия занимает 21 место в мире (45%). По показателю размера лесной площади в расчете на душу населения наша страна является лидером, его величина состав­ляет 3 га. Леса — это источник твердой и мягкой (строительной и поделочной) древесины, сырья для целлюлозно-бумажной, гид­ролизной, лесохимической и других отраслей промышленности, так называемой вторичной продукции, место обитания многих промысловых животных. Поскольку лес представляет собой систему взаимосвязанных между собой и внешней средой компонентов (сырьевых ресурсов древесного и не древесного растительного происхождения, ре­сурсов животного происхождения и многосторонних полезных функций) и эффект от использования отдельных из них прояв­ляется по-разному и в различных сферах народного хозяйства, то экономическая оценка леса должна быть представлена как сумма эффектов от применения всех видов его ресурсов и полезностей за неограниченно долгий срок пользования. Методы оценки всех видов лесных ресурсов и полезностей леса разработаны недоста точно, поэтому упрощенно экономическая оценка леса выражает­ся через один его ресурс — древесину.

Лесные ресурсы выступают не только как источники сырья, но и как фактор обеспечения необходимой неизменной окружающей среды для общества.

Водные ресурсы. По сравнению с другими видами природных ресурсов вода обладает рядом существенных отличий. Она ничем не заменима, не знает административных границ, находится в по­стоянном движении в атмосфере, литосфере, биосфере. Ее коли­чество и качество непрерывно меняются от сезона к сезону и от года к году. По скорости возобновления природные воды принято подразделять на медленно возобновимые — вековые, или стати­ческие запасы, и ежегодно возобновимые — водные ресурсы.

Потребность народного хозяйства в пресной воде в основном удовлетворяется за счет ежегодно возобновимых водных ресур­сов, количественно оцениваемых размером речного стока. В Рос­сии он составляет 250 тыс. м3 в год на 1 км2.

Внутреннее распределение водных ресурсов в нашей стране крайне неравномерно. Огромен разрыв между регионами по по­казателю суммарного стока. Так, Дальний Восток имеет на своей территории 1812 км3 в год, а Центрально-Черноземный район — только 21 км3 в год.

В настоящее время на территории России создано 40 крупных водохранилищ объемом более 1 км3, не считая множества мелких. Их общая площадь — 107 тыс. км2. В число крупнейших в мире входят Братское, Красноярское, Усть-Илимское, Зейское, Самар­ское водохранилища. Наибольший объем пресной воды заключен в водохранилищах Восточной Сибири.

В России около 120 тыс. рек длиной свыше 10 км, почти все они зимой замерзают. Большая часть имеет равнинный характер течения (Волга). Самые крупные многоводные реки впадают в Северный Ледовитый Океан.

Среди 2000 пресных и соленых озер особенно известны Бай­кал, Ладожское, Онежское, Таймыр.

Наиболее значительные эксплуатационные ресурсы подземных вод сосредоточены в крупных артезианских бассейнах европейской части: Московском, Северо-Западном, Сурско-Хоперском.

Назначение воды как природного ресурса — поддержание жиз­ненной потребности человека, животного и растительного мира. В производственной и хозяйственной деятельности человек при­меняет воду для очистки, мытья, охлаждения оборудования и ма­териалов, полива растений, гидротранспортировки, обеспечения специфических процессов (выработки электроэнергии). Водная среда используется для вылова рыбы, добычи подводных запасов сырья (марганца, никеля, кобальта) и топлива (нефти).

Минерально-сырьевые ресурсы. Россия имеет богатую и раз­нообразную минерально-сырьевую базу. Наиболее распростра­ненный показатель оценки минерально-сырьевых ресурсов — за­пасы полезных ископаемых, т.е. количество минерального сырья в недрах земли, на ее поверхности, на дне водоемов и в объеме поверхностных и подземных вод, определяемое по данным гео­логической разведки. Для некоторых месторождений полезных ископаемых подсчитывается количество содержащихся в них за­пасов ценных компонентов (например, запасов металла в рудах). Современное хозяйство использует около 200 видов минерально­го сырья. Широко распространена классификация полезных ис­копаемых на основе технологии их использования:

— топливно-энергетическое сырье (нефть, газ, уголь, торф, уран);

— черные, легирующие и тугоплавкие металлы (руды железа, марганца, хрома, никеля, кобальта, вольфрама и др.);

— цветные металлы (руды алюминия, меди, свинца, цинка, ртути и др.);

— благородные металлы (золото, серебро, платиноиды);

— химическое и агрохимическое сырье (калийные соли, фос­фориты, апатиты и др.);

— техническое сырье (алмазы, асбест, графит и др.);

— флюсы и огнеупорное, цементное сырье.

Развитие минерально-сырьевой базы России сталкивается с объективными трудностями и проблемами, характерными и для других стран мира. К ним можно отнести постоянное снижение качества добываемого сырья, ухудшение горно-геологических и горно-технических условий разработки месторождений, истоще­ние запасов с высоким содержанием полезных компонентов. Серь­езную проблему представляет загрязнение окружающей среды отходами горнопромышленного производства.

В условиях перехода к рынку большое значение имеет активная ресурсосберегающая политика, основными направлениями кото­рой должны стать снижение энергии и материалоемкости произ­водства, расширение использования вторичного сырья, создание соответствующих мировому уровню ресурсосберегающих, в том числе безотходных, технологий.

Экономический механизм природопользования

Исследования в области охраны окружающей среды и рацио­нального использования природных ресурсов в настоящее время достигли масштабов, которые каких-нибудь 20—25 лет назад мог­ли показаться невероятными. Острота экологических проблем очевидна во всем мире, о чем свидетельствуют многие факты и данные. Главной особенностью их решения с целью развития лю­бого современного цивилизованного общества является комп­лексный подход, предусматривающий взаимосвязь экономики, экологии и политики.

Современная рыночная экономика не может обойтись без экологического механизма, так как содержательной сущностью экологической составляющей является сама природа, а в ней — эффективное использование природно-ресурсного потенциала и возобновление качества окружающей среды.

Все большее внимание в мировой науке стало уделяться ис­следованию проблем взаимодействия общества и природы, вли­янию природной среды на самого человека, производительные силы и развитие цивилизации.

Выдающийся русский ученый В.И. Вернадский установил, что с увеличением масштабов и интенсивности деятельности челове­чество в целом превратилось в мощную геологическую силу. Это обусловило переход биосферы — той земной оболочки, где только и может существовать жизнь, — в качественно новое состояние.

Накопленный опыт исследований в области комплексных про­блем экологии и экономики послужил основой формирования нового междисциплинарного направления — экономики приро­допользования и охраны окружающей среды.

Экономика природопользования — это экономическая наука, за­нимающаяся изучением социально-экономических вопросов вза­имодействия общества и окружающей природной среды на гло­бальном, региональном, национальном, локальном уровнях.

Главная задача экономики природопользования заключается в преодолении ведомственного подхода и объединении отраслей экономики с целью реализации принципов оптимального взаи­модействия общества и природы, формирования эколого-экономического мышления. В целом же она должна обеспечить пере­ход общества на модель «устойчивого роста».

В целом практический аспект экономики природопользова­ния объединяет три группы проблем:

1) экономическую оценку природных ресурсов;

2) расчеты (оценку) экономического ущерба от загрязнения окружающей среды;

3) способы вовлечения экологических факторов в хозяйственный механизм и процесс принятия решений в обществе.

Видимой реакцией на рост экологической угрозы стало созда­ние более чем в ста странах государственных структур, связанных с охраной природы. В мире быстрое развитие получила законо­дательная деятельность, связанная с принятием законов и актов, регламентирующих нормы, процедуры природопользования, да­ющих методические рекомендации, декларирующих природоох­ранные принципы. В России комплексный Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды» был принят 19 декабря 1991 г. №2060-1.

Осознание складывающейся экологической ситуации стало причиной начала разработки сценариев мирового развития с уче­том ограниченности природно-ресурсного потенциала. На Всемирной конференции ООН по охране окружающей сре­ды и развитию в Рио-де-Жанейро (1992) представители 179 госу­дарств приняли документ «Декларация Рио», а так же программу «Повестка дня на XXI век», в которых указаны сущность и цели концепции устойчивого развития общества.

В настоящее время в литературе имеется более 60 определе­ний концепции устойчивого развития общества. Приведем не­которые из них:

• устойчивое развитие — это такое развитие, которое удовлет­воряет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собствен­ные потребности;

• развитие, которое не возлагает дополнительные затраты на следующие поколения;

• развитие, которое минимизирует экстерналии, внешние эф­фекты между поколениями;

• развитие, которое обеспечивает постоянное простое и (или) расширенное воспроизводство производственного потенциала на перспективу; и др.

Приведенные выше определения свидетельствуют о пере­плетении в этой концепции сложнейших экологических, эко­номических, социальных проблем.

Обеспечение реальных решений экологических проблем, фор­мирования устойчивого типа экономического развития невоз­можно без оценки эффективности функционирования экономи­ческих структур с экологических позиций.

Одним из направлений экологизации экономического разви­тия является ориентация на конечные результаты. Реализация подобного программно-целевого подхода к использованию при­родных ресурсов предполагает построение для каждого из них или группы своей природно-продуктовой вертикали (цепочки), соединяющей первичные природные факторы производства с ко­нечной продукцией. Движение природного вещества и продуктов его обработки осуществляется с помощью интегрированной це­почки видов деятельности, принадлежащих к различным сферам и отраслям, но объединяемых технологически для производства и реализации конечной продукции.

Построение такой цепочки позволяет оценить резервы в каж­дом ее звене и выявить их в целом для природных ресурсов, кото­рые использовались нерационально. В связи с такой постановкой вопроса необходим анализ взаимозаменяемости и дополняемости факторов производства в экономике с позиции конечных резуль­татов, возможности экономии природных ресурсов при сохране­нии увеличения конечного выхода продукции.

Эластичностью по отношению к объемам используемых при­родных ресурсов обладают затраты труда и средства производства во «внеприродных», т.е. перерабатывающих, обрабатывающих и инфраструктурных отраслях. Развитие этих отраслей позволяет более полно использовать конкретный природный ресурс, ликви­дировать потери из-за неразвитости инфраструктуры и перера­ботки, что в целом способствует увеличению конечных результа­тов. Таким образом, оптимизация взаимодействия факторов производства, их комбинирование могут позволить снизить нагрузку на природные ресурсы.

Одним из критериев эффективности функционирования природно-продуктовой системы является показатель природоемкости, определяемый соотношением объемов используемых при­родных ресурсов и конечной продукции, полученной на их осно­ве. Выделяют два уровня показателя природоемкости: макроуро­вень (уровень всей экономики) и отраслевой (продуктовый).

Важнейшим вопросом для экологизации экономики, перехо­да к устойчивому типу развития является вопрос о механизмах реализации такого экологоориентированного развития. Здесь приоритетное значение имеет формирование эффективного эко­номического механизма природопользования.

В самом общем виде можно выделить три типа экономических механизмов природопользования:

• мягкий («догоняющий»), т.е. либеральный в экологическом отношении. Он ставит самые общие ограничительные экологи­ческие рамки для экономического развития отраслей и секторов, практически не тормозя его. Данный тип экономического меха­низма направлен в основном на ликвидацию негативных эколо­гических последствий, а не на выяснение причин возникновения экологических деформаций, и слабо влияет на темпы и масштабы ' развития. Именно такой механизм природопользования свой­ствен техногенному типу развития экономики;

• стимулирующий развитие экологосбалансированных и при­родоохранных производств и видов деятельности. Основу функ­ционирования такого механизма природопользования составляют рыночные инструменты. Он способствует увеличению производ­ства на базе новых технологий, позволяет улучшить использование
и охрану природных ресурсов. Примером такого механизма может стать создание благоприятной экономической среды для развития биологического (органического) сельского хозяйства;

• жесткий («подавляющий»). Этот механизм использует ад­министративные и рыночные инструменты и посредством жест­кой налоговой, кредитной, штрафной политики практически подавляет, прессингует развитие определенных отраслей и ком­плексов в области расширения их природного базиса, в целом способствуя экономии использования природных ресурсов.

В реальной действительности эти типы механизмов природо­пользования не существуют в чистом виде. Неизбежно их соче­тание. Многое зависит от конкретных технологий, производств, видов деятельности При формировании экономического механизма необходимо ориентироваться на единый подход для всей природно-продуктовой вертикали. Невозможно создать локальный экономический механизм природопользования, действующий только на первых этапах природно-продуктовой вертикали в отрыве от механиз­мов, регулирующих процессы дальнейшей переработки природ­ного вещества и получения готового продукта.

Механизм природопользования (в узком смысле) должен стать частью общего механизма, регулирующего функционирова­ние отдельных производств в природно-продуктовой вертикали, и быть ориентированным на конечные результаты.

Процесс разработки и реализации экономического механизма природопользования, оценка воздействия на окружающую сре­ду, экологическая экспертиза опираются на систему показателей состояния окружающей природной среды и эколого-экономических нормативов.

В Законе об охране окружающей среды говорится, что норми­рование качества окружающей природной среды производится с целью установления предельно допустимых норм воздействия на окружающую природную среду, гарантирующих экологическую безопасность населения и сохранение генетического фонда, обе­спечивающих рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов в условиях устойчивого развития хозяй­ственной деятельности.

Все нормативы качества окружающей природной среды под­разделяются на три основные группы.

1. Санитарно-гигиенические нормативы — ПДК (предельно допустимая концентрация). ПДК представляет собой макси­мальную концентрацию определенного агрессивного вещества в атмосферном воздухе, которая не вызывает заметных нарушений здоровья человека и неблагоприятных отдаленных последствий для его организма.

2. Экологические нормативы — ПДВ (ПДС) (предельно допу­стимые выбросы или сбросы). Их цель состоит в установлении требований к источнику вредного воздействия, ограничение его деятельности определенной пороговой величиной.

3. Вспомогательные нормы и правила. Они вводятся с целью обеспечения единства употребляемой терминологии в деятель­ности организационных структур, в правовом регулировании экологических отношений (нормативы терминологии, организа­ционные нормативы, правовые нормативы).

Методы учета и оценки техногенных воздействий на социально-экологический потенциал территории различны. Исследова­тели в большинстве случаев отдают приоритет количественным методам, в первую очередь в силу их комплексности, интегральности, возможности отражения динамики процессов в формали­зованном виде. Одним из них является метод определения эколого-экономического ущерба.

Во Временной типовой методике определения экономической эффективности осуществления природоохранных мероприятий и оценки экономического ущерба, причиняемого народному хо­зяйству загрязнением окружающей среды сказано, что экономи­ческий ущерб представляет собой стоимостное выражение нега­тивного антропогенного воздействия на окружающею среду. Создание эффективного экономического механизма невоз­можно без правового регулирования природопользования.

Система природоохранного законодательства, концептуаль­ные правовые основы которого определены действующей Кон­ституцией РФ, охватывает охрану и регулирование использова­ния большинства видов природных ресурсов и представлена на четырех уровнях: федеральные законы, правительственные нор­мативные акты, нормативные правовые акты министерств и ве­домств, нормативные акты региональных органов управления.

Основу системы экологического законодательства составляет Закон об охране окружающей среды.

По содержанию нормативных предписаний система природо­охранного законодательства включает три группы правовых ак­тов: комплексные, природно-ресурсовые, средозащитные.

Комплексные правовые акты регулируют охрану природной среды в целом без подразделения на отдельные объекты (Феде­ральный закон от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняе­мых природных территориях» и др.).

Природно-ресурсовые акты регулируют охрану и использова­ние отдельных объектов природы (Водный кодекс РФ от 3 июня 2006г.№73-ФЗидр.).

Средозащитные акты направлены на охрану окружающей че­ловека среды от вредного воздействия хозяйственной деятельно­сти на здоровье людей (Федеральный закон от 23 февраля 1995 г. № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздорови­тельных местностях и курортах» и др.).

Государственный мониторинг окружающей среды (государ­ственный экологический мониторинг) осуществляется в соответ­ствии с законодательством РФ и субъектов РФ в целях наблюдения за состоянием окружающей среды, в том числе в районах рас­положения источников антропогенного воздействия, и влиянием этих источников на окружающую среду, а также в целях обеспе­чения потребностей государства, юридических и физических лиц в достоверной информации, необходимой для предотвращения и (или) уменьшения неблагоприятных последствий изменения со­стояния окружающей среды.

Порядок организации и осуществления государственного мониторинга окружающей среды устанавливается Правительством РФ. Информация о состоянии окружающей среды и его изменении, полученная по результатам мониторинга, используется органами государственной власти РФ, субъектов РФ, органами местного самоуправления для разработки прогнозов социально-экономи­ческого развития и принятия соответствующих решений, разра­ботки федеральных программ в области экологического развития России, целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов РФ и соответствующих мероприятий. Техногенный тип экономического развития приводит ко все большему распространению очагов экологического кризиса по территории страны. В настоящее время около 20% всей террито­рии России стали зоной проявления тех или иных кризисных эко­логических явлений. Тяжелая экологическая ситуация сложилась в промышленных зонах (Кузбасс, Урал, Курская магнитная анома­лия и т.д.), аграрных регионах (Черноземье, Калмыкия и пр.), ре­креационных зонах побережий Черного и Азовского морей.

Порядок объявления и установления режима зон экологиче­ского бедствия устанавливается законодательством (см. ст. 57 За­кона об охране окружающей среды).

Защита окружающей среды в зонах чрезвычайных ситуаций устанавливается Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», другими феде­ральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъ­ектов РФ.

Международное сотрудничество в области охраны окружаю­щей природной среды означает объединение усилий государств, связанных общими интересами или поставленных перед необхо­димостью решать проблему, требующую коллективных согласо­ванных действий. Охрана окружающей среды в силу своей специ­фики требует объединения действий государств на разных уров­нях: двустороннем, региональном, глобальном. И для каждого из этих видов сотрудничества характерен особый круг природоохра­нительных задач, которые могут быть оптимально решены имен­но на данном уровне взаимодействия суверенных государств.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 1468; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.128 сек.