Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Т е м а 2. Источники земельного права




1. Понятие источников земельного права и их классификация.

2. Основные периоды становления и развития земельного законодательства Республики Беларусь. Особенности правового регулирования земельных отношений в зарубежных странах.

3. Система законодательства об использовании и охране земель (земельного законодательства). Соотношение земельного права и земельного законодательства.

4. Конституционные основы земельного права.

5. Законодательные акты Республики Беларусь как источники земельного права. Кодекс Республики Беларусь о земле в системе источников земельного права.

6. Подзаконные нормативные правовые акты как источники земельного права.

7. Нормы международного права как источники земельного права.

 

Термин «источник права» имеет несколько значений. Источник права в материальном смысле - это сложившиеся в обществе объективные экономические условия жизни. Источник права в формальном смысле – нормативные правовые акты, принятые уполномоченными органами и содержащие правовые нормы, регулирующие земельные отношения.

Земельное законодательство – совокупность законов, подзаконных нормативных правовых актов, содержащих нормы земельного права. Земельное право и земельное законодательство – во многом схожие, но разноплановые понятия. Ни одно из них нельзя недооценивать. Они имеют сходные цели и задачи по обеспечению рационального использования земель, улучшению окружающей среды, воспроизводству плодородия почв, равноправному развитию всех форм хозяйствования на земле, распределению и перераспределению земель между собственниками, владельцами и пользователями и др. Общепризнанно, что первичным образованием в правовой системе является отрасль права, а отрасль законодательства – вторична.

Среди всех источников земельного права главенствующее положение занимает Конституция Республики Беларусь. Связано это с тем, что конституционные положения являются основополагающими для всех отраслей права. Конституция содержит нормы, непосредственно посвященные земельным отношениям, касающиеся природных ресурсов, охраны окружающей среды, составной частью которой являются и земельные ресурсы, а также нормы, регулирующие отношения косвенно.

Законы – это нормативные правовые акты, принимаемые в особом порядке и направленные на регулирование наиболее важных общественных отношений. В силу этого они играют важную роль в регулировании земельных отношений. Среди земельных законов высшую юридическую силу имеет Кодекс Республики Беларусь о земле. Студенту необходимо обратить внимание на новеллы кодекса. При изучении законов, регулирующих земельные отношения, следует обратить внимание на то, что некоторые из них были приняты до вступления в силу кодекса. В этом случае они применяются в части, не противоречащей кодексу.

Само название «подзаконные нормативные акты» указывает на то, что эти акты издаются на основе законов и не должны им противоречить. К подзаконным актам, регулирующим земельные отношения, относятся: распоряжения Президента Республики Беларусь; постановления палат Парламента и Правительства Республики Беларусь; нормативные акты министерств и иных республиканских органов государственного управления; нормативные правовые акты местных органов государственного управления и самоуправления; нормативные акты организаций.

Нормы, регулирующие земельные отношения, могут содержаться также в международных договорах Республики Беларусь, ратифицированных в установленном порядке, и в соглашениях между государственными органами.

Источники земельного права можно определить как совокупность нормативных правовых актов, принятых в установленном порядке, которые регулируют общественные земельные отношения. Источники земельного права представляют собой внешнюю форму выражения принятых уполномоченными государственными органами и обеспеченных государственным принуждением обязательных предпи­саний по отношению к земле.

Источники земельного права характеризуются приведенными ниже признаками:

Множественность — вытекает из комплексного характера земельного права как отрасли, которая объединяет все земельно-правовые нормы, в том числе содержащиеся в нормативных правовых актах других отраслей.

Обособленность — выражается в наличии собственных источников, сгруппированных вокруг основного акта – КоЗ, которые образуют систему земельного законодательства.

Самостоятельность. Земельное право обеспечивает до­статочно полное и системное регулирование земельных отношений благодаря взаимодействию с другими отраслями законодательства, в которых могут содержаться земельно-правовые нормы и акты которых используются в качестве источников земельного права в необходимых случаях. Сфера применения различных по содержанию источников разграничивается исходя из характера и содержания земельных правоотношений

Согласованность. Источники земельного права, в зависимости от принявшего их органа и содержания нормативного правового акта, находятся в определенной иерархической связи друг с другом. Эта связь обеспечивает взаимное согласование источников земельного права.

По содержанию нормативные правовые акты, относящиеся к источникам земельного права, включают в себя:

- акты общего характера – нормативные правовые акты других отраслей законодательства, содержащие правовые нормы по различным вопросам, в том числе земельно-правовые;

- специализированные акты – нормативные правовые акты, регулирующие только земельные отношения, которые в совокупности образуют самостоятельную отрасль законодательства — об охране и использовании земель.

При определении соотношения общих и специализированных источников следует исходить из того, что земельное право является кодифицированной отраслью и основывается преимущественно на собственных нормах, обособленных от норм других отраслей, которые образуют земельное законодательство. Разграничение сферы действия общего и специального законодательства дается в ст. 2 КоЗ, в которой установлен приоритет земельного законодательства в регулировании земельных отношений. В соответствии с этим положением нормы гражданского и другого законодательства, регулирующие земельные отношения, применя­ются к этим отношениям, если иное не предусмотрено за­конодательством об охране и использовании земель. Таким образом, применение норм иных отраслей законодательства к земельным отношениям возможно с учетом содержания соответствующих земельных правоотношений.

По юридической силе источники земельного права включают в себя различные виды нормативных правовых актов, иерархия которых определена Законом Республики Беларусь от 10 января 2000 г. № 361-3 «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» и которые разделяются на законодательные акты и иные акты законодательства. Источником земельного права может быть нормативный правовой акт любой юридической силы, если он содержит земельно-правовые нормы. Данная классификация охватывает все источники земельного права, независимо от их отраслевой принадлежности.

По предмету правового регулирования источники земельного права могут относиться к различным отраслям законодательства (конституционное, гражданское, административное, финансовое, жилищное, экологическое, природоресурсное и др.).

Основные положения земельного права в настоящее время установлены нормативными правовыми актами, относящимися к законодательным актам:

1. Конституция Республики Беларусь. Определяя основы конституционного строя, структуру и полномочия органов государственной власти и управления, конституционные нормы устанавливают основы земельного строя Республики Беларусь. Непосредственно земельные отношения регулируют ст. 13 Конституции Республики Беларусь, которая закрепляет принадлежность земель сельскохозяйственного назначения только государству, и ст. 46, которая предусматривает государственный контроль за рациональным использованием природных ресурсов, в том числе земли.

2. Кодексы Республики Беларусь как источники земельного права обеспечивают системное регулирование различных земельных отношений.

Основным отраслевым источником, регулирующим все виды земельных отношений, является Кодекс Республики Беларусь о земле от 23 июля 2008 г., нормы которого упорядочены в соответствии с современной системой земельного права и отражают изменения в отношениях по использованию и охране земель в ходе земельной реформы за период с 1991 г.

Кодифицированные акты других отраслей могут рассматриваться в качестве источников земельного права, если они непосредственно регулируют земельные отношения. Среди них можно назвать:

- ГК, который устанавливает виды вещных и обязательственных прав на землю, определяет правовой режим земли как недвижимого имущества;

- Налоговый кодекс Республики Беларусь (далее - НК), которым установлен порядок земельного налогообложения;

- Кодекс Республики Беларусь о недрах 2008 г., Лесной кодекс Республики Беларусь 2000 г., Водный кодекс Республики Беларусь 1998 г., которые закрепляют особенности использования земли в процессе соответствующих видов природопользования;

- Уголовный кодексе Республики Беларусь (далее – УК), Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП), которые содержат нормы о юридической ответственности за земельные правонарушения.

3. Законы Республики Беларусь как источники земельного права регулируют отдельные виды земельных отношений. Среди них преобладают акты общего характера, в том числе:

- Закон Республики Беларусь от 22 июля 2002 г. № 133-3 «О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним», который регулирует отношения по государственной регистрации земельных участков, прав на землю и сделок с зе­мельными участками;

- Закон Республики Беларусь от 20 июня 2008 г. № 345-3 «Об ипотеке», который устанавливает особенности ипотеки земельных участков;

- Закон Республики Беларусь от 15 июля 2010 г. № 169-3 «Об объектах, находящихся только в собственности государства, и видах деятельности, на осуществление которых распространяется исключи­тельное право государства»;

- Закон Республики Беларусь от 6 июля 2004 г. № 300-3 «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности»;

- Закон Республики Беларусь от 12 ноября 1991 г. № 1227-XII «О правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС»;

- Закон Республики Беларусь от 23 июля 2008 г. № 423-3 «О мелиорации земель» и др.

4. Указы Президента Республики Беларусь составляют значительную часть источников земельного права и прини­маются в процессе реализации полномочий Президента Республики Беларусь по регулированию земельных отношений, закрепленных в КоЗ, а также для устранения пробелов, которые образуются в законодательстве по мере изменения земельных отношений:

- Указом Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2007 г. № 667 утвержден ряд Положений по вопросам изъятия и предоставления земельных участков, а также Положение о порядке перевода земель из одних категорий и видов в другие и отнесения их к определенным видам;

- Указом Президента Республики Беларусь от 17 декабря 2003 г. № 663 утверждено Положение о порядке предоставления зданий, помещений и земельных участков дипломатическим представительствам, приравненным к ним представительствам международных организаций и консульским учреждениям иностранных государств в Республике Беларусь;

- Указ Президента Республики Беларусь от 11 декабря 2009 г. № 622 «О совершенствовании порядка регулирования земельных отношений и осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель» определил правовое положение землеустроительной службы в структуре местных исполнительных комитетов;

- ряд указов Президента Республики Беларусь закреп­ляет экономический механизм землепользования (Указ от 2 февраля 2009 г. № 58 «О некоторых мерах по защите имущественных прав при изъятии земельных участков для государственных нужд», Указ от 1 марта 2010 г. № 101 «О взимании арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности», Указ от 13 августа 2010 г. № 420 «Об отдельных вопросах взимания земельно­го налога и арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности» и др.).

5. Иные акты законодательства как источники земельного права принимаются различными органами исполнительной власти и местного управления и самоуправления в пределах их компетенции по регулированию земельных отношений и включают в себя:

- постановления Совета Министров Республики Беларусь;

- постановления и приказы республиканских органов государственного управления и Национального банка;

- решения органов местного управления и самоуправления.

Принятие этих нормативных правовых актов может предусматриваться соответствующим законодательным актом для развития и конкретизации его положений или осуществляется указанными органами самостоятельно в пределах их компетенции в целях регулирования конкретных земельных отношений.

При характеристике источников земельного права необходимо разграничивать систему источников земельного права и систему земельного законодательства.

Земельное законодательство объединяет специализированные нормативные правовые акты, регулирующие только отношения по использованию и охране земель. Земельное законодательство является более узким понятием, чем источники земельного права, так как земельные отношения могут регулироваться не только нормами, содержащимися в специализированных земельно-правовых актах, но и нормами других отраслей законодательства.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 619; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.