Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Т е м а 4. Право собственности на землю




1. Понятие и признаки права собственности на землю. Формы и виды права собственности на землю.

2. Субъекты и объекты права собственности на землю.

3. Право государственной собственности на землю.

4. Право частной собственности на землю.

5. Основания возникновения права собственности на землю.

6. Основания прекращения права собственности на землю.

7. Содержание права собственности на землю.

8. Защита права собственности на землю. Гарантии прав собственников земельных участков.

 

Понятие земельной собственности охватывает как экономическую, так и правовую категории. Собственность как экономическая категория традиционно определяется как совокупность общественных отношений по поводу присвоения земли. Собственность как правовая категория может быть рассмотрена в нескольких смыслах: как институт земельного права и как субъективное право. Институт права собственности на землю представляет собой совокупность правовых норм, закрепляющих и охраняющих принадлежность земли определенным лицам или их коллективам, предусматривающих объем и содержание прав собственника, способы и пределы осуществления этих прав. Право земельной собственности в субъективном смысле – это право конкретных субъектов – юридических и физических лиц – владеть землей, использовать земельные участки в порядке и на условиях, установленных законодательством.

В зависимости от того, кто является собственником земли, выделяют самостоятельные формы собственности. В соответствии с ныне действующим законодательством собственность на землю выступает в государственной и частной формах.

Государственную собственность составляют все земли за исключением тех, которые переданы в частную собственность. При изучении этого вопроса основное внимание следует уделить следующим моментам. Во-первых, право государственной собственности на землю следует рассматривать с нескольких позиций (как правовой институт, как субъективное право и др.). Во-вторых, следует обратить внимание на признаки, которые отличают его от права частной собственности на землю, а также на деление земель на категории, перечень которых содержится в ст. 6 КоЗ.

В зависимости от круга субъектов право частной собственности на землю может быть подразделено на частную собственность граждан и юридических лиц. Самостоятельным видом права частной собственности также является право собственности на землю иностранных государств, международных организаций. Земля может принадлежать на праве общей (долевой или совместной) собственности нескольким собственникам. Право частной собственности на землю также можно понимать как в объективном, так и в субъективном смыслах. Право частной собственности на землю как субъективное право охватывает круг прав и обязанностей собственника земли.

Земельное законодательство нормирует предельные размеры частных земельных владений, устанавливает цели, для которых земля предоставляется в частную собственность граждан и юридических лиц Республики Беларусь, порядок такой передачи, основания возникновения и прекращения права частной собственности, систему гарантий и защиты прав земельных собственников.

Для характеристики прав и обязанностей собственников земельных участков следует ознакомиться со статьями 69 и 70 КоЗ.

Основания возникновения права собственности на землю – различные юридические факты. Право частной собственности на землю может возникнуть в результате приватизации, сделок с землей, на основе приобретения права на строение или сооружение, расположенное на обособленном участке. Право частной собственности на землю подлежит прекращению по основаниям, установленным законодательством. Принудительное изъятие земельных участков, находящихся в частной собственности физических и юридических лиц Республики Беларусь, осуществляется по решению суда.

Содержание права собственности, в том числе и земельной, как субъективного права традиционно связано с наличием у ее обладателя правомочий владения, пользования и распоряжения землей. Земельное законодательство устанавливает ряд предписаний, касающихся реализации данных правомочий.

Защита права собственности осуществляется путем: признания земельных прав; установления запрета на вмешательство в деятельность субъектов земельных прав со стороны органов государства и иных лиц; законодательного закрепления четкого перечня случаев прекращения либо ограничения земельных прав со стороны государства и его органов; расширения перечня гарантий защиты земельных прав в случаях их прекращения или ограничения со стороны государства или его органов и др.

Защита права собственности осуществляется способами, установленными Конституцией Республики Беларусь, гражданским законодательством, Кодексом Республики Беларусь о земле и иными законодательными актами.

Право собственности на землю как юридическая категория представляет собой закрепление нормами права экономических отношений земельной собственности, т.е. принадлежности земли различным субъектам земельных отношений. В силу особых свойств земли, главные из которых естественное происхождение и функционирование в составе экологической системы, принадлежность понимается как экономическое господство над землей, которое санкционировано правовыми нормами.

Право собственности на землю в объективном смысле, т.е. как правовой институт, есть совокупность правовых норм, которые регулируют отношения по владению, пользо­ванию и распоряжению землей.

Институт права собственности на землю является осно­вополагающим земельно-правовым институтом, так как лежащие в его основе отношения земельной собственности определяют характер земельного строя.

Право собственности на землю формируется как комплексный правовой институт, который включает нормы различных отраслей права: конституционного, административного, гражданского, земельного. Так, конституционные нормы (ст. 13 Конституции Республики Беларусь) определяют приоритет государственной собственности на землю. Нормы административного права (Закон Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении») устанавливают полномочия органов местного управления и самоуправления по распоряжению находящимися в их ведении землями.

Гражданское право определяет правовую природу права собственности на землю, пределы оборотоспособности земли, закрепляет множественность форм собственности на землю.

Земельное право закрепляет механизм регулирования отношений собственности на землю с учетом особенностей земли как природной и социальной ценности. Этот механизм ограничивает права собственности на землю в целях его хранения и рационального использования земли как на­ционального достояния.

Право собственности на землю в субъективном смысле (как субъективное право) есть закрепленная за собственником возможность владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему земельным участком в пределах, установленных законом. Содержание этого субъективного права зависит от состава участников соответствующего правоотношения земельной собственности, целей, для которых используется земельный участок. Субъективное право собственности на землю рассматривается как абсолютное правоотношение, в котором собственнику противостоит нео­пределенное число лиц, обязанных воздерживаться от действий, нарушающих это право.

Право собственности на землю характеризуется следующими признаками:

- оно является основным земельным правом, от которого производны все другие права на землю;

- по своей правовой природе является вещным правом, независимо от формы собственности (ст. 262 ГК), что обеспечивает юридическое равноправие различных форм собственности в гражданском обороте, способствует более широкому вовлечению земель, находящихся в государственной собственности, в гражданский оборот;

- по временному признаку всегда является бессрочным правом, которое существует, пока существует объект этой собственности – земельный участок или земли;

- праву собственности на землю присущ целевой характер, который в разной форме проявляется по отношению к государственной и иным формам и видам права собственности. Целевое назначение государственных земель учитывается при определении их состава, при распределении и перераспределении этих земель другим лицам, все другие собственники используют земельные участки в соответствии только с целевым назначением.

Как основной поземельный титул право собственности на землю в соответствии со ст. 12 КоЗ выступает в двух формах: государственной и частной.

По субъектному признаку право собственности на землю может быть разделено на следующие виды:

- право государственной собственности на землю в связи с отсутствием в законодательстве Республики Беларусь коммунальной собственности на природные ресурсы в целом, в том числе на землю, существует только в виде собственности Республики Беларусь;

- право частной собственности на землю включает право частной собственности юридических лиц; право частной собственности физических лиц, в том числе ино­странцев;

- право собственности на землю иностранных государств и международных организаций является самостоятельным видом права собственности на землю.

По составу участников право собственности на землю может выступать в виде индивидуальной и общей собственности на землю. При индивидуальной собственности земля находится в собственности одного субъекта – физического или юридического лица, государства. Право общей собственности на землю (совместной или долевой) возникает по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством (гл. 16 ГК) и с учетом требований о делимости и неделимости земельного участка (ст. 10 КоЗ).

Право государственной собственности Республики Беларусь на землю начало складываться с 1990 г. одновременно с формированием самостоятельной правовой системы Республики Беларусь.

В ходе проведения земельной реформы монопольное положение государственной собственности на землю существенно не изменилось. В настоящее время законодательство Республики Беларусь не употребляет понятия исключительной государственной собственности на землю, что подчер­кивает равноправие всех форм и видов права собственности на землю.

Субъект права государственной собственности на землю в законодательстве определенно не назван, однако анализ нормативных правовых актов показывает, что собственни­ком государственных земель является Республика Беларусь. Несмотря на то, что применительно к земле принцип двухуровневых отношений государственной собственности, установленный ГК (ст. 215) в виде республиканской собственности (собственности Республики Беларусь) и коммунальной собственности (собственности административно-территориальных единиц), не получил адекватного законодательного закрепления, отсутствие в Законе Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении» норм о коммунальной собственности на землю позволяет говорить о нахождении всех государственных земель в республиканской собственности. Это подтверждается в нор­мах, регулирующих переход земельных участков из частной собственности в государственную, в которых указывается на передачу земельного участка в собственность Республики Беларусь (п. 5 Положения о порядке выкупа земельных участков, находящихся в частной собственности, для государственных нужд, утвержденное постановле­нием Совета Министров Республики Беларусь от 26 марта 2008 г. № 462, и др.).

Объектом права государственной собственности можно считать все земли Республики Беларусь, кроме земель, переданных в частную собственность и собственность иностранных государств, международных организаций. Земли, находящиеся в государственной собственности, разделяются на категории и виды в соответствии с законодательством, а при предоставлении другим лицам выделяются в виде земельных участков.

По правовому режиму государственные земли как объект права собственности разделяются на две группы:

земли, земельные участки, не подлежащие предоставле­нию в частную собственность, собственность иностранных государств, международных организаций, перечень которых закреплен КоЗ (ст. 13) и Законом Республики Беларусь от 15 июля 2010 г. № 169-3 «Об объектах, находящихся только в собственности государства, и видах деятельности, на осуществление которых распространяется исключительное право государства» и правовые формы использования которых ограничены;

земли, которые находятся в собственности государства, но могут быть предоставлены в собственность иных субъектов и обеспечивают вовлечение государственных земель в гражданский оборот.

Статья 12 КоЗ устанавливает презумпцию принадлежности земель государству в тех случаях, когда отсутствуют сведения о других субъектах права собственности. Это правило может быть применимо как к земельным участкам, относительно которых неизвестен их правообладатель-соб­ственник, так и к землям, которые не индивидуализированы в виде отдельных участков.

Иностранные государства, международные организации могут быть участниками земельных отношений, в том числе отношений земельной собственности, в случаях, установленных законодательством. Статья 2 КоЗ и статья 1 ГК устанавливают приоритет норм Конституции Республики Беларусь и норм международных договоров в регулировании отношений с участием иностранных государств, международных организаций.

С учетом этого обстоятельства и сложившихся правил межгосударственных взаимоотношений регулируются отношения собственности данных субъектов на землю в Республике Беларусь.

Этот вид права собственности на землю как совокуп­ность правовых норм формируется с учетом конституционных положений о приоритете общепризнанных принципов международного права и соответствии им законодательства (ст. 8 Конституции Республики Беларусь) и необходимости обеспечить суверенитет и территориальную целостность Республики Беларусь, которые являются неотъемлемыми признаками самостоятельного государства (ст. 1, 9 Конституции Республики Беларусь).

При предоставлении права собственности на землю иностранным организациям и международным организациям сохраняется юрисдикция Республики Беларусь на соответствующие участки, поэтому это право имеет целевой характер, связанный с использованием земельного участка для определенной цели.

В соответствии со ст. 12 КоЗ для размещения дипломатического представительства, консульского учреждения иностранного государства в Республике Беларусь иностранное государство, а также международная организация для размещения своего представительства могут приобрести в собственность земельный участок в порядке, установленном Президентом Республики Беларусь (Указ Президента Республики Беларусь от 17 декабря 2003 г. № 563).

Земельно-правовой режим участка, предоставленного для размещения и деятельности постоянных органов внешних сношений иностранных государств на территории Республики Беларусь, в том числе предоставление земельного участка в собственность иностранного государства, не влияют на иммунитеты и привилегии, которыми обладают дипломатические представительства и консульские учреждения в соответствии с международными конвенциями о дипломатических и консульских сношениях.

Иностранным государствам земельные участки предоставляются в собственность на условиях взаимности.

Аккредитующее государство при приобретении здания (части здания) в собственность может также приобрести в собственность земельный участок, необходимый для обслуживания здания (части здания), если:

- в соответствии с законодательством аккредитующего государства Республика Беларусь может для этих же целей приобрести в собственность земельный участок на территории данного государства;

- одновременно с приобретением в собственность земельного участка на территории Республики Беларусь аккредитующее государство предоставляет Республике Беларусь в собственность земельный участок на территории этого государства для тех же целей.

Земельные участки для представительств могут быть приобретены аккредитующим государством или международной организацией на основании решения Президента Республики Беларусь. Договор о приобретении земельного участка этими субъектами заключается с Советом Министров Республики Беларусь. Передача земельных участков представительствам осуществляется местными исполни­тельными и распорядительными органами в порядке, установленном законодательством.

Согласно ст. 12 КоЗ к субъектам права частной собственности на землю относятся:

1) граждане Республики Беларусь;

2) иностранные граждане, лица без гражданства;

3) негосударственные юридические лица Республики Беларусь.

В отношении граждан Республики Беларусь как субъектов права частной собственности на землю устанавливается исчерпывающий перечень целей, а в отношении иностран­ных граждан, лиц без гражданства – также условия приобретения земельного участка в частную собственность. В частной собственности граждан Республики Беларусь могут находиться земельные участки, предоставленные для следующих целей:

- строительство и (или) обслуживание жилого дома. В соответствии с Жилищным кодексом Республики Беларусь (далее – ЖК) жилой дом – здание, в котором более половины площади пола занято жилыми помещениями. Земельный участок для названной цели предоставляется для строительства одноквартирного жилого дома, состоящего из одной квартиры, вход в которую организован с придомовой территории. Жилищным кодексом участок земли, отведенный для строительства и обслуживания жилого дома, определяется как придомовая территория. Право собственности для данной цели может возникать в отношении земельного участка, на котором отсутствует жилой дом (в этом случае гражданин может самостоятельно строить жилой дом собственными силами или подрядным способом, а затем использовать участок для обслуживания этого строения), либо при приобретении уже построенного жилого дома (в этом случае целью землепользования является обслуживание жилого дома);

- обслуживание зарегистрированной организацией по государственной регистрации квартиры в блокированном жилом доме. Согласно ст. 1 ЖК блокированный жилой дом – это жилой дом, состоящий из двух и более квартир, вход в каждую из которых организован непосредственно с придомовой территории. В данном случае земельный участок предоставляется только для обслуживания квартиры, уже зарегистрированной как объект недвижимого имущества;

- ведение личного подсобного хозяйства. В соответствии с Законом Республики Беларусь от 11 ноября 2002 г. № 149-3 «О личных подсобных хозяйствах граждан» личное подсобное хозяйство граждан – форма хозяйственно - трудовой деятельности граждан по производству сельскохозяйственной продукции, основанная на использовании земельных участков, находящихся в частной собственности, в пожизненном наследуемом владении, переданных им в аренду для ведения личного подсобного хозяйства. Эта деятельность не является предпринимательской. Указанная цель предполагает использование земельного участка, прежде всего, для производства сельскохозяйственной продукции, однако землепользователь также имеет право возводить в установленном порядке хозяйственные строения и сооружения, связанные с ведением личного подсобного хо­зяйства;

- коллективное садоводство. В соответствии с Положением о садоводческом товариществе, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 28 января 2008 г. № 60 коллективное садоводство – осуществляемая с использованием объектов общего пользования товарищества членами товарищества деятельность по выращиванию плодовых, ягодных, овощных, декоративных и иных сельскохозяйственных культур на земельных участках, предоставлен­ных для ведения коллективного садоводства. Коллективное садоводство ведется путем объединения граждан в некоммерческую организацию – садоводческое товарищество. В частную собственность передаются земельные участки, предоставленные для ведения коллективного садоводства членам товарищества – гражданам Республики Беларусь. Законодательство не предусматривает обязательной застройки данного участка, рассматривая это как право граждан, ведущих коллективное садоводство, которые могут ограничиться лишь выращиванием сельскохозяйственных культур;

- дачное строительство. Дачное строительство может осуществляться гражданами Республики Беларусь в составе данных кооперативов. Правовой режим земельного участка, предоставляемого в собственность для дачного строительства, имеет много общего с участком для коллективного садоводства, однако данный участок непосредственно предназначен для застройки – строительства дачного домика, к строительству которого предъявляются такие же требования, как и к строительству жилых домов.

Для приобретения иностранными гражданами, лицами без гражданства земельного участка в частную собственность должны выполняться следующие условия:

- земельный участок получен по наследству;

- наследуемый земельный участок принадлежал наследодателю на праве частной собственности;

- иностранные граждане, лица без гражданства, приобретающие земельный участок в собственность, являются родственниками наследодателя. Под родственниками понимаются близкие родственники наследодателя; иные лица, находящиеся в родственной связи с наследодателем, имеющие общих предков до прадеда и прабабки; родители, дети, усыновители, усыновленные (удочеренные), родные братья и сестры, дед, бабка, внуки супруга (супруги) наследо­дателя.

Цель использования иностранными гражданами, лицами без гражданства земельного участка на праве частной собственности должна соответствовать той, для которой участок предоставлялся наследодателю.

Кодекс о земле не устанавливает цели, для которых возможно предоставление земельных участков в частную собственность негосударственным юридическим лицам Республики Беларусь, следовательно, на данном праве им могут быть предоставлены земельные участки для любых целей, связанных с осуществлением хозяйственной и иной деятельности. Данное положение уточняется в Указе Пре­зидента Республики Беларусь от 27 декабря 2007 г. № 667, в соответствии с которым земельные участки предоставляются из государственной собственности в частную собственность негосударственных юридических лиц Республики Беларусь только в случаях, предусмотренных законодательными актами, и по кадастровой стоимости этих участков, если иное не определено Президентом Республики Беларусь.

Субъектом права частной собственности согласно ст. 12 КоЗ являются негосударственные юридические лица, которые исходя из положений ГК могут быть как коммерческими, так и некоммерческими.

Объектом права частной собственности на землю являются индивидуально-определенные земельные участки. В частной собственности граждан, юридических лиц может находиться несколько земельных участков с учетом ограничений, предусмотренных земельным законодательством. Земельный участок может принадлежать на праве общей (долевой или совместной) собственности нескольким собственникам.

Размер земельных участков, находящихся у граждан на праве частной собственности, ограничен предельными размерами в зависимости от цели землепользования, указанными в ст. 36 КоЗ. Размер земельных участков, предоставляемых в собственность юридическим лицам, законодательно не ус­тановлен и определяется проектом отвода земельного участка, который разрабатывается организацией по землеустройству.

В зависимости от формы собственности основаниями возникновения права собственности на землю служат различные юридические факты.

Земельное законодательство не называет основания возникновения права государственной собственности на землю Республики Беларусь. В государственной собственности находятся все земли, не переданные в частную собственность, собственность иностранных государств, международных организаций, в том числе земли, перечисленные в ст. 13 КоЗ как не подлежащие передаче в частную собственность, собственность иностранных государств, международных организаций.

Основания возникновения права частной собственности на землю граждан и негосударственных юридических лиц приведены ниже.

1. Предоставление земельного участка в собственность», которое осуществляется уполномоченными государственными органами в административном либо аукционном порядке. Правом принимать решения о предоставлении земельных участков наделены исполнительные комитеты различного уровня, а также при определенных условиях - администрации свободных экономических зон. Распределение компетенции между указанными органами осуществляется с учетом местонахождения земельного участка, цели и субъекта землепользования и предусмотрено п. 1.2 Указа Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2007 г. № 667 «Об изъятии и предоставлении земельных участков». В частную собственность граждан Республики Беларусь, негосударственных юридических лиц может быть передан как вновь образованный земельный участок, так и земельный участок, ранее предоставленный им на ином праве (пожизненного наследуемого владения, пользования, аренды). За предоставление земельного участка в частную собственность вносится плата, которая определяется по кадастровой стоимости (при предоставлении в административ­ном порядке) либо по результатам аукционов.

2. Приобретение земельного участка по сделке. Перечень сделок по отчуждению земельных участков, установленный ст. 47, 51 КоЗ, является исчерпывающим. При этом граждане могут совершать сделки купли-продажи, дарения, мены, ренты, а юридические лица – только купли - продажи и мены земельных участков. Земельное законода­тельство предусматривает требования к субъектному составу таких сделок: граждане Республики Беларусь могут приобрести земельный участок лишь у граждан, а негосударственные юридические лица – у юридических лиц. Приобретение земельного участка по указанному основанию возможно при соблюдении ряда иных требований, предъявляемых к сделкам с землей. Стоимость земельных участков, находящихся в частной собственности, при совершении сделок по их возмездному отчуждению устанавливается в соответствующих договорах и не может быть ниже кадастровой стоимости этих земельных участков на момент совершения сделок.

3. Переход земельного участка по наследству. По данному основанию право собственности на земельные участки может возникать как у граждан Республики Беларусь, так и у иностранных граждан, лиц без гражданства.

4. Приобретение права на земельный участок, владение которым осуществляется в течение длительного времени. Данное основание возникновения права собственности предусмотрено ст. 44 КоЗ лишь в отношении граждан Республики Беларусь, у которых отсутствуют документ о предоставлении земельного участка либо документ, удосто­веряющий право на земельный участок, или которые ис­пользуют земельный участок, граница и (или) размер которого не совпадают с границей и (или) размером, указанными в документе о предоставлении земельного участка либо документе, удостоверяющем право на земельный участок. Условием возникновения права на землю является добросовестное, открытое и непрерывное владение земельным участком как своим собственным в течение пятнадцати и более лет, что подтверждается сведениями, внесенными в земельно-ка­дастровую документацию, либо строительным паспортом и (или) паспортом домовладения и (или) документами об уплате земельного налога. Приобретение земельного участка в частную собственность осуществляется в порядке, предусмотренном земельным законодательством, в сложившейся границе и (или) размере, не превышающем предельных раз­меров, установленных ст. 36 КоЗ. Согласно Закону «О государственной регистрации недвижимого имущества» государственная регистрация возникновения права собственности на недвижимое имущество по приобретательной давности осуществляется на основании решения местного исполни­тельного и распорядительного органа, подтверждающего приобретательную давность, либо судебного постановления об установлении факта приобретательной давности.

5. Судебное решение, устанавливающее право собственности на землю (ст. 7 ГК).

Земельные участки могут быть приобретены в собственность иностранным государством или международной организацией на основании решения Президента Республики Беларусь с последующим заключением договора о приобретении земельного участка с Советом Министров Республики Беларусь. Условием приобретения права собственности на земельный участок является одновременное предоставление Республике Беларусь в собственность земельного участка на территории этого государства для тех же целей.

Основания прекращения права собственности на землю можно разделить на добровольные и принудительные, а принудительные, в свою очередь, на правомерные и неправомерные.

К основаниям добровольного прекращения права собственности на землю относятся:

- добровольное отчуждение земельного участка в собственность Республики Беларусь (ст. 51 КоЗ);

- добровольная передача земельных участков в государ­ственную собственность (ст. 54 КоЗ);

- добровольное отчуждение по сделке (ст. 47, 51 КоЗ).

Основаниями принудительного прекращения права соб­ственности на землю являются (ст. 60 КоЗ):

- изъятие земельного участка для государственных нужд;

- ликвидация негосударственного юридического лица Республики Беларусь;

- смерть гражданина и признания наследства выморочным;

- признание земельного участка бесхозяйным;

- признание пустующего жилого дома бесхозяйным и передача его в собственность соответствующей админи­стративно-территориальной единицы, изъятие ветхого жилого дома, не завершенных строительством незаконсервированных жилого дома, дачи у собственника путем выкупа административно-территориальной единицей или передачи соответствующему исполнительному комитету для продажи с публичных торгов;

- прекращение гражданства Республики Беларусь;

- выбытие или исключение из членов садоводческого товарищества, дачного кооператива по истечении од­ного года со дня прекращения членства в садоводчес­ком товариществе, дачном кооперативе;

- конфискация земельного участка;

- изъятие земельного участка в случае невыполнения требований, предусмотренных земельным законодательством:

- неуплата земельного налога по истечении двух налоговых периодов;

- использование земельного участка не по целевому назначению;

- неиспользование в течение одного года земельного участка, предоставленного для ведения сельского хозяйства, и двух лет — для несельскохозяйственных целей;

- если гражданин в течение одного года, а негосударственное юридическое лицо Республики Беларусь в течение шести месяцев со дня получения свидетельства (удостоверения) о государственной регистрации создания земельного участка и возникновения права на него либо в течение иного срока, установленного решением государственного органа, осуществляющего государственное регулирование и управление в области использования и охраны земель, принятым в соответствии с законодательными актами, не приступили к занятию данного участка;

- если гражданин в течение одного года, а негосударственное юридическое лицо Республики Беларусь в течение шести месяцев либо в течение иного срока, установленного в соответствии со ст. 57 КоЗ, после разрушения капитального строения (здания, сооружения), незавершенного законсервированного капитального строения в результате пожара, стихийных бедствий или иного вредного воз­действия, для строительства и (или) обслуживания которого предоставлялся земельный участок, не приступили к восстановлению разрушенного капитального строения (здания, сооружения), незавер­шенного законсервированного капитального строения или возведению нового;

- неосуществление мероприятий по охране земель, указанных в ст. 89 КоЗ;

- несоблюдение наследниками установленного ст. 52 КоЗ срока для обращения за государственной регистрацией перехода права частной собственности на переданный по наследству земельный участок;

- неисполнение обеспеченного ипотекой или залогом обязательства (ст. 50 КоЗ);

- для иностранных государств, международных организаций — изъятие аналогичного земельного участка на территории иностранного государства из собственности Республики Беларусь или когда это предусмотрено соответствующим международным договором (ст. 61 КоЗ).

Право частной собственности на землю может быть прекращено по постановлению суда, а в случаях, перечисленных в части первой ст. 61 КоЗ (добровольное отчуждение или передача земельного участка в государственную собственность; при изъятии для государственных нужд; при ликвидации негосударственного юридического лица; в случае смерти гражданина и признания наследства выморочным; в случае неисполнения залогодателем обеспеченного ипотекой или залогом обязательства; при признании земельного участка бесхозяйным), — также и по решению исполнительного комитета в соответствии с его компетенцией.

Основания прекращения права частной собственности на землю и собственности иностранных государств, международных организаций выступают одновременно основаниями возникновения государственной собственности на землю.

В соответствии со ст. 210 ГК собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законодательством, осуществляется их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает права и защищаемые законам интересы других лиц. Содержание и объем указанных правомочий зависит от формы и вида собственности на землю.

Правомочие владения представляет собой юридически обеспеченную возможность хозяйственного господства над землей. У Республики Беларусь как собственника земли это правомочие сочетается с правом территориального верховенства, которое распространяется на все земли, независимо от формы собственности, что позволяет устанавливать и изменять их правовой режим. Принадлежащее государству правомочие владения землей распространяется на все земли, находящиеся в государственной собственности, независимо от ее использования. Для других субъектов права собственности на землю правомочие владения неразрывно связано с обязанностью использовать земельный участок по целевому назначению.

Правомочие пользования означает юридически закрепленную возможность осуществлять эксплуатацию земли, извлекать ее полезные свойства, самостоятельно хозяйствовать на земле.

Государство как собственник земли непосредственно не пользуется ею, а передает землю в пользование другим субъектам. Правомочие пользования может быть реализовано иными субъектами права собственности на земельные участки с учетом следующих особенностей:

- возможные варианты использования земли в общем виде закреплены земельным законодательством;

- на собственника возложена обязанность использовать земельный участок по целевому назначению;

- на собственника возложены иные обязанности, связанные с использованием земли: осуществлять мероприятия по охране земель, благоустройство земельных участков, не нарушать права иных землепользователей, соблюдать установленные ограничения (обременения) прав на земельный участок.

Правомочие распоряжения заключается в совершении действий, которые определяют юридическую судьбу земельных участков.

Для государства важнейшим полномочием по распоряжению землями является определение целевого назначения земель, изъятие и предоставление земельных участков, в том числе в частную собственность, собственность иностранных государств, изъятие из собственности.

Субъекты права частной собственности на землю могут распорядиться земельным участком путем отчуждения исполнительным комитетам, совершения сделок, а граждане также путем передачи по наследству. Совершение сделок с земельными участками возможно лишь при соблюдении требований, предусмотренных земельным законодательством: запрет на изменение целевого назначения; соблюдение субъектного состава сделок; единство судьбы земельного участка и расположенных на нем капитальных строений (зданий, сооружений); совершение сделок при наличии документов, удостоверяющих права на эти участки; заключение сделок в письменной форме и их государственная регистрация.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 458; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.