Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Т е м а 5. Права на землю лиц, не являющихся собственниками земельных участков




1. Понятие и признаки прав на землю лиц, не являющихся собственниками земельных участков.

2. Правовые формы использования земельных участков лицами, не являющимися собственниками.

3. Основания возникновения прав на землю лиц, не являющихся собственниками земельных участков.

4. Основания прекращения прав на землю лиц, не являющихся собственниками земельных участков.

5. Содержание прав на землю лиц, не являющихся собственниками земельных участков, гарантии их прав.

 

Правовыми формами использования земельных участков лицами, не являющимися собственниками, являются: право общедоступного землепользования; право пожизненного наследуемого владения земельными участками; право постоянного пользования земельными участками; право временного пользования земельными участками; аренда (субаренда) земельных участков; право ограниченного пользования чужими земельными участками; использование земельных участков для изыскательских работ, строительства линейных сооружений, размещения геодезических пунктов.

Земельное законодательство предусматривает достаточно разнообразные правовые формы использования земельных участков лицами, не являющимися их собственниками. К ним относятся:

- право пожизненного наследуемого владения земельными участками;.

- право постоянного пользования земельными участками;

- право временного пользования земельными участками, в том числе концессия земельных участков;

- аренда земельных участков;

- субаренда земельных участков;

- земельные сервитуты;

- использование земельных участков на условиях временного либо постоянного занятия;

- общее землепользование граждан.

Эти права различаются по целям использования земельных участков, по субъектам, срокам, характеру и содержанию прав на землю.

Исходя из положений ст. 217 ГК, к вещным правам на земельные участки, наряду с правом собственности, относятся право пожизненного наследуемого владения, право постоянного и временного пользования земельным участком, сервитуты.

Перечисленные права на земельные участки могут предоставляться как в административном порядке (право пожизненного наследуемого владения, право постоянного временного пользования), так и в договорном порядке (право аренды, субаренды, концессии, земельные сервитуты). Право общего пользования земельными участками рассматри­вается как вид права общего природопользования и осуще­ствляется гражданами для удовлетворения их потребностей безвозмездно без закрепления этих ресурсов за ними и без получения соответствующих разрешений (ст. 16 Закона Республики Беларусь от 26 ноября 1992 г., в редакции от 17 июля 2002 г. «Об охране окружаю­щей среды»).

Общими признаками прав на земельные участки лиц, не являющихся собственниками земельных участков, являются:

- производность от права собственности на землю. Права на земельные участки лиц, не являющихся собственниками земельных участков, производны от права государственной или частной собственности на землю. Однако возникновение прав на основе частной собственности ограничено, поскольку собственники могут лишь передавать земельные участки в аренду, а также предоставлять земельные сервитуты;

- ограниченность содержания этих прав;

- устойчивость названных прав, что обеспечивается закреплением в законодательстве оснований и порядка их возникновения и прекращения, гарантиями защиты этих прав;

- платность прав на земельные участки, которая выражается во взимании платежей за использование земельных участков в форме земельного налога, арендной платы, платы за пользование земельным участком на условиях сервитута, кроме случаев, предусмотренных законодательством;

- целевой характер использования земельных участков, связанный с установлением целевого назначения земельного участка, которое является его обязательным признаком.

По содержанию право пожизненного наследуемого владения уже, чем право собственности, поскольку распорядительные правомочия субъекта данного права ограничены возможностью передать земельный участок по наследству, а также добровольно отказаться от земельного участка. Право пожизненного наследуемого владения является бессрочным и передается по наследству.

Согласно ст. 14 КоЗ субъектами права пожизненного наследуемого владения являются:

- граждане Республики Беларусь. На праве пожизненного наследуемого владения у граждан Республики Беларусь могут находиться:

- земельные участки, предоставленные им до вступления в силу КоЗ 2008 г.;

- земельные участки, право пожизненного наследуемого владения на которые перешло к ним в установленном порядке;

- земельные участки, предоставленные в соответствии с частью второй ст. 14 КоЗ;

- иностранные граждане и лица без гражданства, являющиеся родственниками наследодателя, в случае наследования земельного участка, предоставленного наследодателю в пожизненное наследуемое владение, если иное не установлено законодательными актами.

Статья 14 КоЗ устанавливает неисчерпывающий перечень целей, для которых земельные участки могут быть предос­тавлены на праве пожизненного наследуемого владения:

- для строительства и обслуживания жилого дома (в случаях, установленных Президентом, когда земельные участки предоставляются без проведения аукциона);

- для обслуживания жилого дома, квартиры в блокированном жилом доме;

- для ведения личного подсобного хозяйства;

- для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства;

- для коллективного садоводства;

- для дачного строительства;

- для традиционных народных промыслов (ремесел).

Предоставление земельных участков в пожизненное наследуемое владение осуществляется без проведения аукциона.

Граждане Республики Беларусь вправе приобрести земельный участок, находящийся у них на праве пожизненного наследуемого владения, в частную собственность в упрощенном порядке. Так, Согласно п. 5 Указа Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2007 г. № 667, если на таком земельном участке расположен жилой дом, принадлежащий гражданину Республики Беларусь на праве соб­ственности, земельный участок предоставляется в частную собственность без проведения аукциона. В иных случаях владелец имеет преимущественное перед другими лицами право при прочих равных условиях на приобретение в уста­новленном порядке используемых ими земельных участков в частную собственность, за исключением земельных участков, не подлежащих передаче в частную собственность (ч. 5 ст. 69 КоЗ).

Субъектами права постоянного пользования земельными участками могут быть только юридические лица Республики Беларусь. Новый КоЗ существенно сузил круг возможных субъектов данного права, ст. 15 КоЗ связывает возможность обладания данным правом с моментом предоставления земельного участка. Так, на праве постоянного пользования у юридических лиц Республики Беларусь мо­гут находиться земельные участки:

- предоставленные им до вступления в силу КоЗ 2008 г.;

- право постоянного пользования на которые в уста­новленном порядке перешло к ним от других юриди­ческих лиц Республики Беларусь;

- предоставленные после вступления в силу КоЗ 2008 г. только определенным в ч. 2 ст. 15 КоЗ юридическим лицам в установленных целях.

Право постоянного пользования земельными участками может быть предоставлено:

- государственным органам, иным государственным организациям (за исключением предоставления земельных участков для строительства автозаправочных станций) – для осуществления ими своих задач и функций, предусмотренных законодательством;

- негосударственным юридическим лицам Республики Беларусь – для обслуживания объектов недвижимого имущества, находящихся в государственной собственности;

‑ сельскохозяйственным организациям, в том числе крестьянским (фермерским) хозяйствам, иным организациям – для ведения сельского хозяйства, в том числе крестьянского (фермерского) хозяйства, а также для ведения подсобного сельского хозяйства;

- научным организациям, учреждениям образования – для исследовательских и (или) учебных целей в обла­сти сельского либо лесного хозяйства;

- государственным лесохозяйственным учреждениям, организациям местных исполнительных комитетов, в компетенцию которых входит ведение лесопаркового хозяйства, – для ведения лесного хозяйства;

- религиозным организациям – для строительства мест погребения, культовых строений, в том числе зданий епархиальных управлений, монастырских комплексов, духовных учебных заведений;

- юридическим лицам – для строительства многоквар­тирных жилых домов (за исключением жилых домов повышенной комфортности согласно критериям, определенным законодательными актами), обслуживания многоквартирных жилых домов, строительства и (или) обслуживания гаражей и автомобильных стоянок;

- садоводческим товариществам – для ведения коллективного садоводства (земельные участки общего пользования садоводческих товариществ);

- юридическим лицам, если требуется предоставление им другого земельного участка взамен изымаемого, в случаях, когда изымаемый земельный участок предоставлен таким лицам на праве постоянного пользования;

- юридическим лицам Республики Беларусь – при необходимости занятия дополнительного земельного участка, если в ходе реконструкции существующего объекта без изменения его функционального назначения либо при выполнении проектно-изыскательских работ выяснилось, что для строительства объекта требуется земельный участок большего размера, в случаях, когда первоначально земельный участок предоставлен юридическому лицу на праве постоянного пользования.

Право постоянного пользования земельными участками предоставляется без заранее установленного срока. Отнесение юридических лиц, использующих земельные участки в перечисленных целях, к субъектам права постоянного пользования земельными участками правомерно рассматривать в качестве меры государственной поддержки, поскольку предоставление этих титулов осуществляется без проведения аукциона и не связано с внесением платы за земельный участок.

Размеры земельных участков, предоставляемых на пра­ве постоянного пользования, законодательно не установле­ны и определяются проектом отвода земельного участка исходя из целей землепользования, местных условий и иных обстоятельств.

Субъектами права временного пользования земельными участками могут быть как юридические лица, так и граждане Республики Беларусь. При этом КоЗ содержит исчерпывающий перечень целей использования земли на данном праве, которые различаются в зависимости от субъекта. Согласно ст. 16 КоЗ право временного пользования земельными участками предоставляется:

- рассмотренным выше юридическим лицам – субъектам права постоянного пользования для целей, перечисленных в ч. 2 ст. 15 КоЗ. Земельные участки предоставляются юридическим лицам на праве временного пользования на срок до десяти лет, если иное не предусмотрено КоЗ и иными законодательными актами;

- юридическим лицам Республики Беларусь для добычи общераспространенных полезных ископаемых, в том числе торфа, а также для использования геотермальных ресурсов недр на срок до двадцати лет. Согласно ст. 33 Кодекса о недрах предоставление горных отводов для добычи полезных ископаемых подземным способом, использования геотермальных ресурсов недр может осуществляться как без изъятия земельного участка, так и с изъятием. В последнем случае предоставление недропользователю соответствующего земельного участка производится в порядке, установленном земельным законодательством. При этом возможность предоставления земельных участков во временное пользование ограничена двумя целями: добыча общераспространенных полезных ископаемых (полезных ископаемых, запасы которых свидетельствуют об их относительной достаточности для удовлетворения потребностей экономики на перспективу или которые в случае истощения их запасов могут быть заменены другими полезными ископаемыми) и использование геотермальных ресурсов недр (запасов глубинного тепла Земли, промышленное и иное хозяйственное использование которых с помощью современных технических средств экономически целесообразно);

- гражданам Республики Беларусь для огородничества; сенокошения и выпаса сельскохозяйственных животных – на срок до десяти лет. Цель «огородничество» предполагает согласно ст. 42 КоЗ выращивание овощей, картофеля, ягодных и иных сельскохозяйствен­ных культур;

- гражданам Республики Беларусь, указанным в ч. 2 ст. 41 КоЗ, для строительства (установки) временных индивидуальных гаражей на придомовых территориях на срок до десяти лет;

- национальным и иностранным инвесторам на основании концессионных договоров на срок до девяноста девяти лет в соответствии с земельным и инвестиционным законодательством. Законодательство Республики Беларусь рассматривает концессию как форму инвестиционной деятельности. Исходя из положений ст. 49 Инвестиционного кодекса, объектами концессии могут выступать лишь земельные участки, находящиеся в собственности государства, и не подлежащие передаче в частную собственность. Отнесение концессии к временному пользованию землей представляется спорным, поскольку право временного пользования является земельно-правовым титулом, основанным на административном решении, а право концессии – на договоре. Использовать земельный участок на условиях концессии вправе юридические лица, определяемые путем проведения конкурсов или аукционов.

Приведенный в ст. 15, 16 КоЗ перечень субъектов права постоянного и временного пользования не является исчерпывающим, поскольку законодательными актами могут устанавливаться и иные случаи предоставления земельных участков на данных титулах.

Лица, которым предоставлено право временного пользования земельным участком, обязаны возвратить земельные участки по истечении срока пользования либо своевременно обратиться за его продлением в порядке, установленном гл. 7 Положения о порядке изъятия и предоставления земельных участков.

Предельные размеры земельных участков, предоставляемых на праве временного пользования, законодательством не устанавливаются.

Аренда является наиболее универсальным земельно-правовым титулом, в связи с чем КоЗ предусматривает, что использовать земельные участки на условиях аренды могут граждане (независимо от их гражданства); индивидуальные предприниматели; юридические лица Республики Беларусь; иностранные юридические лица и их представительства; иностранные государства; дипломатические представительства и консульские учреждения иностранных государств; международные организации и их представительства.

На праве аренды могут быть предоставлены земельные участки, находящиеся как в государственной, так и в частной собственности. В аренду могут быть переданы земли, относящиеся к любым категориям и видам. Однако аренда земельных участков, находящихся в частной собственности, должна осуществляться с соблюдением их целевого на­значения.

Основанием возникновения права аренды земельных участков служит договор. По договору аренды земельного участка арендодатель обязуется предоставить арендатору земельный участок за плату во временное владение и пользование. При заключении договора аренды земельного участка должны соблюдаться условия совершения сделок с земельными участками, предусмотренные ст. 47 КоЗ и иными нормами законодательства.

Объектом договора аренды может быть индивидуально определенный земельный участок, т. е. имеющий границу и целевое назначение, зарегистрированный в установленном порядке. При этом земельное законодательство не содержит ограничений относительно возможности передачи нескольких земельных участков по одному договору аренды. Согласно ст. 17 КоЗ предоставление в аренду земельных участков, находящихся в частной собственности, на кото­рых расположены зарегистрированные в установленном порядке жилые дома, квартиры в блокированных жилых домах, дачи, садовые домики, иные капитальные строения (здания, сооружения), допускается только вместе с этими капитальными строениями (зданиями, сооружениями).

Арендодателями земельных участков, находящихся в государственной собственности, являются:

- местные исполнительные и распорядительные органы в соответствии с их компетенцией;

- администрации свободных экономических зон в случае предоставления земельных участков в границах данных зон их резидентам, если право предоставления земельных участков, в том числе с заключением договоров аренды этих земельных участков, делегировано администрациям свободных экономических зон соответствующими исполнительными комитетами. Согласно Закону Республики Беларусь «О свободных экономических зонах» в редакции от 10 ноября 2008 г., администрация свободной экономической зоны – это орган управления свободной экономической зоной, создаваемый в установленном порядке и форме. Резидентом свободной экономической зоны является юридическое лицо Республики Беларусь или индивидуальный предприниматель Республики Беларусь, зарегистрированные в установленном законодательством порядке администрацией этой зоны;

- арендодателями земельных участков, находящихся в частной собственности граждан, негосударственных юридических лиц Республики Беларусь, являются их собственники. В порядке исключения ст. 17 КоЗ предусматривает, что в случае наследования земельных участков, находящихся в частной собственности граж­данина, несовершеннолетними наследниками допускается предоставление земельных участков в аренду гражданам законными представителями наследников по согласованию с соответствующими исполнительными комитетами до приобретения наследниками дееспо­собности в полном объеме.

Договор аренды земельного участка является возмездным. За пользование земельным участком взимается арендная плата в размере, определяемом договором. Размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, определяется на основе базовых ставок ежегодной арендной платы.

Срок договора аренды земельного участка определяется договором. При этом ст. 17 КоЗ предусматривает общий максимальный срок договора аренды земельного участка (99 лет), а также минимальный срок аренды земель для ведения сельского хозяйства (10 лет). Срок аренды земель­ных участков, находящихся в государственной собственно­сти и предоставляемых для целей, связанных со строитель­ством и обслуживанием капитальных строений (зданий, сооружений), должен быть не менее нормативного срока эксплуатации этих объектов.

В соответствии со ст. 70 КоЗ по истечении срока договора аренды арендатор обязан возвратить предоставленные ему земельные участки либо своевременно обратиться за продлением договора.

Земельные участки, находящиеся в государственной собственности, могут предоставляться в аренду по результатам аукционов либо в административном порядке. Законодательство предусматривает проведение трех видов аук­ционов, по результатам которых может быть заключен договор аренды (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 26 марта 2008 г. № 462):

- на право заключения договоров аренды земельных участков;

- по продаже объектов государственной собственности и на право заключения договора аренды земельного участка для обслуживания недвижимого имущества;

- с условиями на право проектирования и строительства капитальных строений (зданий, сооружений) в г. Минске и областных центрах.

Без проведения аукциона земельные участки, находящиеся в государственной собственности, могут предоставляться в аренду субъектам и для целей, предусмотренных п. 6 Указа Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2007 г. № 667 «Об изъятии и предоставлении земельных участков». Эти субъекты освобождаются от внесения платы за право заключения договоров аренды земельных участков, находящиеся в государственной собственности, либо вносят ее по кадастровой стоимости.

Договор аренды земельного участка заключается в письменной форме и подлежит государственной регистрации в организации по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним.

Кодекс о земле 2008 г. впервые урегулировал вопросы предоставления земельного участка в субаренду. Субаренда может рассматриваться как вторичное землепользование, предоставляемое первичным землепользователем – арендатором земельного участка. Исходя из этого, определяется круг субъектов и условия договора субаренды. Арендатор вправе передавать арендованный земельный участок в субаренду при соблюдении следующих условий:

- осуществлена оплата права заключения договоров аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности;

- сохранено целевое назначение земельного участка;

- получено согласие арендодателя - в отношении земельного участка, находящегося в частной собственности;

- срок субаренды не превышает срока договора аренды.

Земельный сервитут может быть установлен при наличии двух земельных участков, принадлежащих различным землепользователям, – обременяемого и доминантного.

Под земельным сервитутом понимается право ограниченного пользования чужим земельным участком, устанавливаемое для обеспечения прохода, проезда, прокладки и эксплуатации газопроводов, нефтепроводов, воздушных и кабельных линий электропередачи, связи и других подобных сооружений, обеспечения водоснабжения и мелиорации, размещения геодезических пунктов, а также для иных целей, которые не могут быть обеспечены без предоставления такого права (ст. 1 КоЗ).

Таким образом, земельный сервитут может быть установлен только в тех случаях, когда соответствующая потребность доминантного земельного участка, в интересах которого устанавливается сервитут, не может быть удовлетворена иным способом.

Установления земельного сервитута вправе требовать любой землепользователь, независимо от его права на земельный участок, от землепользователя соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от землепользо­вателя иного земельного участка (ст. 19 КоЗ).

Земельный сервитут рассматривается как самостоятель­ное вещное право (ст. 217 ГК), хотя прямо не называется в перечне прав на земельные участки (ст. 3 КоЗ). С другой стороны, земельный сервитут относится к ограничениям (обременениям) прав на земельный участок.

Обременение земельного участка земельным сервитутом не лишает землепользователя права владения, пользования и распоряжения этим участком. Однако в соответствии со ст. 70 КоЗ обязанностями землепользователей является соблюдение условий земельного сервитута, при совершении сделок с земельным участком – предоставление заинтересованным лицам имеющейся информации о земельных сервитутах.

Землепользователь обремененного сервитутом земельно­го участка вправе требовать от лица, в пользу которого установлен земельный сервитут:

- плату за пользование земельным участком, если иное не установлено законодательными актами;

- возмещения убытков в соответствии со ст. 75 КоЗ.

Земельный сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления земельного сервитута, и землепользователем обременяемого им земельного участка. В случае недостижения соглашения об установлении и (или) условиях земельного сервитута спор разрешается судом по иску заинтересованного лица (ст. 45 КоЗ).

Земельный сервитут может устанавливаться на определенный срок (срочный земельный сервитут) и на неопределенный срок (постоянный земельный сервитут). Если в договоре о земельном сервитуте или постановлении суда об установлении земельного сервитута срок его действия не указан, земельный сервитут считается постоянным.

Особый порядок временного использования чужого земельного участка без его изъятия у землепользователя предусмотрен ст. 46 КоЗ для следующих целей:

- проведение изыскательских работ. Под изыскательскими работами понимаются работы, осуществляемые на местности в целях сбора информации о поверхности земли и (или) недрах для проектирования объектов, разработки месторождений полезных ископаемых и в иных целях;

- строительство (реконструкция, капитальный ремонт) подземных линейных сооружений, осуществляемое в границах охранных зон (контролируемых полос) этих сооружений;

- размещение геодезических пунктов.

В перечисленных случаях осуществляется использование земельных участков на условиях временного либо постоянного занятия. Такое использование возможно на земельных участках любых категорий.

Субъектом права пользования земельным участком в указанных целях являются юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие изыскательские работы, строительство (реконструкцию, капитальный ремонт) подземных линейных сооружений, размещение геодезических пунктов.

Использование земельных участков на условиях временного занятия, в отличие от земельного сервитута, осуществляется для удовлетворения публичных потребностей и имеет административно-правовую природу. Основания возникновения данного права различается в зависимости от цели пользования. Право пользования чужим земельным участков возникает на основании:

- разрешения на проведение изыскательских работ на земельных участках, которое выдается Минским городским, городскими (городов областного подчине­ния), районными, сельскими, поселковыми исполнительными комитетами на срок не более одного года по согласованию с землепользователями, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь. В настоящее время специальный порядок выдачи такого разрешения законодательством не урегулирован;

- земельно-кадастровой документации, акта выбора места размещения земельного участка в соответствии с утвержденной градостроительной документацией - в случае строительства (реконструкции, капитального ремонта) подземных линейных сооружений, осуществляемого в границах охранных зон (контролируемых полос) этих сооружений в срок до полутора лет без вырубки древесно-кустарниковой растительности (насаждений);

- утвержденных Государственным комитетом по имуще­ству технических проектов или смет на производство геодезических работ государственного назначения, составленных с учетом норм плотности размещения геодезических пунктов на территории Республики Бела­русь, а также технических проектов или смет на производство геодезических работ специального назначения, согласованных с Государственным комитетом по имуществу. При этом осуществляется уведомление собственников либо уполномоченных ими лиц о разме­щении геодезических пунктов на земельных участках или в капитальных строениях (зданиях, сооружени­ях). В данном случае срок возможного использования земельного участка законодательством не оговорен.

Поскольку использование земельных участков в данных целях рассматривается в КоЗ как ограничения (обременения) прав на земельные участки, законодательством предусматриваются определенные гарантии прав землепользователей, чьи земельные участки используются иными субъектами:

- землепользователи имеют право на возмещение убытков, причиненных временным занятием земельных участков, ограничением (обременением) прав на земельные участки (ст. 46, 75 КоЗ);

- юридические лица, индивидуальные предприниматели, проводящие изыскательские работы на земельных участках, обязаны за свой счет приводить эти земельные участки в состояние, пригодное для использования по целевому назначению. Приведение земельных участков в пригодное для использования по целевому назначению состояние производится в ходе работ, при невозможности этого – не позднее чем в месячный срок после завершения работ, исключая период промерзания почвы.

Для прав на землю лиц, не являющихся собственниками земельных участков, характерен более узкий круг оснований возникновения по сравнению с правом частной собственности. К ним относятся:

1) предоставление земельного участка на основании решений государственных органов, которое осуществляется в административном порядке (право пожизненного на­следуемого владения, постоянного и временного пользования). Решения о предоставлении земельных участков принимаются исполнительными комитетами различного уровня, а также при определенных условиях – администрациями свободных экономических зон. Указанные права пре­доставляются без взимания платы;

2) право аренды земельного участка, которое возникает на осно­вании договора аренды. Заключению договора аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности, предшествует принятие решения уполномоченным государственным органом, которое может быть принято как в административном порядке, так и по результатам аукционов. Предоставление земельного участка в аренду осуществляется при условии внесения платы за право заключения договора аренды, кроме случаев освобождения от платы;

3) право пожизненного наследуемого владения земельным участком, которое может переходить по наследству. По данному основанию право на земельные участки может возникать как у граждан Республики Беларусь, так и у иностранных граждан, лиц без гражданства;

4) приобретение права на земельный участок, владение которым осуществляется длительное время. Исходя из положений ст. 44 КоЗ, приобрести земельный участок по данному основанию могут граждане Республики Беларусь в пожизненное наследуемое владение и аренду;

5) право на использование земельного участка на условиях временного занятия, возникающее на основании разрешения исполнительного комитета на проведение изыскательских работ; земельно-кадастровой документации, акта выбора места размещения земельного участка для строительства (реконструкции, капитального ремонта) подземных линейных сооружений; технических проектов или смет на производство геодезических работ;

6) земельный сервитут, который устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления земельного сервитута, и землепользователем обременяемого им земельного участка либо по постановлению суда.

Основания прекращения различаются в зависимости от права на землю.

Право пожизненного наследуемого владения, постоянного и временного пользования земельным участком может быть прекращено в случае добровольного отказа от земельного участка, а также при принудительном прекращении данных прав. Право аренды (субаренды) земельного участка прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством или договором аренды, а также по принудительным основаниям.

Общими основаниями принудительного прекращения пожизненного наследуемого владения, постоянного и временного пользования, аренды (субаренды) земельного участка являются:

- изъятие земельного участка для государственных нужд;

- изъятие земельного участка в случае невыполнения требований, предусмотренных земельным законодательством:

- использование земельного участка не по целевому назначению;

неиспользование в течение одного года земельного участка, предоставленного для ведения сельского хозяйства, и двух лет - для несельскохозяйственных целей;

- если гражданин в течение одного года, а негосударственное юридическое лицо Республики Беларусь в течение шести месяцев со дня получения свидетельства (удостоверения) о государственной регистрации создания земельного участка и возникновения права на него либо в течение иного срока, установленного решением государственного органа, осуществляющего государственное регули­рование и управление в области использования и охраны земель, принятым в соответствии с законодательными актами, не приступили к занятию данного участка;

- неосуществление мероприятий по охране земель, указанных в ст. 89 КоЗ.

Право постоянного пользования и право пожизненного наследуемого владения земельным участком также могут быть прекращены:

- при неуплате земельного налога по истечении двух налоговых периодов;

- при признании пустующего жилого дома бесхозяйным и передаче его в собственность соответствующей административно-территориальной единицы, изъятии ветхого жилого дома, не завершенных строительством незаконсервированных жилого дома, дачи у собствен­ника путем выкупа административно-территориальной единицей или передачи соответствующему исполнительному комитету для продажи с публичных торгов;

- если гражданин в течение одного года, а негосударственное юридическое лицо Республики Беларусь в течение шести месяцев либо в течение иного срока, установленного в соответствии со ст. 57 КоЗ, после разрушения капитального строения (здания, сооружения), незавершенного законсервированного капи­тального строения в результате пожара, стихийных бедствий или иного вредного воздействия, для строительства и (или) обслуживания которого предостав­лялся земельный участок, не приступили к восстановлению разрушенного строения или возведению нового.

Право пожизненного наследуемого владения, кроме того, может быть прекращено:

- при выбытии или исключении из членов садоводчес­кого товарищества, дачного кооператива по истечении одного года со дня прекращения членства в садо­водческом товариществе, дачном кооперативе;

- в случае признания в соответствии с гражданским законодательством наследства выморочным;

- при прекращении гражданства Республики Беларусь;

- при несоблюдении наследниками установленного срока для обращения за государственной регистрацией перехода права пожизненного наследуемого владения земельным участком, переданным по наследству.

Право постоянного пользования земельным участком прекращается также в случае ликвидации юридического лица Республики Беларусь, которому предоставлен земельный участок.

Земельный сервитут прекращается по основаниям, пе­речисленным в ст. 65 КоЗ:

- по истечении срока действия земельного сервитута;

- по соглашению между землепользователем обремененного земельным сервитутом земельного участка и лицом, в интересах которого был установлен земельный сервитут;

- по постановлению суда;

- по иным основаниям, предусмотренным законодательными актами.

Лица, не являющиеся собственниками земельных участков, наделены правомочиями владения и пользования землей, которые осуществляются на условиях и в пределах, установленных земельным законодательством и условиями предоставления земельных участков.

Распоряжаться земельным участком названные субъекты могут только в случаях, предусмотренных земельным законодательством. Лица, не являющиеся собственниками земельных участков, могут распорядиться земельным участком (правом на него) следующими способами:

- добровольно отказаться от земельного участка;

- субъект права пожизненного наследуемого владения может распорядиться земельным участком на случай свой смерти путем составления завещания;

- арендатор наделен следующими распорядительными правомочиями: предоставлять арендуемый земельный участок в субаренду, передавать свои права и обязанности по договорам аренды земельных участков другим лицам, предоставлять право аренды в залог либо вносить в качестве вклада в уставный фонд хозяйственных товариществ и обществ. Реализация арендатором правомочия распоряжения возможна при условии сохранения целевого назначения земельного участка; требования о внесении платы за право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности; получения согласия собственника земельного участка, если участок находится в частной собственности; соблюдения иных условий действительности сделок с правами на земельные участки.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 1008; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.082 сек.